Значение творческого процесса для активизации познавательной деятельности младших школьников.
статья по теме
Тема по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_znachenie_tvorcheskogo_processa_dlya_.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию
Значение творческого процесса для активизации
познавательной деятельности младших
школьников.
Подготовила
Учитель начальных классов
ГОУ СОШ №662
Буданова Ирина Владимировна
Множество задач стоит перед современной школой. Одна из основных задач – помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.
Творчество можно рассматривать, как процесс соединения новых элементов с известным опытом с целью реализации свежей идеи или концепции. Суть любого творческого опыта – новаторство, способность уйти за пределы существующих правил и границ. Любая по-настоящему творческая мысль рождается в воображении. Есть такая поговорка: «Разум может отвечать на вопросы, воображение должно задавать их».
Дети имеют свою собственную «культуру». Отчасти оттого, что их речь еще не очень развита, они естественным образом склоняются к выбору других способов самовыражения. Искусство для них – естественный язык. Творческий опыт позволяет детям установить контакт с собственным воображением через какое-то действие, созидание руками. Глубина осознания, знания вообще приходят к нам, как через руки, так и через сознание. Контакт с самыми разными средствами художественного выражения позволяет детям приобрести большой опыт, который они получают именно на занятиях искусством.
С помощью нестандартного мышления, которое дает новые ответы и решения, дети могут получить качественный художественный опыт. Решая проблемы, связанные с искусством, они постигают истину, которая гласит, что «не существует единственно правильного ответа». Например: большинству, детей известно, что существует три основных цвета. Они узнают, что смешивая эти цвета, они могут создавать новые цветовые сочетания. Это становится возможным благодаря нетрадиционному мышлению и сбору фактического материала.
Важно помнить о том, что творческий импульс – это спутник жажды познания, присущий каждому человеку. Воспитание и направление в нужное русло этой потребности творить, должно быть главной целью учителей и родителей.
Качественный художественный опыт имеет большое значение в воспитании каждого ребенка. Он «высвечивает» оригинальность конкретного ребенка, формирует активную творческую позицию, которая способствует вступлению на позитивный путь, индивидуального роста и развития в рамках начальной школьной программы. Такая позиция переносится на другие аспекты жизни детей, обогащая их будущее, их взаимоотношения с другими людьми.
Творчество дает возможность детям наблюдать, изучать и творить, используя широчайшую гамму средств.
Такой творческий опыт помогает:
-уметь внимательно наблюдать и «фиксировать» свои ощущения и чувства;
-дает возможность реализовать, выразить свои визуальные идеи;
-развивает воображение и уменьшает боязнь ответственности, риска;
-дает детям еще один язык для самовыражения;
-учит решению творческих проблем методом проб и ошибок;
-формирует веру в себя и самопонимание;
-способствует приобретению таких навыков в работе, как целеустремленность и чувство ответственности;
-помогает детям развивать мелкую и крупную моторику;
-предоставляет возможность совершать эстетические открытия и суждения;
-формирует в детях широту восприятия мира под разными углами;
-воспитывает уважительное отношение к творческим замыслам других людей;
-доставляет удовольствие, которое вполне можно пронести через свою сознательную жизнь.
Ведя любое творческое занятие, следует избегать клише настолько, насколько это возможно. Образцы или эскизы приводят к одинаковости, унификации, и ребенок уже не может оторваться от образца, чтобы выразить в рисунке свою собственную мысль. Позволяя детям создавать свои модели, учитель выказывает доверие своим ученикам, показывает, что верит в то, что у них все получится, тем самым подчеркивая значимость, важность мыслей и взглядов учеников. При этом важно научить детей и конструктивной оценке – это, прежде всего оценка затраченных усилий и собственного замысла, а не оценка самого «продукта произведения».
Для этого ученику можно предложить вопросы:
-Как тебе пришла в голову такая чудесная мысль?
-Ты рад тому, что у тебя получилось?
-Ты думаешь, что уже закончил сою работу?
-Стоит ли показывать твою работу на выставке?
-Расскажи о своей работе.
Во время классных собраний положительный опыт, приобретенный ребенком, его успехи должны быть обязательно прокомментированы учителем. Лишь отмечая успехи детей можно добиться желания узнавать, познавать и действовать дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграционные процессы в исследовательской деятельности младших школьников.
В работе представлен материал, отражающий интеграционные процессы в обеспечении качества начального школьного образования. Работа будет интересна тем, кто изучает и решает проблемы интеграции для обес...
Обобщение опыта в развитии творческого потенциала в проектной деятельности младшего школьника
из опыта работы...
развитие творческой и учебно-познавательной деятельности младших школьников
доклад+презентация...
Творческая деятельность младших школьников в процессе формирования читательского пространства
Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существующее, создание чего - то нового, ценного не только для одного человека, но и для других. Оно существует везде, где...
Формирование вариативности как общей творческой способности в учебной деятельности младших школьников.
Среди многих проблем в психологической науке одно из важнейших мест всегда занимала проблема развития творческих способностей. Актуальность этой проблемы в настоящее время нельзя считать делом м...
Значение оценки как мотива учебной деятельности младшего школьника.
Значение оценки как мотива учебной деятельности младшего школьника....
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается актуальный вопрос формирования личностных и метапредметных результатов на примере вовлечения обучающихся начальной школы в проектную деятельность. Автор представляет свой педа...