«Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность».
план-конспект урока по математике (1 класс)

Михеева Лилия Ивановна

Урок математики в 1 классе по теме «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umenshaemoe_._vychitaemoe._raznost.docx67.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность».

УМК: «Школа России».

Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания:  названия компонентов действий при вычитании, способствовать  развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

- познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • Умение выделять название компонентов  при вычитании; уметь составлять равенства.
  • Умение называть компоненты действия вычитания
  • Умение читать равенства
  • Умение соотносить краткую запись с задачей
  • Умение решать задачу
  • Умение выбирать действия для решения задачи
  • Умение оформлять решение задачи

Личностные УУД.

  • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
  • Уметь делать выбор, как поступить  в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педпгога.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

  • Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
  • Уметь добывать новые знания , используя материал учебника, информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт
  • Построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД.

  • Уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • Уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Формы организации деятельности детей: групповая, фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Оборудование:

  • учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;
  • сигнальные карточки;
  • конверты со словами  

Ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

-Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие по сказочному городу «Цифр и сделаем маленькое открытие для себя.

-Какими качествами нужно обладать. Чтобы сделать открытие?

-Тогда отправляемся в путь!

Учащиеся проверяют готовность к уроку

Высказывания детей:

-Внимательными, наблюдательными, активными, умение поддерживать друг друга

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

1. Устный счёт.

-Посмотрите на доску (на доске вразброс цифры от 1 до 9)

-Вот мы встретились с первыми жильцами этого города. Назовите их. (выборочно)

-Приготовьтесь выполнить задание:

1. Запишите цифры, которые вы видите на доске в порядке возрастания. (1уч. у доски)

2. На ск.7 больше 4?-ответ обведите в кружок

3. Какое число следует за числом 8? ответ обведите в кружок

4. Сколько получится, если 6 уменьшить на 5? ответ обведите в кружок

-Это были легкие вопросы, а теперь посложнее.

5.Первое слагаемое3,второе  слагаемое 2.Найти сумму . ответ обведите в кружок

6.  6 увеличьте на 2 ответ обведите в кружок

7. Какое число предшествует числу 8? ответ обведите в кружок

-Посмотрите на эти цифры - вот сколько новых друзей мы нашли в этом городе!

-Все цифры у нас в кружочках?

-Какие цифры остались? Выпишите их(2,4,6)

-Составьте равенство на сложение используя только эти числа 2,4,6

-Какое равенство получилось у вас?

Запишите его, а я на доске.

-А ещё, какое равенство можем составить?

-Запишите его, а я на доске

-Какое свойство мы сейчас использовали?

-В чем его смысл?  

-А теперь составьте равенство на вычитание с этими числами. Что у вас получилось?

 -Ещё  какое равенство  можем составить на вычитание?

-Запишите его, а я на доске

- Каким правилом воспользовались при составлении равенств на вычитание?

-Прочитайте математическую запись, используя названия компонентов при сложении.

- А теперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов при вычитании.                                

Слушают и выполняют задания

учителя в тетрадях

     Оценивают результат своей работы,       находят оставшиеся цифры, выписывают их  и составляют равенство на сложение используя только это числа.

 2+4=6

  4+2=6

- Переместительное свойство сложения

-От перемены мест слагаемых сумма не изменяется

6-4=2

6-2=4

-Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получиться 2 слагаемое, если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.

- Первое слагаемое - 2, второе слагаемое -3, значение суммы равно5.

Ребята читают все записи

Анализ с целью выделения признаков

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: применять свои знания

(Познавательные УУД)

Выявление места и причины затруднения.

-  Вы смогли выполнить задание.

- В чём затруднение?

- Какую  же цель мы поставим на уроке? (Мы должны научиться  называть компоненты  при вычитании, правильно читать равенства на вычитание)

- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

    Фиксируют затруднение. Выявляют       место и причину затруднения.

 - Мы не знаем, как называются числа при вычитании.

  С помощью учителя ставят цель урока,

 называют тему урока

  - Мы должны научиться  называть компоненты  при вычитании, правильно читать равенства на вычитание.

- Название компонентов при вычитании

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

(Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД)

Построение проекта выхода из затруднения

-     Сегодня мы с вами попробуем сделать открытие. Для этого будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

- Для того, чтобы узнать как называется эти компоненты нам помогут слова-помощники, они находятся в конвертах.1 и 4 группы будут выбирать и обосновывать название первого компонента ,2 и 5 – название второго компонента, 3 и 6 – название третьего компонента.

- Какое задание вам нужно будет выполнить?

 В 1 конверте карточки со словами уменьшаемое, минусуемое, убираемое.

 Во 2 конверте – вычитаемое, отодвигаемое, выбрасываемое.

 В 3 конверте – разность, равняемость, результаемость.)

