Число ноль. Цифра 0
план-конспект урока по математике (1 класс)

Никитенко Валентина Николаевна

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislo_0.tsifra_0.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний (1 урок по данной теме)  

УМК: «Начальная школа XXI века»

Ф.И.О. учителя: Никитенко В.Н.

Тема

Число ноль. Цифра 0

Дидактическая задача

Формировать представление о числе 0 и цифре 0, познакомить с основными свойствами.

Цели

Образовательные:

Ввести число 0 как характеристику пустого множества и начало отсчета на числовом отрезке.

Научить писать цифру 0 и познакомить с основными  свойствами.

Совершенствовать навыки счёта.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; сопоставлять результаты своей работы с образцом.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в схеме, иллюстрациях; находить ответы на вопросы через выполнение практической деятельности; составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Научить писать цифру 0 и познакомить с основными  свойствами ноля.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; сопоставлять результаты своей работы с образцом (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы через выполнение практической деятельности; составлять ответы на вопросы.; составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  • - Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н., Рыдзе О.А.  Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 1.
  • - Кочурова Е.Э. Рабочая тетрадь. Математика. 1 класс. Часть 2.
  • -жетоны
  • - карточки
  • - интерактивная доска;
  • - электронный образовательный ресурс. Математика 1 класс Вентана-Граф

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа.

Методы

Словесный (рассказ, проблемный диалог),   деятельностный   (практическая работа).

                 

Ход.

I Организация.    Внимание уделяется правильной посадке.

II Эмоциональный настрой.  (дети повторяют за учителем)

-Я в школе на уроке.

- Сейчас мой любимый урок – математики.

- Я буду внимательным, проявлю смекалку, справлюсь со всеми заданиями.

- У меня все получится.

        III. Сообщение темы.

    -  Ребята, как всегда к нам урок математики приходят наши друзья, которые  помогают нам решать примеры, задачи, сравнивать числа. Сегодня они пришли все вместе. Назовите их.  (Катя, Петя, Вова, Лена).

      -Ребята хотят познакомить вас с одним  интересным числом. Каким вы потом скажите сами, а сейчас  Катя, Петя, Вова и  Лена приготовили для вас задания.

  IV.  Математическая разминка.

      Это задание приготовила Катя .

- Продолжите ряд чисел.

  61 52  .  .  .   .

Задание Пети.

Работать будете в парах. На партах у вас карточки. Вам нужно расставить карточки с числами в порядке возрастания и прочитать вместе предложение, которое получилось.

Ничего

1

не

2

стоящий,

3

не

4

знающий

5

человек.

6

 

- Какая пара готова прочитать составленное предложение?

- В народе о таком человеке говорят, что, ноль без палочки, он пустое место.

- Как вы думаете,  это хорошо когда так говорят?

- Вы ученики, первоклассники, чтобы  я хотела о вас услышать?

- Для этого вы должны стараться, не лениться, быть внимательными и старательными.

-Теперь переверните карточки, разделите выражения на 2 группы.

- Какие группы у вас получились. (группа, где суммы и группа, где разность)

- Первый вариант находит значение суммы. Второй вариант находит значение разности.

                (с обратной стороны написано)

2+3

4+1

3+2

6-1

7-2

8-3

Проверка:

- Возьмите веера, покажите результаты. Что вы заметили?

-  Покажите  число предшествующее числу 5.(4)

Следующее  за число 5.(6)

- Какое число находится между числами 6 и 8? (7)

-  Какое число стоит справа от числа7? (8)

  - Слева от число 3 (2)

- Молодцы, Петя   доволен  вашими ответами.

Сейчас Лена хочет проверить какие вы  смекалистые. Она предлагает вам решить   интересные задачки.

  • На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 4 . Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьев на грядке?  (Нисколько, они улетели)

  • Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?    ( нисколько, на дубе яблоки не растут)

  • Повезло опять Егорке,

У реки сидит не зря.

Два карасика в ведерке

И четыре пескаря.

Но смотрите – у ведерка

Появился хитрый кот.

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесет.

                        (нисколько, все съест кот)

V. Практическая часть.

- Возьмите карточку, где у вас нарисована геометрическая фигура. Как она называется? (прямоугольник, замкнутая ломаная, замкнутая кривая – по рядам) Передайте мне свои карточки.

- Остались у вас на партах карточки с геометрическими фигурами? (нет)

 

VI. Актуализация  знаний.

     Работа по учебнику.

- Откройте учебники, давайте поможем Пете выполнить задание №1 страница 20.

- Из чего сделан снеговик? ( из снежных шаров)

- Почему около первого снеговика  стоит карточка с 5 точками? ( у него 5 шаров)

- Что происходит со снеговиком? ( он таит)

- Сколько точек нарисовано на последней карточке? (пусто) Почему?

- Нам надо ставить туда  точку. (нет, не можем)

-  Ребята, Петя не может ответить на вопросы, давайте ему поможем..

- Сколько дедушек учится в нашем классе?

- Сколько говорящих собак вы знаете?

- Сколько знакомых вам кошек умеют вышивать?

- Что общего в задания  которые мы сейчас выполняли? (получали ноль)

- Люди давно уже заметили, что в некоторых  случаях ничего не получается. Так возникла необходимость введения нового числа, которое называется ноль или нуль.

 VII «Открытие»  нового знания.

