Главные вкладки

    Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
    материал по теме

    Актуальные проблемы этического образования. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Etich._chteniya.doc75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

    Вся жизнь человека – от рождения до смерти – регулируется системой норм, которые  в свою очередь определяются экономической и социальной структурой общества. Среди этих норм важное место занимают нормы морали.

            Мораль – это нравственность. Изучением моральных норм, их сущности, возникновения и изменений в ходе исторического развития общества занимается наука этика. Поэтому моральные нормы нередко называются нравственными или этическими.

            А закрепляются моральные нормы в опыте людей и в литературе. Например, стихотворение:

                                                               

                Зайку бросила хозяйка,

                                                               Под дождем остался зайка.

                                                               Со скамейки слезть не мог,

                                                               Весь до ниточки промок.

            - повторяет вслед за мамой малыш, который только еще учится говорить, и зайку ему почему-то становится жалко, если, конечно, стихи произносятся выразительно.

            Почему бывает жалко, радостно, обидно или торжественно, возвышено на душе от произнесенного стихотворения, спетой песенки или прослушанной сказки, ребенок сначала не осознает, но, переживая то или иное состояние вместе с кем-то более опытным, усваивает главное – нравственные понятия и нравственные чувства, которые в данном обществе признаны нравственной нормой.

            А если «присвоенный» чужой опыт подкрепляется еще и личным нравственным поступком, например, если ребенок, пожалев кого-то, помог ему и, поступившись своими интересами, преодолев себя, испытал от этого радость, вот тогда-то и происходит нравственное становление личности, т. е. совершается то, что мы называем нравственным воспитанием.

            Моральный облик ребенка формируется, прежде всего, в процессе разнообразной деятельности: в учении, труде, игре, в общественно полезной работе и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Вместе с тем большое значение имеет систематическое нравственное просвещение детей, вооружение их знанием моральных норм и правил. Нравственные знания являются важной предпосылкой совершения правильных действий, формирования у школьников высоких мотивов поведения. Они помогают ребенку преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми ему еще не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения.

            В ходе нравственного просвещения младший школьник овладевает в определенной системе нравственными знаниями. Усвоение нравственных норм и правил – одно из главных условий формирования нравственного сознания в целом.

            При определении содержания нравственного просвещения детей и подготовке к проведению этических бесед учителю важно знать, какие нравственные представления дети уже имеют.

            В результате специально проведенных исследований было выяснено, что первоклассники могут самостоятельно дифференцировать хорошие и плохие поступки. Если ребятам давались картинки, где были изображены различные поступки их сверстников, то они без труда могли определить, кто поступает хорошо, а кто плохо. Правда, незначительная часть детей не умела увидеть за предметными действиями нравственный смысл поступка. Так, на одной из картинок был изображен мальчик, сидящий в трамвае, а рядом стоял взрослый человек, нагруженный сумками. Они не увидели нарушения нормы поведения со стороны мальчика.

            Картинка, где был изображен мальчик, перебегающий дорогу перед самой автомашиной, вызвала другие ответы. Большинство детей увидело плохое в самом поступке мальчика («мальчик плохо поступает, машина может его задавить»), не связывая его последствия с переживаниями других людей. Лишь немногие дети после дополнительных вопросов сказали: «Маме этого мальчика будет очень плохо. Она будет плакать. Шоферу тоже будет плохо – ему придется отвечать за мальчика». Следовательно, первоклассники умеют самостоятельно выделять нравственную сторону как главную в поступке и взаимоотношениях людей в простых случаях. Это умение по отношению к более сложным случаям приходит постепенно, не сразу. Задача педагога состоит в том, чтобы подбирать различные по содержанию ситуации и постепенно усложнять характер их обсуждения с детьми, обучая их умению давать правильную нравственную оценку происходящему.

            В своей воспитательной работе с классом стараюсь запланировать беседы не только о товариществе и дружбе, о честности и трудолюбии, и культуре поведения, но и о чуткости, справедливости, внимательности, скромности. Программу этических бесед строю концентрически, т. е. в каждом классе обсуждаются одни и те же нравственные проблемы, но конкретное содержание их изменяется в связи с накоплением у детей знаний, опыта, нравственных отношений, задачами и содержанием работы. Запланированных бесед о морали в год – девять, т.е. одна в месяц.

            Очень часто этические беседы начинаются с прочтения литературного произведения, прослушав, которое детям предлагаю подумать, как бы они поступили, если бы с ними случилась подобная ситуация.

