Конспект урока математики "Уравнение. Решение уравнений способом подбора" (2 класс, Школа России)
план-конспект урока по математике (2 класс)

Лемешева Алёна Сергеевна

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема: Уравнение. Решение уравнений способом подбора

Цель деятельности учителя: закрепление  умений читать, записывать и решать уравнения способом подбора.  

Планируемые результаты:

  Предметные:

  • знать: понятие «уравнение».
  • уметь: решать уравнение способом подбора.

  Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

 

Тип урока: рефлексия

 

Оборудование: «Математика», 2  класс. УМК «Школа России». Презентация. Раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Самоопределение к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1- 2 мин

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Алёна Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Проверьте порядок на парте, сядьте правильно, приготовьтесь внимательно слушать и работать.

—Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите?

—Верно. Кто сможет сказать, что значит рукопожатие?

—Рукопожатие символизирует братство, единство, сплоченность и силу.

—Сейчас я попрошу вас повернуться к своему соседу по парте, улыбнуться и пожать друг другу руки. Пожелайте друг другу хорошего настроения и успехов на уроке. Молодцы. Пусть это рукопожатие станет началом нашей совместной, интересной и познавательной работы. Я верю в вас и в ваши силы, а это значит, что сегодня на уроке обязательно у каждого все получится.

Приветствуют учителя

Эмоционально настраиваются на работу.

—Рукопожатие двух людей.

—Приветствие или прощание, крепкую дружбу.

Настраиваются на продуктивную работу.

Р: самоопределение к деятельности

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог, объяснение, беседа

Наглядный: демонстрация

Практический: упражнение, пробное действие

7-8 мин

- Прежде чем начать работать над новой темой, предлагаю вам выполнить несколько интересных заданий.  

-А сейчас в игру играем

Числам место определяем.

-Я показываю место числа, а вы на пальчиках (с помощью кассы цифр) показываете число (показываю на 3-открываю, теперь покажите, какое число стоит между числами 5 и 7, какое число стоит перед числом 9, назовите оставшееся число).

hello_html_64c04d06.png

-Назовите числа в порядке убывания. Как вы это понимаете? Хором.

-Какое число наибольшее? Какое из этих чисел наименьшее?

-Назовите все числа перед числом 5? После числа 6? 

-Молодцы! Теперь отгадайте загадки.

 

- На поляне у дубка

Крот нашёл два грибка

А подальше у осин,

Он нашёл ещё один.

Сколько крот нашёл грибов?

-Дима слив в саду нарвал

И ребят он угощал:

Одну сливу дал Наташе,

Одну – Лене, одну – Саше.

Две осталось у него.

Сколько было слив всего?

-Пять весёлых медвежат

За малиной в лес спешат.

Испугался вдруг один,

Убежал и след простыл.

Сколько смелых медвежат

За малиной в лес спешат?

-Мама жарит на обед

Своим детям семь котлет.

За обедом съели детки

Всего лишь три котлетки.

А сколько котлет

Не съели дети на обед?

-Молодцы! Посмотрите на следующее задание. Что вы видите?

-Совершенно верно. На столах у вас лежат листочки. Ваша задача - вставить в пропуски неизвестное и записать себе на листочек.

Уравнения

1. х + 3 = 13

2.18 = у + 10

3.14 = х + 7

-Проверяем. Поднимите руку те, у кого была одна ошибка. Две ошибки. Ни одной ошибки. Молодцы!

Воспринимают информацию

 

-6.

-8.

-4.

-Числа от большего к меньшему.

-Наибольшее число – 9. Наименьшее – 1.

-Перед числом 5 - 1,2,3,4. После числа 6 – 7,8,9.

-3 гриба.

 

-5 слив.

-4 медвежонка.

-4 котлеты.

 

-Уравнения.

-10

-8

-7

П: ориентирование в своей системе знаний

П: выстраивание логической цепи рассуждений, доказательств

К: осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

К: учёт разных мнений

К: точное и полное выражение своих мыслей

Л: умение видеть и признавать ошибки

П: осознанное и

произвольное

выстраивание речевого

высказывания

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

1-2 мин

-Итак, ребята, теперь расскажите мне, чем же вы занимались на прошлых уроках математики. Какую тему изучали и чему научились?

-Верно. Тема нашего урока останется той же – «Уравнение. Решение уравнений способом подбора». Как думаете, чем же мы сегодня с вами займемся?

-Совершенно верно! Наша задача на сегодня – закрепить наши знания по данной теме: поупражняться в решении уравнений способом подбора.

