Конспект Урока "Понятие о частях речи" 2 класс "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект Урока по теме: "Понятие о частях речи" 2 класс "Школа России" с Приложением и презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Цель – формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2  класса в предметной области «Русский язык» по теме  «Общее представление о частях речи».

Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению;
  2. развитие навыков сотрудничества с взрослым;
  3. формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
  4. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  5. формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:

  1. формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;
  2. формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)
  3. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  4. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  5. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  6. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий  для решения коммуникативных и познавательных задач;
  7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:

  1. развитие умения писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;
  2. развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;
  3. формирование общего представления о частях речи;
  4. расширение словарного запаса учащихся;
  5. формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  6. формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Оборудование:

Ученики: учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, язык», цветные карандаши, листы с индивидуальным заданием.

Учитель: электронная презентация, электронное пособие к учебнику, учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина,


1 февраля.

Классная работа.

Сказки делают человека добрее.

                       А.С. Пушкин



1. Организационный момент.

Цель – проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.

Ребята, готовы вы к уроку? .(Да)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы веселый, дружный класс

Всё получится у нас.

-Постараемся, чтобы наше отличное настроение сохранилось на весь урок.

-Мне очень хочется, чтобы этот урок русского языка был для вас интересным и познавательным.

-Посмотрите на доску и прочитайте высказывание А.С. Пушкина.

-Как вы его понимаете?

-Это высказывание будет сегодня эпиграфом к нашему уроку, а сказка, которую мы с вами читали на уроках литературного чтения поможет нам повторить и закрепить пройденный материал и открыть новые тайны русского языка.

2. Чистописание

Цель – умение соотносить свою деятельность с образцом.

-Откроем тетради. Запишем число, классная работа и это высказывание. которое и будет являться нашей минуткой  красивого письма.(Повторить правила письма)

3 Актуализация знаний

Цель – воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия «нового» знания.

-Какую большую тему мы изучили? (Изучили тему «Звуки и буквы»)

- Что мы изучали в этой теме? (Изучали орфограммы русского языка).

-Какие? (Дети перечисляют изученные орфограммы).

-Чему учились? (Учились писать слова в соответствии правил русского языка).

- Проверим себя. Применим полученные знания. Запишем слова под диктовку, выделяя

изученные орфограммы.(Один ученик работает на доске)

Писатель, русский, живет, Пушкин, вечный.

- Возьмите карандаши, проверьте и оцените себя по «светофору».

-Посмотрите на слова, подумайте по какому признаку эти слова можно распределить на группы? (Высказывания детей)

СЛАЙД

 Слова - названия

предметов

признаков предметов

действий предметов

кто?

какой?

что делает?

что?

какая?

что сделают?

какое?

что делают?

какие?

что делали?

-Итак, слово это не только набор звуков и букв, но и название предмета. признака предмета, действия предмета. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы. (Хоровое прочтение вопросов).

4 Усвоение новых знаний и способов деятельности

-Цель - формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаков и действий отвечают на разные вопросы и разное обозначают. Тогда ученые по этим двум особенностям слов

1. на какой вопрос отвечают

2. что обозначают – объединили их в большие группы, которые называются частями речи. Но встал вопрос. Как эти группы назвать?

Всему название дано –

И зверю и предмету

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных нету.

- Слова. Которые обозначают то, что можно потрогать, увидеть, услышать и даже подумать, как о чем-то существующем, и обозначающем предмет. Ученые договорились назвать их именами существительными.

-На какой вопрос отвечают имена существительные?

-Слова, которые можно «приложить», присоединить к существительному и которые обозначают  признак предмета называют именами прилагательными.

На какой вопрос отвечают имена прилагательные?

-Слова, которые любят рассказывать о действии предмета, или как в старину говорили «разглагольствовать», о том, что любят делать имена существительные ученые назвали глаголами.

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Сегодня вы узнали только о трех частях речи, но на самом деле их гораздо больше. С какими то мы будем знакомиться в начальной школе, а о каких-то вы узнаете в старших классах.

СЛАЙД  №1

Слова - названия

предметов

признаков предметов

действий предметов

кто?

какой?

что делает?

что?

какая?

что сделают?

какое?

что делают?

какие?

что делали?

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ

-В русском языке принято сокращать части речи на письме

Существительное – сущ.

Прилагательное – прил.

Глагол – гл.

-Обратимся к учебнику  страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.

-Прочитайте текст правила.

-Что же называют частями речи? (зачитать)

-Какую функцию выполняет каждая часть речи? (зачитать)

-Какие названия есть у каждой части речи? (зачитать)

5. Первичная проверка понимания нового материала.

Цель -  вербальное фиксирование нового знания.

