Конспект урока по математике для 2 класса по теме " Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника."
план-конспект урока по математике (2 класс)

Баранова Светлана Алексеевна

Конспект урока по математике для 2 класса по теме " Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника" по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок из опыта работы.205 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА    

ФИО (полностью)

Баранова  Светлана  Алексеевна

Место работы

МБОУ «Лицей  № 121»   г. Барнаул  Алтайский  край

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

математика.

Класс

2

Тема    урока

 Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника.  

Базовый учебник

УМК «Школа России». Математика. Учебник  для  2 класса  общеобразовательных  учреждений.

Авторы: М.И.Моро, С.В. Степанова, С. И.Волкова  

Москва, «Просвещение», 2016. Часть 2.

Цели  урока

   Образовательные:  закрепить определение прямоугольника, изучить свойство  прямоугольника о равенстве противоположных сторон прямоугольника;

-   показать практическое применение математических знаний;

- учить решать проблемные ситуации, выбирая наиболее рациональный способ решения

развивающие: развитие логического мышления, словесно-образного мышления, интегрированная связь с окружающим миром, чтением, развитие активного словаря,  

воспитательные: умение работать в коллективе, слушать одноклассников, четко высказывать свои мысли,  воспитывать интерес к предмету, желание и потребность получать новые знания. адекватно реагировать на замечания и поощрения.

Оборудование: плоские геометрические фигуры: прямоугольники разных размеров, круги, треугольники, другие многоугольники; на каждой парте раздаточный материал.: «домик», 4  полоски  разной  длины. ножницы,  клей,  модель  прямого  угла,

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты); определять успешность выполнения своего знания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания), для решения учебной задачи в один шаг; делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других; взаимодействовать в паре, группе.

Личностные:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Тип урока

изложение нового материала.

Методы

словесный, наглядный, поисковый, практический

Формы работы

фронтальная, коллективная, работа в парах

Технологии

технологии деятельностного подхода

Оборудование

раздаточный материал ( карточки с геометрическими

фигурами, полоски бумаги, рисунок дома),

 ножницы, клей, прямоугольные треугольники, словарь Ожегова,  

презентация «Свойства прямоугольника», компьютер, проектор.

        

План  урока

1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).

2) Актуализация знаний.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Физминутка.

7) Первичное закрепление.

8) Самостоятельная работа с самопроверкой.  

9) Рефлексия учебной деятельности.

План-конспект  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

        УУД

I.

Мотивация к учебной деятельности.

(цель : создание  условий  для  положительного  самоопределения  к  деятельности на  уроке.)

Прозвенел звонок,

Начинается  урок( дети –хором)

В кругу друзей

Лучше считать,

Легче решать

И  побеждать!

-Пусть эти  слова будут девизом нашего урока

Откройте тетради. Запишите  число, классная работа. …

- Минутка чистописания.

  В тетради  записано число  92,  запишите  каждое следующее число  уменьшая  на  2.

Проверяют свою готовность к уроку (учебники, тетради).

Начинается  урок (хором)

Открывают  тетради. Записываю число, классная работа.

Записывают числа 92,90,88,86,84,82,80,78,76,74,72,….

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: целеполагание.

II.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

(цель: способствовать  повторению  знаний о  геометрических  фигурах  и их  свой2ствах)

III. Выявление места и причины затруднения.

(цель: способствовать  выявлению у  детей необходимости получении  новых  знаний    о  свойствах  прямоугольника.)

IV.

Проектирование и фиксация нового знания.

(Цель: вывести  правило , что  противоположные стороны  равны.)

V.

Реализация построенного проекта.

(Цель: вывод:  противоположные стороны  равны.)

 

VI. Физминутка

VII. Первичное закрепление с комментированием  во внешней речи (Цель: применить свойства  сторон прямоугольника при  построении.)

 Физминутка  для  глаз

VIII.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

(Цель:  тренировать способность  к самоконтролю  и  самооценке,  

Проверить  умение   проверять  правила  на  практике)

 Домашнее задание  

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Цели: зафиксировать  новое  содержание , изученное  на  уроке;    

оценить  собственную  деятельность ;

зафиксировать  неразрешенные  затруднения. )

-Сегодня мы продолжим открывать тайны математики и отправимся в удивительную страну, название    которой   вы  узнаете , выполнив задание .

