Главные вкладки

    Модель управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в образовательном процессе
    статья на тему

    Чуфенева Анастасия Юрьевна

    В представленной статье описывается построение модели управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon a.yu_._chufeneva.doc143 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Мокрецова Л.А., Чуфенёва А.Ю.

    В представленной статье описывается построение модели управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Необходимость данного исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми к реализации образовательного процесса. Моделирование рассматриваемого процесса осуществляется с учётом положений системно-деятельностного, исследовательского и рефлексивного подходов. Подробно рассмотрены структура и содержание сконструированной модели, которая включает следующие взаимосвязанные компоненты: целевой, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный, результативно-критериальный. Эффективность овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью, организованной в соответствии с предложенной моделью, выявлена в ходе опытно-экспериментальной работы, результаты которой приводятся в статье.

    Ключевые слова: модель управления, ФГОС, учебно-исследовательская деятельность, младшие школьники, образовательный процесс.

    Внедрение в систему образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляет новые требования к построению и реализации образовательного процесса. Деятельность педагога должна быть направлена не только на передачу предметных знаний и умений, но и на создание условий для овладения младшими школьниками способами самостоятельного их приобретения [3]. В качестве одного из условий становится организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся, которая направлена на овладение учебно-познавательными приёмами и практическими действиями, необходимыми для решения личностно и социально значимых задач, а также нахождения путей разрешения возникающих учебно-исследовательских вопросов.

    Учебно-исследовательская деятельность младших школьников рассматривается с позиции осуществления совместной исследовательской деятельности педагога и обучающихся, в процессе которой выявляется сущность изучаемого явления, объекта или процесса с целью получения нового знания о нём, а также осваиваются сами способы получения необходимой информации. Внедрение учебно-исследовательской деятельности предполагает внесение корректив в построение и организацию образовательного процесса, а также тщательно продуманного управления данной деятельностью со стороны педагога.

    Изучение проблемы управления деятельностью обучающихся позволило рассматривать управление учебно-исследовательской деятельностью младших школьников как специально организованный, целенаправленный процесс, в условиях которого посредством интерактивного сотрудничества между обучающимися, педагогом, родителями осуществляется учебно-исследовательская деятельность. Актуальным становится конструирование модели управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников, направленной на выявление сущности рассматриваемого процесса.

    Модель, по мнению Н. М. Борытко [1], В. А. Штофа [4] и др., становится своеобразным инструментом познания, который находится между исследователем и объектом изучения, с помощью которого изучается интересующий его процесс. Она позволяет наглядно отразить происходящие в нём изменения, выявить условия его функционирования.

    С целью повышения эффективности управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников была сконструирована модель, представленная на рисунке 1. В основу конструирования модели управления положена деятельность педагога, которая направлена на проектирование и выстраивание учебно-исследовательской деятельности младших школьников в контексте взаимоотношений между педагогом и обучающимися, обучающимися между собой и родителями. Структура представленной нами модели включает четыре взаимосвязанных блока: целевой, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный и результативно-критериальный.

    С учётом требований ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы целевой блок модели отражает необходимость повышения эффективности процесса овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью в условиях образовательного процесса.

    Теоретико-методологический блок отражает методологические подходы к осуществлению процесса управления, принципы его эффективного осуществления. В основе построения модели нами были положены концептуальные идеи системно-деятельностного, исследовательского и рефлексивного подходов, представленные в таблице 1.

    Таблица 1

    Методологические подходы, реализуемые в модели управления

    учебно-исследовательской деятельности младших школьников

    Методологический подход

    Обоснование использования подхода

    Реализация подхода

    в модели

    Влияние подхода

    на результат

    Системно-деятельностный

    Основополагающий в реализации ФГОС НОО.

    Систематическое вовлечение школьников в активную познавательную деятельность

    Позволяет эффективно выстроить структуру и содержание учебно-исследовательской деятельности младших школьников в образовательном процессе

    Смещение акцента с процесса пассивного накопления определённой суммы знаний на овладение ими в результате собственного поиска.

    Исследовательский

    Целенаправленное освоение новых знаний в единстве со способами их получения

    Создание единого учебно-исследовательского пространства для свободного выбора путей и способов осуществления данной деятельности

    Обучающиеся выступают активными участниками процесса познания.

    Становление исследовательской позиции

    Рефлексивный [4]

    Побуждение к проявлению собственной активности и самостоятельности в процессе выполнения деятельности

    Реализация межсубъектного диалогического взаимодействия между субъектами на основе интерактивного сотрудничества

    Смещение субъектной позиции младших школьников от «исполнителя» к «соорганизатору» и «организатору» учебно-исследовательской деятельности

    Рисунок 1. Модель управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников

    На основе теоретико-методологических подходов были выбраны и обоснованы принципы управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников: деятельности, освоения знаний в единстве со способами их получения, конструктивности и взаимодействия субъектов образовательного процесса, создания свободного пространства для инициативы и индивидуальной ответственности каждого участника образовательного процесса, которые в своей совокупности определяют общее направление деятельности педагога.