- Послушайте отрывок из сказки А.С.Пушкина

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке                                                                  

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

-Из какого произведения эти строки?

- Посмотрите на экран. Прочитайте слова из этой  сказки.

-Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите мешочки по корзинам.

Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму.

1. Задать к слову вопрос.

2. Определить,  что обозначает слово.

3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.

- Ребята, мы помогли не только лосятам, но и себе. Чему мы учились?

(Учились распознавать части речи)

6. Игра «Немой диктант»

Цель – Осознание учащимися степени овладения понятиями и применение полученных знаний

-Посмотрим как вы это усвоили.

-Что я держу в руке? (карандаш)

-На какой вопрос отвечает это слово?

-Что обозначает?

-Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет?

-Подберите к этому существительному прилагательное.

-На какой вопрос отвечает прилагательное?

-Теперь подберите к нему глагол?

-Ну а сейчас возьмите листы с индивидуальными заданиями и найдите задание №1.

Сейчас будет «немой диктант»

-Я вам показываю предмет. Вы записываете  в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие  к нему по смыслу прилагательное и глагол по образцу.

(Учитель показывает предметы: зеркало, яблоко, белка, лебедь)

По окончании диктанта учитель проводит фронтальный опрос и корректирует ответы учащихся.

7.Физкультминутка.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель – Включение в систему знаний и закрепление.

-Продолжаем работу на листах. Выполним задание №2.

-Прочитайте  задание.

 (В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи).

 

СЛАЙД №2  Проверьте и оцените себя по образцу («светофор»).

9. Работа с текстом.

Цель - развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

  1. формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

-Прочитайте задание №3 на ваших листах.

(Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова из справок. Определите их части речи и запишите в тетрадь)

-Можно ли назвать эти предложения текстом?

-Определите тему текста?

СЛАЙД №3  Проверьте и оцените себя по образцу («светофор»)

10. Итог урока.

Цель -  Осмысление своих достижений

-Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему учились?

(Учились определять какой частью речи является слово.

Учились распознавать признаки частей речи)

-Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи?

11. Рефлексия.

Цель – Проверка эмоционального состояния.

-А теперь подведите итог урока  каждый сам себя (Итоговый тест на листах. Задание №4 )

12 Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Лист индивидуальных заданий

Задание №1

существительное

прилагательное

глагол

   карандаш

простой

рисует

                                                                                                       

Задание №2

В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи                   

существительное

прилагательное

глагол

сказка

добрый

выдумывать

чудо

волшебная

заколдует

золотая

сказочный

рассказываем

терем

летает

читать

белочка

вкусное

фея

орешек

интересная

мечтаем

                                                                                                      Оцени себя

Задание №3

Прочитайте. Вставьте подходящие  по смыслу слова из справок. Определите их часть речи и запишите в тетрадь.

На уроках мы  ……….. сказку А.С. Пушкина. Там  ……………. разные герои. ……….

старуха, ……..  старик, ………… рыбка.   ……  сначала выполняла просьбы старухи, а потом наказала её.   …………   учит нас не быть жадными.  

Слова для справок:   читали, встречаются, золотая, безвольный, жадная, рыбка, сказка.                                                                            Оцени себя

Задание №4  

Выберите к каждому вопросу ответ.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Материал урока мне был

понятен / не понятен
легким / трудным


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель начальных классов МОУ «Средняя школа №1» г. Кимры Барякинская Любовь Владимировна ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧАСТЯХ РЕЧИ

Слайд 2

СЛОВА-НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ ДЕЙСТВИЙ ПРЕДМЕТОВ Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делает? Что делаем? Что делают? Что делали? ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (сущ.) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (прил.) ГЛАГОЛ (гл.)

Слайд 3

Сказка Чудо Золотая Терем Белочка Орешек Добрый Волшебная Сказочный Вкусное Летает Интересный Выдумывать Заколдует Рассказываем Читать Фея Мечтаем СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ

Слайд 4

На уроках мы сказку А.С. Пушкина. Там разные герои. старуха, старик, рыбка. сначала выполняла просьбы старухи, а потом наказала её. учит нас не быть жадными. читали встречаются Жадная безвольный золотая Рыбка Сказка гл. прил. гл. сущ. сущ. прил. прил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по математике 3 классШкола России

Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...

Аннотации к рабочим программам 2 классШкола России.

Данные аннотации написаны с учетом ФГОС,в каждой аннотации по предмету расписаны УУД....

Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Общее представление об имени существительном как части речи

Предмет: Русский языкКласс: 2 «А»Тема урока: Общее представление об имени существительном как части речиЦели урока: Продолжить знакомство обучающихся с именем существительным, распознавать имя существ...

Конспект урока во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия деление: деление на равные части"(УМК "Школа России")

Конспект урока во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия деление:деление на равные части"(УМК "Школа России")...