Слайд 1

– По координатам букв прочитайте слово.

Слайды 2

-А кто знает, что означает это слово  «геометрия.»  

 Слайд 3

У кого (Где?)   можно  узнать,    что такое геометрия?

Как  узнать    правильное  определение . Посмотрите  в словаре Ожегова.

Слайд 4

- А какие геометрические фигуры вы  знаете?

Слайд 5

– Какие свойства этих геометрических фигур вы знаете?

– Назовите предметы или части предметов, которые имеют такую геометрическую форму.

Для чего Вам нужно  знать  свойства  геометрических  фигур?

Слайд 6

 - Возьмите  карточки  и  найдите среди  них фигуры с одинаковыми свойствами.

Назовите  эти  фигуры   одним  словом

(№3,  №5 )

– Докажите, что эти фигуры прямоугольники.

- Как проверить?

Вывод: Какие  фигуры  называются  прямоугольниками?

Вы назвали  первое  св-во прямоугольника.

Слайд 7

- А  какие свойства  есть  еще у  прямоугольника?

 Какую же  мы поставим перед  собой цель?

Что Вы  хотите    еще  узнать?

Какие  у  вас возникли  вопросы?

Слайд 8

У  каждого из  Вас на парте  лежит прямоугольник. Возьмите  его,  внимательно  вглядитесь, может, вы еще что-то интересное заметите у прямоугольника?
Дополнительно: Обратите внимание на стороны прямоугольника.

Что Вы  можете  о  них  сказать?

Слайд 9

- А как можно назвать  стороны, которые  находятся напротив друг друга.

– Почему они так называются?

Сколько  пар противоположных сторон  имеет прямоугольник?

А что это значит: стороны, находящиеся друг напротив друга одинаковые?

Какое  свойство  Вы назвали?

Тема  нашего  урока – Свойство  противоположных  сторон  прямоугольника

Возьмите каждый  свой прямоугольник,  и на нем  найдите  и покажите  синим и красным цветом противоположные стороны.

Слайд 10
– А как проверить наше наблюдение, что противоположные стороны прямоугольника равны?

  • Измерить длину  противоположных  сторон и  сравнить
  • Можно  проверить  перегибанием

Какое  свойство  прямоугольника выяснили, выполнив  эту работу?

Слайд 11

Откройте учебник на  стр. 32  и  сравните  наш  вывод   с выводом   в  учебнике

Что вы можете  сказать?

Зачем   нужно знать  свойство  противоположных  сторон прямоугольника?

Слайд 12

. Физминутка  (  на рабочем столе «Если  весело живется- делай так..»)

1.Начертите  прямоугольник  со  сторонами 2 см и 4 см.
– Почему даны только два  измерения, ведь у прямоугольника 4 стороны?

Назовите  все  свойства  прямоугольника

Сколько  в  нем прямых  углов?

Сколько в нем  вершин?

Сколько в нем  сторон?

Что Вы   можете найти  у  прямоугольника?

Найдите периметр  прямоугольника Проверяем  (На слайде)

2.Работа с заданиями №1  в учебнике на странице 32.

Прочитайте задание

Почему теперь  нельзя  сказать , что  рамка имеет форму прямоугольника?

Зачем  нужно  знать  свойство  противоположных  сторон, и  где  используют это  свойство?

Хорошо!

– А теперь представим, что мы строители, нам надо сделать раму для окна. Она имеет прямоугольную форму. У вас на партах 4 полоски бумаги разной длины. Как  это сделать  удобнее, быстрее?

Давайте составим  план  работы.

– Какие два правила вы  должны  соблюдать  при построении прямоугольной рамки?(  …раздать   рисунки  домиков)

– Проверьте  свою работу.

Анализ  работ. Посмотрите  на  работы и  скажите, все ли ребята  применили    свойства  прямоугольника

Значит , наша  цель  будет  какая?

Какую  цель мы  ставили перед собой?

Стр. 32правило, решить примеры №4  и  пожеланию  составить задание  с  прямоугольником

Составьте  картину  нашего   успеха.