            Так, например, беседа «Как я помогаю маме» началась с прочтения рассказа   И.   Пивоваровой    «Сочинение»,    а беседа «Заболел одноклассник» - А. Колотовщиковой «Как же так получилось». Таким образом, подвожу учеников к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как они действуют на самом деле.

            Или, например, этическая беседа о труде «Хлеб – всему голова» во 2 классе также началась с прочтения рассказа Т. Белозерова «Каравай», а в 3 классе на эту же тему было проведено мероприятие «Хвала рукам, что пахнут хлебом».

            В школьной практике сообщение и разъяснение нравственных норм и правил происходит как в процессе специальных запланированных беседах, так и в процессе обучения. Как известно, ведущий принцип организации всей учебно-воспитательной работы с детьми в школе – принцип воспитывающего обучения, а основная форма работы – урок. Следовательно, в любом хорошем уроке воспитывающий характер обучения непременно проявляется. Но воспитательные возможности учебных предметов различны. Для нравственного воспитания младших школьников, особенно благоприятные условия, создаются на уроках чтения – классного и внеклассного. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал значение детского чтения для нравственного формирования ребенка. Он говорил, что каждое произведение может показать ребенку ту или другую сторону жизни. Художественная литература содержит богатейший материал, связанный с нравственными идеями. Читая ту или иную книгу, младшие школьники стремятся подражать нравственным поступкам героев. Они прямолинейны и бескомпромиссны в своих оценках добра и зла, готовы вместе с героями книг бороться за правду и справедливость. И действительно, воспитательные возможности литературы, в частности детской, чрезвычайно велики. Писатели в доступной детям художественной форме выражают истины, которые каждому следует усвоить и принять на всю жизнь:

            

    Если хочешь строить мост,

            Наблюдать движенье звезд,

            Управлять машиной в поле

            Иль вести машину ввысь,-

            Хорошо работай в школе,

            Добросовестно учись!

                                                     (С. Я. Маршак)

    Или:

            

    Помни это

                                каждый сын.

            Знай

                      любой ребенок:

            Вырастит из сына свин,

            Если сын свиненок.                

                                                     (В. Маяковский)

            Писатели показывают за обычными и привычными фактами жизни удивительные и неповторимые явления, привлекают внимание к окружающим людям и событиям, возбуждая мысли и чувства.

            Детские книги вводят ребенка в ситуации, которых он, как правило, пока не переживал и которые, казалось бы, должны предварять его ограниченный личный опыт более цельным и полным опытом, накопленным человечеством.

            Я остановилась пока главным образом на стихах и не случайно: нравственная значимость детской поэзии непреходяща, смысл предельно обнажен, понятен детям 7 – 10 лет, а форма привлекательна и легко запоминается. Словом, очень многое хочет и может рассказать ребенку детская книга, о многом предупредить, против многого предостеречь. Всего не перечислить. Сжато и образно роль и место детской книги, на которые она рассчитана в жизни ребенка, определил С. Я. Маршак. В одном из своих писем к ребятам он писал, что ему очень хотелось бы подарить каждому из них говорящую куколку. И чтобы говорила она только такие слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например, «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник». Или: «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее!» Или: « Не обижайся. Будь умнее своего обидчика!» А так  как таких    куколок   не существует,

    С. Я. Маршак советовал ребятам говорить самим себе в трудную минуту те слова, которые могут их утешить, успокоить, развеселить. « А помочь тем, кому не придут на ум нужные слова в нужную минуту, - писал он, - могут хорошие книжки. Надо только подобрать такие книжки, которые больше всего могут пригодиться и детям, и большим, и молодым, и старым».

            Обучая учащихся читать – формируя навык правильного сознательного беглого выразительного чтения, умение работать с текстом произведения, ориентироваться в книге и в доступном круге чтения, - чего хотим мы достичь? На какой воспитательный эффект рассчитываем?  Коротко говоря, мы хотим и можем за годы начального обучения приучить детей практически пользоваться знанием книг и умением читать как средством неограниченного беспрепятственного общения с лучшими, интереснейшими людьми, живущими сейчас и жившими прежде. А это общение – общение, избранное самим ребенком в нужные для него минуты, - и есть школа нравственности.

            На уроках классного чтения нравственное просвещение детей представлено системой знаний, основным стержнем которой является понятие о Родине и представления о человеке-гражданине в его отношениях с другими людьми: родными и чужими, близкими и далекими, в быту и в труде, в горе и в радости, в праздники и в будни, об отношении человека к природе родного края, ее богатствам.

