Интеграционные процессы в исследовательской деятельности младших школьников.
статья на тему

В работе представлен материал, отражающий интеграционные процессы в обеспечении качества начального школьного образования. Работа будет интересна тем, кто изучает и решает проблемы интеграции для обеспечения качества естественнонаучного и математического образования. Опубликована в сборнике материалов 37-й научно-практической конференции учителей географии, химии, биологии, экологии и преподавателей естественнонаучных дисциплин г. Кирова и Кировской области 14-15 января 2010г. "Интеграционные процессы в обеспечении качества естественнонаучного и географического образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграционные процессы в исследовательской деятельности младших школьников

         Интеграционные процессы в исследовательской деятельности младших школьников наиболее полно проявляются при изучении предметов естественного цикла.

       Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности.      Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:

  1.   развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений;
  2. формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественными и научными текстами.

     Для решения данных задач в нашей школе реализуется надпредметный развивающий курс «Способный ребёнок», где учащиеся узнают различные способы получения нужной информации, выявляют самый надёжный источник получения информации - это самостоятельный поиск; учатся приёмам восприятия и осмысления информации. В целях информационной поддержки для учащихся организуются тренинги психолога по коммуникативности, библиотечные уроки по работе с литературой, справочниками, энциклопедиями. Сформированные умения реализуются младшими школьниками во время исследований.

            Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор, попробовать свои силы, показать публично достигнутый результат.

      Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребёнок ставит цель – чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап – подбор материала по своей теме: изучение литературы, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анкетирование и интервьюирование. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, оформляет его. Результаты своих исследований дети представляют на классных часах, презентациях и выставках, на школьной и районной научно-практической конференции «Хочу всё знать!», победители которой имеют возможность представить свои исследовательские работы на более высоком уровне.

       Работу по развитию исследовательской деятельности провожу как в урочной, так и во внеурочной деятельности. От игровых моментов, игр-исследований мы постепенно переходим к коллективной и индивидуальной исследовательской деятельности. В ходе её учащиеся могут установить межпредметные связи: математика и окружающий мир, окружающий мир и литературное чтение, окружающий мир и экология. Это вызывает больший интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы. Заинтересовавшись темой урока окружающего мира «Экологическая безопасность», Даниил К. выполнил работу «Исследование чистоты  атмосферного воздуха в сосновом лесу города Яранска». Сначала он узнал историю посадки соснового леса, записав интервью со старожилом и краеведом нашего города Г.П. Царегородцевым. В ходе работы изучил флору соснового леса, провёл различные исследования состояния воздуха в сосняке: по состоянию хвои, по лишайникам, по снегу. Выявил основные источники загрязнения воздуха. Для этого узнал из Интернета, какие вещества выбрасываются в атмосферу определёнными типами автомобилей, провёл наблюдение за величиной автотранспортной нагрузки на лес и опыты со снеговой водой, которая является индикатором чистоты воздуха. Сделал вывод о том, что несмотря на основное загрязняющее вещество – угарный газ, большой угрозы загрязнения воздуха пока нет. Воздух в сосновом лесу города Яранска чистый! После защиты работы на классном часе одноклассниками было принято решение сходить весной на экскурсию в сосновый лес, провести экологический десант, соблюдать «Правила друзей природы». А сам автор работы стал участником  XVI областной научно-практической конференции юных исследователей окружающей среды и школьного экологического мониторинга «Человек и природа».

      А иногда исследовательская работа помогает решить лично значимые проблемы. Так к уроку математики по теме «Время. Единица времени – час» Никита Щ. изучил свой режим дня, проанализировал обычный учебный день  и представил выводы о нерациональном использовании своего свободного времени. Это мини-исследование стало настолько значимым для ученика, что переросло в серьёзную исследовательскую работу «Берегите время!», в которой учащимся был проведён эксперимент. Он жил один день, не соблюдая режим дня (этот день ему не понравился), следующие пять дней соблюдал режим и проводил замеры времени, записывал все дела и указывал потраченное на них время. Так он  выявил «поглотители» и резервы своего свободного времени.  Поучительным в этом отношении для учащегося явилось произведение Е. Шварца «Сказка о потерянном времени». Итогом  явилось принятие решения о необходимости соблюдать режим дня. Работа была отмечена Дипломом I степени на III Региональном конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников «Я – исследователь».  

      Различные способы и методы получения информации использовала Ксения С. в ходе исследования по теме «Снег, его значение для живых организмов». Она  работала с различными энциклопедиями и сайтами Интернета, наблюдала  за погодой по различным параметрам: облачность, ветер, температура воздуха, осадки. Провела опыты  по выявлению свойств снега и исследованию чистоты снега в трёх различных районах города. В ходе работы ученица побывала на метеостанции и узнала, как работники станции с помощью специальных приборов наблюдают за количеством выпавших осадков и высотой снежного покрова, а в беседе с егерем А.П. Еруслановым выяснила, как люди помогают животным выжить в суровые зимы. Чтобы слова не расходились с делом, вместе с папой разложили в лесу корнеплоды, развесили кормушки. Умение работать с различными источниками информации позволило сделать правильные выводы об условиях возникновения и свойствах снега.  Презентацию тематического портфолио Ксения С. представила на окружной научно-методической конференции учителей начальной школы «Развитие личности ученика как цель и ценность начальной школы».

      Реальность с фантастикой сочетались в работе Никиты Ш. «Луна – спутник Земли». Сначала учащийся изучил литературу и получил  новые знания о Луне, провёл наблюдения за её перемещением и изменением вида в течение четырёх недель и опыты, которые помогли ему понять, как происходит вращение Луны. А затем постарался выяснить условия для жизни на Луне, которые оказались очень тяжёлые, сделал вывод о том, что необходимо для поддержания жизнедеятельности на Луне и о том, что даст людям её освоение. Свободное владение материалом, эмоциональность выступающего высоко оценили члены жюри окружной конференции исследовательских работ младших школьников.

      Многие родители рады такой целенаправленной деятельности своих детей и готовы помочь им. Помощь со стороны родителей советом, информацией, проявлением заинтересованности – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими исследовательской работы. Все работы учащихся публикуются на сайте Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» Издательского дома «Первое сентября» в  разделах: биология, экология, здоровье человека, научно-исследовательские работы, в помощь учителю.

      Учебная исследовательская деятельность даёт возможность обеспечить качество естественнонаучного образования и развить надпредметные знания младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие личности ребёнка в процессе исследовательской деятельности младших школьников.

Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Программа внеурочной деятельности "Я-...

Модель управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в образовательном процессе

В представленной статье описывается построение модели управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарт...

Метод проектов в процессе изучения окружающего мира в исследовательской деятельности младших школьников

Введение. 2Глава 1. Проектно–исследовательская деятельность в начальной школе. 21.1. Возможности и специфика организации проектной деятельности в начальных классах. 21.2. Возрастные особенн...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в процессе изучения курса ОРКСЭ

Преподавая курс ОРКСЭ, надо понимать,что мы не можем брать на себя роль священнослужителя, мы лишь проводники ,которые могут помочь исследовать ребёнку мир, в котором наряду с «практически...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Организация исследовательской деятельности младших школьников в процессе реализации программ дополнительного образования

Как помочь ребенку изучить окружающий мир и разобраться с явлениями природы самостоятельно, направляя его любознательность  на поиск ответов на интересующие вопросы? Дети прирожденные испытатели ...