    В содержательно-процессуальном блоке отражается содержание и особенности осуществления управления учебно-исследовательской деятельности младших школьников, выявляются и обосновываются организационно-педагогические условия, влияющие на эффективность функционирования и развития процесса управления, результатом которого становится овладение обучающимися рассматриваемой деятельностью. В качестве условий выступают: инициирование младших школьников к процессу познания на основе сохранения и развития исследовательского отношения к миру и самому себе, становления исследовательской позиции; создание единого учебно-исследовательского пространства (урочная деятельность, домашняя работа, внеурочная деятельность, исследовательская лаборатория «ГлобалЛаб») для свободного выбора младшими школьниками путей и способов осуществления учебно-исследовательской деятельности; организация интерактивного сотрудничества посредством совместного погружения субъектов образовательного процесса (младших школьников, педагога, родителей) в проблемное поле решаемых учебно-исследовательских задач.

    Процесс управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в рамках урока подразумевает взаимодействие между управляющей (педагог) и управляемой (учебно-исследовательская деятельность младших школьников) системами. В связи с этим выделены структурные компоненты каждой системы (целевой, структурно-содержательный, операционально-технологический), отражающие особенности взаимодействия субъектов с целью овладения обучающимися учебно-исследовательской деятельностью.

    Целевой компонент управляющей системы прогнозирует эффективность овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью посредством выявления и создания организационно-педагогических условий управления данной деятельностью.

    Содержание структурно-содержательного компонента управляющей системы отражает взаимодействие между участниками образовательного процесса, а также совокупность последовательных действий педагога, с помощью которых осуществляется воздействие на объект (субъект) управления. Образовательный процесс выстраивается на основе субъект-субъектных отношений, где все его участники выступают активными субъектами организации учебно-исследовательской деятельности, направленной на получение определённого учебно-исследовательского результата. В процессе взаимодействия между педагогом и обучающимися осуществляется поэтапное смещение субъектной позиции младших школьников от «исполнителя» к «соорганизатору» и «организатору» данной деятельности.

     В рамках данного исследования выделены управленческие функции педагога, оказывающие влияние на целостность организуемого образовательного процесса и способствующие достижению поставленной цели: информационно-аналитическая (выявление уровня овладения обучающими учебно-исследовательской деятельностью), мотивационно-целевая (вовлечение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность, совместное целеполагание), планово-прогностическая (планирование путей и способов достижения цели, продумывание совместных учебно-исследовательских действий), организационно-исполнительская (непосредственное осуществление учебно-исследовательской деятельности, консультирование обучающихся), контрольно-диагностическая (оценивание конечного результата, соотнесение его с поставленной целью), регулятивно-коррекционная (коррекция действий обучающихся в процессе осуществления учебно-исследовательской деятельности).

    Повышению эффективности процесса овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью способствовала реализация методов рефлексивного управления (вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность, делегирование полномочий в осуществлении данной деятельности, расширение самостоятельности и ответственности и т.д.) и педагогического управления (сообщение необходимой информации, формирование представлений об учебно-исследовательской деятельности, побуждение к постановке цели, выдвижению гипотезы, планированию исследования, моральное поощрение, регулирование межличностных и межгрупповых отношений), а также механизмы управления: мотивационные механизмы управления (побуждение обучающихся к осуществлению учебно-исследовательской деятельности за счёт воздействия на их интересы, удовлетворение от хорошо выполненной интересной работы, занятие любимым делом); механизмы рефлексивной деятельности ученика (развитие способности осознавать и управлять собственной учебно-исследовательской деятельностью, самоорганизация и саморегуляция); механизмы стимулирования за индивидуальные и коллективные учебно-исследовательские результаты (поощрение, разъяснение индивидуальной и общественной значимости учебно-исследовательской деятельности).

    Операционально-технологический компонент управляющей системы отражает последовательность технологических этапов: диагностический (выявление уровня овладения обучающими учебно-исследовательской деятельностью), проектно-целевой (построение образовательного процесса с учётом возможностей и интересов обучающихся), процессуальный (внедрение данного вида деятельности в образовательный процесс), исполнительно-коррекционный (регулирование деятельности обучающихся, консультирование), оценочно-результативный (анализ результатов организуемой деятельности, выявление уровня овладения ею обучающими).

    Проанализируем содержание деятельности управляемой системы с учётом выделенных структурных  компонентов.

    Целевой блок управляемой системы направлен на овладение младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью на основе мотивационно-рефлексивного, когнитивного и операционно-деятельностного компонентов.

    Структурно-содержательный блок управляемой системы отражает особенности и содержание включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность.  Важным аспектом в организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников становится: учёт познавательного интереса; сформированность у обучающихся учебно-исследовательских знаний и умений, как универсальных учебных действий; осуществление специальных занятий, направленных на овладение младшими школьниками новым видом деятельности. В связи с этим целесообразно интегрировать содержание урочной деятельности, домашней работы, внеурочной деятельности, а также международной школьной лаборатории «ГлобалЛаб».

