Конспект урока по математике в 1 классе "Число ноль. Цифра 0."
план-конспект урока по математике (1 класс)

Потапова Дина Яковлевна

Конспект урока по математике в 1 классе

      Тема: Число ноль. Цифра 0.

Цель: на основе предметных знаний и умений подвести учащихся к осознанию                                   возможности обозначать пустое множество числом 0, научить писать цифру 0.

     Задачи:

  • сохранение физического и эмоционального здоровья учащихся во время урока;
  • создание условий для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций у учащихся;
  • развитие навыка культуры общения, интереса к предмету;
  • формирование умения  простейшего упорядочивания  в математике (расположение в порядке возрастания, убывания).

    Оборудование:

  1. компьютер, мультимедийный проектор, фонограмма  песни «Пропала собака»;
  2. учебник математики 1 класс, часть 1, авторы М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова;
  3. карточки-рисунки, счетный материал, веера цифр у каждого ребенка, образец написания цифры 0, карточка «ноль», «термометры настроений».

    Тип урока: изучение нового материала.

Вид:  урок-путешествие.

Личностная значимость изучаемого для школьника: овладение новыми знаниями.

Источники информации:

  1. основные: мультимедиа, раздаточный материал, учебник «Математика» для 1 класса (1 часть);
  2. дополнительные: оформление классной доски.

 Методы и приемы: (Классификация В.А. Онищук по целям и задачам и соответствующим видам деятельности):

  1. коммуникативный  метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога, самооценку;
  2.  познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала;
  3. преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике в 1 классе

      Тема: Число ноль. Цифра 0.

Цель: на основе предметных знаний и умений подвести учащихся к осознанию                                   возможности обозначать пустое множество числом 0, научить писать цифру 0.

     Задачи:

  • сохранение физического и эмоционального здоровья учащихся во время урока;
  • создание условий для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций у учащихся;
  • развитие навыка культуры общения, интереса к предмету;
  • формирование умения  простейшего упорядочивания  в математике (расположение в порядке возрастания, убывания).

    Оборудование:

  1. компьютер, мультимедийный проектор, фонограмма  песни «Пропала собака»;
  2. учебник математики 1 класс, часть 1, авторы М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова;
  3. карточки-рисунки, счетный материал, веера цифр у каждого ребенка, образец написания цифры 0, карточка «ноль», «термометры настроений».

    Тип урока: изучение нового материала.

Вид:  урок-путешествие.

Личностная значимость изучаемого для школьника: овладение новыми знаниями.

Источники информации: 

  1. основные: мультимедиа, раздаточный материал, учебник «Математика» для 1 класса (1 часть);
  2. дополнительные: оформление классной доски.

 Методы и приемы: (Классификация В.А. Онищук по целям и задачам и соответствующим видам деятельности): 

  1. коммуникативный  метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога, самооценку;
  2.  познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала;
  3. преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике

 

                                    Содержательная часть урока.

                     

        

Этап урока

Деятельность учитель

 Деятельность учеников

I.Организационный момент

Организует учащихся к началу урока.

Осуществляет эмоциональный настрой

Внимательно слушают учителя, читают текст вместе с учителем

                                           

 Слайд 1(Хоровое чтение)

  В мире много интересного,

  Нам порою неизвестного.

  Миру знаний нет предела,

  Так скорей, друзья, за дело!     

Возьмите в руки «термометр настроения» и покажите, с каким  настроением  вы пришли на урок. Надеюсь, что хорошее настроение сохранится на протяжении всего урока, а  у кого плохое - улучшится.

II. Актуализация знаний

Создает заинтересованность учащихся на учебную деятельность.

Задаёт вопросы, которые направлены на воспроизведение  изученного

материала, поощряет словесно. Ставит проблему, решаемую в течение урока

Дети слушают, отвечают на вопросы, повторяют ранее изученный материал

На доске таблица чисел (числа записаны на карточках).

8           2            3

4           5            6

1           7            9

Учитель: Посмотрите на эту таблицу чисел. Назовите число, которое при счете идет перед числом 3, за числом 7.

Дети: Это числа 2 и 8.

Учитель: Какое число стоит между 4 и 6?

Дети: Число 5.

Учитель: Какое число стоит в правом верхнем углу?

Дети: Число 3.

Учитель: В левом нижнем?

Дети: Число 1.

Учитель: Какое число обозначает количество медведей в русской народной сказке?

Дети: Число 3.

Учитель: Внимательно посмотрите на расположение чисел в строках и столбиках таблицы. Что вы заметили?

Дети: Возможные варианты ответов. (Это таблица натуральных чисел, отрезки натурального ряда чисел 2, 3;       4 5, 6, суммы и её значения 2+5=7, 3+6=9, разности и их значения  9-6=3, 7-5=2, их можно расположить по порядку.)

Учитель: В каком порядке эти числа  можно расположить?

Дети: В порядке убывания и возрастания.

