Система творческих заданий, направленных на активизацию познавательной деятельности младших школьников
материал по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Горшкова Е.В.

В работе представлена система творческих заданий , применяемых на уроках в начальной школе. Система направлена  на активизацию познавательной деятельности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система творческих заданий, направленных на активизацию познавательной деятельности младших школьников

В описании опыта своей деятельности  я представляю систему работы по активизации познавательных деятельности младших школьников на основе творческих заданий. Такие задания использую на всех уроках в начальной школе.

         На уроках математики использую такие задания как:                                      
      1. Разгадывание и составление  ребусов, кроссвордов на различные темы,  написание графических диктантов.
     2.Для развития психологических механизмов  (памяти, внимания, воображения, наблюдательности):
* Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры)

* Чем отличаются картинки?  и т.д.

         Такие задания способствуют совершенствованию качества произвольного внимания младших школьников: постепенно увеличивают его объем, улучшают его распределение, переключение, устойчивость.

          Для развития воображения: 
* Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка. 
*Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в виде треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что у тебя получилось. 
* Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур. 
* задачи — шутки, задания со спичками (А.Т.Улицкий, Л. А. Улицкий «Игры со спичками). 
      3. Решение частично-поисковых задач разного уровня. 
          Я  даю детям задания, решение которых они находят самостоятельно без моего участия или при моей незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания. 
      Это задания на выявление закономерностей: 
*Раздели фигуры на группы. 
*Найди «лишний» рисунок. 
*Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку. 
*Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники. 
*По какому принципу объединили данные фигуры и др. 
         4. Решение творческих задач. 
Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. 
Я использую разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: Монгольская игра «Танграм»  ( составление прямоугольника из треугольников и четырёхугольников)

        Приоритетное внимание на уроках математики в начальной школе уделяю развитию мышления. С этой целью даю учащимся задания, которые не требуют вычислений, однако учат строить правильные суждения, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.


           Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.
        Большую роль в развитии ребёнка играет эмоционально насыщенный дидактический (речевой) материал. Красота слова в учебных текстах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (пословицы, загадки, скороговорки), образные обороты речи, фразеологизмы – всё это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус.

         Большую ценность представляют загадки – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы.

            Я применяю загадки при классификации предметов в определённые группы, работа над многозначностью слов, с прямым и переносным значением слов.

           Немаловажную роль играют загадки при запоминании слов из словаря. Дети с удовольствием работают с ними. Загадки могут быть предложены по темам: «Овощи», «Фрукты», «Инструменты», «Животные», «Растения».

Работа над загадками ведётся при объяснении нового и закреплении изученного, самостоятельной и выборочной работе, но в любом виде работы загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно отражается на их знаниях, умениях, навыках, например, при изучении правил на уроках русского языка:

       Безударные гласные.

      «Без рук, без ног, а подпоясаны . » (Сноп – снопы). «Зубы есть, а рта нет .» (Пилы - пила.)

Правописание жи-ши, ча–ща, чу–щу.

«Хвостом виляет , зубаста, а не лает.» ( Щука)
« Белые,  душистые, в лесу растут, весной рано цветут». (Ландыши)  .  «Из горячего колодца через нос водица льётся». (Чайник.)
         Кроме этого на уроках русского языка использую следующие виды работ: 
      1. Виды работ частично творческого характера: предлагаю ребятам составить предложение по опорным словам, на заданную тему, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ и т.д. 
       2. Виды работ с творческой основой : даю задание - составь устный рассказ на тему,  из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу. 
       3. Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, написать сказку, сочинение — рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение — миниатюру. 
       
    На уроках литературного чтения использую следующие виды работ: 
       1. Чтение с остановками. Материалом для проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. Использование данной технологии ориентировано на импровизацию, догадку, творчество. 
         2. Карта слова. Создание карты слова требует творческого подхода, учащиеся включаются в творческий процесс. Даётся слово, образуется другая словоформа, синоним, антоним, значение слова в словаре, ассоциация, предложение из словаря, своё предложение. 
         3. Устное рисование текста или иллюстрирование произведения с выписыванием цитаты из произведения для данного рисунка. 
       4. Составление диафильма к сказке, рассказу. 
       5. Моделирование сказки. С помощью геометрических фигур, условных обозначений изобразить сюжет сказки. 
       Всё это способствует развитию не только речи детей, но и мысли, разума, души, воспитывает культуру чтения, понимание слова. Составление рассказов по иллюстрациям  учит детей правильно выражать свои мысли, обогащает их речь, вызывает у детей активность. А это путь к постижению прекрасного ,  пониманию гармонии.

           Данная система  творческих заданий направлена на:

  1. рост учебной мотивации через использование приёмов, способных сохранить интерес к учебному материалу;
  2. создание условий для самовыражения учащихся;
  3. создание комфортных условий занятий;
  4. использование разнообразных видов деятельности;
  5. углубление уровня понимания учебного материала посредством применения творческих заданий;
  6. конструктивное решение проблем школьниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках с использованием элементов рейтинговой системы»

         Предлагаемый мной опыт по теме «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках  с использованием элементов...

Использование системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Данный материал раскрывает спецификау использования системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ, включает  психоло...

Использование системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Данный материал раскрывает спецификау использования системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ, включает  психоло...

Концепция педагогической деятельности. "Активизация познавательной деятельности младших школьников"

В концепции излагаются принципы работы, методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников...

Использование системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Компьютер – это источник не только информации, средство  успешной работы, это будто живой организм, который порождает энергию для творческих планов, преодоления трудностей, которые обязател...