Внеурочное занятие по математике 2 класс "Старинные меры длины"
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Тюльберова Анастасия Альбиновна

На занятии ребята познакомятся со старинными мерами длины через приемы Способа Диалектического обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Меры длины в Древней Руси.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

Вершок - старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Вершок = 4 см 5 мм

Вершки обычно использовали для измерения роста: мелких животных и людей.

    Пядь - это расстояние между кончиками растянутых большого и указательного пальцев,  в пяди было около 18 сантиметров. Раньше пядями меряли иконы, в быту это была мерка для толщины снега.

Локоть – примерно равен  расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого  среднего пальца руки. Локоть= 45 см. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.                              

На Руси издавна была принята восточная мера «аршин». Аршин  был равен 72 см. Как  единица измерения аршин широко использовался в текстильной промышленности и в торговле, а также в оружейном деле.

Маховая сажень – размах рук от кончиков больших пальцев.

C:\Users\Анастасия\Desktop\ff5.png

Простая сажень равна 150 см.                                                                                                     

Косая сажень =2 м  50 см. Это расстояние от кончиков пальцев вытянутой правой руки - до пальцев левой ноги.

Сажень применялась, в строительстве  различных сооружений, кораблестроении, при землемерных  работах.

Верста - это русская мера длины, равная 500 саженям, немного больше 1 километра. Верстой называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты.

Задания:

№1 Выбери верное утверждение «Пядь  - это»  (1 балл)

А). Это расстояние от кончиков пальцев вытянутой правой руки - до пальцев левой ноги.

Б). Это расстояние между кончиками растянутых большого и указательного пальцев.

В). Это расстояние от локтевого сустава до конца вытянутого  среднего пальца руки.

Баллы:

№2 Заполните таблицу, используя текст (6 баллов)

Название меры длины на Руси

Длина в современных единицах

Где использовали

Баллы:

1

Вершок

измеряли мелких животных и людей.

2.

18 см

меряли иконы, в быту это была мерка для толщины снега.

3.

Локоть

45 см

4.

Аршин

72 см

5.

150 см

в строительстве  различных сооружений, кораблестроении

6.

Верста

в земледелии во время пахоты

Баллы

Доп. баллы

                                                                

Задание №3 (5 баллов)

Используя карточку №1, составь и запиши вопрос – понятие по тексту (1 балл)                                            

________________________________________________________________

Используя карточку №2, составь и запиши вопрос-суждение по тексту (2 балла)

________________________________________________________________

Используя карточку №3, составь и запиши суждение на сравнение мер длины (2 балла)

_________________________________________________________________

Баллы

Задание №4  (1 балл)

  Измерьте  полоску  из картона вершками. Запишите  ответ ………………….                          

                                                                                                                                                                 Всего баллов…



Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия «Юный математик».

Тюльберова Анастасия Альбиновна

учитель начальных классов «Ермаковская СОШ №2»

На занятии обучающиеся познакомятся со старинными мерами длины: пядь, вершок, сажень, верста, аршин и локоть средствами СДО.

Класс:  2 «б»

УМК: «Школа России»

Предмет: «Юный  математик»

Тема: Старинные меры длины.

Тип урока: открытие нового знания.

Место и роль урока в изучаемой теме:

 первый урок в теме.

Цели:

  • Познакомить со старинными  мерами длины на Руси ;
  • Развивать общеучебные умения: оперировать понятиями (определять, сравнивать, формулировать суждения).
  • Формировать читательские умения при  работе с текстом;
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:  раздаточный материал (карточки №1, №2, №3), текст и лист  с заданиями.

Заявка на оценку:

 «Умница» – 14 и более баллов

«Хорошо»  - 13 - 10 баллов

«Есть над чем работать» – 9 и меньше

Дополнительные баллы:

1 балл за осанку

1 балл за дополнение

1 балл за выступление от группы

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность учащихся

I.

Орг. момент

1.1.

Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1, 2, 3,  текста  и заданий, письменных принадлежностей)

- От Вас, ребята, на уроке требуются знания и активность.

15 сек.

Организованы, слушают.

1 слайд

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку  (на экране проектора)

- За урок вы можете набрать соответствующее количество баллов.

- Баллы будете проставлять в бланках с заданиями  на полях. Желаю всем удачи!

30 сек.

Слушают.

II.

Работа по теме занятия

2.1.

Целеполагание:

2 слайд

3 слайд

Учитель предлагает вспомнить пройденный материал.

- Ребята, что такое единицы измерения?

- А что мы можем измерять?

- А какими единицами измерения мы уже умеем измерять длину?

