Дидактические игры
методическая разработка по математике

Представлены дидактические игы для формирования у младших школьников вычислительных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_razvitie_vychislitelnyh_navykov.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Игра 1 «Кто из них прав?»

Учебная задача: формирование умения правильно считать предметы.

Игровая задача: кто из зайцев считает лучше?

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/02/01/k_589193497ca17/386384_11.png


Таблички меняются, игра повторяется несколько раз.

Описание игры: учитель ставит на наборном полотне 7 морковок и 2 зайцев (белого и серого). Около белого зайца табличка с цифрой 8 , около серого - 7 . Надо пересчитать морковки и сказать, который из зайчиков считает правильно.

Итог игры: выигрывает тот, кто первым назовет правильный ответ.
Участники: весь класс.

Игра 2 «Математический телефон»

Идёт соревнование по рядам. Каждому ученику, сидящему за первой партой, учитель называет двузначное число шёпотом, чтобы не услышали другие ученики класса: 12, 13, 14.

Учитель показывает на первый прямоугольник, все ученики, получившие от учителя числа, прибавляют к нему число 5, затем поворачиваются к ученикам, сидящим за ними, называют им результат, и т.д. Ученики, сидящие за первыми партами, выполняют роль контролёров. Они выполняют всю цепочку действий. В конце соревнования ученики, сидящие за последними партами, должны записать окончательные ответы, а сидящие за первыми – утвердить их или отвергнуть. Побеждает тот ряд, который правильно и раньше всех выполнит всю цепочку действий.

Игра 3 «Яблонька»

Дети получают задания – выбрать те яблоки, на которых записаны примеры, например, с ответом 15.

Игра 4 «Наряди ёлочку»

Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров (от 8 до 10 в каждом). К доске выходят два ученика. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает последнюю игрушку, тот получает приз – рисунок с новогодней игрушкой.

Игра 5 «Кто считает лучше?»

Учащиеся класса делятся на три команды. Каждый член команды получает карточку с числом от 0 до 10. Учитель читает пример. Ученик, у которого на карточке соответствующий результат, встаёт. Тот, кто первый даёт правильный ответ, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Игра 6 «Определи маршрут корабля»

К магнитной доске прикрепляется рисунок корабля, и изображаются схематично (кружками) пристани. Каждая пристань нумеруется. Под пристанями располагаются примеры, в которых зашифрованы маршруты к другим пристаням. «Моряки» первой команды вызываются поочерёдно. Первый ученик решает пример, записанный под кораблём, показывает стрелкой, к какой пристани причаливает корабль. Он ведёт свой корабль к той пристани, где находится ответ этого примера. Второй ученик решает пример, записанный под пристанью, и ведёт корабль к другой, где находится ответ второго примера и т. д. Далее на доске открываются примеры для второй команды.

Игра 7 «Узнай слово»

На доске записаны примеры. Дети решают их. Каждому числу в ответе соответствует определённая буква. Ученики ставят буквы по порядку и разгадывают слово.

Игра 8 «Кто быстрее?»

Напротив каждого ряда на доске изображения самолёта, катера, машины. На них написаны примеры. Дети, решившие пример, быстро выходят к доске и пишут ответ. Быстрее доедет тот вид транспорта, где примеры будут решены быстрее.

Игра 9 «Почтальон»

На партах у детей карточки – номера домов. Выбирается почтальон. Он берёт письма, телеграммы, открытки. Затем выбирает себе любую корреспонденцию и решает задание, предложенное в ней. Определив ответ, он несёт оставшиеся письма и открытки на ту парту, где номер дома тот же, что и ответ его задания. Ученик с этой парты становится почтальоном.

Игра 10 «Алло, ответ верен»

На столах у детей картонные телефоны. Дети работают парами. Решая примеры либо выполняя задания по карточкам, или из учебника ученик сообщает ответ в трубку телефона. Сосед по парте подтверждает его правильность. Этот игровой момент используется при устном счёте, проверке и закреплении изученного материала.

Игра 11 «День и ночь»

Оборудование: карточки с цифрами у каждого ученика.

Содержание игры: учитель говорит «Ночь». Дети опускают головы на парту, закрывают глаза. Учитель: «Я задумала два числа, сложила их, у меня получилось 5 (4, 3, …). Какие числа я задумала? Кто отгадал эти числа, для того наступил день» (Дети поднимают головы и показывают числа)

Игра 12  «Опусти рыбку в море»

Оборудование: На плакате изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке написан свой пример. Изображение Нептуна. Слова Нептуна говорит учитель.

Содержание игры. Нептун: «Мои рыбки попали в неволю. Дети помогите им вернуться в море.» Дети решают примеры, спасают рыбок и отпускают их в море. Если ученик решил пример неправильно, то рыбка остаётся в аквариуме.

Игра 13 «Незнайка – математик»

Оборудование: изображение Незнайки, примеры могут быть записаны на доске или на плакате.

Содержание игры: Учитель вспоминает с детьми эпизоды из сказки Н. Носова о том, как Незнайка хотел стать поэтом, художником, музыкантом. «А вчера, ребята, он решил стать математиком и решил много примеров, и всем малышам и малышкам хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчёты космических кораблей и ракет. А сегодня он принёс нам свои расчёты, чтобы мы его похвалили. Давайте посмотрим, какой он математик». Дети по рядам проверяют 3 столбика примеров, исправляют ошибки.