-Изучали тему «Уравнение». Научились решать уравнения методом подбора.

-Повторением изученной темы.

-Решением уравнений способом подбора.

П: подведение под понятие

П: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: рассказ, беседа, учебный диалог, объяснение

Практический: работа с учебником, упражнение, пробное действие

Наглядный: демонстрация

12-13 мин

-Ребята, так как вы уже начали изучать эту тему, кто мне может сказать, что такое уравнение?

-Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти. Давайте повторим все вместе.

-Что значит решить уравнение?

-Что значит решить уравнение способом подбора?

-Все верно. Теперь откройте свои учебники на странице 83. Найдите задание №1. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

-Ребята, внимательно посмотрите, какие уравнения у нас получатся: на сложение или вычитание?

-Как вы будете составлять уравнения?

-Верно! В тетрадь записываем только уравнение, решаем устно. Как запишем первое уравнение?

-Правильно! Теперь, методом подбора решите его.

-Кто не согласен?

-Следующее уравнение. Как запишем? Решите его.

-Следующее.

 

-Обратите внимание на №3. Послушайте задачу.

-Составим краткую запись. О чем эта задача? Как обозначим на краткой записи?

-Какая команда выиграла?

-Что значит – выиграла?

-Сколько очков заработала команда, которая выиграла?

-Сколько очков получила проигравшая команда?

-Что  нужно узнать из задачи?

-Верно. Как узнать, на сколько очков одно число будет больше другого?

-Как запишем? Верно! Записываем ответ.

-Посмотрите на задание №4. Послушайте задачу.

-О чем эта задача?

-Составим краткую запись. Что нам известно?

Н. – ? г. на 2 меньше, чем соперники

С. – 7 г.

-Что нам нужно узнать?

-Сможем ли мы узнать это сразу?

-Что нужно сделать сначала?

-Каким действием?

-Что узнаем теперь?

-7+5=12 (г.) –всего.

Ответ: 12 голов всего.

Отвечают на вопрос учителя.

Повторяют хором.

 

-Найти такое значение х, при котором равенство будет верным.

-Подобрать такое число, при котором равенство будет равным.

-Составить по таблице уравнение и решить их устно.

-На сложение, т.к. в таблице компоненты сложения.

- Вместо  неизвестных слагаемых мы подставим х, запишем получившееся уравнение и решим его методом подбора.

-10+х=14.

-10+4=14.

-9+х=18.

-9+9=18.

-х+9=17.

-8+9=17.

-7+х=16.

-7+9=16.

-х+8=15.

-6+8=15.

-х+7=14.

-7+7=14.

-х+6=13.

-7+6=13.

-7+х=12.

-7+6=12.

-О баскетбольной игре двух команд. (1 к; 2к).

-Команда нашей школы.

-Набрала больше очков.

-80. (1к -80; 2к – 63)

-63.

-На сколько больше очков набрала наша команда, чем команда соперников.

-Из большего вычесть меньшее.

-80-63=17.

-О футбольном матче.

-Нам известно, что было две команды: наша и команда соперников.  Наша команда проиграла матч и забила на 2 гола меньше, чем соперники, которые забили 7 голов.

-Сколько всего голов было забито в этой игре.

-Нет.

-Узнать, сколько голов забила наша команда.

-7-2=5 (г.)-наша команда

-Общие количество забитых в ворота мечей.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: структурирование знаний

П: анализ, синтез, обобщение

П: осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: определение основной и второстепенной информации

К: точное и полное выражение своих мыслей

П: выполнение действия по алгоритму

П: осознанное и

произвольное

выстраивание речевого

высказывания

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

1 мин

-Ребята, предлагаю вам отдохнуть. Встаньте со своих мест и повторяйте движения.

Выполняют физминутку.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа, рассказ, учебный диалог

Практический: работа с учебником, упражнение

5-6 мин

 -Посмотрите на слайд (представлена первая краткая запись из задания №5)

-Что вы видите?

-Ваша задача – составить задачу по краткой записи и решить её.

-Кто выйдет к доске и попробует составить и решить задачу?

-О чем будет идти речь в задаче?

-Что нам известно?

-Что нужно узнать?

-Каким действием  мы это выполним?

-Как запишем?

-Верно. Записываем ответ.

-И еще одна краткая запись (на слайде вторая краткая запись из задания) Кто хочет выйти к доске для того, чтобы составить и решить задачу по краткой записи?

-О чем будет идти речь в задаче? Составь задачу.

-Что нам известно?

-Что нужно узнать?

-Каким действием мы это выполним?

-Как запишем?

-Записываем ответ.

 

-Краткую запись.

-О моркови. Мама купила 20 шт. моркови. За три она израсходовала 9 шт. моркови. Сколько моркови осталось?

-То, что купили 20 шт. моркови. Израсходовали 9 шт.  

-Нам нужно узнать, сколько моркови осталось.

-Вычитанием.

- 20-9=11 (шт.) – осталось.

-О яблоках. Ваня купил яблоки. За два дня он съел 9 яблок и у него осталось еще 11. Сколько яблок было изначально?

-То, что за два дня Ваня съел 9 яблок и у него осталось еще 11.

-Сколько яблок было изначально.

-Сложением.

-9 + 11 = 20 (шт.) –яблок было.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: установление причинно-следственных связей

П: извлечение необходимой информации из текстов

П: анализ, обобщение

VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Практический: работа с рабочей тетрадью

Словесный: объяснение, беседа

4-5 мин

Посмотрите на задание №2. Прочитайте его вслух. Что нужно сделать?

-Верно! Выполняем это задание самостоятельно. 1 вариант выписывает уравнения из первой строки, второй вариант из второй (на слайде продублировать)

Если закончили – сядьте правильно, глаза поднимите на меня.

-Давайте проверим, какие уравнения вы выписали (проверка на слайде)

-У кого не так?

-Ребята, а теперь поработайте в группах по 4 человека. Я раздам вам карточки (ряды чисел из 6 задания). Ваша задача – найти закономерность и вставить числа в пропуски.

-Проверяем у доски.

-В чем закономерность?

- Выписать только те уравнения, в которых значением х является число 10.

Выполняют задание в парах.

- 10+8=18, 10-8=2, 10-3=7;

  50-10=40, 10+3=13

Проверяют.

Выполняют задание в группах.

  1. +4+5
  2. -1+2

П: выполнение действия по алгоритму

Л: умение видеть и признавать ошибки

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: беседа, учебный диалог

2-3 мин

- Итак, ребята, чем мы занимались на уроке? Что вспомнили, что нового узнали?

Отвечают на вопросы учителя.

П: осознанное и

произвольное

выстраивание речевого

высказывания

П: ориентирование в своей системе знаний

VII. Рефлексия по продукту деятельности

Словесный: беседа

Аналитический: самооценивание

2-3 мин

Ребята, на слайде вы видите лестницу успеха. Сейчас я вам раздам листочки. Ваша задача подписать свой листочек и нарисовать на листе точно такую же лестницу, состоящую из трех ступеней.

Если вы знаете, что такое уравнение, научились решать их способом подбора, то рисуйте себя на самой высокой ступени. Это означает, что на уроке вы потрудились «на отлично». Если вы испытывали трудности в некоторых заданиях и с некоторыми не справились, то рисуйте себя на второй ступеньке. Это значит. Если вы не справились со всеми заданиями и вам было трудно работать на уроке, то рисуйте себя на последней ступени.

- Урок окончен. Спасибо за работу.

Оценивают свою работу.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П: рефлексия способов и условий действий

Л: самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Задачи на движение" Математика 4 класс Школа России

Конспект урока "Задачи на движение" Математика 4 класс Школа России...

Конспект Урока "Понятие о частях речи" 2 класс "Школа России"

Конспект Урока по теме: "Понятие о частях речи" 2 класс "Школа России" с Приложением и презентацией...

конспект урока по математике "Периметр многоугольника" 2 класс Школа России

конспект урока по математике "Периметр многоугольника" 2 класс Школа России. Изучение нового материала....

Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач. Повторение" 1 класс "Школа России"

Урок-путешествие.  Технологическая карта урока математики " Решение задач.Повторение"  1 класс "Школа России"...

Конспект урока математики "Решение задач на деление" (УМК "Школа России, 2 класс)

Тема: «Решение задач на деление» Цели деятельности учителя: формирование представления об арифметическом действии «деления» с помощью решения задач на деление, совершенств...

Конспект урока математики «Решение задач на деление» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «Решение задач на деление»Цели деятельности учителя: формирование представления об арифметическом действии «деления» с помощью решения задач на деление, совершенствование...

Технологическая карта урока математики "Решение уравнений и задач" УМК "Школа России"(3 класс)

Тема урока: «Решение уравнений и задач»Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: создание условий для закрепления вычислительных навыков, умения решать задачи и уравн...