Духовно – нравственное воспитание младших школьников в учебном процессе и во внеклассной работе
материал (2 класс) на тему

 

    Формирование Духовно – нравственной личности происходит в учебном процессе, во внеурочной деятельности  и при работе с семьей младшего школьника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание младших школьников в учебном процессе и во внеклассной работе.

        

    Широко и привольно раскинулась на высоком холме одно из древнейших и красивейших сел Вачского района – село Арефино. Издревле наше село славилось церквями и народными промыслами. Свято чтилось пасхальные и рождественские традиции, масленичные гуляния. Воспитывая детей на традициях прошлого родного края, хочется открыть их сердца для любви, доброты, взаимопонимания. Чтобы их детские души, изучая культуру своего народа, становились радостнее, светлее, добрее.

    Сегодня о духовно – нравственном воспитании детей заговорили как о проблеме общенациональной. Особенно много внимания этому уделяется в Концепции модернизации российского образования. Я думаю, вы согласитесь со мной, что основным двигателем развития любого общества является не только интеллект, разум, но и совесть, нравственность, духовность.

    О приоритете нравственного воспитания с замечательной ясностью и образностью высказался И.Г.Песталоцци, назвав его «… морем бесконечной силы совершенной любви».

    Великий педагог К.Д.Ушинский писал: «Главную задачу воспитания, составляет влияние нравственное». В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно – нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны.

    Возрождение России связано не только с решением политических, экономических проблем, но, прежде всего, с воспитанием человека, формированием у него духовно – нравственных качеств. И ведущая роль в этом воспитании принадлежит начальной школе, потому что именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции.

   В.А.Сухошлинский писал: «Именно в младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали» (Т-2, с. 161). Этот возраст называют еще «золотой порой » духовно – личностного становления. В возрасте 6-9 лет ребенок впервые сталкивается перед осознанным выбором между «плохим» и «хорошим», пытается самостоятельно определять свое поведение. Очень часто неосознанный выбор зла привлекает ребенка своей необычностью. Так, грубость, дерзость воспринимаются им как геройство. Обладание красивой игрушкой, вещью привлекает стремлением выделиться. Ребенок не замечает, как эти и другие дурные навыки превращаются в привычку. Не умея различить добро от зла, ребенок всего желает, и все, что желает, хочет получить немедля. Наша задача научить видеть, где добро, а где зло. Помочь уйти от зла, не оглядываясь на других. Помочь беззащитному ребенку противостоять агрессии зла. Научить ребенка чуткости, нравственной самостоятельности.

Духовно – нравственное воспитание на уроках литературного чтения.

    Формирование Духовно – нравственной личности происходит в учебном процессе, во внеурочной деятельности  и при работе с семьей младшего школьника. Я хочу видеть особо уроки литературного чтения.

    «Все в школе, и в преподавании должно быть нравственно, - говорил К.Д.Ушинский. – На нравственное же чувство должно действовать непосредственно само литературное произведение, и это влияние литературных произведений на нравственность очень велико».

    Я работаю по учебнику Л.П.Климановой, М.В.Головановой. «Родная речь». На своих уроках я стараюсь не только развивать речевые умения и навыки, но и учу размышлять, рассуждать, самостоятельно делать выводы.

    Большая роль в воспитании духовно – нравственной личности отводится работе со сказками, произведениями классиков русской литературы, с пословицами, поговорками, при работе с былинами. Первую ступень в этой работе занимают сказки. Когда-то рассказывание сказок было занятием совсем не праздным: ребенок, втягиваясь в услышанное, сочувствовал, сопереживал добрым героям и воспитывался. Сказка и ее основа выполняли нравственные, познавательные, эстетические функции. Сказка является носителем, так называемым эталонных представлений о добре и зле, о том «что такое хорошо, а что такое плохо», однако работа со сказкой приобретает ценность тогда, когда учителю удается организовать обсуждение поступков героев, выделить те моменты, в которых им приходиться делать моральный выбор, проанализировать последствия того или иного выбора. Очень важно, чтобы ребята начали соотносить описанные в сказке ситуации с собой: а как бы поступил я в такой ситуации и почему?

