Технологическая карта урока по теме Введение понятия «масса». Килограмм
план-конспект урока по математике (1 класс)

Технологическая карта урока математики,  1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: математика

Класс:1

УМК: «Перспектива»

Тема: Введение понятия «масса». Килограмм

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: Создать условия для  ознакомления  учащихся с новой величиной – массой и ее единицами измерения

Планируемые результаты:

Личностные результаты:  формирование  положительного отношения к школе, формирование  начальных представлений о математических способах познания мира; формирование способности оценивать собственные математические знания и умения; использовать полученные знания при решении жизненных ситуаций.

Предметные: учащиеся научатся сравнивать предметы по массе, взвешивать предметы с точностью до килограмма; правильно употреблять в речи математические понятия; решать задачи на определение массы предметов на основе задач изученных видов.

Метапредметные:

Регулятивные: учащиеся научатся формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя,  понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему.

Познавательные: учащиеся научатся строить речевое высказывание в устной форме;  проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, различать существенные и несущественные признаки; находить и читать информацию, представленную разными способами; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,  применять полученные знания в измененных условиях.

Коммуникативные: учащиеся научатся задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера; принимать участие в работе в группе, паре; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Межпредметные связи: математика, русский язык,  окружающий мир.

Основные понятия: величина, масса, килограмм

Оборудование: учебник «Математика  1класс.Дорофеев Г.В. Часть 2», тетрадь на печатной основе, мультимедийное  оборудование, презентация, таблички с новыми словами (масса, весы, килограмм), карточки для индивидуальной и парной работы. Для практической работы: весы, гири, материал для взвешивания: яблоко и груша, коробки одинаковые внешне, но разные по массе, коробка сахара 1 кг, пачка соли 1 кг и др.

Организация пространства: фронтальная работа,  работа в парах, в группе, индивидуальная работа.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

I.Мотивация.

Эмоциональный настрой. Цели:

 

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-уточнить тип урока.

Вот и прозвенел урок

Начинается урок

Мы друг другу улыбнёмся-

 За работу мы возьмёмся!

- У нас сегодня необычный урок. Поприветствуем наших гостей.

- Принимаясь за работу, давайте определимся, что же мы будем делать на уроке?  

Открывать новые знания

Внимательно слушать друг друга

Помогать друг другу

Строить модели слов

- Начнём урок с повторения необходимых знаний.

Приветствуют гостей. Произносят стихотворение хором

Выбирают нужные карточки

Положительная мотивация и познавательный интерес.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД)

II. Формулирование темы урока, постановка цели 

Цели: 

1)актуализировать представления о понятиях «величина», «длина», «мерка», умение измерять длины отрезков с помощью мерки;

2)определить содержательные рамки урока: изучение величин

 

1) Актуализация знаний

- На ваших партах лежат  разные  полоски. Какое задание можно выполнить? (Измерить отрезки, сравнить по цвету, по длине). Как определить, какая полоска длиннее? А на сколько сантиметров длиннее красная полоска? Как узнать? (измерить по линейке)

-Договоритесь, кто из вас какую полоску будет измерять.

-Как правильно измерить длину полосок?

-Что вы можете сказать о длине красной полоски? На сколько см она длиннее? На сколько см короче синяя? Что мы делали?

Подведём итог: О какой величине мы говорили ? (о длине) Почему длину можно назвать величиной?

величина

  длина

В каких единицах мы измеряли длину полосок?

Какой меркой мы пользовались?

См

2) Формирование представления о понятии «масса». Определение темы и целей урока

- У  меня на столе стоят 2 коробки. Сравните их.

-  Внешне обе коробки одинаковы. Возьмите их в руки и определите, чем они различаются. (Одна тяжелее, другая легче).

- Оказывается, есть такое свойство предметов, которое мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить это свойство, нужно взять предмет в руки. Кто из вас знает, как называется это свойство? (масса)

Масса

-Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании? Двойная буква с).

- Кто догадался, какова тема нашего урока? ( Масса)

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Сравнивают  полоски, измеряют  их с помощью линейки. Делают вывод, что для точности измерения нужна линейка.

Два ученика берут коробочки  в руки – делают вывод: один из предметов тяжелее другого.

  Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

 

 

 Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

 

III. Изучение нового

 Цели:

мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению, изучению нового материала

Цели:

профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.

 

 

1)Пробное действие.