    Соответственно, дети получают представления и о чувствах, которые испытывает хороший или плохой человек в разных ситуациях, о поступках, которые он может  с о в е р ш а т ь     и л и     н е    с о в е р ш а т ь.

            На уроках внеклассного чтения система нравственного просвещения строится несколько иначе. Опираясь на имеющийся у детей опыт и знания, приобретенные на уроках классного чтения, учитель уже во II классе стремиться приохотить детей к тому, чтобы размышлять н а д   к н и г о й; вырабатывать свой взгляд на события, формировать чувство личной ответственности за происходящее. При чтении – рассматривании детских книг скрытый подтекст рассуждений примерно таков.

            - Вы уже большие. Вы уже знаете, что хорошо и что плохо. Жизнь сложна. И не всегда хорошо то, что «хорошо», а плохо то, что «плохо». Хочешь стать Человеком – думай сам и сам решай, когда, отчего, а главное – кому бывает «хорошо» или «плохо» и на чьем месте хотел бы ты быть или не быть…

            Вот «мамин Витя, папин Витя» из квартиры номер 5» (С.В. Михалков «Про мимозу»). Казалось бы, не жизнь у него, а блаженство: спит, сколько хочет, ест одни пирожные и вообще «что ни просит всё несут» ему родители и родственники. Почему же на последней страничке художник изобразил, как этот Витя сидит, подперев голову рукой, грустный-грустный.…  И даже жаль его становится и возникает желание ему как-то помочь, и ни за что на свете не хочешь для себя такой жизни?!        

    В III классе на базе полученной общей читательской подготовки учащиеся способны к выделению и обсуждению уже не только отдельных эпизодов, а общей нравственной идеи, вытекающей из анализа ряда разных источников. Поэтому для уроков внеклассного чтения в III классе характерны беседы – дискуссии. Опираясь на факты, проводя сопоставления, третьеклассники обсуждают, как правило, какую-то одну определенную и важную мысль, высказанную учителем только раз и очень «к месту». Ну, например, к уроку прочитаны «ожившие страницы прошлого»: «Белый пудель» А. Куприна, «Ванька» А. Чехова, «Гуттаперчивый мальчик» Д. Григоровича. А заметили ли третьеклассники, что дети – герои рассказов – почти все сироты. Задумались ли о том, когда обычно появляется так много сирот.  И что же это «нормальная» мирная жизнь, когда дети почти сплошь остаются сиротами, родители гибнут от непосильного труда, от голода, болезней?  Поняли ли, насколько это обычное, всеобщее явление, если пишут о нем не один и не два писателя?

            Так преднамеренно отбирая для уроков внеклассного чтения нравственно значимый учебный материал, продумывая аспект беседы с учащимися, учитель исподволь готовит их к осознанию мудрых слов А. М. Горького о книге:

    «… Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она окрыляет и ум, и сердце чувством любви к миру, к человеку».

    Нравственное просвещение детей – дело важное, нужное. Без него не может нравственного воспитания. И все же этого мало! Это просто никак не достаточно, если в процессе обучения чтению не созданы условия, при которых каждый ребенок, обучаясь читать, проходил бы школу общественной и трудовой практики, накапливая индивидуальный опыт нравственного поведения. В данном случае, прежде всего, имеется в виду специальная организация индивидуальной читательской деятельности на уроках классного и внеклассного чтения. А это означает использование таких методов и приемов обучения, которые пробуждают у детей нравственные чувства, наполняя ими прочитанные слова, предложения, абзацы, части текста  и целые произведения. Наиболее эффективными с точки зрения следует признать: 1) анализ прочитанного методом чтения-рассматривания; 2)выразительное чтение; 3) чтение в лицах; 4) инсценирование. Перечисленные методы и приемы требуют от детей подкрепления произносимых слов реальными действиями, движениями. Представляя, как выглядел тот или иной герой учащиеся в той или иной мере перевоплощаются в определенного героя, проникаются тем или иным «авторским» чувством, учатся эти чувства переживать, а не просто называть. И уроки чтения становятся уроками чувств. Но и этого мало.