    Читая во втором классе сказку «Лиса и Журавль», предлагаю посмотреть на ситуацию и героев глазами автора – зрителя. В процессе работы учащиеся начинают понимать, что лиса и журавль вполне симпатичные герои и намерения у них добрые. Однако дружба – то у них не сложилась, т.к. ни тот ни другой не нашли способа, как наладить дружбу. Целостный взгляд на произведение и размышлением над тем мудрым советом, который дается в сказке, приводит детей к пониманию, что дружба основана на принципе «Как ты мне, так и я тебе», («Как аукнется, так и откликнется»), не может состояться.

    - Кого из сказочных героев ты пригласил бы к себе в гости? Почему?

    Но мы не только читаем сказки, но и сами сочиняем их. Ребята принимали участие в районном конкурсе «Сочини сказку», 2 работы были признанны лучшими и отправлены на областной конкурс. Груздева Катя сочинила сказку «О сером карандаше». Я хочу прочесть несколько строк: «И он нарисовал картину лучшую на свете. Вот только на картине той все было в сером цвете». «- Ну, кто – же сможет мне помочь?». «- Тебе помочь мы все не прочь» И, оглянувшись, серенький увидел вдруг всех своих братьев, стоящих вокруг. Тут желтенький, и белый, красненький на все умелый. Синий, розовый фломастер, и большей зеленый мастер. За работу взялись дружно, все исправили как нужно.  

      Большая работа по становлению нравственной личности приводится при изучении творчества Л.Н.Толстого. Его произведения «Старый дед и внучек», наглядный тому пример. После анализа произведения, который сопровождается выборочным чтением, предлагаю детям ответить на вопросы:

- Как бы вы охарактеризовали отношения сына к своему отцу? (Относится без уважения, без почтения к старости).

- Как вы думаете, для кого больше написан этот рассказ – для родителей или для детей? (Стараюсь подвести детей к тому, что настоящим человеком – сыном, дочерью, надо расти с самого детства).

    После обращаю внимание детей на одну из главных библейских заповедей «Почитай отца и матерь свою».

- Что значит почитать отца? (Уважать его, помогать и т.д.).

    И опять обращаюсь к пословицам. На доске записываю пословицы и предлагаю детям найти пословицы в подтверждении этой библейской заповеди и записать их в тетрадь. Например: «Кто родителей почитает, тот век не погибает».

- Об уважении еще, к каким «родителям» нельзя забывать?

    Чтобы ответить на этот вопрос, подберите однокоренные слова к слову «родители». (Народ, родина)

- А в чем проявляется, непочтительность по отношению к своей родине, своему народу?

    Очень хорошо на данном этапе провести такую работу, как классификация понятий. Вывешиваю на доску таблички со словами: чистосердечность, зависть, уважение, доброта, злость, безответственность, искренность, непочтительность.

   Предлагаю распределить понятия на 2 группы: хорошо – дурно.

   Богатый материал по формированию нравственной личности ученика заложены в произведения  А.Платонова. «Цветок на земле», «Еще мама», «Сухой хлеб». Рассказы  А.Платонова отличаются библейской простотой. Как в Библии повествование начинается от сотворения мира, так у Платонова оно начинается от истоков одной человеческой жизни. В своих произведениях автор пытается дать ответ на вопрос, что для человека самое главное, в чем состоит основа жизни, ее смысл, т.е. приобщает маленького читателя к основным общечеловеческим нравственным ценностям.

   

     

 

   

 

Внеклассная работа.

