Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме: "Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц".
план-конспект урока по математике (1 класс)

Еремина Ирина Владимировна

Учебный предмет: математика, 1 класс

УМК: «Школа России». Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока:

Обучающие: формировать умения учащихся  умение увеличивать (уменьшать)  на несколько единиц.

Развивающие: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, продолжить обучение работе в группе, формировать умение аргументировать свой ответ.

Воспитывать взаимоуважение, взаимопомощь.

Педагогические цели: познакомить с новым видом задач;  создать условия для развития навыков устного счёта;  умение прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3; закрепления знаний состава изученных чисел;  развивать внимание, наблюдательность; прививать интерес и любовь к математике.

Планируемые результаты (предметные): уметь находить в тексте задачи «условие» и «вопрос»;  объяснять выбор действий; решать простые задачи: на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц, «увеличить (уменьшить) на …»; использовать знаково-символические средства при  решении задач нового вида.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать последовательность действий;

Коммуникативные: анализировать информацию; анализировать действия при решении задач нового вида; передавать информацию (устным, письменным, цифровым способами); уметь слушать одноклассников и учителя, вступать с ними в диалог.

Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ставить вопросы, формулировать свои затруднения.

Личностные: проявляют познавательный интерес, принятие образа «хорошего ученика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_uroka_uvelichenie_chisla_na.docx53.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

 Учитель: Еремина И.В.

Тема. Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц.

Учебный предмет: математика, 1 класс

УМК: «Школа России»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока:

Обучающие: формировать умения учащихся  умение увеличивать (уменьшать)  на несколько единиц.

Развивающие: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, продолжить обучение работе в группе, формировать умение аргументировать свой ответ.

Воспитывать взаимоуважение, взаимопомощь.

Педагогические цели: познакомить с новым видом задач;  создать условия для развития навыков устного счёта;  умение прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3; закрепления знаний состава изученных чисел;  развивать внимание, наблюдательность; прививать интерес и любовь к математике.

Планируемые результаты (предметные): уметь находить в тексте задачи «условие» и «вопрос»;  объяснять выбор действий; решать простые задачи: на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц, «увеличить (уменьшить) на …»; использовать знаково-символические средства при  решении задач нового вида.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать последовательность действий;

Коммуникативные: анализировать информацию; анализировать действия при решении задач нового вида; передавать информацию (устным, письменным, цифровым способами); уметь слушать одноклассников и учителя, вступать с ними в диалог.

Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ставить вопросы, формулировать свои затруднения.

Личностные: проявляют познавательный интерес, принятие образа «хорошего ученика».

Оборудование:

- М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Учебник для 1 класса «Математика» (в 2-х частях). Часть 2. –М.: «Просвещение», 2015

- Т.Н.Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике к УМК М.И.Моро и др.(«Школа России»). –М.: «Вако», 2016

- М.И.Моро, С.И.Волкова. «Математика». Рабочая тетрадь (в 2-х частях). Часть 2. –М.: «Просвещение», 2019

Презентация

Оборудование: мешок новогодний, 2 подарочные коробки, 7 морковок, таблицы для инд. работ, красные и синие круги (по 10 штук

Методы и приёмы:

Проблемно-диалогический метод (подводящий диалог, создание проблемной ситуации)

Групповая работа

Парная работа

Исследовательские методы обучения (выдвижение гипотезы, классификация, наблюдение)

Самостоятельная работа

Самооценка

Ход урока

Этапы занятия

Содержание деятельности

педагога

Содержание 

деятельности

обучающихся

Планируемые результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

1

Организационный момент.

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную работу

Создание эмоционального настроя на  совместную коллективную работу.

  - Здравствуйте ребята

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.  (Слайд )

    Так что время не теряем

    И работать начинаем

- А какими мы должны быть на уроке?

- Наша волшебная палочка  советует быть на уроке очень внимательными… 

- Мы отправимся сегодня в необычное путешествие.

- Кто из вас знает волшебные слова?

Давайте их с вами произнесём: «Крибли, крабли, бум!» (Слайд )

Эмоциональный настрой.

Учащиеся оценивают свой настрой на урок

Личностные: 

- положительное отношение  к изучению предмета математики;

2

Мотивация учебной деятельности.

Актуализация.

Цель: формирование навыков быстрого устного счета

(Слайд )

- Кто этот человек?  Угадали?

Индивидуальная работа.

- Ребята, выполнят работу на карточках и мы с вами узнаем,  как зовут этого человека.

I – 6   Ё– 7      Т- 4       Р  -  8      П - 5

+2

 3

5

2

6

4

Л – 0       К-6          Ё-  2         А -3

-3

5

3

9

6

Организация фронтальной деятельности учащихся:

Логическая разминка.