    По мере обучения читательским знаниям, умениям, навыкам, культуре читательского поведения учащихся надо ставить в такие условия, в которых они привыкли бы непременно и немедленно использовать имеющуюся подготовку на практике -  в жизни, чтобы с одной стороны, совершенствовать свое умение учиться, а с другой – вырабатывать в себе потребность сразу же отдавать свой опыт, знания и силы окружающим. Конечно, для младших школьников – читателей  самоорганизация и самовыявление доступны лишь в будничных мелких деталях и поступках. Однако в них-то, если они организованы разумно и осуществляются систематически, и закаляется по-настоящему характер, воля, воспитывается уважение к труду и трудолюбие, чувство долга, справедливость, доброжелательность, формируется представление о счастье.

    Разумеется, уровень нравственного просвещения младших школьников – читателей и масштабы их общественно полезной трудовой деятельности при обучении чтению сопоставимы лишь относительно. В этом и состоит естественное противоречие, обусловленное особенностями современного этапа развития школы. Но даже реализация минимального очерченного круга таких «малых» дел во имя других – без мысли о вознаграждении – это прочная основа для формирования важнейшей нравственной установки на единство слова и дела, привычки взвешивать слова, которые собираешься произносить, нести за них личную моральную ответственность.

    Дело в том, что, обучая младших школьников читать, учитель должен постоянно помнить об опасности, которую таит в себе «книжное знание жизни»: произнесение значительных слов, переживания «за героев», не подкрепленные практикой собственного поведения, чреваты подменой поступка словом, причем, чем дальше, тем все более легкой.

    Конечно, слова, сказанные или не сказанные в особых случаях, - это тоже поступки. Человек подавил в себе страх или ложное чувство товарищества  и сказал какие-то слова, которые ему могут повредить, но послужат на общую пользу. Это, разумеется, поступок. Или, напротив, человек поборол зависть, обиду, заставив замолчать самолюбие, не произнес несправедливых слов, и кому-то достойному стало хорошо. Это тоже поступок. И в том и в другом случае человек оплатил слова (или молчание) глубокими личными переживаниями, преодолев себя во имя общей цели. И потому приобрел опыт нравственного поведения. А в школе на уроках чтения нередко бывает обратное: слова произносятся детьми бойко и даже выразительно, с пафосом, а личного опыта нет никакого. Такие ситуации безнравственны, аморальны по своему существу, особенно для маленьких детей. Их ни в коем случае нельзя допускать и тем более поощрять.

    Надо твердо помнить: основной критерий нравственности – единство слова и дела. Надо продуманно создавать систему каждодневных мелких дел и ситуаций, в которых ребенок учился бы совершать реальные нравственные поступки, - для одноклассников, для окружающих, ибо без них нельзя приблизиться к осуществлению высокой нравственной мечты.

    Всем нам известен рассказ В. А. Осеевой «Хорошее». В этом крошечном рассказе автору удалось схватить и передать очень типичную для детей ситуацию, о которой надо постоянно помнить учителю: стремление ребенка к самовыявлению, тяга к добру и в то же время отсутствие привычки утруждать себя делом, испытывая от этого радость. Воспитатель же должен такую привычку формировать, причем делать это спокойно, просто, доброжелательно, но захваливая одних и не обижая других, всем своим поведением подчеркивая, что совершение нравственных поступков – это норма образа жизни, а не исключение.

    Показатель нравственной воспитанности младших школьников в процессе обучения чтению – это разные виды отношений, в которые дети с помощью книги вступают с окружающими, им характер этих отношений, проявляющийся в делах, в поступках: охотно или неохотно отдает ребенок свой читательский опыт окружающим, действует он естественно, по велению души или напоказ, с чувством превосходства, на зависть другим… Что движет им: желание помочь кому-то или угодить и т.д. Все возможные виды этих отношений в процессе общественной и трудовой читательской практики детей и подлежат организации, контролю и оценке со стороны учителя, если он озабочен нравственным воспитанием своих питомцев при обучении чтению, т. е. средствами самого учебного предмета.

    Из условий, без которых это воспитание невозможно, необходимо отметить два:

    1. Наличие в классе детских книг и пунктуальное выполнение программы классного и внеклассного чтения.

