Мастер класс "Метод использования маршрутных листов на уроках для повышения качества образования младших школьников»
методическая разработка по математике (1 класс)

Хуббатуллина Кадрия Рифовна

Мастер класс для учителей начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_marshrutnyh_listov.docx311.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 города Лениногорска»

Республики Татарстан

Тема:

«Метод использования маршрутных листов на уроках  для повышения качества образования младших школьников»

Из опыта работы учителя

начальных классов

высшей квалификационной категории

Хуббатуллиной Кадрии Рифовны

                      Хороших методов существует ровно столько,

                  сколько существует хороших учителей.   Д. Пойа

Современный образовательный процесс богат активными методами обучения.

       Я же хочу поделиться с таким методом  обучения, как использование  маршрутных листов.

Маршрутный лист представляет собой поэтапный план урока для ученика.

Он составлен по принципу  «От класса к учебнику (к методичке), а не от учебника (методички) к классу»

      Как я к нему пришла? Впервые с созданием маршрутных листов я столкнулась при подготовке урока в рамках конкурса «Учитель года».  На уроке русского языка мы изучали  распространенные и не распространенные предложения.  Писать много в тетради не умещалось во временные рамки, материал учебника не совпадал с сюжетом урока. Родился вот такой «Бортовой журнал»,  как мы назвали его с детьми на уроке. Так же я поступила, готовя уроки на семинар.

          Позже, изучая умножение многозначных чисел в 3 классе, я столкнулась с трудностью в дифференцированной работе. Часть учеников хорошо поняли тему и нуждались в продвижении вперед, а с  частью учеников навык умножения я дорабатывала с помощью индивидуальных маршрутных листов.

         И вот 1 класс, учебник  Рудницкой.  Трудности возникли с первых уроков, где  изучению чисел первого десятка, их состава и графической записи уделено катастрофически мало времени и материала. (Пролистать учебник.)  Дальше не уделяется времени на отработку вычислительных навыков.  Материал учебника и рабочей тетради  явно недостаточен для полного изучения нумерации. Я снова вернулась к маршрутным листам. Правда, сейчас их составлять намного труднее, так как у первоклассников еще не развит навык письма, чтения, вычерчивания отрезков. Получилось что-то вроде новой рабочей тетради, где прослеживаются все этапы урока деятельностной технологии. Рассмотрите маршрутные листы, сравните их с материалом учебника. Материал одного урока является продолжением предыдущего.

             А теперь я прошу Вас помочь мне составить маршрутный лист на урок по теме «Изучаем числа от 11 до 20». В помощь я предлагаю вам свою рабочую программу (фрагмент), учебник, методическое пособие.  Свои уроки я готовлю по деятельностной технологии, поэтому  предлагаю памятку по подготовке урока. Она разработана участниками региональной педагогической мастерской «Деятельностный урок» НИСПТР под рук-м Уляшева К.Д.

Памятка для учителя при подготовке урока по ФГОС

  1. Какие конкретно метапредметные результаты Вы планируете освоить на уроке?
  2. Какой шаг  планируете в отношении предметных результатов?
  3. Как Вы создаете учебную ситуацию (проблему, задачу, барьер, интригу, напряжение и т.д.) для открытия нового знания (способа действия) или анализа (применения) имеющегося способа?
  4. * Как дети «выйдут» на цель урока (предложат версии, обнаружат, сформулируют..)?
  5. Как формы взаимодействия детей (фронтальная, групповая, парная) работают на включение каждого ребенка,  на достижение запланированных в п.п.1,2 результатов?
  6. Какие вопросы и задания (приемы, формы, методы) заставляют детей работать самостоятельно?
  7. Как организуете оценочное обсуждение урока (что конкретно поняли, открыли, обнаружили)?
  8. Какие задания урока для Вас диагностичны в отношении пунктов 1, 2 (позволяют обнаружить картину сформированности понятия, освоенности способа действий для каждого ребенка)?

        Примечание: * - необязательный пункт (цель урока может быть поставлена учителем)

Итак, начнем.

  1. В программе прочитайте название темы урока.
  2. Определим цели урока (Познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; раскрыть особенность их названий, порядок следования при счёте, формировать умение  представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.)

     3.  Формировать УУД:

-обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;  определять цель урока с помощью учителя соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать ее (Регулятивные УУД)

-оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре, в группе (Коммуникативные УУД)

- ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт; знаково-символические (моделирование) (Познавательные УУД)

-смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом – «какое значение, смысл  имеет для меня учение?») (Личностные УУД)

    4. Организационный момент.