8

2

0

2

5

8

4

5

3

3

Н

О

В

О

Г

О

Д

Н

Я

Я

-За каждый правильный ответ вы получите игрушку с буквой, и мы тоже соберём слово. Готовы?

- Сколько лап у двух кошек?  (шарик с буквой -Н)

-У мамы дочка Даша, сын Паша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько детей у мамы?  (шарик с буквой - О)

-На тарелке лежали 4 яблока и 2 банана. Сколько овощей лежало на тарелке? (В)

-Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (О)

-Ваня идёт до школы 5 минут. Сколько времени он потратит, если поёдёт вдвоём с другом? (Г)

-Трём братьям 4, 6, 8 лет. Борис старше Алёши, Алёша старше Миши. Кто старший?  Сколько лет Борису? (О)

- Кто младший? Сколько лет Мише? (Д)

-5 яиц варятся 5 минуты. Сколько минут варится одно яйцо? (Н)

- Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги?

 ( две игрушки с буквами Я)

Проверка.

- Посмотрите, что получилось у ребят, которые работали по карточкам?   (Пётр I , ёлка)

А у нас получилось слово (Новогодняя)

А вы знаете кто такой Пётр I? 

Петр 1 создал Российскую империю, поэтому оказался последним царем всея Руси и  первым Императором Всероссийским.

– Кто скажет, случайно ли получились у нас эти слова?

– Ребята, а вы видите какую-нибудь связь между этими словами?

В этом году традиции отмечать праздник Нового года и ставить дома ёлку исполнится 320 лет. Это обычай ввел на Руси император Пётр 1.

(заранее подготовленный ученик)

-А Милана расскажет нам, о том,  что она узнала дома вместе с родителями про празднование Нового года.

(Раньше на Руси Новый год отмечали 1 сентября. Связано это было с окончанием лета и уборкой урожая.

Еще раньше, в дохристианской Руси, праздник отмечали 22 марта,  это было связано с наступлением весны и как бы с зарождением новой жизни).

 4 ученика работают с таблицами, выполняют

вычисления (в парах), отгадывают слова

Учащиеся вступают в диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы

Учащиеся вступают в диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы, опираясь на свой жизненный опыт

Личностные: 

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные: 

- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Коммуникативные: 

- умение понимать задаваемые вопросы;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

Предметные: 

- нахождение неизвестного слагаемого.

3

Постановка учебной задачи

Цель:

создание условий для постановки учебной задачи

Открытие «нового» знания

Цель: создание условий для выявления обучающимися новых знаний и развитие умений находить ответы на проблемные вопросы

Самоопределение к деятельности

- Кого всегда ждут дети на празднике? (Деда Мороза).

Совершенно верно и неспроста, у него есть мешок с подарками.

- Ой, ребята, мы забыли про наших гостей…

Они, наверное, уже устали и хотят кушать.

Сколько зайчиков к нам пришло? (5)

Достаньте из мешка столько же морковок.

Сколько морковок вы достали? (5)

А что нужно сделать, чтобы морковок стало на 2 больше чем зайцев?

(Достать еще две морковки)

Сравним чего же теперь больше? На сколько больше?

(Больше морковок. На 2)

В лесу еще много лесных жителей, давайте и им  подарим.

У меня есть 2 коробки. В одну я попрошу положить 4 ореха. Помогите нам  считать (считаем хором).

А во вторую  мы положим на 2 ореха больше. Как это сделать?

Проблемная ситуация.

-Что же мы сегодня будем учиться делать на уроке?

(Увеличивать число)

- А как по – другому,  в математике  называют это действие? (плюс; прибавить; сложение; увеличение).            

 

На доску закрепить опоры с этими словами.

- Давайте все вместе прочитаем  слова на доске (задача, увеличение).

-Подумайте и скажите, чему мы научимся  на уроке?

-Правильно! Тема нашего урока:

 « Задачи на увеличение числа  на несколько единиц».

-Чему же мы будем учиться на уроке?

-Сравните своё высказывание с учебником

Дети смотрят презентацию и слушают учителя

Отвечают на вопросы, осуществляют анализ объектов, используя наглядный материал для решения  учебной задачи.

Обсуждение проблемной ситуации.  Выдвижение гипотез.

Учащиеся вступают в диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы, опираясь на свой жизненный опыт

Формулируют цели урока и записывают на доске.

Личностные: 

- интерес к новому опыту;

Познавательные: 

- анализ и выделение существенной информации;

Коммуникативные:

- умение выражать свою точку зрения;

- умение адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Регулятивные: 

- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- умение следовать пунктам алгоритма;

- умение отличать верно выполненное задание от неверного;

Предметные: 

- умение выделять задачи из предложенных текстов;

- умение различать структуру текстовой задачи;

- умение различать условие задачи, вопрос; 

-  умение правильно оформлять решение задачи в тетради;

 

Физкультминутка.

