Рабочая программа по наглядной геометрии 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс)

Сорокина Татьяна Валентиновна

Рабочая программа внутрипредметного модуля «Наглядная геометрия» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО(Приказ МО и Н № 273-ФЗ ОТ 29.12.2012), Примерной основной образовательной программы ООП НОО, на основе авторской программы с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и учебного плана МАОУ СОШ №31 г. Калининграда .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnaya_geometriya_4_bklass.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внутрипредметного модуля «Наглядная геометрия» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО(Приказ МО и Н № 273-ФЗ ОТ 29.12.2012), Примерной основной образовательной программы ООП НОО, на основе авторской программы с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и учебного плана МАОУ СОШ №31 г. Калининграда .

Место курса в учебном плане.

На изучение модуля предусмотрено 34 часа 1 час в неделю

Цель:  Реализация пропедевтики геометрии в рамках учебной дисциплины «Математика».

Задачи:

  1. Ознакомить школьников еще до того, как началось изучения систематического курса геометрии, с  простейшими, непосредственно рассматриваемыми фактами и свойствами геометрических фигур, следующие из рисунков и наблюдений.
  2. Развитие математического и пространственного мышления учащихся, позволит подготовить их к восприятию более сложных идей изучаемых в систематическом курсе геометрии.
  3. Наглядность и практичность обучения геометрии. Формирование отвлеченного (абстрактного) мышления у школьников с первых школьных шагов.
  4. Создать научно- методическую базу  с использованием информационно-коммуникационных технологий для реализации проекта;
  5. Сформировать и подготовить группу педагогов, подготовленных к работе с проектом;
  6. Построить систему мониторинга результатов реализации проекта;
  7. Обобщить результаты проекта и распространить опыт.
  8. Использовать данный проект для дистанционного обучения.

1.Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты.  

Изучение геометрического материала способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

У ученика  могут быть сформированы:

  • понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация;

устойчивый познавательный интерес.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Ученик  научится:                                                

  • принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;                  
  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • адекватно воспринимать предложения учителя;  
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;                                                
  • осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;                                                                                
  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.

Ученик  получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
  • адекватно оценивать, что усвоил при решении задач, и на каком уровне;
  • восполнять пробелы в знаниях и умениях,
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;

Ученик получит  возможность научиться:

  • пользоваться различными дополнительными источниками информации;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
  • выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:                                                                                                              

  • принимать участие в работе парами и группами;                                                        
  • воспринимать различные точки зрения;                                                               
  • использовать простые речевые средства;                                                                    
  • контролировать свои действия в классе;                                                             
  • понимать задаваемые вопросы.

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать советы и  предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • использовать  в речи язык математики
  • совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.
  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации

- накапливают запас геометрических представлений и понятий;

- оперируют с  геометрическими  величинами (длиной, периметром, площадью);

различают геометрические  фигуры (треугольники, прямоугольник, параллелепипед,  пирамида, призма, цилиндр)

 - приобретают навыки работы с инструментами (линейкой, циркулем, угольником, транспортиром);

- усваивают геометрическую терминологию.

2.Содержание тем учебного предмета.

Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрического содержания. Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников различных форм математического мышления, формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.

Курс  включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.

Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане. Для выполнения заданий такого рода используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление (рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности, равновеликости, симметричности); измерение, моделирование.

3. Учебно- тематическое планирование

Элементы содержания

Кол-во часов

1

Цилиндр. Конус. Шар . Тела вращения

12 часов

2

Пересечение фигур

22 часа

4.Поурочное планирование. Наглядная геометрия

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся
(результат)

Элементы

дополнительного
(необязательного) содержания

Цилиндр. Конус. Шар . Тела вращения 12 часов

1

Повторение изученного в 1, 2 и 3 классах.

Кривые и плоские поверхности на окружающих предметах; внешние и внутренние поверхности, прямые и кривые линии.

Уметь различать геометрические фигуры, строить их самостоятельно.

Геометрические

фигуры.

2

Тела вращения.

Цилиндр, конус, шар как тела вращения плоской фигуры вокруг оси.

Уметь отличать тела вращения.

Осевая линия.

3 – 4  

Тела вращения.Цилиндр. Конус. Шар.

Осевая линия.

5

Тела вращения. Усеченный конус.