Учитель: Расставьте числа в порядке убывания, в порядке возрастания. (У доски работает по одному ученику:1 2 3 4 5 6 7 8 9;  9 8 7 6 5 4 3 2 1).

Учитель: Как называется такая запись в математике: 1 2 3 4 5 6 7 8 9?

 Дети: Отрезок натурального ряда чисел.

 Учитель: Назовите его признаки.

Дети: (Предполагаемые ответы).

Учитель: Как изменить эту запись, чтобы получился натуральный ряд чисел?

Дети: (Предполагаемые ответы).

Учитель: Что означает многоточие?

 Дети: Ряд можно продолжить.

Учитель: Кто сможет продолжить?

Дети: (считают до 30).

Учитель: Поднимите руки, кто уже знает, как записываются эти числа? Постановка проблемы:  Как вы думаете, ребята, хватит ли этих цифр (на доске) для записи всех существующих чисел?

Дети: предполагаемые ответы (да, нет).

Учитель: Вот сегодня на уроке мы и ответим на этот вопрос. А для этого мы совершим небольшое путешествие  в лес.

III. Физминутка

Организует активный отдых учащихся, направленный на мышечное расслабление, снятие усталости.

Эмоциональный настрой на заочное путешествие

Выполняют вместе с учителем физминутку


       Мы идем сегодня в лес, полный сказок и чудес.

Смотрим мы по сторонам: скачут белки тут и там.

Ноги выше поднимай, колокольчик не сломай.

Разведи пошире руки, обними лесные звуки.

Учитель: Какие звуки можно услышать в лесу? Как нужно себя вести в природе, чтобы этих звуков услышать как можно больше?

Дети: В лесу нельзя шуметь, бегать, чтобы не тревожить и не напугать лесных жителей; нельзя ломать ветки, топтать и рвать цветы.

(Неожиданно, тихо звучит  песня «Пропала собака…»)

Учитель: Что за мелодия раздается?

Дети: Песня «Пропала собака».

Учитель: Почему песня такая грустная?

Дети: Возможные варианты ответов.

Учитель: Поможем собаке? Куда же она пропала?..

IV.Работа в тетради Графический диктант

Формирует навык грамотного оформления записи в тетради и умение ориентироваться на плоскости. Следит за правильной  посадкой учащихся во время письма, умением держать ручку.

Осуществляет моральную поддержку учащихся, поощряет словесно

Учатся правильно оформлять запись  в тетради.

Один из учащихся выполняет работу на доске.

Учатся оценивать работу других детей

Учитель:  Предлагаю открыть тетради, записать число. От числа отступите две клетки вниз, найдите начало строки и  поставьте точку, продолжите линию от точки (один ученик работает у доски): вверх 1 клеточка; вправо 1 клеточка; вниз 3 клеточки; вправо 2 клеточки; вверх 3 клеточки; вправо 1 клеточка; вниз 5 клеточек; влево 1 клеточка; вверх 1 клеточка; влево 1 клеточка ; вниз 1клеточка; влево 3 клеточки; вверх 1 клеточка; вправо 2  клеточка; вверх 1 клеточка; влево 2 клеточки; вверх 2 клеточки; вправо 1 клеточка.

Учитель: Давайте посмотрим, что получилось у Леры и что вы изобразили в тетрадях?

Дети: Фигура похожа на собаку.

Учитель: Молодцы, ребята, наша фигура действительно  похожа на собаку. Мы ее нашли. Возьмем с собой? 3

 (Слайд №2, Изображение собаки.)

V. Физминутка

Развитие мелкой моторики мышц. Поддерживает эмоциональный настрой учащихся

Выполняют действия, которые называет учитель

Собака

Средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки — это «морда» собачки. Указательный палец и мизинец поднимите вверх — это «уши». 

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу

Гав, гав, гав! (Собака)

Когда собака «лает», она раскрывает «пасть», для этого слегка разводите пальцы, изображающие собачью морду.

Совет учителя: Если у тебя получилось, помоги своему товарищу.

VI.Операционно-исследовательский этап урока

Предлагает ученикам задания, которые помогают ответить на поставленную в начале урока проблему.

Проводит повторение изученного материала.

Развивает математическую речь учащихся, внимание, самооценку учащихся.

Объясняя, учит писать цифру 0

Составляют математический рассказ,  рассуждают, доказывают, логически мыслят. Пишут цифру 0, учатся самоконтролю, самооценке

Учитель:   Наша собачка немного нарушила тишину. Посмотрите, что случилось.

Слайд №3 (На веточке дерева сидят три птицы. Одна улетает.)

Учитель:   Составьте математический рассказ по картинке.

Дети: На ветке сидели 3 птицы. Одна улетела. Осталось 2 птицы.

Учитель:   Каким числом можно обозначить количество оставшихся птиц?

Дети: На доске ученик выставляет число 2.

Учитель:   Составьте следующий математический рассказ.

Слайд №4 (Улетает вторая птица.)

Дети: На ветке сидело 2 птицы. Одна птица улетела. Осталась 1 птица.

Учитель:   Каким числом обозначим? (Выставляем 1.)

