«Диагонали прямоугольника и их свойства»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Класс: 4

Урок: Математика

Тема урока:  «Диагонали прямоугольника и их свойства»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 4

Урок: Математика

Тема урока:  «Диагонали прямоугольника и их свойства»

Цели и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с понятием «диагональ» и со свойствами диагоналей прямоугольника, используя ИКТ.
  • Повторить изученную математическую терминологию.
  • Решать задачи на нахождение  площади и периметра прямоугольника.
  • Развивать умение сравнивать и анализировать
  • Закреплять навыки работы с линейкой

Планируемый результат.

Учащиеся узнают, что такое диагональ, научатся  проводить диагонали в многоугольниках, познакомятся со свойствами диагоналей квадрата и прямоугольника, вычислят периметр и площадь квадрата и прямоугольника.

Тип урока – изучение нового учебного материала.

Техническое обеспечение урока – компьютер, интерактивная доска IQ Board, электронное приложение к учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой «Математика», 4 класс, М., «Просвещение», 2014 год.

 Оборудование: учебник Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой «Математика», 4 класс, М., «Просвещение», 2014 год, маркеры, карточки для выполнения заданий, конверты с геометрическими фигурами, ножницы,  коробка с геометрическими фигурами для жеребьёвки.

 План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.

Отгадывание загадок. Решение задач на нахождение площади и периметра.

  1. Самоопределение к учебной деятельности.
  2. Физ.минутка
  3. Работа по теме урока.
  4. Первичное закрепление.
  5. Рефлексия.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.


Этапы урока

Ход урока

Характеристика деятельности учителя и учащихся

Организационный момент.

Математика пришла,

Занимай свои места!

Математика сложна,

Но скажу с почтением:

Математика нужна

Всем без исключения!

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, смекать!

- Работать мы будем группами. Состав каждой группы определяется с помощью жеребьёвки. Вытянув геометрические фигуры из коробки,  ребята распределяются на группы.

Проводится жеребьёвка. В коробке вырезаны из картона геометрические фигуры ( пятиугольник, круг, трапеция). Вынимая фигуру, ребёнок называет её и отправляется в свою группу.

Актуализация знаний учащихся.

  1. Отгадывание загадок. Решение задач на нахождение площади и периметра.

        

Работа в группах.

Учитель читает загадку. Группа,  отгадавшая загадку, получает  от учителя задание для выполнения. Задание выполняется в группе, на листе бумаге маркером.  

Цель:

Актуализировать знания о многоугольниках и их вершинах. Характеризовать св-ва геометрических фигур.

Закреплять умение вычислять периметр треугольника и периметр и площадь прямоугольника.

Уметь выполнять взаимооценку учебного задания и оказывать необходимую взаимопомощь

Применять простейшие приёмы ораторского искусства и оценивать своё умение это делать. Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях

Фронтальная работа.

Выполнив задание, учащиеся представляют свою работу на доске. Представитель от группы рассказывает способ решения.

Цель:

Знать формулы площади и периметра прямоугольника (S = а • Ь, Р = (о + Ь) • 2), площади и периметра квадрата (S = а -а, Р = 4 • а)и уметь их применять при решении задач.

Работать в группах: распределять роли между членами группы, планировать работу, распределять виды работ, определять сроки, представлять результаты с помощью сообщений, рисунков, средств ИКТ, оценивать результат работы.

Формулировать в рамках учебного диалога понятные высказывания, используя термины..

Самоопределение к деятельности

  1. Посмотрите на доску.   (Слайд №1)

- Что изображено?

- Как называются эти фигуры?

- Какую из этих фигур можно назвать лишней? Почему? (дети высказывают предположения: классификация по цвету, по форме и пр.)

  1. Начертите себе в тетрадь такие фигуры.

- Соедините противоположные вершины многоугольников, которые не лежат на одной стороне, отрезками.

- Назовите эти отрезки у прямоугольника, квадрата, многоугольника.

- Почему нет такого отрезка у треугольника? (нет противоположной вершины, не лежащей на одной стороне)

- Кто знает, как называется такой отрезок?  (дети высказывают предположения)

- Что узнаем на уроке? (Узнаем как называется отрезок, соединяющий противоположные вершины многоугольников, которые не лежат на одной стороне.)

Фронтальная работа.

Работа на интерактивной доске.