 Кто  не допустил ни одной ошибки, доволен собой приклеивает  «СНЕЖИНКУ»  на  снеговика,                              

  Кто  допустил неточность-  приклеивает  снежинку   рядом  со  снеговиком                                                                

Кому   надо постараться , что бы  к  нему  пришел успех,  приклеивает  снежинку   выше  снеговика.                                                          

За урок получают…Молодцы! Остальные ребята не огорчайтесь. Я думаю, что на следующем уроке ваш труд будет оценен. Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете, и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а веселым. И пусть вашим девизом станут слова:

Пусть каждый день и каждый час                                                                                      

Вам новое добудут.                                                                                                        

Пусть будет добрым ум у вас                                                                                                

И сердце добрым будет.                                                                                                    

Урок окончен. Спасибо за работу.                                                                                                    

Находят  координаты  точек,  заменяют их буквами, читают  полученное слово.

Геометрия

Предположения и высказывания  детей ...

 У взрослого, учителя, в  толковом  словаре

Работа по словарю Ожегова . Зачитывает  определение  из словаря.

Треугольник, квадрат, прямоугольник, круг …

В треугольника – 3 стороны, 3 угла , 3 вершины.

(Сколько  сторон ,  столько  углов  и столько вершин)

У  Прямоугольника – все углы прямые.

У квадрата все углы прямые ,все стороны равны

Стул,  стол , окно, доска, …

Чтобы сделать мебель или другие предметы мы должны знать свойства  

геометрических фигур.

Работа с  геометрическими фигурами ,  в парах  

Прямоугольник, квадрат

(фигура зеленая,  синяя, №3,№5)

(Прямоугольники) №3,  №5

У этих фигур все углы прямые

Использовать прямоугольник , модель прямого угла.

С помощью  прямоугольника(линейки)   доказывают  свойство  прямоугольника .

( Модель  прямого угла  совпадает  с  контуром  фигур).

Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые.

 

(Запись   вопросов детей на доске)

Цель:

--Узнать свойства прямоугольника.

- Какое   это свойство?

 - Зачем нужно  знать свойства прямоугольника?

- Где  это  можно использовать?

Стороны, находящиеся друг напротив друга – одинаковые.

Стороны, находящиеся напротив друг друга, называются противоположными.

Положены (лежат) друг против друга

Две  пары сторон

Они равны по длине.

Противоположные  стороны равны.

Практическая работа.

Измерить длину противоположных сторон с помощью линейки, измеряют  противоположные стороны  с  помощью  линейки.

При помощи  сгибания,  перегибают прямоугольник и  складывают  противоположные  стороны  вместе.

Противоположные стороны прямоугольника равны

Открывают учебник, читают  вывод.

Наш  вывод  совпадает  с выводом  в  учебнике.

Чтобы  правильно  начертить  прямоугольник.

Работа  в  тетради    

   

 

  Свойства  противоположных  сторон

У прямоугольника все углы  прямые

4 угла

4 вершины

4 стороны.

Периметр

Находят  периметр  прямоугольника

1) 4 + 4  + 2 + 2 = 12 (см) – периметр

     Ответ: 12 см.

 Читают  задание

Эта фигура  не является  прямоугольником, т.к. углы не  прямые.

(Работа  в  парах)

В строительстве, изготовлении мебели и т.д.

Все углы должны быть прямые и противоположные стороны равны.

  Изготовление прямоугольной  рамки (клей, ножницы, полоски бумаги).

1.Взять две  короткие  полоски,  наложить  их  друг  на  друга,  сравнить   и отрезать  одинаковую  длину

2.Взять две  длинные  полоски,  наложить  их  друг  на  друга,  сравнить   и отрезать  одинаковую  длину.

3.С помощью модели прямого угла  составить  рамку.

4.Приклеить рамку на  домик 

 Углы  прямые,  противоположные стороны прямоугольника равны

Выяснить  какими свойствами   обладает  прямоугольник?

противоположные стороны прямоугольника равны

 Еще раз поработать  над  этим  свойством.  

Цель:

--Узнать свойства прямоугольника.