Итог: Как вы думаете, ребята, возьмёт ли Знайка к себе в помощники Незнайку? Чему ещё надо научиться Незнайке? Итог игры можно связать с новой темой урока.

Игра  14 «Сбор плодов»

Оборудование: изображены два дерева, около каждого корзинки. На одном дереве прикрепляются рисунки яблок, на другом – груш. На обратной стороне рисунков различные примеры на сложение и вычитание.

Содержание игры: Девочки собирают в корзины «яблоки», мальчики – «груши». Ученик подходит к доске, выбирает яблоко или грушу и «рвёт» её с ветки. Если он правильно решит пример, то положит плод в корзину, если же нет – вернёт на дерево, а к доске выйдет следующий ученик.

Игра 15 «Детский сад» (игра в парах)

В детский сад с соответствующим номером подбираются игрушки. Например, в наборе две большие карточки: на первой написано число 36 (номер детского сада), а внизу приклеен медвежонок, на второй число 24 (номер второго детского сада) и медвежонок. В конверте ещё 16 маленьких карточек: на каждой медвежонок и один пример, в ответе которого либо 24, либо 36 (например. 72: 2, 12*3, 18*2, , 9 * 4, 48:2, 72:3 и т. д.)

Каждый из играющих берёт себе по одной карточке и затем ходит по очереди. Выигрывает тот, кто скорее «завезёт» в свой детский сад всех медвежат, то есть подберёт 8 карточек с примерами, ответ которых соответствует номеру детского сада. Ценность игры в том, что у неё большое число вариантов (меняются игрушки и примеры).

Игра 16 «Лучший считающий в классе»

Работа в парах. 1 ученик показывает другому пример (на обороте ответ для быстрой проверки). Считает, сколько примеров решено за 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Кто больше всех решит примеров за 2 минуты, является лучшим считающим в классе.

Игра 17 «Обгонялки»

Каждый ряд получает карточку с примерами. (Сколько учеников, столько и примеров.) Решив один пример, ученик передаёт следующему эту карточку.

Игра 18 «Корабль стартует в космос»

Оборудование: макеты 3 кораблей, на отдельных трёх листах записаны примеры.

Содержание: На доске 3 модели ракеты и записаны задания для каждого члена экипажа корабля (в одном экипаже 7 человек). Выполнив своё задание, каждый ученик передвигает свою ракету на ступеньку вперёд.Итог игры: команда, закончившая решение примеров первой, говорит: «Пуск» - и первой летит в космос.

Игра 19 «Занимательные квадраты»

Материал игры: не заполненный занимательный квадрат, то есть в котором отсутствуют числа в клетках.

Содержание: Заполнить квадрат так, чтобы сумма, расположенная в рядах, в столбиках и по диагонали получилась одинаковой.

135

120

195

165

Игра 20 «Кто быстрее и верно назовёт числа по порядку от большего к меньшему и наоборот?»

21

28

30

23

35

27

36

32

26

34

25

33

22

29

31

24

Соревнуются 2 ученика. Эта игра развивает внимание, наблюдательность, способствует отработке счёта.

Игра 21 «Какое число я задумал?»

Содержание игры:

Даётся задание: - Я задумал число, ты его отгадаешь, если правильно от 100 отнимешь 50, к результату прибавишь 25, а сумму разделишь на 3, Какое число я задумал?

Игра 22 «Узнай, что здесь написано»

Оборудование: таблица с цифрами от 1 до 11, причём каждая цифра имеет свою букву.

1  2  3  4  5  6  7  8  9   10   11

с  о  и  ч  г  л  у  т  ф    а     р

Содержание игры: Учитель пишет на доске три столбика примеров и предлагает каждому ряду решить по одному столбику и рядом с ответом написать букву, которая стоит под соответствующим номером в таблице. Если прочитать буквы в каждом столбике сверху вниз, то получится слово.

72:18 = … 56:8 =… 99:11 =…

96:32 =… 80:16 = … 39:13 = …

17:17 =… 100:50 = … 100 – 95 =…

96:16 = … 80 – 74 =… 84:12 =…

54:27 =… 40 – 29 =...

80:8 =…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "В волейбол играем-английский повторяем!"

Игра предназначена для повторения темы "Животные" на уроках английского языка. Для детей, начинающих изучать язык. ( 2 класс)....

Дидактические игры по теме "Зимние Олимпийские игры"

Дидактические игры представлены в виде презентации, предназначены для учащихся начальной школы к уроку физической культуры....

Дидактическая игра "Биржа". Во время этой игры детям предлагаются дифференцированные задания по окружающему миру и математике в 4 классе.

Наша "Биржа" интеллектуальная. Мы "покупаем акции", то есть задания и обмениваем их на оценки. Карточки с заданиями разных цветов: для сильных, средних и слабых. Первые двое учеников, справившиеся с з...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Дидактическая игра «Кто играет в прятки с Черепашкой?» (для дошкольников)

Дидактическая игра «Кто играет в прятки  с Черепашкой?»Разработала: учитель-логопед Марченко Елена АлександровнаЗадачи:- учить понимать значение глаголов, объединять их единым смыслом (по тр...

Дидактическая игра "Своя игра"

Класс делится на две команды. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков (вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсуждения в команде дети отвечают на поставлен...

Дидактическая игра по математике "Своя игра"

Дидактическая игра по математике "Своя игра" для учеников второго класса. Целесообразно её проводить в конце учебного года, так как весь материал нацелен на повторение изученного за весь год...