Конспект урока "Решение составных уравнений"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Материал содержит конспект урока математики по теме "Решение составных уравнений", 4 класс,  УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Коновалова Елена Борисовна

Должность: учитель начальных классов

Категория: высшая

Образовательная организация: МБОУ «Ангоянская СОШ»

Форма: урок

Предмет: математика

Класс: 4

Тема: Нахождение неизвестного множителя. Решение составных уравнений.

Цель:  вывести алгоритм  решения составных уравнений.

Задачи:

Предметные:

  • систематизировать знания о компонентах действий;
  • дать определение составному уравнению;
  • научиться решать составные уравнения;
  • отрабатывать навыки устных и письменных вычислений;
  • совершенствовать умение решать задачи.

Метапредметные:

Формировать УУД:

Регулятивные: 

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе  оценки выполнения и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывать своё предположение.

 Познавательные: 

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Коммуникативные:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме; 
  • слушать и понимать речь других;
  • работать в паре, группе;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые результаты: 

   Предметные:

  • научаться решать составные уравнения на основе связи между результатом и   компонентами действия при умножении;
  • выполнять проверку вычислений;
  • решать задачи с недостающими данными;
  • соблюдать порядок выполнения действий в выражениях.

   Метапредметные: 

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке;
  • планировать свои действия на уроке в связи с поставленной задачей;
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • высказывать своё предположение;
  • осуществлять   самооценку  учебных действий.

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного;
  • ориентироваться  в предложенном материале, находить нужную информацию;
  • добывать новые знания.

Коммуникативные:

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • слушать и понимать речь других;
  • уметь работать в паре, группе;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Используемые педагогические технологии: системно-деятельностный подход, технология проблемного обучения, технология сотрудничества.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, cамостоятельная, групповая, в парах.

Ресурсы: Моро М.И., Бантова М.А. «Математика». Учебник для 4 класса начальной школы в 2  частях. Москва «Просвещение» 2012

Конспект урока

      1. Оргмомент.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

     2. Мотивация к учебной деятельности. 

         Учитель: Среди букв найдите слова и составьте предложение

         ВЕУВВМАТЕМАТИКАСРП

         ВПВПАВОТКРЫВАЕТМЬР

         ПВПАВСВОИСРПСОПООЛ

         ЩШГЛТАЙНЫЖЗШМШМ  

         Ученики: Математика открывает свои тайны

         Учитель: Чтобы математика открыла перед нами свои тайны, и мы успешно выполнили все задания,     какую  задачу перед собой поставим, как должны работать на уроке?

         Ученики: Внимательно слушать, правильно выполнять задания, думать.

3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

 Учитель: Что записано  на доске?

        х + 5=12             40 - х =36           х : 2=7       4 * х =16

 Ученики: Уравнения.

 Учитель: Что такое уравнение?

          Ученики: Выражение, которое содержит переменную, значение которой надо найти.

          Учитель: Как называется значение переменной, которое надо найти?

          Ученики: Корень уравнения.

          Учитель: Что значит найти корень уравнения?

          Ученики: Решить уравнение.

                            Работа в парах (по карточкам)

 Учитель: Определите, какая задача, записанная у вас на карточках, подходит к уравнению,   записанному на доске. Решите эти задачи.

1. Я задумала число,

Пополам делю его.

Вот его я разделила,

Семь в итоге получила.

Назовите вы его,

Мое первое число.

2. В хоре 40 мальчиков песни распевали.

Вскоре несколько из них голос потеряли,

И осталось в хоре 36 голосов.

Сосчитай без лишних слов, сколько потеряно голосов?

3. В кормушке сидело несколько птиц

К ним прилетело еще 5 синиц.

И стало в кормушке в кормушке сейчас.

Так сколько их было сначала?      

4. У этого цветка 4 лепестка.

Сколько росло цветков,

Если 16 таких лепестков.

4. Формулирование темы урока. 

Учитель: При помощи чего мы с вами сейчас решали задачи?

Ученики: При помощи уравнений.

Учитель:  Что ещё можно решать с помощью уравнений?

Ученики: Выражения.

         Учитель: Математика полна тайн и загадок. Сегодня на уроке

                                        Секреты уравнений будем открывать,

                                        Чтобы легко нам было их решать.

5. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Рассмотрите  уравнения, записанные на доске: 4*х=24 и 4*х=40-16  Чем похожи? Чем отличаются? Попробуем их решить?