Организация физкультминутки.

Физминутка . Слайд

Все встают. Хлопните в ладоши на 1 раз меньше, чем синих кружков.

Наклон вправо на 3 раза меньше, чем красных кружков.

Наклон влево на 3 раза меньше, чем зелёных кружков.

Присели на 1 раз больше, чем синих кружков.

-Физкультминутка для глаз

Осуществляют профилактику утомления

Регулятивные: 

- умение осуществлять  пошаговый  контроль своих действий с ориентацией на действия  учителя

4

Усвоение нового способа действий

Цель: подведение детей к самостоятельному выводу способа действия.

  1. Работа по учебнику.

- Учебник стр.6

Рассмотрите рисунок.

-Сколько чашек с блюдцами приготовили на праздничном столе? (7)

Сколько надо положить под них салфеток?(7)

составим первую схему к рисунку. Сколько синих кругов в схеме? (7)

Посчитайте сколько красных? (7)

Что мы можем сказать? (красных кругов столько же сколько синих)

Практическая работа

-Запишите равенство (7=7)

- Что оно обозначает?   (7 равно 7.  Красных кругов столько  же, сколько синих кругов)

- Сравним с учебником.  (Сравнивают).

- Рассмотрим  второй ряд на рисунке

Сколько салфеток ещё положили (2)

-Сколько синих кружков поставим? (7)

А красных?  (на 2 больше)

-Что значит на 2 больше? (Это столько же, сколько синих, да ещё 2)

- Как это записать?

(7 да ещё 2)

7+ 2=9

2.Практическая работа

1.  (Один ученик у доски, остальные – на местах.)

- Положите 5 квадратов, ниже положите столько же кругов.

   - Как вы положили фигуры? (Парами – под квадратами  положили круги)

   - Что нужно сделать, чтобы кругов  стало на 2 больше? (Добавить ещё 2 круга.)

   - Добавьте 2 круга.  Каких фигур больше?

(кругов)

   - На сколько? (На 2.)

   - Что это значит? (Кругов столько же, сколько квадратов, да ещё 2.)

   - Сколько кругов? (7.)

   - Как узнали? (5 + 2=7.)

Что означают слова «на 2 больше» (столько же да ещё 2)

3.Решение задач.

1. Решение задачи №2, с.6  

- Прочитайте задачу про себя, приготовьтесь прочитать вслух.

- Прочитайте условие задачу всему классу!

(На столе 8 вилок, а ложек  на 1 больше)

- Поставьте вопрос к задаче!

(сколько на столе ложек?)

- Как вы понимаете выражение «на 1 больше»? (столько же, да ещё 1)

- Если, "ещё 1"то каким действием нужно решать задачу?  

- Запишите, пожалуйста, решение задачи в свои тетради!                                                                             (Один ученик записывает на доске.)

(8+1=9)

  1. Решение задачи №3  (с предварительным разбором)

 – Лене на новый год подарили игрушки. Какие?

-Ребята, прочитайте задачу.

- Кто сможет повторить условие задачи!

(Лене подарили 5 игрушек, а Кате на 3 значка больше)        

- Повторите, пожалуйста, вопрос задачи!

(Сколько значков у Кати?)

- Как вы думаете, каким действием нужно решать задачу? Объясните!

- Запишите, пожалуйста, решение этой задачи в свои тетради!

- Ещё раз повторите вопрос данной задачи!

- Мы ответили на вопрос задачи? Запишите ответ!

(5+3=8)

3.№ 4,с.6(по вариантам).

Самостоятельная работа.

Самопроверка.

5          3      5                                  3                    2

( Слайды 15,16.)

-Что значит увеличить на…?  Слайд 17.

 

Дети обсуждают  и составляют задачу в парах.

При проверке  каждая обыгрывают

  части задачи

В ходе работы с задачей учащиеся знакомятся с понятием «увеличить на…»

и устанавливают зависимость.

Дети обсуждают  и составляют задачу в парах.

Чтение и анализ задачи, составление решения

из счётного материала в парах

Решают задачи и вписывают решение.

ют ответы со слайдами.

Личностные: 

- использование своего жизненного опыта и опыта других людей для решения задач;

Регулятивные: 

- осуществление  пошагового  контроля своих действий с ориентацией на действия  учителя;

- умение следовать пунктам алгоритма;

- умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

Коммуникативные:

- участие в работе парами и группами;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- умение выражать свою точку зрения;

Предметные:

- умение различать структуру текстовой задачи;

Физкультминутка

- Хлопните в ладоши столько раз,  сколько надо вставить в первый круг (3)

- Кивните головою   столько раз,  сколько надо вставить во второй круг (2)

- Наклонитесь вперёд   столько раз,  сколько надо вставить третьем круге ( 3)

-  Присядьте столько раз,  сколько надо вставить  в четвёртом  круге (7)

Физкультминутка для глаз «Новогодняя»

Регулятивные: 

- умение осуществлять  пошаговый  контроль своих действий с ориентацией на действия  учителя

5

Обобщение и систематизация

Цель: повторить правило нахождения стоимости

1.Работа в тетради на печатной основе

- А сейчас самостоятельная работа в тетради.

