Величины и единицы измерений величин
план-конспект урока по математике (2 класс)

Богданова Анастасия Владимировна

2 класс. Математика. Величины и единицы измерений величин. Планета знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

Дата:

Класс: 2

Тема: Величины и единицы измерений величин. 

Цель: организовать деятельность обучающихся на усвоение первоначальных знаний о величинах (время, расстояние, объём, масса).

Задачи:

1. Формировать умения грамотно преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма, массы;

2. Развивать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; умение работать в парах.

3. Воспитывать уважение к чужому мнению.

Ход урока:

1.Орг.момент

- Здравствуйте. Проверьте готовность к уроку.  Тихо садитесь.

Проверим, всё ли у вас на месте.

Руки!

-На месте

Ноги!

-На месте

Локти!

- У края

Спина!

- Прямая! 

- Откройте тетради, запишите дату, классная работа. В тетрадях записи ведем аккуратно, красиво, и разборчиво.

2. Устный счет. Разминка

 - Для того чтобы вы окончательное проснуться проведем командное соревнование. 1 ряд – 1 команда и т.д. Будем решать примеры по цепочке на листочке, который будем передавать с первой на последнюю парту.  Победителем считается та команда, которая быстрее всех решит свою цепочку и правильно.

А теперь отгадайте загадку:

- Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой?

-   Да, это медведь. А что мы знаем о медведях?      

- Несмотря на большие размеры и кажущую  неуклюжесть он передвигается бесшумно и может проявить поразительное проворство и силу. Он хорошо умеет плавать. В конце сентября – начале октября залегает в берлогу. Выходит в конце апреля – в начале мая. Ест ягоды, орехи, зеленые сочные части растений, муравьёв, любит мёд.

-А как звали Мишку из мультфильма, который очень любил мёд? Правильно, это Винни – Пух. (на доску картинка Винни Пуха)

- Молодцы, ребята! Винни –Пух принес нам тему урока и зашифровал  ее. На доске и у вас на партах даны понятия. И их надо объединить на две группы и дать название каждой группе. Я вам предлагаю поработать в парах. (один ученик у доски)

На доске слова:

 сложение 

 объём 

вычитание  

 умножение   

масса  

деление
расстояние
время

- Подумайте и скажите, на какие группы вы их распределили? (арифметические действия и величины)

- Почему вы распределили именно так? Объясните.

(Дети называют одну группу слов - это арифметические действия, название второй группы вызывает затруднения).

-Как же назвать группу этих понятий?

Винни – Пух предложил подсказку.  Расположи числа в порядке возрастания в парах (На каждом столе карточки).

35

54

17

24

78

50

12

3

 ч

н

л

 и

ы

и

е

в

-Кто сможет сказать, что такое ВЕЛИЧИНЫ? (Величины – это то, что можно измерить и сравнить).  Какие величины уже знаете? А хотели бы узнать о них побольше? Вот и Винни –Пуха интересует этот вопрос, что такое величины?

2. Постановка целей и задач урока.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?   (Величины)

 - Мы не только ответим на вопрос Мишки, что такое величины, мы еще разберем, какие бывают величины, единицы их измерения, что такое именованные числа. А также узнаем, можно ли составлять и решать задачи с величинами. Можно ли выполнять арифметические действия с ними. И какова роль величин в жизни человека.

Вот сколько задач, нам предстоит решить на уроке.

- Ребята, пока мы определяли задачи, Мишка посмотрел в словаре что такое «Величины». Давайте скорее прочитаем. (На доску вывешивается понятие.) Величина – это то, что можно измерить и результат измерения  выразить  числом.

3. Работа по учебнику.

- Теперь мы с вами будем работать, чтобы узнать много интересного   величинах с нашим другом.

-Винни – Пух проделал сложный путь  по сказочному лесу, прежде чем прийти к нам. Что с ним происходило, давайте узнаем по учебнику. Откройте страницу 32, найдите задание №1. (Читают вслух по четверостишиям).

-В конце стихотворения, мы видим таблицу.

Время

ES-102-L

Расстояние

img5

Объём

main

Масса

large_10a67ca416c6

Температура

2907thermometermain

- Это следующее задание Винни – Пуха. Он предложил заполнить таблицу величин, а единицы измерения, он указал в стихотворении. Думаю, что мы справимся с этим заданием, найдем в стихотворении единицы измерения и заполним таблицу величин, опираясь на ваш жизненный опыт, попытаемся расширить каждую группу и познакомимся с краткой записью единиц измерения. После того, как вы заполните таблицу, вы можете сохранить у себя, выучить и опираться при затруднениях.