    На уроках чтения мы готовим и воспитываем ребенка – читателя, имея в виду, что читатель – роль социальная. Умение и желание читать – основа непрерывного самообразования, самовоспитания и активной жизненной позиции гражданина. А интерес к чтению – результат знаний книг и сформированности типа правильной и читательской деятельности. Если в классе детских книг нет, если работа с ними не ведется и программа по внеклассному чтению не выполняется, ни того, ни другого младшие школьники за первые четыре года в школе не получат. Они просто обучаются грамоте, овладевают техникой чтения, однако книга не входит в их жизнь и не становится орудием самопознания. Зато, научившись и привыкнув ориентироваться в мире книг, ребенок, будучи грамотным способен выбирать и читать книги, которые по силам, по интересам именно ему (а не вообще «интересны» и «полезны». Неизвестно кому и когда). Другими словами, через книги, которые читаются по собственному выбору, по желанию, ребенок познает себя (что я могу, что мне трудно – что легко, что интересно – что нет и т.д.) А ведь с вопроса «Каков я?» по существу и начинается нравственное воспитание.

    2. Второе непременное условие – личный пример учителя.

    Учитель – это первый человек, который учит детей серьезно и по-настоящему трудиться и в котором (чего никак нельзя забывать), дети не могут не видеть образец того, каким бывает человек на работе и в жизни.

    Это в целом. А в частности, при обучении чтению дети должны видеть в учителе образец квалифицированного читателя, который сам знает книги, ценит заключительный в них опыт, постоянно учится с помощью книг «открытию мира» и с наслаждением делится своими открытиями с детьми и их родителями при каждом удобном случае. Словом, в этом смысле «воспитатель сам должен быть воспитан» (К. Маркс), и тут перед каждым из нас бескрайние горизонты, безграничные возможности и колоссальные внутренние резервы профессионального совершенствования.

            Все это так. И все же в практике работы связь между воспитательными возможностями литературы и воспитательной эффективностью уроков чтения проявляется гораздо реже, чем хотелось бы, и далеко не в полную меру. А почему?

            Чтобы ответить на этот вопрос. Надо еще раз обратиться к анализу того, что такое нравственное воспитание.

            Нравственное воспитание – это целенаправленное, преднамеренное формирование у учащихся морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.  Другими словами, нравственное воспитание – процесс сложный.  Целенаправленное формирование у детей морального создания – это учебно-воспитательная работа. Специально нацеленная на освоение детьми принципов нравственности, составляющих сущность морали и ведущих нравственных понятий.

            Развитие в детях нравственных чувств – это формирование у них способности радоваться или огорчаться, восхищаться, гордиться или стыдиться, страдать, негодовать, словом, переживать те или иные чувства, вызванные различными действиями и поступками собственными и чужими, оценивая их, исходя из освоенных представлений и понятий о нормах нравственности.

            Наконец, выработка у детей навыков и привычек нравственного поведения – это создание внутреннего барьера против осознанных и даже случайно аморальных действий и надежная потенциальная сила, которая включается при выборе поступка в критические моменты жизни.

            Вывод один – нравственное воспитание при реализации в процессе обучения требует комплексного подхода, т. е. одновременности, единства нравственного просвещения детей и упражняя их в нравственной деятельности: чувствах, суждениях, поступках. Если этого единства нет, то нет и нравственного воспитания.

            Возвращаясь с этих позиций к анализу особенностей взаимосвязи воспитательных возможностей литературы и эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках чтения, нельзя не убедиться в том, что их безусловной частью является лишь нравственное просвещение: детская литература всегда учит ребят жить так, как надо. Однако маленький читатель должен еще захотеть учиться этому трудному искусству и, кроме того, приобрести личный опыт нравственного поведения, который создается лишь ценой постоянного активного участия в окружающей жизни и преодоления себя – своих недостатков, пороков, слабостей. А это литература обеспечить не может. Это должен и может сделать учитель, который организует нравственное воспитание детей в школе, прежде всего с помощью детской литературы.

            В свою очередь учебно-воспитательная работа с литературой и книгой воздействует и на учителя. Она раскрывает перед ним тайны человеческой психики, помогает увидеть своих питомцев и себя как бы со стороны, критически оценить не только ребячье, но и собственное поведение и, побуждая всякий раз взвешивать выбор методов педагогического воздействия, оттачивать профессиональное мастерство, становиться для детей умным, добрым, требовательным, но понимающим наставником, живым образцом нравственного совершенства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Нравственное воспитание младших школьников в образовательном процессе»

    Нравственное воспитание младших школьников в образовательном процессе. Перечислены методы, формы работы в этом направлении...

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

    формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

    Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе

    Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...

    Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

    Духовно-нравственное воспитания и его роль и его роль в формировании личности ребенка....

    Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

    В данной статье Вы сможете познакомиться с основными путями реализации нравственного воспитания в учебно-воспитательном процессе....

    "Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе".

    Василий Андреевич Сухомлинский  говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все...