        Работа по духовно – нравственному воспитанию детей продолжается и во внеурочной деятельности. Это и на тематических классных часах, и при работе с семьей ребенка, и, конечно, на кружке ”Основы православной культуры”. Три года как я веду этот кружок по программе А. В. Бородиной. Курс “Основы православной культуры” имеет историка – культурологическую концепцию, что предлагает в своей основе материал, раскрывающий историю формирования культуры России. Главными задачами курса является, то чтобы дать школьникам общее представление о культуре, особенностях культуры России, духовно – эстетических ценностях русского народа, о православии, познакомить с основными событиями Евангелии, с православными праздниками, воспитывать любовь к Родине, уважение к отечественным традициям и т. Д. Свою работу я начала с того, что на первом родительском собрании рассказывала о создании кружка. Познакомила их с целями и задачами кружка, с книгами по которым мы будем заниматься. После этого дала время, чтоб родители подумали над тем, хотят ли они, чтоб их дети посещали данный кружок. Кружок посещали дети только по  желанию. У меня в классе 14 учеников. И получилось так, что все дети с удовольствием ходят на занятия кружка. Большую помощь в приобретении учебной и методической литературе оказал настоятель нашей Троицкой церкви отец Михаил.

        Область православной культуры вызвал у детей огромный интерес, обычно когда занятия проводятся с использованием иллюстрированного материала. Старалась подобрать материал так, чтобы дети находили созвучие материала с их личной жизнью, семьей, культурой родного села, района.

        Использую в своей работе разнообразные формы – это посещение православного храма и встречи с настоятелем церкви отцом Михаилом, конкурс рисунков по теме занятия, исследовательскую работу по организации и проведению православных праздников, защита творческих работ, экскурсии и т. д.

        Огромный интерес  вызвала у ребят тема “Наша Родина”. Ребята пытались ответить на вопрос “А что значит любить Родину?” Трепетная любовь к Родине, умение дорожить отечеством и болеть за него душой, желание служить ему не на страх, а на совесть вот те душевные качества, без которых человек не может считать себя личностью. Мы совершали заочное путешествие по городам России, побывав заочно в столице нашей родины, говорили о государственной символике нашей страны. Особое внимание было уделено цветам Отечества.

        Белый свет – именно таким емким выражением мы называем весь окружающий мир. Белый – значит святой, чистый, открытый. Отсюда веками живут сравнения: девушку-красавицу называют белолицей, одежда черна, да совесть бела. Белый цвет с нами в главные дни жизни: в семейное торжество скатерть на столе белая, платье невесты белое, ризы священников в Господские праздники – белые.

         Красный цвет – это знак красоты: Красная площадь, красный денек, красный молодец. Это цвет Пасхи, Светлого Христова Воскресенья. А вот цвет голубой, светло-синий как бы уводят от земли и небесном неземном мире.

        Золотой цвет – царский цвет солнца. Златоглавая Москва, а вслед за ней и вся Россия со множеством позолоченных Купалов и позолоченными крестами.

        Ребята выполняли творческую работу на тему “Наша Родина”. Был проведен конкурс рисунков “Любимый уголок моего села”. Выполнять творческие работы, организовывать экскурсии помогали родители. Большую помощь родители оказали при изучении темы “Семья”. Вначале была организована фотовыставка “Моя семья”. Дети принесли семейные фотографии, где семья вместе отдыхает, или что–то делают. Дети вместе с родителями выполняли проект “Генеалогическое древо моей семьи”. Мы собирали пословицы, поговорили о семье. Был проведен конкурс рисунков “Моя семья”. И я, как учитель, испытала огромное удовольствие от проделанной работы, когда один мой ученик Щукин Денис рисунок о своей семье подписал словами пословицы: “Когда семья вместе и душа на месте”.

При изучении темы “Всегда живое” мы говорили о православном храме. Мы посетили наш храм, встретились с настоятелем храма отцом Михаилом. Рассказывая о куполах, которые могут иметь вид шлема и походить на свечу, в класс была принесена свеча. Форму её пламени мы сравнивали с золотым куполом православного храма.