- Какой инструмент мы используем для измерения длины в см и дм?

-  А как вы думаете, чем измеряли люди длину в Древней Руси?

- Посмотрите на  слайд и сформулируйте тему занятия и цель.

3 мин

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

Единицы, которыми мерят разные величины. Время, длину, массу и другое.

См, дм, метр.

Линейку.

Руками, ногами.

Формулируют цель и тему.

2.2

2.3

Слайд 4

2.4

2.5

2.6.

2.7

III

IV

Слайд 5

Слайд 6

- Внимательно прочитайте текст.

1)Индивидуальный труд. Задание №1

 Выбери верное утверждение «Пядь  - это», обведи правильный ответ.  

А). Это расстояние от кончиков пальцев вытянутой правой руки - до пальцев левой ноги.

Б). Это расстояние между кончиками растянутых большого и указательного пальцев.

В). Это расстояние от локтевого сустава до конца вытянутого  среднего пальца руки.

2)Самопроверка и самооценка.

Задание №2. Заполните таблицу, используя текст

Название меры  длины на Руси

Длина в современных единицах

Где использовали

1

Вершок

Измеряли мелких животных и людей.

2.

18 см

меряли иконы, в быту это была мерка для толщины снега.

  3.

Локоть

45 см

4.

Аршин

72 см

5.

150 см

в строительстве  различных сооружений, кораблестроении

6.

Верста

В земледелии во время пахоты

1)Индивидуальный труд.

2) Простая кооперация.

3) Сложная кооперация.

4) Самооценка после выступающих групп.

Физминутка.

  1. Индивидуальный труд. Задание №3

Используя карточку №1, составь и запиши вопрос – понятие по тексту                                        

Используя карточку №2, составь и запиши вопрос-суждение по тексту

Используя карточку №3, составь и запиши суждение на сравнение мер длины

  1. Самооценка.

 

  1. Индивидуальный труд. Задание №4 .

  Измерьте  полоску  из картона вершками. Запишите  ответ ………………….    

                       

Итог урока:

 Сколько вершков получилось?

Странно, вы точно пользовались одинаковыми единицами измерения?

Но почему длина одних и тех же предметов получилась разной?

Какой же вывод мы можем сделать?

Для чего люди придумали см и дм?

Рефлексия:

  1. Сформулируйте суждение.

  Сегодня я узнал…

  Было интересно…

  Было трудно…

  Я понял, что…

  Теперь я могу…

  Я научился…

  1. Подсчитайте   баллы, соотнесите с заявкой на оценку.

7 минут

1 балл

6 минут

3 минуты

1 доп. балл за выступление от группы

3 минуты

0 - 6 баллов

2 мин

1 минута

1 балл

1 минута

2 балла

1 минута

2 балла

5 минут

1 балл

1 минута

  3 минуты

 2 балла

2 мин

1 минута

Учащиеся знакомятся с текстом самостоятельно, затем текст читают вслух хорошо читающие дети.

Ребята выполняют задания самостоятельно.

Б). Это расстояние между кончиками растянутых большого и указательного пальцев.

Проверяют свое задание со слайдом, оценивают.

Самостоятельное заполнение таблицы.

Обсуждение в группах, подготовка выступающих от групп.

Выступающие представляют свои данные из таблицы, формулируют и отвечают на вопросы других групп.

Выставление баллов.

Составляют вопросы.

Дети зачитывают составленные  вопросы, дают ответы. Отмечают количество баллов.

Дети измеряют полоску, записывают ответ в лист с заданиями.

5,6,7.

Высказываются предположения – длина пальцев разная.

Необходимо измерять предметы едиными мерками. Точными, как см, дм, метр.

Сегодня я узнал про древнерусские меры длины.

Я понял, что в Древней Руси были другие меры длины.

Подсчитывают баллы за все задания, соотносят с заявкой на оценку.

Приложения

Текст. Меры длины в Древней Руси.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

Вершок - старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Вершок = 4 см 5 мм

Вершки обычно использовали для измерения роста: мелких животных и людей.

    Пядь - это расстояние между кончиками растянутых большого и указательного пальцев,  в пяди было около 18 сантиметров. Раньше пядями меряли иконы, в быту это была мерка для толщины снега.

Локоть – примерно равен  расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого  среднего пальца руки. Локоть= 45 см. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.                              

На Руси издавна была принята восточная мера «аршин». Аршин  был равен 72 см. Как  единица измерения аршин широко использовался в текстильной промышленности и в торговле, а также в оружейном деле.

Маховая сажень – размах рук от кончиков больших пальцев.

