«Нравственное воспитание младших школьников в образовательном процессе»
методическая разработка (2 класс) по теме
Нравственное воспитание младших школьников
в образовательном процессе. Перечислены методы, формы работы в этом направлении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy.docx | 53.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тихонова
Ольга
Владимировна,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №3
ГО Богданович
Свердловской области
«Нравственное воспитание младших школьников
в учебно-воспитательном процессе»
С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей меняется и расширяется. Главным для детей становится учеба. В учебно-воспитательном процессе школьники должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем.
Каждый раз, набирая детей в первый класс, я замечаю, что большинство детей, приходящих в школу имеют невысокий уровень воспитанности.
Мною была проведена диагностика на выявление уровня воспитанности детей. Диагностика включала в себя два основных этапа:
– проведение обследования с помощью ряда методик (беседы, наблюдение, анкеты, рисуночные тесты и т.д.);
– осмысление результатов, полученных в результате проведения методик исследования.
Например, для определения уровня воспитанности использовала методику Н.П. Капустиной. Она включает для оценки 6 качеств личности: любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, отношение к школе, красивое в жизни школьника, отношение к себе.
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
При проведении первичной диагностики получились следующие результаты:
высокий уровень воспитанности имеют 39% детей класса, хороший уровень- 17%, средний уровень-17%, низкий уровень-28%.
Анализируя полученные результаты, пришла к выводу:
1) не все дети понимают смысл общечеловеческих нравственных ценностей: что такое добро и зло, честность и ложь, честь, долг, совесть и т.д.;
2) некоторые дети не могут адекватно оценить себя, присутствует завышенная или заниженная самооценка;
3) 45% детей класса имеют средний и низкий уровень воспитанности
Поэтому цель моей педагогической деятельности в межаттестационный период: повышение уровня воспитанности детей. Мною была сформулирована тема самообразования «Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе».
Работая над этой темой, поставила перед собой следующие задачи:
- раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;
- изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности;
- применять полученные знания на практике.
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
Говоря о нравственном воспитании младшего школьника, необходимо чётко представлять, какие нравственные качества должны взрослые формировать в детях. Отмечено, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке...»
Понятие «добрый человек» – очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Я считаю, что нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Поэтому сегодня учителю начальных классов необходимо знать, какие требования к образованию и воспитанию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы к работе.
Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Для многих оно стало «роскошью». Дворы и дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часто оказываются недоступны для младших школьников. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.
Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвуют в деятельности детских общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей. Альтруисты вырождаются, нормы помощи нуждающемуся, щедрости зачастую оказываются неосвоенными современными детьми и подростками.
Тревогу вызывает и односторонняя ориентация взрослых – родителей и педагогов – на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т.е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию.
Поэтому, целью моей педагогической деятельности в межаттестационный период стала проблема нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Урочная деятельность
Сегодня российская школа — единственный социальный институт, способный и пока еще не утративший способность для осуществления эффективного и массового воспитания граждан своей страны. Для учителя школы по любому учебному предмету основным источником, формой и средством нравственного развития и формирования личности является урок. Это не означает, что урок позволяет воплотить в результат весь комплекс нравственных параметров, но урок в течение всей школьной жизни человека выступает в качестве единой, нравственно развивающей и формирующей доминанты. Нравственная обстановка на уроках — это сильнейшая, среди прочих, формирующая среда, которая должна рассматриваться как важнейший инструмент, т.е. педагогическое средство учителя в достижении целей нравственного развития и формирования личности.
Посмотрев на пространство обычного школьного урока с такой точки зрения, начинаешь понимать, что урок можно и нужно наполнять нравственным содержанием независимо от темы и учебного материала, тогда он станет в два раза весомее.
Большие возможности нравственного воспитания несут в себе уроки литературного чтения. В настоящее время литературное чтение и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь школьников.
Я считаю, что на каждом уроке литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности. Каждая встреча с художественным произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься о себе и о мире, в котором он живет, а эмоции, пережитые учеником, становятся его нравственно-эстетическим опытом. Учитель здесь становится мудрым другом, который помогает разобраться в поступках героя, в том, что есть добро и зло. На каждом уроке, работая с текстом произведения, учащиеся получают нравственный урок, обогащают свой эстетический опыт.
Таким образом, цель литературного чтения состоит в том, чтобы воспитать читателя, научить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, а в конечном итоге – помочь становлению и формированию личности.
Формировать нравственные понятия на уроках литературного чтения (добро и зло, честь, долг, совесть, правда и ложь и т.д.) помогают методы, выявляющие нравственное содержание произведений. К ним относятся: аналитическая беседа, творческое чтение, исследовательский метод, игровые ситуации, создание иллюстраций и мн. др.
Рассмотрим для примера урок литературного чтения «Правда всего дороже. Л.Н.Толстой «Косточка» во 2 классе, который я проводила в рамках семинара-практикума для учителей начальных классов города и района. На этом уроке мы с детьми говорили о правде и лжи. В аналитической беседе детям были заданы вопросы:
- Почему так поступил Ваня? Как к герою относится автор? Почему?
- А вы когда-нибудь хоть раз так поступали, как Ваня? Расскажите. - Какое впечатление у вас осталось после прослушивания этого рассказа?
Такие вопросы позволили ученикам выявить содержание произведения, способствовали глубокому пониманию смысла прочитанного. Помогли уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности, понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к прочитанному.
В своей работе по нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка особое место отвожу работе над пословицами, поговоркам, фразеологизмами. Обращаю внимание на их воспитательную значимость, а также нравственную ценность при формировании и развитии личности ребёнка.
Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого ребёнка задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения.
Например, на заключительном этапе урока литературного чтения «Правда всего дороже. Л.Н.Толстой «Косточка» была проведена работа с пословицами. Выполняли с детьми подбор пословиц, отражающих основную мысль этого произведения. Проводили анализ пословиц, сравнивали, выбирали ту, которая более точно подчёркивала основную мысль данного произведения.
Таким образом, готовясь к уроку литературного чтения, учитель должен ясно представлять, какой нравственный смысл заложен в том или ином произведении, и организовать работу так, чтобы каждый урок стал источником нравственных знаний и вошёл в личный опыт детей.
Огромные возможности для нравственного воспитания представляют различные виды уроков, в частности, урок-игра. Помимо знакомства с новым учебным материалом или его закреплением, игра учит ребенка: достигай своей цели по правилам игры, а именно: умей подчиняться установленным нормам, наберись терпения, побеждай, не мешая другим, иначе выйдешь из игры. Бесспорно, человеку, привыкшему считаться с правилами любой игры, не надо будет долго объяснять, почему надо уважать и не нарушать законы как своей, так и любой другой страны.
В своей практике использую такой вид урока, как общественный смотр знаний. Это урок математики по итоговой проверке таблицы умножения и деления, который проводится, когда школьники давно выучили всю таблицу и готовы продемонстрировать свои знания родителям и учителям. На таком уроке ученики берут со стола (как на экзамене) карточки-билеты, на которых написано по пять примеров на табличное умножение и деление, и дают ответы. В основном все получают четверки и пятерки. Что несет такой урок? Он подтверждает народную пословицу «По труду и честь»; дети осознают результаты своего труда, им приятно, что их успеху рады взрослые. Происходит понимание того, что радость и успех в жизни зависят от себя самого.
Особо стоит выделить уроки с использованием регионального компонента. Вот где можно и нужно растить «чистого сердцем гражданина». Неважно, где растет ребенок, ведь любой уголок России всегда гордится чем-то своим, неповторимым. Важно осознать, что наравне с полученными знаниями о своем крае ученик должен испытать чувство гордости за свою малую родину, ее неповторимость, осознать себя ее частью и как следствие почувствовать желание сохранить ее уникальность, продолжить традиции предков. Эти же задачи будут выполнять уроки-экскурсии по родной земле.
Школьники очень любят уроки изобразительного искусства и технологии. Организуя работу по созданию небольших творческих работ, я нередко предлагаю изготовить открытку или поделку в подарок своим близким (или друзьям) к празднику (или дню рождения). Таким образом, я учу не только проявлять внимание к близким людям, но и показываю ценность ручной работы, воспитываю уважение к умелым рукам.
На любых комбинированных уроках (по любому предмету) школьники работают парами или группами — учатся работать сообща, вкладывая в общее дело что-то свое, прислушиваясь к мнению одноклассников. Потом им будет легче строить свои отношения в семье и в рабочем коллективе.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением.
Внеурочная деятельность
Сформировать интерес к учебным предметам помогает мне внеурочная работа, которая направлена на всестороннее развитие личности. Разнообразные формы и методы, которые я использую в своей работе, позволяют ученикам приобрести не только знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни, но и развить интеллектуальные и творческие способности каждого, развить чувство коллективизма, упорства в достижении цели, умение отстаивать своё мнение и мн.др. Поэтому я считаю, что нравственное воспитание является основой всех основ.