        Ребята узнали, что “свеча” – символ времени. Они размышляли, почему в наш электрический век человек любит смотреть на горящую свечу. Учебный материал 2 года обучения был подчинен цели – познакомить учащихся с основными событиями Евангелии и православными праздниками. При изучении православных праздников мы провели  большую исследовательскую работу. Встречаясь с местными старожилами мы узнали какие православные праздники отмечают в селах нашего района и каково его легенда. Был собран удивительный материал о таких православных праздниках как – Тихвинская Божья Матерь, Рождество Пресвятой Богородицы, Троица и т. д. И, конечно, все дети очень любят, когда в классе проводим свои праздники. Был проведен фольклорный праздник “Осени”, “Масленица”. Готовясь к классному часу “Рождество Христово”, дети знакомились с понятием “рождение” – в широком и достаточно конкретном смысле (рождение ребенка и нового года, звезды и новых знаний), постепенно поднимаясь к осмыслению прихода в мир Спасителя.

        Проводя занятия с младшими школьниками, следует постоянно искать способы активизации их внимания, т. к. дети быстро устают и им трудно сосредоточится на главном. Очень нравится детям игра “Сделай правильный выбор”. Заранее на полосках записываю различные советы. Например: помоги другу; дерни девочку за косички; Предлагаю выбрать те советы, которые являются правильными.

        Активизировать нравственные качества детей, можно используя игры с предметами. “Воздушный шарик” – можно изобразить смешные рожицы, написать различные пожелания. Парящий шарик – символ мечты. Однако мечта без труда может “лопнуть”, как и шарик. Камешек, его можно использовать для того, чтобы дети могли понять простую истину: любое живое существо можно отогреть, если окружить заботой. Передавая холодный по началу камешек из рук в руки, дети согревают его.

   

Работа с семьей.

    Большую роль в духовно – нравственном воспитании школьника отводится  семье.

    Семья выступает как первый воспитательный институт, с которым будущий гражданин ощущает связь на протяжении всей жизни. Без тесного контакта школы с семьей немыслимо приобщение детей к традиционным ценностям отечественной культуры.

    Многие родители моих учеников мои бывшие ученики. Поэтому с родителями у нас налажен тесный дружеский контакт. Они помогают и мне, как классному руководителю, и своим детям.

    Ни один праздник в классе не обходится без их участия, Помогают организовывать конкурсы рисунков на заданную тему. Выполняют вместе с детьми творческие работы.

    Я использую различные формы работы  с семей. Это и родительские собрания, беседы (когда замечаю изменения в поведении ребенка), консультации (родители часто обращаются за советом) и посещение на дому.

    На прошедших XV Международных рождественских чтениях тема, которой была «Вера и образование: общество – школа – семья», семье было отведена ключевая роль. Ведь здоровая семья – является ключом для развития общества.

    И поэтому совместная работа, объединяющая родителей и детей, дает ребенку возможность найти себя, приобщаться к общечеловеческим ценностям, почувствовать себя личностью.

    Семьи, отправляющиеся в житейское море на волнах Веры, поселяются на корабле Надежды, который движется под парусами любви и достигает обетования Совершенной Семьи.

Семья – корабль Надежды.

Семья – остров Веры.

Семья – гавань Любви.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья (из опыта работы ) Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно – нравственного воспитания младших школьников.

В статье представлен опыт работы по взаимодействию семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников. Задачи, стоящие перед школой,  учителем и пути их осуществления....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».

laquo;Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».Эмирбекова К.М.Учитель начальных классов,                    ...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации учебной и внеучебной деятельности через преподавание курса ОРКСЭ

ЦЕЛЬ ОПЫТА – создание  социально-педагогических условий для воспитания, развития  и становления  личности младшего школьника, способного сознательно выстраивать отношение к себе, ...

Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной и во внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )

Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной  и во   внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )...