Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по математике (3 класс)

Боровкова Валентина Михайловна

Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

   В результате изучения курса математики обучающиеся на уровне начального общего образования:

   научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и

пространственных отношений;

   овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут

необходимые вычислительные навыки;

   научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения

математических знаний в повседневных ситуациях;

   получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно

арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение;

   накопят опыт решения текстовых задач;

   познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют

способами измерения длин и площадей;

   приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные

с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

   Числа и величины

   Выпускник научится:

   читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

   устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

   группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

   классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

   читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и

соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр,

метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

   Выпускник получит возможность научиться:

   выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

   Арифметические действия

   Выпускник научится:

   выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в

пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

   выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к

действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);

    выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

    вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

    Выпускник получит возможность научиться:

    выполнять действия с величинами;

    использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

   проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).

   Работа с текстовыми задачами

   Выпускник научится:

   устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор

действий;

   решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

   решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

   оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

   Выпускник получит возможность научиться:

   решать задачи в 3—4 действия;

   находить разные способы решения задачи.

   Пространственные отношения

   Геометрические фигуры

   Выпускник научится:

   описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

    распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

   выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

   использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

   распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

   соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

   Выпускник получит возможность научиться:

   распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

   Геометрические величины

   Выпускник научится:

   измерять длину отрезка;

   вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

   оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

 

   Выпускник получит возможность научиться:

   вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

   Работа с информацией

   Выпускник научится:

   читать несложные готовые таблицы;

   заполнять несложные готовые таблицы;

   читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

   Выпускник получит возможность научиться:

   читать несложные готовые круговые диаграммы;

   достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

   сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

   понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все»,

«некоторые», «не»);

   составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;

   распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

   планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

   интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные,

делать выводы и прогнозы).

Содержание учебного предмета

На изучение математики в начальной школе выделяется 642 ч. В 1 классе — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели) .

Во 2—4 классах на уроки математики отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

   Числа и величины

   Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных

слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

   Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени

(секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля

величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

    Арифметические действия

    Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица

умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

    Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения

числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

   Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.  

   Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на

калькуляторе).  

   Работа с текстовыми задачами

   Решение текстовых задач арифметическим способом.

           Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения,

работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

   Пространственные отношения. Геометрические фигуры .

   Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и

пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник,

прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в

окружающем мире.

   Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

   Геометрические величины

   Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра

многоугольника.

   Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры.

Вычисление площади прямоугольника.

   Работа с информацией

   Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

   Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»;

«некоторые»); истинность утверждений.

   Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.

   Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.   Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели

(схема, таблица, цепочка).

Календарно-тематическое планирование

по математике 3 класс

№ п/п

ДАТА

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

СТРАНИЦЫ УЧЕБНИКА

предполаг

фактич

1

Повторение:  сложение и вычитание, устные приемы  сложения и вычитания.

1

с.3-4

2

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток.

1

с.4

3

Письменные приемы сложения и вычитания. Работа над задачей в 2 действия.

1

с.5

4

Буквенные выражения.

1

с.6

5

Решение уравнений способом подбора неизвестного.

1

с.7

6

Решение уравнений.

1

с.7

7

Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым.

1

с.8

8

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым.

1

с.9

9

Обозначение геометрических фигур буквами.

1

с.10

10

Вводная контрольная работа.

1

11

«Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились.

1

с.11-16

                                                                          Умножение и деление (продолжение) – 68 ч

12

Конкретный смысл умножения и деления.

1

с.17-18

13

Связь умножения и деления.

1

с.19

14

Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 2.

1

с.20

15

Таблица умножения и деления с числом 3.

1

с.21

16

Связь между величинами: цена, количество, стоимость.

1

с.22

17

Решение задач.

1

с.23

18

Связь между величинами: расход ткани на одну  вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи.

1

с.23

19-20-21

Порядок выполнения действий в числовых выражениях

3

с.24-27

22

Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.  

1

с.27

23

«Страничка для любознательных.Что узнали. Чему научились.

1

с.28-31

24

Контрольная работа.

1

25

Работа над ошибками. Таблица умножения и деления с числом  4.

1

с.34

26

Закрепление изученного. Таблица Пифагора.

1

с.35

27-28

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

2

с.36

29-30

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

2

с.37-39

31

Таблица умножения и деления с числом  5.

1

с.40

32

Задачи на кратное сравнение чисел.

1

с.41

33

Кратное сравнение чисел.

1

с.42

34

Задачи на кратное и разностное сравнение чисел.

1

с.43

35

Таблица умножения и деления с числом  6.

1

с.44

36

 Контрольная работа за первую четверть.

1

       37

Работа над ошибками. Решение задач.

1

с.45

38

Задачи на нахождение четвертого пропорционального.

1

с.46-47

39

Таблица умножения и деления с числом  7.

1

с.48

40-41

«Страничка для любознательных» - дополнительные   задания творческого и поискового характера: математические игры.

2

с.49-51

42

Знакомство с проектом «Математические сказки».

1

с.51

43

Что узнали. Чему научились.

1

с.52-55

44

Контрольная работа.

1

45

Работа над ошибками. Площадь. Способы сравнения фигур по площади.

1

с.56-57

46

Единица площади  –   квадратный сантиметр.

1

с.58-59

47

Площадь прямоугольника.

1

с.60-61

48

Таблица умножения и деления с числом  8.

1

с.62

49-50

Закрепление изученного. Решение задач.

1

с.63-64

51

Таблица умножения и деления с числом  9.

1

с.65

52

Единица площади  –   квадратный дециметр.

1

с.66-67

53

Сводная таблица умножения. Закрепление.

1

с.68

54

Закрепление изученного. Решение задач.

1

с.69

55-56

Единица площади – квадратный метр.

2

с.70

57

Закрепление изученного.

1

с.72

58

«Страничка для любознательных» .

1

с.73-75

59

Что узнали. Чему научились.

1

с.76-79

60

Контрольная работа.

1

61

Работа над ошибками. Что узнали. Чему научились.

1

с.80-81

62

Умножение на 1.

1

с.82

63

Умножение на 0.

1

с.83

64

Деление вида  а : а, 0 : а.

1

с.84

65

Деление нуля на число.

1

с.85

 66-67

Задачи в 3 действия.

2

с.86-87

68

Контрольная работа.

1

69

Работа над ошибками.«Страничка для любознательных».

1

с.88-90

70

Административная контрольная работа за первую четверть.

1

71

Работа над ошибками. Доли. Образование и сравнение долей.

1

с.91-93

72-73

Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр).

2

с.94-96

74

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.

1

с.97

75-76

Единицы времени – год, месяц, сутки.

2

с.98-100

77

Что узнали. Чему научились.

1

с.104-108

78

Контрольная работа.

1

79-80

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

«Страничка для любознательных – Готовимся к олимпиаде».

2

с.109

Умножение и деление (продолжение)

Внетабличное умножение и деление -35 ч

81-82

Приемы умножения и деления для случаев вида

20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3.

2

с.3-4

83

Прием деления для случаев вида 80 : 20.

1

с.5

84

Умножение суммы на число.

1

с.6

85-86

 Умножение суммы на число. Решение задач несколькими способами.

2

с.7

87

Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4,  4 ∙ 23.

1

с.8

88

Умножение двузначного числа на однозначное. Закрепление.

1

с.9

89

Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.

1

с.10

90

Выражение с двумя переменными.

1

с.11

91

«Страничка для любознательных» - дополнительные   задания творческого и поискового характера: решение задач практического и геометрического содержания.

1

с.12

92-93

Деление суммы на число.

2

с.13-14

94

Деление двузначного числа на однозначное.

1

с.15

95

Связь между числами при делении. Делимое. Делитель.

1

с.16

96

Проверка деления умножением

1

с.17

97

Прием деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22.

1

с.18

98

Проверка умножения с помощью деления.

1

с.19

99-100

Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления.

2

с.20-21

101-102

Страничка для любознательных. Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного.

2

с.22-25

103

Контрольная работа.

1

104-105-106

Работа над ошибками. Деление с остатком.

3

с.26-27-28

107-108

Приемы нахождения частного и остатка.

2

с.29

109

Случаи деления, когда делитель больше частного.

1

с.30

110

Проверка деления с остатком.

1

с.31

111-112-113

Что узнали. Чему научились.

Ознакомление с проектом «Задачи-расчеты».

3

с.33-36

114

Контрольная работа.

1

115

«Страничка для любознательных» - дополнительные   задания творческого и поискового характера: задачи-расчеты.

1

с.40

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000

Нумерация -17 ч

116

Работа над ошибками. Устная нумерация. Тысяча.

1

с.41-42

117

Образование и название трёхзначных чисел. Письменная нумерация.

1

с.43

118-119

Разряды счетных единиц. Запись трёхзначных чисел.

2

с.44-45

120

Натуральная последовательность трехзначных чисел. Письменная нумерация  в пределах 1000.

1

с.46

121

Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз.

1

с.47

122

Замена числа суммой разрядных слагаемых.

1

с.48

123

Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трехзначных чисел.

1

с.49

124

Сравнение трехзначных чисел.

1

с.50

125

Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.

1

с.51

126

«Странички для любознательных» - Римская система счисления.

1

с.52-53

127

Единицы массы – килограмм, грамм.

1

с.54

128

«Страничка для любознательных» - дополнительные   задания творческого и поискового характер.

1

с.55-57

129

Контрольная работа за третью четверть.

1

130

Работа над ошибками. Проверим себя и оценим свои достижения. Помогаем друг другу сделать шаг к успеху.

1

с.62-63

131

Контрольная работа.

1

с.64

132

Работа над ошибками. Что узнали. Чему научились.

1

с.58-61

Числа от 1 до 1000

Сложение и вычитание 13ч

133

 Приемы устных вычислений.

1

с.65-66

134

Приёмы устных вычислений вида: 450+30, 620 – 200.

1

с.67

135-136

Приёмы устных вычислений вида: 470+80, 670 – 140.; 260+310,     670 – 140.

2

с.68-69

137

Приемы письменных вычислений.

1

с.70

138

Алгоритм письменного сложения  трёхзначных чисел.

1

с.71

139

Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел.

1

с.72

140

Виды треугольников (по соотношению сторон).

1

с.73

141

Закрепление изученного.

1

с.74

142

«Страничка для любознательных» - Готовимся к олимпиаде.  Помогаем друг другу сделать шаг к успеху.

1

с.75

143-144

Что узнали. Чему научились.

2

с.76-79

145

Контрольная работа.

1

146

Работа над ошибками.

Приемы устных вычислений

1

с.81

147-148

Приемы устных вычислений.

2

с.82-84

149

Виды треугольников по видам углов.

1

с.85

150

Закрепление изученного.

1

с.86

151

«Страничка для любознательных» - применение знаний в измененных условиях.

1

с.87

152-153-154

Прием письменного умножения на однозначное число.

3

с.88-89

155-156

Закрепление изученного.

2

с.90-91

157-158

Прием письменного деления на однозначное число.

2

с.92-93-94

159-160

Проверка деления умножением. Закрепление изученного.

2

с.95-96

161-162

Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором.

2

с.97-98

163

Что узнали. Чему научились.

1

с.99-101

164

Итоговая контрольная работа.

1

165-166

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

2

с.102

167

Контрольная работа.

1

168-169

 Закрепление изученного.

2

с.103-109

170

Обобщающий урок. Игра: ”По океану Математики”.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по математике УМК"Школа России" 2 класс

Рабочая программа составлена согласно положения школы. Соответствует ФГОС....

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа для 3 класса по математике М.И. Моро УМК "Школа России"...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 1 класс

Изучение математики имеет особое зна­чение в развитии младшего школьника. Приобретенные им зна­ния, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения э...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по математике входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, авторы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степ...

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по математике (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....