6. Открытие новых знаний. 

Учитель: Вспомните алгоритм решения уравнений.

Ученики:

  1. Вспомнить компоненты действия данного уравнения.
  2. Определить неизвестный компонент.
  3. Вспомнить правило нахождения неизвестного компонента.
  4. Применить правило и найти неизвестный компонент.
  5. Записать ответ.
  6. Сделать проверку

Учитель: Используя алгоритм, решите первое уравнение. (Учащиеся решают уравнение 4*х=24)

Учитель: Можно ли решить второе уравнение, используя этот же алгоритм?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему?

Ученики: В ответе не число, а числовое выражение. 

Учитель: Как вы думаете, что надо сделать, чтобы решить это уравнение?

Ученики: Сосчитать правую часть.

Учитель: Попробуйте решить второе уравнение. (Учащиеся решают уравнение  

4*х=40-16)

Учитель: Такое уравнение называется составным. Давайте составим алгоритм решения составного уравнения.

Работа в группах

Алгоритм  решения составных уравнений

  1.  Найти значение числового выражения.

2. Вспомнить компоненты действия данного уравнения.

3. Определить неизвестный компонент.

4. Вспомнить правило нахождения неизвестного компонента.

5. Применить правило и найти неизвестный компонент.  

      6. Записать ответ.

      7. Сделать проверку.

6. Физминутка.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

7. Первичное закрепление изученного материала.

Учитель: Откройте учебники на странице 76  (Моро М.И., Бантова М.А. «Математика». Учебник для 4 класса. 1 часть). Прочитайте тему урока, рассмотрите решение предложенных уравнений. Для закрепления изученного материала выполним №375 (Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях).

8. Повторение пройденного материала.

Задача № 377. (стр.76)

Учитель: О чём идёт речь в этой задаче?

Учитель: Как двигались машины? 

Ученики: Навстречу друг другу.

Учитель: Сколько км до встречи прошла первая машина?

Ученики: 128 км.

Учитель: А вторая машина?

Ученики: Вторая машина прошла на 56 км меньше.

Учитель: Что надо найти в задаче?

Ученики: Расстояние между городами.

          ? на 56 км  м.                              128 км

                                                   2). +

        ?   км

                     

Учитель: Можем сразу ответить на главный вопрос задачи?

Ученики: Нет, мы не знаем, сколько прошла вторая машина. 

Учитель: Можем найти? Как?

Ученики: Т.к. сказано, что на 56 км меньше, надо от 128 отнять 56, это первое действие. Учитель: Что найдем вторым действием?

Ученики: Вторым действием узнаем расстояние между городами, действием  сложением. 

Учитель: Запишите решение задачи и ответ самостоятельно.

9. Рефлексия деятельности. Самооценка деятельности. Выставление оценок.

Учитель: Итак, наш урок подходит к концу. На следующих уроках мы продолжим работу с составными уравнениями. А пока закончите предложения:

        * Сегодня на уроке я узнал …..

        * Мне показалось интересным ….

        * Я закрепил …..

10. Домашнее задание.

Стр. 76 № 376, 379(2).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике по программе "Школа 2100", 3 класс. "Составные уравнения"

 Познакомить учащихся с решением нового вида составных уравнений, развивать мыслительные операции, такие как анализ, классификация, сравнение, обобщение, отработка навыка правильного чтения выражений ...

"Решение составных уравнений"

Данный урок проводится в 3-м классе по программе «Школа 2000» (учебник Петерсон Л.Г.). Поставленные цели реализуются посредством использования технологии деятельностного метода....

Конспект урока "Решение составных уравнений"

Первый  урок объяснения нового материала по теме "Составные уравнения" составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети выводят алгоритм решения составных уравнений, выполняют самооцен...

Конспект урока "Решение составных уравнений" 4 класс. Система РО Л. В. Занкова

Урок "Решение  составных уравнений"  проведён с использованием элементов рейтинговой системы оценивания....

Конспект урока проведенного в 3 классе по теме " Составные уравнения" .

ознакомление  с составными уравнениями, сводящимися к цепочке простых, и построение  алгоритма их решения...

Конспект урока по математике в 3 классе "Решение составных уравнений"

Конспект урока математики в 3 классе на тему "Решение составных уравнений", УМК Л.Г. Петерсон....