5. Заполняем вместе.

-    Итак, таблички, которые лежат на столах.

-  Первый столбик, здесь записана величина время. Какую единицу измерения времени предлагает Мишка? Находим в стихотворении?

- Мишка указал час. Правильно.

-   А еще какие единицы измерения времени вы можете занести в таблицу. (Час, минуты, секунды). Заполняем таблицу, постарайтесь запомнить краткое написание единиц.

-     Сделаем вывод! Время измеряется в часах, минутах, секундах.

- Что вы заметили в кратком написании единиц измерения. При записи величины сначала пишется число, а потом сокращенное название единицы, в которой она измеряется.

(Учитель проговаривает каждую единицу измерения: Час – 1ч, минута - 1мин, секунда – 1 с)

Вывод: Единицы измерения записываются в виде числа с именем, поэтому еще мы их можем называть "именованные числа".  Запомнили.

Время

Расстояние

Объем

Масса

Температура

Час – 1 ч

Минута – 1 мин

Секунда – 1 с

Миллиметр – 1мм

Сантиметр – 1 см

Дециметр – 1 дц  

Метр – 1 м

Километр – 1 км

Литр – 1 л

Грамм – 1 г Килограмм- 1 кг

Градусы - 1°C

-  Посмотрели следующий столбик, дано величина расстояние. Какую единицу измерения расстояния Винни – Пух указал в стихотворении кто догадался?

-    Сложный момент, согласна. Вам встретилось слово «верста». Кто сможет сказать, где мы уже слышали это слова?

(Дети могут вспомнить, что встречали это слово в русских народных сказке, например, царевич ушёл за 1000 вёрст)

- в словаре Ожогова мы можем найти ответ. Что же такое верста. (верста-это расстояние, чуть больше 1 км (1, 066км)

-Попробуйте себе представить: полный шаг мужчины приблизительно равен 1 метру. Чтобы пройти версту, ему понадобится сделать тысячу шагов.

-   Еще какие единицы измерения расстояния мы можем записать в таблицу? (В сантиметрах, дециметрах, метрах, километр). Заполняем вместе. На уроке математики, мы уже достаточно часто встречаемся с сантиметрами и миллиметрами, итак: Сантиметр – 1 см, Миллиметр – 1 мм, Дециметр – 1 дм, Метр – 1 м, Километр – 1 км).

Делаем вывод. Расстояние измеряется в сантиметрах, миллиметрах, дециметрах,  метрах, километрах.

-   Третий столбец. Величина ОБЪЁМ. Найдем в стихотворение…Объём измеряется в литрах. Пишем Литр – 1 л.

-  И последний столбик МАССА. (Грамм – 1 г, килограмм – 1 кг)

- А чем измеряют температуру. Вспомнили урок окружающего мира?  (В градусах) Заполнили Градус – 1 С)

-    Это не полная табличка, есть еще и другие величины, и другие единицы измерения, о которых нам еще предстоит узнать.

- Найдите в тексте слова, с помощью которых величины сравнивают между собой? (Раньше, меньше, дальше, ближе)

-К каким величинам относятся эти слова?

Раньше -  позже   – это о времени,

Дальше - ближе – это о расстоянии,

Меньше – больше -  так можно сказать о любой величине

Например, сегодня у меня на уроки ушло меньше времени, чем вчера.

Можно сказать, и так: Сегодня я сделал уроки быстрее, чем вчера

-Что значит быстрее?

То есть меньше времени.

Физкультминутка.

 Я называю единицы измерения, а вы мне показываете жестом, к какой величине они относятся. (Учитель показывает жесты для обозначения величин.) Например, время – прямые руки вверх над головой, ладошки прижаты друг к другу (стрелка); масса – руки чуть согнуты, в стороны, ладошками вверх (весы); расстояние – прямые руки в стороны; объем – руки в кольцо перед грудью).

        1) килограмм яблок;

        2) литр сока;

        3) 15 минут до конца урока;

        4) пройти 2 километра

             5) весы находятся в равновесии;

             6) левая чаша весов опустилась;

             7) правая чаша весов опустилась;

             8) весы находятся в равновесии;

             9) длина ленты 20 сантиметров;

           10) пол литра молока;

           11) груз на левой чаше легче;

           12) весы находятся в равновесии.

Вывод: двигательная активность в игровой форме способствует лучшему усвоению и закреплению изученного материала.

Работа в группах

-  Следующее задание Винни – Пуха. Чем же все это нам измерять?

- Подумайте и ответьте на мои вопросы:

- Можно ли время измерить ковшом?