- При вычитании первое число уменьшается, значит, как его можно назвать?

-Выберите на ваш взгляд правильное название и положите его перед собой и обоснуйте своё решение.

- Второе число вычитают, значит, как его можно назвать?

- Третье число показывает разницу между первым числом и вторым, значит, как его можно назвать?

-Какое задание вам нужно было сделать?

-Перед вами три названия. А где мы можем проверить правильность выполнения задания?

- Давайте откроем учебник на с.29 и прочитаем, правильно ли вы догадались.  

- Молодцы.  Вы верно выбрали компоненты.

-Какой следующий шаг? (-Как можно схематично обозначить название компонентов?) (-А можно взять только первые буквы?)

-А теперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов действия вычитания. (второй пример тоже читаем)

   Вспоминают правила работы в группах, слушают задание учителя.

         

 Объясняют какое задание им нужно будет выполнить.

 

   Ребята выполняют задание в группах.

- Дети обосновывают свой выбор и прикрепляют карточки на доску.

  Высказывают предположение.

 - Проверить можно по учебнику.

  Ученики открыли учебник и проверяют.

 Ученики проговаривают следующий шаг.

 Читают математическую запись, используя названия компонентов.

 Второй пример тоже читают.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

(Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других

Умение договариваться, находить общее решение

 (Коммуникативные УУД)

Добывать новые  знания, находить ответы на вопросы, анализировать материал и делать выводы

(Познавательные УУД)

Физкультминутка

Счёт « цепочкой»

9-3+1-2+4= (9)    4+3-6+8-5= (4)

  Считают про себя. Показывают кивком головы, что  учителю можно проговаривать следующее действие. В конце называют ответ.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: применять свои знания

(Познавательные УУД)

Первичное закрепление во внешней речи

А теперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов действия вычитания. (второй пример тоже читаем) (фронтальная работа)

- Ребята, а теперь поработаем, а паре. Мы попробуем выполнить задание, используя полученные знания. Учитель поднимает пример – 1 вариант читает 2 варианту, используя названия компонентов действия вычитания, а потом наоборот

-Какое задание вам нужно будет сделать?

-Кто хотел бы всему классу прочитать, используя названия компонентов действия вычитания?

-Что тебе нужно было сделать?

-Удалось ли тебе выполнить задание?

-Всё ли ты сделал правильно или были недочёты?

-Молодцы! И с этим заданием вы справились.

  Читают математическую запись, используя названия компонентов действия вычитания.

  Работают в паре

 

 

     Анализируют и делают вывод

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: применять свои знания

(Познавательные УУД)

Умение слушать и понимать речь других

Умение договариваться, находить общее решение

 (Коммуникативные УУД)

Способность к взаимопомощи, переживание ситуации успеха при поддержке других участников группы и педагога

(Личностные УУД)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Вы поработали вместе в парах, что дальше необходимо сделать?

еперь мы попробуем самостоятельно выполнить задание 1 в учебнике, используя полученные знания. (Задание 1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запиши  разность этих чисел и вычисли её)

Проверка.  (на доске - образец)

-У кого всё верно?

 -Кто допустил ошибки?

- В чём причина?

   Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

 - Надо проверить себя.

 Выполняют задание самостоятельно

   Выполняют проверку по эталону

Умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, оценивать результат своей работы

(Регулятивные УУД)

Включение в систему знаний и повторение

-Где ещё мы сможем применить свои знания?

-Прочитайте задачу № 2, с.27.

-О чём говорится в этой задаче?

-Прочитайте условие задачи. Что известно?

-Что нужно узнать в задаче?

-Перед вами две краткие записи. img019img020

  Высказывают предположения

 - В решении задач

 Отвечают на вопросы учителя

Уметь оформлять свои знания в устной речи

(Коммуникативные УУД)

        

-  Какая подойдёт к нашей задаче? Почему?                       

-Подходит ли эта задача к нашей теме урока? Обоснуйте почему она подходит.

  - Какое выражение составим?

-Запишите решение самостоятельно.

(При проверке используем названия компонентов действия вычитания.)

Проверка.

-Поднимите руки те, кто выполнил по-другому.

Отвечают на вопросы учителя

- Подойдёт вторая, потому что яблок осталось меньше.

  Обосновывают свой выбор.

  Выполняют задание самостоятельно

    Проверяют свою работу

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

(Регулятивные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: применять свои знания

(Познавательные УУД)

Способность к самооценке. (Личностные УУД)

Рефлексия

-Какая тема урока была?

-Как называются числа при вычитании.

 - Какую цель ставили?

- Достигли цели?

-Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке

   Отвечают на вопросы учителя, фиксируют в памяти новое содержание.

 

 Оценивают свою работу.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД)