Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы", 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010) и программы курса «Юным умникам и умницам» автора О.А. Холодовой (Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». – М.: Москка РОСТ, 2012)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Приложение 1

к ООП НОО МБОУ «СОШ №6»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

для 4 класса

                                        Составитель: Каминская Т.Ю.

учитель начальных классов

2021-2022 учебный год

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010) и программы курса «Юным умникам и умницам» автора О.А. Холодовой (Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». – М.: Москка РОСТ, 2012). Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» в 4 классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы

 и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике                   (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи                  (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Виды деятельности во внеурочной деятельности Организация внеурочной деятельности по предметным областям позволяет выявлять индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.

К концу четвёртого года обучения обучающиеся должны уметь:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, простейшие умозаключения, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач;
  • составлять, моделировать и штриховать предметы;
  • находить закономерность;
  • классифицировать предметы, слова;
  • определять истинность высказываний;
  • решать геометрические задачи, ребусы, задачи-шутки, числовые головоломки.

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел/Тема

Формы организации занятий

Виды деятельности

1.

Задания на развитие внимания (9ч)

Беседы, Практикумы, игра.

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания,          его устойчивости, переключения

и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда

и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

2.

Задания, развивающие память

(8ч)

Индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, конкурс, подвижные игры

В рабочие тетради включены упражнения

на развитие и совершенствование слуховой            и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью                       и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают        и прочно сохраняют            в памяти различные учебные термины                              и определения. Вместе с тем у детей                     увеличивается объем зрительного               и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие                     и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил        и времени

3.

Задания на развитие и совершенствование воображения (8ч)

Индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, конкурс, подвижные игры

Развитие воображения построено              в основном     на материале, включающем задания геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций             из геометрических тел или линий,                    не изображающих ничего конкретного,           до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы                       для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек             с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета                 о котором идет речь)    и числограммы (предмет изображен           с помощью чисел).

4.

Задания, развивающие мышление (9ч)

Индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, конкурс, подвижные игры

Приоритетным направлением обучения                 в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов    и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа             и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные                  на формирование умений работать             с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Итого:

34 часа

               Тематическое планирование

по внеурочной деятельности

Умники и умницы

4 класс

2021-2022 учебный год

Количество часов в год: 34 часа

Количество часов в неделю: 1 час

урока

Тема урока

Запланировано

Проведено

кол-во

часов

дата

кол-во

часов

дата

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

(вводный урок).

1

06.09

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

13.09

3

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

20.09

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

27.09

5

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

04.10

6

Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

11.10

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

18.10

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

25.10

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

08.11

10

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

15.11

11

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

22.11

12

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

29.11

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

06.12

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

13.12

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

20.12

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

27.12

17

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

10.01

18

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

17.01

19

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

24.01

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

31.01

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

14.02

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

21.02

23

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

28.02

24

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

07.03

25

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

14.03

26

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

28.03

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

04.04

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

11.04

29

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

18.04

30

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

25.04

31

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

16.05

32

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

18.05

33

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

23.05

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Здоровячок" (2 класс)

                     Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровячок» составлена в соответствии с требованиями Федерального го...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности 1-4 класс

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности 1-4 класс...