Видеозапись.  ( дети смотрят сюжет, где на разных примерах показано как получается число ноль и где мы встречаем это число)

- А теперь скажите, с каким числом мы сегодня  познакомились и будем дальше с ним работать?

VIII Запись числа

- Число ноль или нуль записывают знаком, то есть цифрой 0.

 Читает ученик

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

- Цифра ноль пишется в половине клеточки. Начинаем писать снизу, далее ведем вверх и замыкаем получившийся овал.

- Обведите образец простым карандашом.

 Объявляется конкурс красоты.  Работа в учебнике с. 20 № 4

 - Вам нужно написать цифру 0, но не просто через клеточку, а какая закономерность там прослеживается?   (1 раз ноль пишем, пропускаем клеточку, 2 раза подряд ноль пишем, снова пропускаем клеточку, 3 раза подряд ноль пишем пропускаем клеточку и так далее)

Лучше всех написала ………, она получает жетон от числа ноль.

- Ребята,  а вот Вова  не знает,  где должно стоять  число 0 на числовом отрезке. Как вы думаете?  ( в начале отрезка)

IX. Физминутка. 

1 упр. «Массаж ушей»

Двумя пальцами сделать массаж ушных раковин вверх и вниз 18 раз, затем уши закрыть ладонями, а пальцами приложить к затылку, сблизив кончики: пальцами слегка постукивать по затылку до 3 раз. Такое упражнение тонизирует кору головного мозга.

2 упр. «Ленивые восьмерки»

 Ставят большой палец правой руки, протягивая руку вперед, на ровне глаз. Пальцем в воздухе пишем большие восьмерки глазами следим за пальцем. Затем другой рукой и обеими руками.

          X. Свойства ноля.

-Найдите на странице 21 №5.

-Посмотрите на этот рисунок.  Составьте к нему выражение. 2 -1

-Закройте глаза. Посмотрите что изменилось.  Какое выражение получили?  1-1.

- Снова закройте глаза. Что теперь изменилось?  Какое же здесь составим выражение 1-1= 0

- Если вместо числа 1 поставим букву а, то у нас получится свойство

а – а = 0

-Где вместо а можно поставить любое число. Читается оно так.

Если к из любого числа вычесть это же число, то получится ноль.

- Придумайте сами похожий пример.

- Какой скоро  праздник? Новый год.

-  Для украшения елки у Кати  3 шара. Посмотрите на рисунок.

- Сейчас посмотрите, что  изменилось на следующем рисунке? (ничего).    Составьте к нему выражение.

0 + 3=3

Если заменим число 3 буквой а, то получится  другое свойство.

0 + а = а

 Читается оно так:

если ноль прибавить к любому числу, то получим это же число

Посмотрите на это свойство.

а + 0 = а

Какой закон использовали здесь? (от перестановки слагаемых сумма не изменяется)

Если к любому числу  прибавить ноль, то получится  это же число.

- А как вы думаете, что же будет, если из любого числа отнимем ноль.

Давайте проверим. Возьмите 4 палочки,  а теперь  уберите ноль палочек, сколько останется. 4

Значит, если мы из числа вычтем ноль, то получится то же число.

Эти свойства мы еще будем изучать, а теперь. Посмотрите на сюда (кресты) и найдите  те свойства, которые мы еще не изучили.  

0 + 0 = 0

0 - 0 = 0

- Назовите их.

XI.  Первичное закрепление  (Тренировочные упражнения.)

Возьмите веера.

- Я буду показывать выражение, а вы показываете  его значение.

8-0=8             0+7=7

2+0=2        9-0=0        

0-0=0        0+0 =0

- Теперь давайте подведем итог.

- Дополните до конца предложение:

- Если к любому числу прибавить  или вычесть ноль то получится,  ………….(это число).

- Если из любого числа вычесть это же число, то получится…………… (ноль)

- Ноль минус ноль будет …… (ноль)

 XI  Дифференцированная работа .

Красная карточка –  10 примеров

Синяя карточка –  5 примеров.

Выберите ту карточку, где все примеры решите быстро и правильно.

Дома в тетрадях пропишите цифру ноль.

XIII. Рефлексия..

Работали хорошо, число ноль дарит всем вот жетоны в виде солнышка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

число и цифра ноль

Познакомить с образованием числа ноль...

Конспект урока на тему "Число ноль. Цифра 0".

Урок математики в 1 классе (УМК "ШКОЛА 2100")....

Урок математики в 1 классе Число ноль, цифра 0.

Урок математики в 1 классеЧисло ноль, цифра 0 на основе сказки "Колобок"...

Математика. 1 класс. Урок 49. Число ноль. Цифра 0 - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_49_chislo_nol_cifra_0/2012-12-02-142  Урок 49. Число ноль. Цифра 0 В презентации отображены:   ...

Материал к уроку по теме "Число ноль. Цифра ноль"

Логика составления презентации соответствует основным этапам урока по ФГОС.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15497339","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 280...

Конспект урока по математике 1 класс по программе Петерсон. Тема " Число ноль. Цифра ноль"

. Урок для 1 класса по программе Петерсон.  Основные аспекты урока: 1 Ввести число 0, как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке.   2.Научить писать цифру...

Конспект урока по математике в 1 классе "Число ноль. Цифра 0."

Конспект урока по математике в 1 классе      Тема: Число ноль. Цифра 0.Цель: на основе предметных знаний и умений подвести учащихся к осознанию...