"Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе".
статья на тему

Ахмадеева Майя Кавыевна

  Василий Андреевич Сухомлинский  говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу  - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Влияние нравственное   составляет главную задачу воспитания.

            К.Д. Ушинский.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны. Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:  

во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;    

  во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности; 

в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;

    в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Перед ней ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

  На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами, создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности.

 Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

  Василий Андреевич Сухомлинский  говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу  - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Он всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду.

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных  принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила.  Он  учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости.

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

4) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с такими факторами:

во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения  морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению;

 во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

Учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребёнка. Она имеет все возможности,  позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

В этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями.Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи,  в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

Школе принадлежит приоритетная роль в нравственном воспитании младших школьников. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный педагогический процесс, результатом которого является формирование нравственно цельной личности в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и  привычек.

Список использованной и цитируемой литературы:

  1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.:Просвещение,2007.
  2. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе

воспитания. – М.: Просвещение, 2005.

  1.  Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. –  М.:

Просвещение, 2000.

  1. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. –  М.: Просвещение, 2004.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Духовно-нравственное воспитания и его роль и его роль в формировании личности ребенка....

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

В данной статье Вы сможете познакомиться с основными путями реализации нравственного воспитания в учебно-воспитательном процессе....

«Воспитание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

Ответственность в психологической литературе - волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности (А.И. Гол...

Воспитание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Введение                       Ответственность в психологической литературе - волевое каче...