- Можно ли сахар измерить часами?

- А килограммами- расстояние?

- Чем же все это нам измерять? Найти ответ на эти вопросы нам поможет следующее задание. (Работа в парах).

- Каждой группе предлагается табличка с индивидуальным заданием. Необходимо вычеркнуть  "лишние" слова.

Время

Масса

Расстояние

Объем

Литр

Час

Минута

Секунда

Пирог

Ночь

Тонна

Килограмм

Близко

Грамм

Километр

Секунда

Метр

Литр

Год

Месяц

Градус

- Как вы думаете, а можем ли мы выполнять с величинами арифметические действия? (ответы детей).

Давайте проверим наши предположения.

На доске даны примеры:

45 л – 15 л

22 кг – 10 кг

46 мин – 6 мин

- Как выполнять действия с именованными числами?

Вывод: действия с именными числами, выполняются как с простыми числами, но не забывать дописывать наименование единиц измерения.

- Хорошо. А можем ли мы решить задачу с именными числами? Возьмём на примере одну величину.

- Давайте попробуем. Отгадайте загадку:

На руке,

И на стене,
И на башне в вышине:

Ходят, ходят
Ровным ходом -
От восхода до захода.

(Часы)

- Вы знаете, что существуют около 20 видов часов, среди них такие часы, как солнечные, песочные, водные, механические, электронные и другие (учитель показывает изображения названных видов часов).

- Как вы думаете, зачем человек придумал часы?

Составление задачи по краткой записи и ее решение с пояснениями.

На доске краткая запись к задаче.

- Давайте попробуем придумать задачу о времени. Придумайте задачу по краткой записи:

Гулял - 2 часа

Спал - ?, в два раза больше, чем

Ел - ?, на три часа меньше

Вывод: единицы времени измеряются в часах, минутах, секундах.

- Молодцы. Хорошо поработали. Заслужили сюрприз. Вини-Пух очень хочет видеть таких хороших детей у себя дома в лесу. Только вот гости не всегда ведут себя примерно. А вы знаете правила поведения в лесу?

-Винни - Пух интересуется, знаете ли вы правила поведения в лесу?

- не ломай ветки деревьев и кустарников

- не повреждай кору деревьев

                                            - не рви цветы в лесу

                                            - не лови насекомых

                                 - не разоряй муравейник

                                  - не разоряй птичьих гнёзд

                                  - не оставляй мусор в лесу

                                            - не разжигай костёр

Итог урока

- С какими новыми понятиями вы познакомились?

- В каких единицах измеряются величины?

- Можно ли выполнять арифметические действия с именованными числами?

- Используют ли единицы измерения при составлении и решении задач?

- Какова роль величин в жизни человека?

Вывод: очень важно научиться   находить  и преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма, массы.

Домашнее задание

№3 стр. 33



Предварительный просмотр:

                  https://doc4web.ru/uploads/files/8/7160/hello_html_214133aa.png

                           

https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2017/09/winnie-the-pooh-2013026_1280-e1506347421819.png

35

54

17

24

78

50

12

3

Ч

Н

Л

И

Ы

И

Е

В

35

54

17

24

78

50

12

3

Ч

Н

Л

И

Ы

И

Е

В

35

54

17

24

78

50

12

3

Ч

Н

Л

И

Ы

И

Е

В

35

54

17

24

78

50

12

3

Ч

Н

Л

И

Ы

И

Е

В

35

54

17

24

78

50

12

3

Ч

Н

Л

И

Ы

И

Е

В

35

54

17

24

78

50

12

3

Ч

Н

Л

И

Ы

И

Е

В

35

54

17

24

Ч

Н

Л

И

78

50

12

3

Ы

И

Е

В

ВремяES-102-L

Расстояние

img5

Объём

main

 

