Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе
статья (1 класс) на тему

Тюрина Оксана Викторовна

В данной статье Вы сможете познакомиться с основными путями реализации нравственного воспитания в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Пути реализации нравственного воспитания в учебно-воспитательном процессе.

 Правиловедческие         Диагностические                 Интеллектуа

                                            программы по изу                льно-позна

занятия, классные           чению уровня вос                вательные

часы .                                  питанности у уч-ся.             Игры.

Нравственное

воспитание

Уроки литера                  Уроки окружающего            Уроки изоб

турного чтения                мира.                                        разительно

и рус. языка.                                                                       го иск-ва и

                                                                                              трудового

                                                                                              обучения.

Школа является основным звеном в системе воспитания младших школьников. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой основой выступает нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием.

     Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности.

     Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами:

  1. Придя в школу, ребенок переходит от житейского усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках  литературного чтения, русского языка, окружающего мира. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа.
  2. В ходе учебной работы ученики вовлечены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.
  3. В современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе-это , прежде всего, формирование нравственной личности.

Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников:

 познавательные способности;

 вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом;

 ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира.

 Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.

     Как же происходит реализация нравственного воспитания в начальной школе?

      Формирование нравственности происходит в 1 классе А при проведении правиловедческих уроков и классных часов. Такие занятия способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у детей этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности.

     Главное назначение этих уроков и классных часов- помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у себя твердую нравственную позицию, помочь осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить каждому школьнику  умение вырабатывать нравственные взгляды.

     С первых учебных дней учащиеся 1 класса А были познакомлены с основными правилами школьника: правила поведения в школе, на прогулке, в общественных местах; правилами личной гигиены; правилами хорошего тона, правилами дорожного движения.

Основными формами проведения учебно-воспитательных занятий являются:

  • Знакомство с нормативными документами
  • Беседы с практическими заданиями: « Права и обязанности младшего школьника», « ВЫ сказали, здравствуйте!», «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», « Поговорим о том, как мы выглядим», «Инструктаж по технике пожарной безопасности», « Что значит быть ответственным».
  • Викторины, игровые программы на знание правил: «Организация рабочего места», « Что такое хорошо и что такое плохо», « Советы доктора Мойдодыра», «Режим дня школьника».
  • Выпуск стенгазет и энциклопедий полезных советов: « Ваш малыш стал школьником», « Мои правила поведения», « Правила Дружбы».
  • Традиции класса: « Поздравления одноклассников с днем рождения», « Праздничные чаепития».

В 1 классе достаточно трудно бывает проводить правиловедческие классные часы , т. к. детям трудно усидеть на одном месте, трудно слушать нравственные назидания. Поэтому при проведении таких занятий, я стараюсь их строить на жизненных , реальных примерах, использовать элементы игры.

     Как классному руководителю, мне интересно и необходимо знать увлечения и интересы учащихся, наблюдать за взаимоотношениями между ребятами.

Для изучения личности мл. школьника я провожу диагностические программы.

    В 1 классе А была проведена диагностика: « Мой портрет в интерьере».

    Цель: изучить личностные качества и учебную мотивацию младших школьников.

     В 1 классе А бала начата диагностика по изучению степени сформированности гигиенических навыков, с целью дальнейшего построения и корректировки учебно-воспитательного процесса; по изучению степени сформированности нравственного поведения у учащихся с целью дальнейшего построения и корректировки учебно-воспитательного процесса.

    К концу учебного года планирую выстроить диагностическую программу: « Изучение уровня воспитанности младших школьников.»

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и не главных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями.

 На уроках в постоянном общении с учителем и детьми формируется нравственность ребенка.

Формирование нравственной активности младших школьников возможно посредством использования игры, т. к. игра представляет собой совместную деятельность. Именно  в игре существенным является проявление доброжелательного отношения друг к другу, проявление чуткости, отзывчивости, справедливости, взаимопомощи. Поэтому я систематически применяю эту форму работы как в учебном процессе , так и во внеклассной работе.

     В настоящее время, в течении каждого учебного дня возникают и могут возникнуть разные ситуации, которые требуют незамедлительного разбора факта нарушения. Задача учителя – научить ребенка правильному выходу из сложившихся ситуаций, сформировать свою твердую нравственную позицию, помочь осознать свой нравственный опыт поведения, ввести ребенка в нравственный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Духовно-нравственное воспитания и его роль и его роль в формировании личности ребенка....

"Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе".

Василий Андреевич Сухомлинский  говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все...

«Воспитание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

Ответственность в психологической литературе - волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности (А.И. Гол...

Воспитание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Введение                       Ответственность в психологической литературе - волевое каче...