В своей педагогической деятельности я использую формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). А также, использую формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, проекты, олимпиады, конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).
В таблице представлена классификация форм и педагогических средств нравственного воспитания учащихся, которые использую в системе урочной и внеурочной деятельности:
Форма | Педагогические средства | ||
У Р О Ч Н А Я | Урок-путешествие Урок-презентация Урок-ролевая игра Урок-беседа Дидактические игры | Прием комментирования и раскрытия аспектов нравственности в процессе объяснения урока, выполнения заданий. Прием сочетания содержания образовательной программы с контекстом, содержащим аспекты нравственности. Использование дидактических материалов и форм занятий, способствующих усвоению базовых ценностей нравственности. | |
С М Е Ш А Н Н А Я | Совмещенные уроки Классный час Мастер-класс Викторина Уроки мастерства (подготовка мероприятия) «Музей одного дня» Выставка работ в классе | Прием совмещения уроков внутри одной возрастной группы и между группами разного возраста. Прием опоры на народные традиции и декоративно-прикладное творчество народов России и мира. Приемы стимулирования знаний: гибкая система оценивания творческих работ; поощрения допуском к проведению «мастер-класса» и к подготовке праздника. Средства формирования положения мотивации обучения, связанные с предоставлением учащемуся возможности свободного выбора материалов, форм и техник. | |
В Н Е
У Р
О Ч Н А Я | Мастер-класс. «Мастерская». Художественно-творческие проекты. Викторина. Экскурсия. Мероприятие. Праздник класса. Конкурс и выставка работ. Подготовка школьного издания. Факультатив. | Применение вариативных форм занятий (мастер-классы, приглашение специалиста и т. п.). Организация совместной деятельности по художественной подготовке мероприятий. Использование приемов и форм занятий, способствующих выстраиванию межличностных взаимоотношений, формированию культуры сотрудничества, сотворчества. Методы развития системы отношений: педагогическая организация совместных мероприятий, различных традиций и ритуалов, деятельности в группах (одного возраста и разновозрастных) в урочной и внеурочной деятельности. Приемы стимулирования творчества: демонстрации ЗУН на олимпиадах, выставках, конкурсах, в различных видах совместной деятельности. | |
Кружок, студия. Ток-шоу, дискуссии. Театрализованные представления. Школьный праздник. Театры моды и т. д. | Педагогические средства развития коммуникативной культуры учащихся, создающие условия для демонстрации «мастерства» и личностных данных учащихся в практической деятельности. Педагогические средства содействия социализации учащихся (вовлечение в общественно-полезную деятельность). | ||
М О Н И Т О Р И Н Г | Анкетирование. Опрос. Беседа-интервью. Наблюдение. Тестирование. Измерение. | Социологические измерения и диагностика запросов и притязаний учащихся с целью наполнения их досуга. Социологические измерения характеристик образовательной среды, диагностика уровней воспитанности и самоактуализации с целью корректировки педагогической практики. |
Перечислю основные коллективные формы и методы нравственного просвещения и убеждения школьников, которые использую в своей работе по данной теме.
- Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с педагогом. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.
Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня
их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического
коллектива. В 3-4 классах обычно проводятся беседы о товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности, культуре общения и др.
Тематика классных часов: «О невежах и вежливости», «Что значит быть ответственным», «О лени и лентяях», «Об обидах и причинах обид», «Эгоисты. Кто они такие?», «О жадности и жадных», «Лучшее слово о дружбе», «Честность – прежде всего», «Не стесняйся доброты своей» и мн. др.
- Беседы. В воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.
Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка.
В моей деятельности основное место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Например, провожу с ребятами беседы о правилах поведения в школе, в столовой, в общественных местах, на улице и т.д. При проведении бесед о дисциплине меньше говорю о том, чего нельзя делать, а рассказываю о том, что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.
Беседы провожу с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок, не увлекаюсь коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.
- Читательская конференция – одна из форм нравственного убеждения. Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. Нередко в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный характер, и конференция перерастает в диспут.
- Приобщение учащихся к искусству. Привлекаю учащихся к участию в викторинах, в конкурсах, на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности, обогащающей нравственный мир школьников.
- Приобщение к спорту. Привлекаю учащихся к участию в спортивных мероприятиях, посещению спортивных секций и т.д.