Цилиндр, конус, шар как тела вращения плоской фигуры вокруг оси.

Уметь различать тела вращения.

Осевая линия.

6

Многогранники и тела вращения.

Многогранник. Определение осевой линии фигуры.

Знать геометрические фигуры. Уметь различать многогранники, тела вращения.

Осевая линия.

7

Сравнение многогранников и тел вращения.

Уметь сравнивать многогранники, тела вращения.

Осевая линия.

8

Кривые и плоские поверхности тел вращения.

Различные поверхности тел (плоские, кривые), их различие.

Уметь различать кривые и плоские поверхности.

Осевая линия.

9

Тела вращения в окружающем мире.

Соответствия новых геометрических форм с известными предметами.

Уметь находить в окружающем пространстве тела вращения.

18.01        

10

Видимые и невидимые поверхности тел вращения.

Поверхности тел вращения. Пространственное вращение тел.

Уметь определять видимые и невидимые поверхности тел. Знатьих обозначение.

        1.02

11– 12

Части и целое многогранников и тел вращения.

Многогранник. Тела вращения. Разделение фигур на части «виртуально» и практически.

Уметь из части сложить целое. Разделить целое на части.

15.02-1.03

Пересечение фигур 22 часа

13– 14

Пересечение фигур.

Пересечение фигур. Точки пересечения. Фигуры образующиеся при пересечении.

Уметь находить точку пересечения, строить пересечения.

15.03-12.04

15

Пересечение многогранников.

26.04

16

Видимые и невидимые линии разрезов.

Линии разрезов геометрических фигур. Правила построения разрезов.

Уметь «видеть» невидимые линии разрезов.

10.05

17

Пересечение тел вращения.

Пересечение тел. Точки пересечения.

Уметь находить точку пересечения, строить пересечения.

24.05

18

Что такое сечение.

Дать представление о сечении.

Знать понятие сечения.

Уметь находить сечение фигур.

Симметрия

19– 20    

Сечение геометрических фигур.

21

Построение геометрических фигур.

Геометрические фигуры. Правила их построения. Необходимые для этого инструменты.

Уметь строить различные геометрические фигуры.

22– 24

Пересечение геометрических фигур.

Пересечение фигур. Точки пересечения. Фигуры образующиеся при пересечении.

Уметь находить точку пересечения, строить пересечения.

25– 26

Пересечение многогранников.

27

Видимые и невидимые линии при пересечении.

Линии пересечения геометрических фигур. Правила построения пересечений.

Уметь «видеть» невидимые линии пересечений.

28

Видимые поверхности фигуры.

Понятие развертки. Построение развертки. Практическая работа по построению развертки фигур и фигур по развертке.

Знатьвиды поверхности фигур.

29

Видимые поверхности фигуры. Развертка фигуры.

Уметь строить развертку.

30– 31

Формирование умения читать графическую информацию.

Линии, точки и другие символы на чертежах.  

Уметь читать графическую информацию.

32

Перелистываем страницы учебника. Повторение.

Пересечения геометрических фигур. Развертка. Сечение. Многогранники. Тела вращения.

Знатьматериал изученный в течении года.

Геометрические фигуры

33– 34

Закрепление изученного материала.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа студии Наглядная геометрия для младших школьников 3 класс

В программе начальной школы геометрический материал является составной частью курса математики. Изучается геометрический материал в основном на уровне знания-знакомства. Цель студии «Наглядная геоме...

Рабочая программа по наглядной геометрии.

Наглядная геометрия, 2 класс, УМК "Гармония"...

Рабочая программа по наглядной геометрии

Рабочая программа по наглядной геометрии может использоваться на данном направлении внеурочной деятельности и на факультативном курсе....

Рабочая программа по наглядной геометрии 2 класс

Рабочая программа по наглядной геометрии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета «Наглядная геометрия» ...

Рабочая программа кружка "Наглядная геометрия" (направленность общеинтеллектуальная) 2 класс

На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание    интереса к изучению геометрического материала....

Рабочая программа по наглядной геометрии 3 класс УМК Гармония

Рабочая программа по наглядной геометрии 3 класс УМК Гармония...

Рабочая программа спецкурса "Наглядная геометрия" 3 класс.

Рабочая программа спецкурса "Наглядная геометрия" 3 класс....