Цель:

Классифицировать множество объектов по свойству и оценивать своё умение это делать (на основе применения соответствующих эталонов)

Уметь строить отрезки, определять виды углов многоугольника, уметь распознавать геометрические фигуры и чертить фигуры на клетчатой бумаге

Физ минутка.

«Мишка-панда»

Цель:

снятие эмоционального и мышечного напряжения, контролировать своё поведение и общение с нормами социума.

Работа по теме урока

  1. Работа с учебником.

- Прочитайте определение на с.23.

- О каком отрезке идёт речь? Как он называется?

- Почему у треугольника не может быть диагонали?

- Взгляните на доску ещё раз. Какую фигуру можно назвать лишней и почему?

  1. Практическая работа «Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата»

- Вам предстоит работа в группах, будьте терпимы друг к другу, уважайте мнение другого, если даже с вашей точкой зрения не совпадает.

Фронтальная работа.

Цель:

научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, осуществлять взаимный контроль, приходя к единому мнению, адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

1 группа.

2 группа.

3 группа.

Работа в группах.

Цель:

Уметь пользоваться изученной  математической терминологией. Работать с информацией

Проводить диагонали многоугольника. Характеризовать свойства диагоналей прямоугольника, квадрата. Исследовать фигуру, выявлять  свойства ее элементов, высказывать суждения и обосновывать или опровергать их.

Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания

Уметь  действовать согласно инструкции.

Выполнив задание, учащиеся представляют свою работу на интерактивной доске.  (Слайд №2). Представитель от группы рассказывает способ решения.

Выполняет задание из учебника №1 с.23.

Вывод: Диагонали прямоугольника равны.

Вывод: Диагонали прямоугольника точкой пересечения делятся попалам.

1. Возьмите из конверта синий прямоугольник. Соедините отрезком противоположные вершины и разрежьте прямоугольник по диагонали (нижняя левая вершина и верхняя правая).

2. Возьмите второй синий прямоугольник и проведите диагональ из верхнего левого угла в нижний правый. Разрежьте прямоугольник по диагонали.

3. Сравните длины диагоналей прямоугольника путем наложения.
4. Обоснуйте свой вывод.

Вывод: Диагональ делит прямоугольник на два треугольника.

Вывод: Диагонали прямоугольника равны.

1.Возьмите красный прямоугольник. Проведите в нем диагонали (соедините отрезком противоположные вершины). Укажите точку пересечения отрезков.

2. Разрежьте        прямоугольник по диагоналям на отрезки.

3. Сколько треугольников получилось?

4. Наложите их попарно так, чтобы точка пересечения была вершинами тупоугольных треугольников и остроугольных.

5. Накладывая треугольники друг на друга, сравните стороны, идущие от вершин.
6. Обоснуйте свой вывод.

Вывод: Отрезки, полученные при пересечении диагоналей, равны.

Вывод: Диагонали делят прямоугольник на 4 треугольника

Первичное закрепление.

  1. Самостоятельная работа.

№2 с.24

Цель:

Выполнять учебное задание, используя свойства диагоналей. Уметь решать задачи арифметическим способом

Рефлексия

Выполнение заданий из электронного приложения к учебнику.

- Кто доволен своей работой на уроке?

Фронтальная работа.

Цель:

понимание собственных достижений и достижений команды, навыки взаимодействия в коллективе.

Итог урока

- Что вам понравилось на уроке?

-Что было трудно?

- Где можно применить полученные знания? (на уроках ИЗО, технологии, в строительстве, при пошиве одежды, в архитектуре и пр.)

Цель:

 Анализировать житейские ситуации, формировать интерес к изучаемому материалу.

Домашнее задание.

№8, №9 с.24.

Цель:

Выполнять учебное задание, используя свойства диагоналей. Уметь решать задачи арифметическим способом

Используемая литература:

Г.В.Дорофеев ,Т.Н. Миракова  «Уроки математики». 4 класс, М.: Просвещение, 2013 год.

Т.Н. Максимова «Поурочные разработки по математике» 3 класс к УМК Л.Г. Петерсон, М. «Вако», 2013 год.

 Т.Н. Максимова «Поурочные разработки по математике» 4 класс к УМК Л.Г. Петерсон, М. «Вако», 2013 год.

http://konkurs.infourok.ru/index.php - физминутка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закрепление и повторение изученного (урок-сказка в 4 классе)

Слайд 2

На прошлых уроках вы научились умножать и делить многозначные числа. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадём в сказку, где нас ждёт много испытаний. Нам предстоит решать примеры и задачи, находить неизвестное в уравнениях. Вы готовы? Тогда сказка начинается…

Слайд 3

Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унёс Елену. Опечалился Иван-Царевич, залился горючими слезами. А берёзка ему отвечает: «Не плачь, добрый молодец, найдёшь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Всё там подчинено законам математики.