Слайд №5 (Улетает третья птица.)

Учитель:   Составьте следующий рассказ.

Дети:  На ветке сидела 1 птица. Она улетела. На ветке не осталось ни одной птицы.

Учитель: Как вы думаете, можно ли подобрать такое число, которое бы обозначало количество оставшихся птиц?

Дети: Думаю, что можно. Это число 0.

Учитель:   Да, верно. Так какое же количество предметов обозначается числом 0?

Дети: Числом ноль обозначается пустое множество.

Учитель:   Число ноль записывают при помощи цифры 0.

Слайд №6 (с изображением «ноль».)

  Слайд№7(Стихотворение читает ученик.)

Цифра вроде буквы 0-

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.              

    Письмо цифры 0.

 Учитель:   Начинаем писать чуть ниже верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем, и ведем вверх к началу овала. Напишите целую строчку цифры 0. Подчеркните свои самые красивые цифры.

Учитель:   Подумайте, можно ли число 0 назвать натуральным числом?

Дети:  Нет. (Обоснуют свой ответ)

 

VII.Применение полученных знаний на практике

Формирует навык самостоятельной работы с книгой. Контролирует правильность выводов учащихся, акцентируя внимание на новом материале.

Поддерживает эмоциональный настрой.

Предлагает ученикам задания в занимательной форме (задачи в стихах).  Развивает внимание, логику, память, вычислительные навыки.

Учатся применять новые знания при выполнении заданий в учебнике, анализируют, обосновывают ответ.

Внимательно слушают задачи в стихах, выполняя вычисления

Учитель:   Откройте учебник на странице 96, № 196. Рассмотрите картинки. Кто лишний? Почему?

Дети:  Белка, она летать не может.

Учитель:   Прочитайте задание. Напишите.

Учитель:   У кого крыльев меньше? На сколько меньше? Запишите.

Учитель:   Сколько крыльев у белки?

Дети:  У белки нет крыльев. Можно сказать, у белки ноль крыльев.

Учитель:   При  помощи какой цифры запишите число ноль?

Дети:  Число ноль  записывают цифрой 0.

Учитель:   А теперь послушайте задачи о лесных жителях и ответьте на вопросы с помощью веера цифр.

(Сопровождение задач – слайды с изображением лесных животных)

  1. Три зайца как–то шли из школы,

И вдруг на них напали пчелы.

Три зайчика от жала убежали.

А сколько от укуса пострадали?

  1. Дядя Ежик в лес зашел,

Восемь ягодок нашел.

Семь из них отдал ежатам,

Остальные же – зайчатам.    

Сколько ягод досталось зайчатам?

  1. На пасеке четыре медвежонка

Играли дружно в прятки у бочонка.

Один из них в бочонок влез,

А трое убежали в лес.  

Сколько медвежат

На пасеке сидят?

  1. На поляне, у дубка,

Волк увидел два грибка,

А подальше, у осин,

Увидал еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько скушал волк грибов?

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Поддерживает эмоциональный настрой учащихся.

Проводит рефлексию и самооценку

Оценивают работу одноклассников, проводят самооценку

Учитель: Молодцы, ребята. Вы замечательно справились с заданием. Пора возвращаться из леса. (Ходьба на месте)

Дружно мы идем домой.

Знания возьмем с собой.

Учитель: Предлагаю подвести итог нашего путешествия.

Какими знаниями поделитесь с родителями?  

Кого из одноклассников вы хотели бы поблагодарить за работу на уроке?

Стимулирование на дальнейшую познавательную деятельность: А что еще вы хотели бы узнать о «ноле»?

Дети: (предполагаемые ответы).

Учитель: А об этом вы можете спросить у родителей или заглянуть в справочники, энциклопедии.

Учитель: А теперь возьмите в руки «термометры настроений» и покажите, какое настроение у вас сейчас. Если у вас на сердце радостно, поднимите сердечко вверх. Если грустно, опустите вниз. Кто хочет высказаться?

Дети: (Высказывания по желанию.)

Учитель: Спасибо за урок.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике на тему "Число и цифра 6"

Конспект урока  для 1 класса по УМК "Перспективная начальная школа "составлен с использованием сингапурских структур обучения...

Конспект урока по математике по теме "Число девять.Цифра 9".

Урок изучения нового по теме "число  и цифра9". 1класс по программе "Школа 2100"....

Конспект урока по математике 1 класс "Число и цифра 8"

Конспект урока  по математике по программе "Школа 2100". Тип урока: ОНЗ....

Конспект урока по математике 1 класс "Число и цифра 4" (Школа России)

В конспекте отображена подробная работа по теме "Число и цифра 4" в учебнике....

Конспект урока по математике 1 класс "Число и цифра 10"

Конспект урока по математике 1 класс по программе Л. Петерсон...

Конспект урока по математике 1 класс "Число и цифра 7"

Тема: « Число и цифра 7»Цели: познакомить с числом и цифрой 7; изучить состав числа 7, упражнять в написании этой цифры; развивать речь, внимание память, мышление; совершенствовать вычисли...