    5. Какие знания необходимо актуализировать? Нумерацию первого десятка.(работа с веером) Состав числа 10.

Дополни до 10.

    6. Как организовать учебную ситуацию? Поставить проблему. Нарисовать модели чисел 10, 20,30, 17. Что вызвало затруднение? Почему? Из чего состоят числа 10, 20, 30,? А число 27? Хотите узнать?

    7.  Решение проблемы. Предлагаем работу в группах или в парах. При помощи счетных палочек или треугольников и кружочков (Графическая модель) составить число 17.

- Из чего состоит число 17? (из 1 десятка и 7 единиц)

   8.  Изучение состава всех чисел от 11 до 20

Screenshot_1

- Как вы получали числа?

   9.  Первичное закрепление. Предлагаем детям закрепить знания по учебнику с.72 №1,2.

      Закрепление знаний о нумерации и состава чисел до 20 в рабочей тетради с.18 №1,2,3.

  1.     Включение в систему знаний. Повторение названий компонентов действий сложения и вычитания на примере состава чисел от 11 до 20.

а)Составь 4 равенства с числами 10,6,16.

.

.

.

.

б) Решение задач.

На корабль дальнего плавания продали 10 взрослых билетов и 4 детских билетов. Сколько всего билетов было продано?

  1.  Диагностическое задание или тест.

Тест

1. Вставь между точек пропущенные числа.

а) 14,   …,   …,   …,   …,   …,   20

б) 16,   …,   …,   …,   …,   …,   10

2. Представь числа в виде суммы разрядных слагаемых

1

2

=

1

8

=

3. Нарисуй модели чисел 15, 13, 11.

  1. Рефлексия.
  2. – Какую цель мы ставили перед собой? Мы ее достигли? Как же образуются  числа от 11 до 20?

   Маршрутный лист несет в себе несколько смысловых нагрузок:

а) Индивидуализация обучения. Ребенок с помощью маршрутного листа движется в обучении согласно  своим возможностям: уровням  обученности и обучаемости.

б) Дифференциация обучения. Задания и объяснения учителя  составляются с учетом способностей каждого ученика или группы учеников. Таким образом, можно организовать работу учеников с разным уровнем развития.

в) Гуманизация обучения. Применение маршрутных листов меняет отношения учителя и ученика, как субъектов процесса обучения.

г) Применение маршрутных листов активизирует ученика, учит работать с текстом.

д) Работа по маршрутному листу  обеспечивает психологический комфорт детей, т.к. работа каждого ребенка не зависит от темпа движения класса в целом.

е) Применение маршрутных листов поможет более успешно работать с теми детьми, которые часто пропускают занятия по болезни.

ж) Маршрутные листы помогут организовать более эффективную работу на уроках отработки навыков или  закрепления материала.

    Однако, создание маршрутных листов, их разработка и применение на уроке требуют от учителя:

  1. Высокий профессионализм, хорошее знание предмета, учебных программ по предмету.
  2. Новую организацию урока.
  3. Отслеживание движения по предмету каждого ученика, а для этого создание документации, позволяющей фиксировать достигнутые результаты.
  4. Уметь рассчитывать время, которое ребенок должен затрачивать  на выполнение заданий, вовремя внося корректировку.
  5. Учитель должен разработать на урок несколько маршрутных листов, учитывая индивидуальные особенности различных детей.

Я веду отслеживание движения по предмету каждого ученика. Это листы индивидуальных достижений. (Показать листы на каждого ученика). Вести такое отслеживание, конечно, помогают мои маршрутные листы по основным темам предмета.

        Я надеюсь, что метод использования маршрутных листов вас заинтересовал, а еще больше заинтересует ваших учителей-практиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения качества образования младших школьников в образовательном учреждении. Из опыта работы.

Основной целью модернизации  всей системы образования в последнее десятилетие является  повышение качества образования. Начальная школа  должна отвечать актуальным и перспективным потре...

Использование ИКТ для повышения качества образования младших школьников

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.В статье р...

«Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников»

Моё выступление «Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников", оно направлено на то,что игра  и игровые технологии з...

Доклад «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики для повышения качества образования младших школьников с легкой умственной отсталостью»

Обучение младших школьников с нарушениями интеллекта на уроках математики требует специального подхода и индивидуального подбора материала и методов обучения....