- Какое   это свойство?

 - Зачем нужно  знать свойства прямоугольника?

- Где  это  можно использовать?

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные: формулировать учебную проблему

Познавательные: находить необходимую информацию  в словарях; извлекать информацию; перерабатывать информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков, делать определенные выводы.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Регулятивные: планирование, формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию. пронаблюдать и делать самостоятельные вывод

Регулятивные: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства: инструменты.

Познавательные: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний для решения учебной задачи; наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний для решения учебной задачи; наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, сотрудничество  в  паре.

Личностные

-подведение итога урока;

-самооценка критериев успешности.

Коммуникативные.

-выражение своих мыслей;

-использование критериев для обоснования суждений.

Регулятивные.

-оценивание.

Познавательные.

-контроль и оценка процессов результата деятельности.

4

       Г

      М

       К

     3

П

       О

       Ь

        Н

     2

       У

Я

        И

 1

       Р

 Л

1

2

3

4

5

(1,3) (2,1) ( 3,2) (4,4) (2,3) (1,2) (3,4) (2,3) (4,1) (4,3) (5,3) (5,2) (5,4)

……………………………………………………………………………………………………………………………………………

4

т

 

п

      р

     

       

     3

у

       

я

м

     

       

     2

       

о

п

ы

        е

 1

с

       т

р

 

1

2

3

4

5

(1,4)  (2,3) (3,2)  (4,2)  ( 5,2)    ……………………………………………………..

(2,4) (3,4) (3,3)  (4,3)  (4,2)  (5,2)  …………………………………………………..

(2,2)  (1,1)  (2,1)  (3,1)  (4,2)  (5,2)  ………………………………………………….

1.Взять две  короткие  полоски,  наложить  их  друг  на  друга,  сравнить   и отрезать  одинаковую  длину

2.Взять две  длинные  полоски,  наложить  их  друг  на  друга,  сравнить   и отрезать  одинаковую  длину.

3.С помощью модели прямого угла  составить  рамку.

4.Приклеить рамку на  домик

Свойство  

противоположных  сторон  прямоугольника

               

    Составь верные равенства из таких  выражений и запиши их:

6+8

56-35

62-40

45-30

32+37

70-1

9+6

82-61

28-14

48-26

Составь верные равенства из таких  выражений и запиши их:

6+8

56-35

62-40

45-30

32+37

70-1

9+6

82-61

28-14

48-26

Надо  наложить  одну полоску на другую и  лишнее  отрезать,  и  две  другие  так же.

 Затем, с помощью  прямого  угла сложить  длинную  и короткую  полоски и  склеить  их.

Получившиеся   прямые  углы  склеить  между собой.

Приклеить рамку на  домик

Алгоритм

Взять две  короткие  полоски,  наложить  их  друг  на  друга,  сравнить   и отрезать  одинаковую  длину

Взять две  длинные  полоски,  наложить  их  друг  на  друга,  сравнить   и отрезать  одинаковую  длину.

С помощью модели прямого угла  составить  рамку.

Приклеить рамку на  домик

Выяснить  какими свойствами   обладает  прямоугольник?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике 2 класс по теме "Свойства прямоугольника"ник

конспект урока по программе школа России 2 класс с презентацией по теме " Свойства прямоугольника"...

конспект урока по математике 2 класс по теме "Свойства прямоугольника"ник

конспект урока по программе школа России 2 класс с презентацией по теме " Свойства прямоугольника"...

Технологическая карта урока по математики, 3 класс по теме "Формулы периметра и площади прямоугольника"

Предмет: математикаТема урока: формулы периметра и площади прямоугольника.Цели урока: построение формулы нахождения стороны прямоугольника по его периметру и другой стороне.Планируемые результаты:...

конспект урока по математике 2 класс (КРО)Тема урока: «Решение простых арифметических задач»

конспект урока по математике 2 класс (КРО)Тема урока: «Решение простых арифметических задач...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Конспект урока по математике 2 класс на тему "Свойства сложения" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знания о свойствах сложенияПланируемые результаты: Предметные:- знать свойства сложения- уметь применять свойства сложенияЛичностные:- уважительно относит...