    Содержание организационно-деятельностного компонента управляемой системы представляет собой практическую реализацию учебно-исследовательской деятельности младших школьников в образовательном процессе. Организуя рассматриваемую деятельность в условиях урочной деятельности, домашней работы и внеурочной деятельности педагог выстраивает с учётом их специфики соответствующее содержание предстоящей деятельности.

    Результативно-критериальный блок разработанной нами модели отражает результат управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников на основании выделенных критериев (мотивационно-рефлексивный, когнитивный, операционно-деятельностный) и соответствующих им показателей (потребность в учебно-исследовательской деятельности, выраженность исследовательской позиции, выраженность учебно-познавательного интереса, устойчивость и интенсивность познавательной активности, сформированность учебно-исследовательских умений). В качестве результата выступает положительная динамика уровня овладения обучающимися учебно-исследовательской деятельностью на основании сформированности мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.

    В зависимости от проявления каждого из критериев были выделены три уровня: исходный, допустимый и оптимальный. Охарактеризуем содержание каждого уровня.

    Младшие школьники исходного уровня не проявляют интереса к решению учебно-исследовательских задач, как правило, у них отсутствуют теоретические знания и практические умения, необходимые для осуществления данной деятельности, учебно-исследовательская деятельность осуществляется совместно с педагогом.

    К допустимому уровню относятся младшие школьники, у которых преобладает незначительный интерес к решению не сложных учебно-исследовательских задач, частично сформированы первоначальные знания и умения организации учебно-исследовательской деятельности, однако отсутствует целостность в их применении, наблюдается проявление самостоятельности в осуществление некоторых этапов деятельности.

    Учебно-исследовательская деятельность младших школьников оптимального уровня характеризуется постоянной заинтересованностью их к решению задач исследовательского характера, владением определёнными знаниями и умениями, необходимыми для её осуществления, самостоятельностью в процессе её осуществления.

    Эффективность процесса овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью, организованной в соответствии с конструированной моделью определялась в ходе опытно-экспериментальной работы.

    Констатирующий этап эксперимента был направлен на выявление имеющегося уровня владения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью. Обследование обучающихся осуществлялось на основании выделенных критериев с помощью специально сформированного диагностического инструментария. В результате обследования младших школьников выявлено преобладание исходного уровня сформированности учебно-исследовательской деятельности.

    На формирующем этапе эксперимента на основе разработанной технологии осуществлялось поэтапное вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность. В ходе реализации эксперимента, обучающимися были выполнены следующие учебно-исследовательские работы: «Образ царевны  в сказках А.С. Пушкина», «Фонтан «Пожиратель детей», «Странствующий лист», «Сказка «Теремок» в современное время», «Из какой древесины сделан Буратино», «История сквозь призму почтовых марок» и др.

    В результате целенаправленной работы в данном направлении на контрольном этапе эксперимента было выявлено значительное различие в результатах, полученных в экспериментальной и контрольной группах по каждому критерию. Статистически значимое повышение изучаемых показателей в экспериментальной группе доказывает эффективность выделенных нами организационно-педагогических условий, содействующих реализации технологии управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников.

    Таким образом, сконструированная модель позволяет наглядно представить сложный процесс управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников, более детально и глубоко изучить основные направления, этапы вовлечения младших школьников в рассматриваемую деятельность, выстроить взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса.

    Список литературы

    1. Борытко Н.М. Моделирование педагогического процесса: целостный подход / Н.М. Борытко // Педагогический альманах: Науч. -практич. журнал Приднестровского НОЦ ЮО РАО. - Тирасполь, 2002. –  № 3–4. – С. 130–139.

    2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. – 2008. – № 1. – С. 11-20.

    3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Под ред. И. Сафронова. – М.: Просвещение, 2011. – 32 с.

    4. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений [под ред. Т.И. Шамовой]. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 384 с.

    5. Штоф В.А. Моделирование и познание. – Минск: Наука и техника, 1984. – 212 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Нравственное воспитание младших школьников в образовательном процессе»

    Нравственное воспитание младших школьников в образовательном процессе. Перечислены методы, формы работы в этом направлении...

    "Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий"

    В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта ста...

    Организация внеурочной исследовательской деятельности младших школьников в образовательной области "Технология" (основные содержательные линии программы"Исследуем и преобразуем мир вокруг")

     Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявл...

    Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника в образовательном процессе МБОУ ООШ д.Лаптево.

    Данный материал и презентация отражают особенности духовно-нравственного воспитания в нашей школе. В своем выступлении  я постаралась кратко передать содержание  образовательного пространств...

    Об эмоциональном благополучии младших школьников в образовательном процессе

    В статье содержится краткая теория вопроса, приводятся примеры из практики работы по поддержанию эмоционального благополучия младших школьников....