Масса

large_10a67ca416c6

Температура

2907thermometermain

Время

ES-102-L

Расстояние

img5

Объём

main

Масса

large_10a67ca416c6

Температура

2907thermometermain

Час – 1 ч

Миллиметр – 1мм

Литр – 1 л

Грамм – 1 г

Градусы - 1°C

Минута – 1 мин

Сантиметр – 1 см

Килограмм- 1 кг

Секунда – 1 с

Дециметр – 1 дц

Метр  –  1 м

Километр – 1 км

Время

ES-102-L

Расстояние

img5

Объём

main

Масса

large_10a67ca416c6

Температура

2907thermometermain

Час – 1 ч

Миллиметр – 1мм

Литр – 1 л

Грамм – 1 г

Градусы - 1°C

Минута – 1 мин

Сантиметр – 1 см

Килограмм- 1 кг

Секунда – 1 с

Дециметр – 1 дц

Метр  –  1 м

Километр – 1 км

Время

ES-102-L

Расстояние

img5

Объём

main

Масса

large_10a67ca416c6

Температура

2907thermometermain

Час – 1 ч

Миллиметр – 1мм

Литр – 1 л

Грамм – 1 г

Градусы - 1°C

Минута – 1 мин

Сантиметр – 1 см

Килограмм- 1 кг

Секунда – 1 с

Дециметр – 1 дц

Метр  –  1 м

Километр – 1 км

Время

ES-102-L

Расстояние

img5

Объём

main

Масса

large_10a67ca416c6

Температура

2907thermometermain

Час – 1 ч

Миллиметр – 1мм

Литр – 1 л

Грамм – 1 г

Градусы - 1°C

Минута – 1 мин

Сантиметр – 1 см

Килограмм- 1 кг

Секунда – 1 с

Дециметр – 1 дц

Метр  –  1 м

Километр – 1 км

Время

ES-102-L

Расстояние

img5

Объём

main

Масса

large_10a67ca416c6

Температура

2907thermometermain

Час – 1 ч

Миллиметр – 1мм

Литр – 1 л

Грамм – 1 г

Градусы - 1°C

Минута – 1 мин

Сантиметр – 1 см

Килограмм- 1 кг

Секунда – 1 с

Дециметр – 1 дц

Метр  –  1 м

Километр – 1 км

Время

Масса

Расстояние

Объем

Литр

Час

Минута

Секунда

Пирог

Ночь

Тонна

Килограмм

Близко

Грамм

Километр

Секунда

Метр

Литр

Год

Месяц

Градус

Время

Масса

Расстояние

Объем

Литр

Час

Минута

Секунда

Пирог

Ночь

Тонна

Килограмм

Близко

Грамм

Километр

Секунда

Метр

Литр

Год

Месяц

Градус

Время

Масса

Расстояние

Объем

Литр

Час

Минута

Секунда

Пирог

Ночь

Тонна

Килограмм

Близко

Грамм

Километр

Секунда

Метр

Литр

Год

Месяц

Градус

Время

Масса

Расстояние

Объем

Литр

Час

Минута

Секунда

Пирог

Ночь

Тонна

Килограмм

Близко

Грамм

Километр

Секунда

Метр

Литр

Год

Месяц

Градус

Время

Масса

Расстояние

Объем

Литр

Час

Минута

Секунда

Пирог

Ночь

Тонна

Килограмм

Близко

Грамм

Километр

Секунда

Метр

Литр

Год

Месяц

Градус

Время

Масса

Расстояние

Объем

Литр

Час

Минута

Секунда

Пирог

Ночь

Тонна

Килограмм

Близко

Грамм

Километр

Секунда

Метр

Литр

Год

Месяц

Градус

Время

Масса

Расстояние

Объем

Литр

Час

Минута

Секунда

Пирог

Ночь

Тонна

Килограмм

Близко

Грамм

Километр

Секунда

Метр

Литр

Год

Месяц

Градус

Время

Масса

Расстояние

Объем

Литр

Час

Минута

Секунда

Пирог

Ночь

Тонна

Килограмм

Близко

Грамм

Километр

Секунда

Метр

Литр

Год

Месяц

Градус


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики в 1 классе по теме" Величина- масса. Единица измерения-килограмм"

данный материал представляет собой конспект урока в 1 классе по УМК "Школа России" "ВЕличина-масса. Единица измерения-килограмм"....

Технологическая карта урока "Величина. Длина. Единицы измерения длины"

ПредметматематикаКласс1аТип урокаурок открытия нового знания Технология построения урокапроблемно-диалогическая ТемаВеличина. Длина. Единицы измерения длины.Цель создание условий для овладен...

Технологическая карта урока "Величина. Длина. Единицы измерения длины"

ПредметматематикаКласс1аТип урокаурок открытия нового знания Технология построения урокапроблемно-диалогическая ТемаВеличина. Длина. Единицы измерения длины.Цель создание условий для овладен...

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Единицы измерения величин"

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Единицы измерения величин"  (урок актуализации знаний и умений ) (ОС «Школа 2100»)....

Единицы измерения величин

Единицы измерения величин...

Конспект урока "Единицы измерения и величины" в 4 классе

Конспект урока для 4 класса, на тему "Единицы измерения и величины" Тема: Что узнали, чему научились (величины)Тип урока: Обобщающий (повторение изученного)Цель: закрепля...