C:\Users\Анастасия\Desktop\ff5.png

Простая сажень равна 150 см.                                                                                                     

Косая сажень =2 м  50 см. Это расстояние от кончиков пальцев вытянутой правой руки - до пальцев левой ноги.

Сажень применялась, в строительстве  различных сооружений, кораблестроении, при землемерных  работах.

Верста - это русская мера длины, равная 500 саженям, немного больше 1 километра. Верстой называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты.

Задания:

№1 Выбери верное утверждение «Пядь  - это»  (1 балл)

А). Это расстояние от кончиков пальцев вытянутой правой руки - до пальцев левой ноги.

Б). Это расстояние между кончиками растянутых большого и указательного пальцев.

В). Это расстояние от локтевого сустава до конца вытянутого  среднего пальца руки.

Баллы:

№2 Заполните таблицу, используя текст (6 баллов)

Название меры длины на Руси

Длина в современных единицах

Где использовали

Баллы:

1

Вершок

измеряли мелких животных и людей.

2.

18 см

меряли иконы, в быту это была мерка для толщины снега.

3.

Локоть

45 см

4.

Аршин

72 см

5.

150 см

в строительстве  различных сооружений, кораблестроении

6.

Верста

в земледелии во время пахоты

Баллы

Доп. баллы

                                                                

Задание №3 (5 баллов)

Используя карточку №1, составь и запиши вопрос – понятие по тексту (1 балл)                                            

________________________________________________________________

Используя карточку №2, составь и запиши вопрос-суждение по тексту (2 балла)

________________________________________________________________

Используя карточку №3, составь и запиши суждение на сравнение мер длины (2 балла)

_________________________________________________________________

Баллы

Задание №4  (1 балл)

  Измерьте  полоску  из картона вершками. Запишите  ответ.                        

…………вершков

                                                                                                                                               Всего баллов…


Библиографический список

  1. http://yandex.ru/clck/jsredir
  2. https://yandex.ru/images


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заявка на оценку: « Умница » – 14 и более баллов « Хорошо» - 13 - 10 баллов « Есть над чем работать» – 9 и меньше

Слайд 3

Тема: с таринные меры длины Цель: познакомиться со старинными мерами длины на Руси

Слайд 4

№1 Выбери верное утверждение «Пядь - это» (1 балл) А). Это расстояние от кончиков пальцев вытянутой правой руки - до пальцев левой ноги. Б). Это расстояние между кончиками растянутых большого и указательного пальцев. В). Это расстояние от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки.

Слайд 5

№2 Заполните таблицу, используя текст (6 баллов)

Слайд 7

Задание №3 (5 баллов) Используя карточку №1, составь и запиши вопрос понятие по тексту (1 балл) ________________________________________________ Используя карточку №2, составь и запиши вопрос-суждение по тексту (2 балла) ________________________________________________ Используя карточку №3, составь и запиши суждение на сравнение мер длины (2 балла) ______________________________________________

Слайд 8

Задание №4 (1 балл) Измерьте полоску из картона вершками. Запишите ответ ………………….

Слайд 9

1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно … 4. Я понял, что… 5. Теперь я могу … 6. Я научился… 7 . У меня получилось … 8 . Я смог… 9 . Я попробую… 10. Меня удивило… 11. Урок дал мне для жизни… 12. Мне захотелось…

Слайд 10

Заявка на оценку: « Умница » – 14 и более баллов « Хорошо» - 13 - 10 баллов « Есть над чем работать» – 9 и меньше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по математике "Старинные меры длины" 3 класс.

Цель внеклассного занятия - знакомство со старинными мерами длины (шаг, локоть, сажень, косая сажень, пядь). Технологии: групповая, игровая, проектная, личностно-ориентированного обучения....

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

План - конспект открытого урока по математике "Старинные меры длины", 2 класс, "Перспектива".

Тема урокаСтаринные меры длины.Тип урокаурок  открытия новых знаний,  урок - исследованиеЦельпознакомить учащихся со старинными мерами длины (шаг, локоть, сажень, косая саж...

Занятие кружка внеурочной занятости «Занимательная математика» в 1 классе

Разработка занятия внеурочной деятельности "Заниательная математика" на тему "Математическая карусель" поможет организовать работу по выработке вычислительных навыков сложения и вычитания 1,2.3....

Внеурочное занятие по математике "Занимательная математика. Табличное умножение и деление", 3 класс

В данном разделе представлено внеурочное занятие по математике для 3 класса....

Проектная задача по математике "Старинные меры длины"

Данный материал - поэтапное описание  работы над мини - проектом ( проектной задачей) по математике "Старинные меры длины"....