Значение творческого процесса для активизации познавательной деятельности младших школьников.
статья по теме

Буданова Ирина Владимировна

Тема по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_znachenie_tvorcheskogo_processa_dlya_.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                        Тема по самообразованию

    Значение творческого процесса для активизации                

      познавательной деятельности младших        

         школьников.

                                        

                                                                                                    Подготовила

                                                                                      Учитель начальных классов

                                                                                                 ГОУ СОШ №662

                                                                                   Буданова Ирина Владимировна

Множество задач стоит перед современной школой. Одна из основных задач – помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.

Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.

Творчество можно рассматривать, как процесс соединения новых элементов с известным опытом  с целью реализации свежей идеи или концепции. Суть любого творческого опыта – новаторство, способность уйти за пределы существующих правил и границ. Любая по-настоящему творческая мысль рождается в воображении. Есть такая поговорка: «Разум может отвечать на вопросы, воображение должно задавать их».

Дети имеют свою собственную «культуру». Отчасти оттого, что их речь еще не очень развита, они естественным образом склоняются к выбору других способов самовыражения. Искусство для них – естественный язык. Творческий опыт позволяет детям установить контакт с собственным воображением через какое-то действие, созидание руками. Глубина осознания, знания вообще приходят к нам, как через руки, так и через  сознание. Контакт с самыми разными средствами художественного выражения позволяет детям приобрести большой опыт, который они  получают именно на занятиях искусством.

С помощью нестандартного мышления, которое дает новые ответы и решения, дети могут получить качественный художественный опыт. Решая проблемы, связанные с искусством, они постигают истину, которая гласит, что «не существует единственно правильного ответа». Например: большинству, детей известно, что существует три основных цвета.  Они узнают, что смешивая эти цвета, они могут создавать новые цветовые сочетания. Это становится возможным благодаря нетрадиционному мышлению и сбору фактического материала.

Важно помнить о том, что творческий импульс – это спутник жажды познания, присущий каждому человеку. Воспитание и направление в нужное русло этой потребности творить, должно быть главной целью учителей и родителей.

Качественный художественный опыт имеет большое значение в воспитании каждого ребенка. Он «высвечивает» оригинальность конкретного ребенка, формирует активную творческую позицию, которая способствует вступлению на позитивный путь, индивидуального роста и развития в рамках начальной школьной программы. Такая позиция переносится   на другие аспекты жизни детей, обогащая их будущее, их взаимоотношения с другими людьми.

Творчество дает возможность детям наблюдать, изучать и творить, используя широчайшую гамму средств.

Такой творческий опыт помогает:

-уметь внимательно наблюдать и «фиксировать» свои ощущения и чувства;

-дает возможность реализовать, выразить свои визуальные идеи;

-развивает воображение и уменьшает боязнь ответственности, риска;

-дает детям еще один язык для самовыражения;

-учит решению творческих проблем методом проб и ошибок;

-формирует веру в себя и  самопонимание;

-способствует приобретению таких навыков в работе, как целеустремленность и чувство ответственности;

-помогает детям развивать мелкую и крупную моторику;

-предоставляет возможность совершать эстетические открытия и суждения;

-формирует в детях широту восприятия мира под разными углами;

-воспитывает уважительное отношение к творческим замыслам других людей;

-доставляет удовольствие, которое вполне можно пронести через свою сознательную жизнь.

Ведя любое творческое занятие, следует избегать клише настолько, насколько это возможно. Образцы или эскизы приводят к одинаковости, унификации, и ребенок уже не может оторваться от образца, чтобы выразить в рисунке свою собственную мысль. Позволяя детям создавать свои модели, учитель выказывает доверие своим ученикам, показывает, что верит в то, что у них все получится, тем самым подчеркивая значимость, важность мыслей и взглядов учеников. При этом важно научить детей  и конструктивной оценке –  это, прежде всего оценка затраченных усилий и собственного замысла, а не оценка самого «продукта произведения».

Для этого ученику можно предложить вопросы:

-Как тебе пришла в голову такая чудесная мысль?

-Ты рад тому, что у тебя получилось?

-Ты думаешь, что уже закончил сою работу?

-Стоит ли показывать твою работу на выставке?

-Расскажи о своей работе.

Во время классных собраний положительный опыт, приобретенный ребенком, его успехи должны быть обязательно прокомментированы учителем. Лишь отмечая успехи детей можно добиться желания узнавать, познавать и действовать дальше.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграционные процессы в исследовательской деятельности младших школьников.

В работе представлен материал, отражающий интеграционные процессы в обеспечении качества начального школьного образования. Работа будет интересна тем, кто изучает и решает проблемы интеграции для обес...

Творческая деятельность младших школьников в процессе формирования читательского пространства

Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существующее, создание чего - то нового, ценного не только для одного человека, но и для других. Оно существует везде, где...

Формирование вариативности как общей творческой способности в учебной деятельности младших школьников.

Среди многих проблем в психологической науке одно из важнейших мест всегда занимала  проблема развития творческих способностей. Актуальность этой проблемы в настоящее время нельзя считать делом м...

Значение оценки как мотива учебной деятельности младшего школьника.

Значение оценки как мотива учебной деятельности младшего школьника....

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается актуальный вопрос формирования личностных и метапредметных результатов на примере вовлечения обучающихся начальной школы в проектную деятельность. Автор представляет свой педа...