Слайд 4

Отправился Иван-Царевич в далёкий в далёкий путь. Долго ли, коротко ли шёл он – на пути встретилась река, а моста нет. Чтобы помочь Ивану-Царевичу перебраться через реку, необходимо решить задания. Поможем Ивану-Царевичу? 16 увеличить в 4 раза. Найдите частное чисел 96 и 12. Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см? Сколько кг в 6 центнерах? 5. Выполните деление с остатком: 157:10; 875:100. 6. На сколько 35 больше 5? 64 8 64 600кг 15(7); 8(75) 30

Слайд 5

С вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. А около неё Баба-Яга. Увидела Царевича и говорит: «Знаю, зачем пришёл. Но сначала помоги мне разобраться с примерами. Умножать я умею, а вот что с нулями делать, никак не пойму.» 478x500= 2390x300= 5907x90= 806x80=

Слайд 6

«- Молодец, Иван-Царевич, -говорит Баба Яга. Открою тебе два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. И открыть её можно, решив задания, написанные на ней.» Видит Иван, что на шкатулке написаны два выражения. Понял, что надо найти их значение. Помогите Ивану-Царевичу выполнить задание: 181025 : 5 - 4986 = 31219 4600 – (7000 – 308 х 6) : 2 = 2024

Слайд 7

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Слайд 8

Справился Иван с заданием. Появился он перед Кощеем, а тот ему так ласково: «За невестой пришёл, добрый молодец? Давай мирно договоримся. Задам я тебе ещё одно всего задание. Решишь его – забирай Елену, а не решишь- голова с плеч долой. Реши уравнения. Cx90=180+90 X :60=150-80

Слайд 9

Решил Иван-Царевич уравнения. Взял Иван в руки иглу и переломил её. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная. Стал Иван рассказывать о своих приключениях, о том, с какими трудностями пришлось ему встретиться на пути к невесте. Елена Прекрасная восхитилась Иваном и спросила, может ли он выполнить ещё одно задание – трудное, с математическими терминами. Вот что предложила Елена Прекрасная Ивану-Царевичу.

Слайд 10

Произведение чисел 700 и 500 уменьшить в 100 раз. 3500 2) Разность чисел 63 и 27 умножить на 30. 1080 3) Сумму чисел 44 и 26 увеличить в 70 раз. 4900 4)Число 6300 разделить на произведение чисел 35и 2. 90 5) Из числа 3600 вычесть произведение чисел 40 и 90. 0

Слайд 11

Юферева Ирина Николаевна, учитель начальных классов МОУ Нечкинская СОШ Сарапульский район УР Соедини фигуры по их признакам Противоположные стороны равны Все углы прямые Состоит из четырёх отрезков Имеет три стороны Нет ни начала, ни конца Имеет три угла Все стороны равны Состоит из трёх отрезков Является частью прямой

Слайд 12

Самостоятельная работа 252896 : 7 84512 : 8 36128 10564 82960 :5 4513 х 4

Слайд 13

Всё решил Иван-Царевич. Похвалила его Елена Прекрасная, и отправились они домой, в своё царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.

Слайд 14

Домашнее задание С. 112, упр. 4 (1-й столбик)

Слайд 15

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе. Тема: «Свойство сторон прямоугольника»

Конспект урока математики в 3 классе по программе "Школа России"...

Тема урока: Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата. Проектная деятельность.

Урок математики «Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата» проведен в 4 классе по УМК «Школа России». Урок рассчитан на 2 часа: 1 урок по теме «Свойства диагоналей прямоугольни...

Урок математики.2 класс.Тема:Прямоугольник. Свойство сторон прямоугольника.

Закрепить и углубить знания о геометрических фигурах в игровой форме; развивать мышление, внимание, творческое воображение....

Конспект урока "Диагонали прямоугольника, квадрата"

Конспект урока "Диагонали прямоугольника, квадрата" (М. И. Моро)...

Методическая разработка урока математики "Прямоугольник(Квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Урок "прямоугольник(квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольнока. Урок сравнение квадрата и прямоугольника....

Конспект урока по математике для 2 класса по теме " Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника."

Конспект урока по математике для 2 класса по теме " Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника" по УМК "Школа России"....