В целях убеждения использую и нравственные требования к поведению школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы, уважали старших, были правдивыми и искренними, я сообщаю им знания о нормах и правилах поведения, обогащаю их нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного поведения детей.
Использую в своей работе упражнение в системе нравственного воспитания.
Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение
воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это, прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.
В процессе нравственного воспитания я применяю в основном два типа упражнений: организация нравственного опыта воспитанников путём вовлечения их в разнообразную деятельность и специальные упражнения для детей.
Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией
нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, – основное условие приучения. Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они содействуют приучению к коллективной деятельности.
Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство ответственности. Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение различных общественных поручений. Они тесно связаны, прежде всего, с организационной деятельностью. У каждого ребёнка в классе есть своё поручение, например, есть ответственный за дежурство по классу и по столовой, физорг, редколлегия, ответственный за классный журнал и т.д. Это подтягивает школьников к тому, чтобы быть ответственнее, ощущать себя частью коллектива.
Целесообразны также упражнения в форме организации положительных поступков. Например, ученику поручается навести больного товарища, помочь отстающему в учении, собрать цветы, шары для украшения школы и т.п.
Успех применения упражнений, их эффективность зависят от соблюдения ряда требований. Это – осознание учащимися важности и необходимости проведения упражнений; их систематичность и последовательность; общественно полезную направленность; взаимосвязь упражнений с различными формами убеждения.
- В своей деятельности использую методы стимулирования учащихся.
Поощрение, как один из методов, применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.
Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей.
- Использую методы воздействия на эмоциональную сферу учащихся.
Они предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.
- Мною используются методы воспитывающих ситуаций.
Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации.
Итак, проанализировав методы формирования нравственного поведения школьников, применяемые мною в работе, отмечу, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система.
Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели. И ещё нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. Поэтому методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны с жизнью.
Внеурочную деятельность по нравственному воспитанию веду не только с детским коллективом и в отдельности с каждым, но и с родителями. Невозможно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в его семье, не зная её социального статуса, ценностных ориентаций родителей.
Всем известна фраза: «Все начинается с детства». И это в действительности так.
И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье — все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце. Огромна роль учителя — он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.
Основными задачами работы с родителями по нравственному воспитанию младших школьников в школе являются:
1) повышение педагогической культуры родителей,
2) стремление к организации коллективных семейных отношений, где присутствуют общие перспективы и цели, традиции взаимопомощи и взаимовыручки;
3) переосмысление роли и позиции родителей; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
4) формирование нравственности ребёнка через микроклимат в семье.
В заключении, хочу отметить, что работая над темой самообразования «Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе», поставленные мною задачи, считаю решёнными. Я раскрыла особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте; изучила методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности; применила полученные знания на практике.
Повышение уровня воспитанности учащихся своего класса – цель моей педагогической деятельности. Но о конечном результате говорить пока рано, т.к. процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребёнка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются дошкольное учреждение, школа и т.д. Будучи взрослым человек занимается самовоспитанием. И очень важно, чтобы всё хорошее, что есть в каждом человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.
Я считаю, что каждому взрослому необходимо понять и осознать смысл жизни. Ведь главное в этой жизни – стать настоящим Человеком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Актуальные проблемы этического образования....
Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Духовно-нравственное воспитания и его роль и его роль в формировании личности ребенка....
Нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности
Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов по нравственному воспитанию младших школьников. В ней показаны разные формы работы: работа с родителями, материал уроков литературного чтен...
Статья (из опыта работы ) Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно – нравственного воспитания младших школьников.
В статье представлен опыт работы по взаимодействию семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников. Задачи, стоящие перед школой, учителем и пути их осуществления....
Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника в образовательном процессе МБОУ ООШ д.Лаптево.
Данный материал и презентация отражают особенности духовно-нравственного воспитания в нашей школе. В своем выступлении я постаралась кратко передать содержание образовательного пространств...
Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе
В данной статье Вы сможете познакомиться с основными путями реализации нравственного воспитания в учебно-воспитательном процессе....
Духовно – нравственное воспитание младших школьников в учебном процессе и во внеклассной работе
Формирование Духовно – нравственной личности происходит в учебном процессе, во внеурочной деятельности и при работе с семьей младшего школьника....
Комментарии
Ольга Владимировна!Голосую
Ольга Владимировна!Голосую!Отличная работа!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/499316
Отличная работа!Голосую с
Отличная работа!Голосую с удовольствием!Посмотрите мою работу.
Буду рада узнать Ваше мнение!
http://nsportal.ru/node/667020