№ 1 стр.4

-Кто догадался,  что нужно было сделать?

(Раскрасить 2 треугольника зелёным цветом, а круги -  красным на три больше)

-Оцените свою работу. Поставьте себе соответствующий знак.

Коллективное решение первого столбика.

3+ 2    2 = 7

8 – 2   2 = 4

9 – 2   2 = 5

Второй и третий столбик решают по группам.

По одному человеку от каждой группы  решают эти задачи на закрытой доске.

Учащиеся оценивают работу товарищей у доски, сверяя свою работу сих.

СЛАЙ   Ключворд: молодцы!

 

Проверка по группам.

Принимают и сохраняют учебную цель и

задачу.

Анализируют предложенный текст.

 Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- умение определять последовательность действий;

- умение следовать пунктам алгоритма, осуществление  пошагового  контроля своих действий с ориентацией на действия  учителя;

- умение отличать верно выполненное задание от неверного;

- умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

Личностные:

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Предметные:

- умение различать структуру текстовой задачи;

6

Этап подведения итогов учебного занятия, рефлесия.

Организация фронтальной работы по вопросам проблемного характера. Анализ и оценка успешности достижения цели. Планирование последующей работы.

-   Какие математические термины вы сегодня узнали?

-  Для чего нужно уметь решать задачи?

Я сегодня узнал(а)…..

                  запомнил(а)…..

                  повторил(а)…..

Мне понравилось на уроке……

 Оцените свои знания по новой теме с помощью светофора.

(Зеленый - урок прошел удачно,  я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!

Синий - сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легким. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный - задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь)

Формулируют полные ответы на вопросы. Высказывают предположения. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы.

Личностные: 

- положительное отношение  к изучению предмета математики;

Коммуникативные: 

- умение понимать задаваемые вопросы;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- умение выражать свою точку зрения;

Познавательные: 

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- умение под руководством учителя

 осуществлять  обобщение,  делать выводы (подведения под понятие).

Регулятивные:

 - умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

Предметные:

- умение выделять задачи из предложенных текстов;

- умение различать структуру текстовой задачи;

-  умение правильно оформлять решение задачи в тетради.

https://yandex.ru/images/search?rpt=simage&noreask=1&source=qa&text=%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80%20I&stype=image&lr=194- Пётр I

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%201%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0&stype=image&lr=194&source=wiz

http://matem103.wmsite.ru/elki/ - ёлка

https://www.syl.ru/article/363668/novogodnyaya-elka-istoriya-vozniknoveniya-i-interesnyie-faktyi - обычай новогодняя ёлка

https://24smi.org/celebrity/3555-petr-i.html - император Пётр 1

http://akenoo.ru/kupon/timthumb.php?zc=1&w=537&h=240&q=90&src=http://akenoo.ru/kupon/static/team/2013/1219/13874721963483.jpg&r=1455786493 – Дед Мороз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики 3 класс на тему задачи на уменьшение, увеличение числа в несколько раз

урок математики 3 класс на тему задачи на уменьшение, увеличение числа в несколько раз...

Технологическая карта урока математики 2 кл по теме " Задачи на учеличение и уменьшение в несколько раз"

Технологическая карта урока математики 2 кл по теме "Задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз"...

Технологическая карта урока математики(4 класс).Тема.Задачи на увеличение и уменьшение нескольких единиц выраженных в косвенной форме.УМК "Школа России"

Тема: «Задачи на увеличение и уменьшение нескольких единиц выраженных в косвенной форме».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с задачами на увеличение и уменьшение нескольких ед...

Презентация к уроку математики 3 класс на тему: "Задачи на увеличение числа в несколько раз"

В  презентации представлен материал по ознакомлению с темой: "Задачи на увеличение числа в несколько раз", а также разбор задач....

Технологическая карта урока математики 1 класс Тема: Задача. Составные части задачи.

Урок математики в 1 классе по теме "Задача. Составные части задачи." по программе Школа России (учебник Моро М.И.) разработан по ФГОС. Разработка этого урока заняла 2 место в муниципальном к...

конспект урока математика 4 класс по теме Задачи на уменьшение или увеличение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме

Цели учебного занятия:   Образовательная:  создать условия  для знакомства с задачами в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.  Раз...