-Предлагаю вам решить задачу: определить  что легче: яблоко или груша? Кто считает, что легче яблоко? Поднимите левую руку, кто считает, что легче груша, поднимите правую руку

2)Выявление места и причины затруднения.

-Как же быть? На глаз нам трудно определить массу предметов.

3)Построение проекта выхода из затруднения.

-Может быть, есть специальный прибор,  который нам поможет? Кто знает, как он называется? (весы)

- Верно.  С помощью весов можно точно определить, какой предмет легче. Давайте это проверим.

4) Практическая работа

 - Поработаем с весами.

- В каком положении находятся чашечки весов? ( На одном уровне или в равновесии.)

Это называется

РАВНОВЕСИЕ ВЕСОВ

(вывешивается табличка).

Яблоко и груша  ставятся на  чашечные весы.

-Посмотрим, что изменилось с весами? Почему одна чашечка опустилась, а другая  - поднялась? (Яблоко тяжелее, а груша  легче.)

- А сможем ли мы обойтись без весов, когда нужно сравнить массу предметов?

-Возьмите в одну руку учебник, в другую тетрадь и сравните что легче, а что тяжелее.

- Возьмите ручку и учебник. Что легче, а что тяжелее?

- Ребята,  что мы сейчас сравнивали?     (Массы предметов)

 Вывод.  Масса – величина. Когда один предмет тяжелее другого, говорят, что масса этого предмета больше, а если легче, говорят масса меньше.

5)  Введение понятия «Килограмм»

-Итак, мы узнали, что массу предметов измеряют с помощью весов.

- Давайте измерим массу этого пакета. Как будем измерять? С чего начнём?  

- Что необходимо?(Весы,гири)

Килограмм

кг

- Как записать, что масса пакета равна 3 кг?

Вывод

Физминутка «Весы»

Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:

  • весы находятся в равновесии;
  • левая чаша весов опустилась;
  • правая чаша весов опустилась;
  • весы находятся в равновесии;
  • масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
  • весы находятся в равновесии;
  • груз на левой чаше легче;
  • весы находятся в равновесии.

6) Ознакомление с разновидностями весов (презентация)

- Вспомните, где и когда вам приходилось иметь дело с весами.

- Люди каких профессий чаще других используют в своей деятельности весы?

7)Практическая работа в группах: измерить массу предметов и записать на листочке.

- А нельзя ли было, не проводя взвешивания, определить массу пакета муки?

Вывод: массу продуктов можно прочесть на упаковке

Взаимодействуют с учителем во время опроса,

осуществляемого во фронтальном режиме

Выдвигают

предположения

по теме урока.

Два ученика  на рабочем столе учителя выполняет соответствующие действия.

Выполняют практическую работу и делают вывод  

Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на свой жизненный опыт

Высказывают свои предположения

Выполняют упражнения.

Работают в группе: проводят измерения, знакомят с результатами измерений.

 Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

 

 

 Уметь принимать и сохранять учебную задачу,  соответствующую этапу

обучения,

адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей (РегулятивныеУУД)

  Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов (Познавательные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

(Коммуникативные УУД).

IV. Первичное закрепление  нового (Цель: закрепить знания учащихся о величинах, учить записывать и решать выражения с именованными числами.

 

1) Фронтальная работа по учебнику ( № 1,2, 3 с.15)

2) Работа в тетради на печатной основе. № 1, 2 стр.28

ГДЗ Математика 1 класс Дорофеев

3) Работа в паре «Уравновесьте математические весы».

Проверка.

Физминутка

Если вы согласны с утверждением, то поднимите руки над головой и хлопните в ладоши, а если вы не согласны с утверждением -  присядьте.

Сегодня 26 января, значит завтра будет 27 января.

Если сегодня четверг, значит завтра будет вторник.

Килограмм - это единица длины.

Все четырёхугольники квадраты.

Длина – это величина.

Сантиметр - это единица длины.

Килограмм – это единица массы

Взаимодействуют с учителем во время опроса,

осуществляемого во фронтальном режиме.

Самооценивание

Выполняют учебные

действие, сообща с

партнером. Проводят самооценку.

Выполняют физминутку

  Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). (Познавательные УУД).

Учатся

договаривать

ся,

взаимодейств

овать друг с

другом,

принимать

общее

(Коммуникативные УУД). 

V. Применение знаний и умений

Цель:

- проверить умение решать выражения с именованными числами

1) Самостоятельная работа по карточке.

Проверка.

2) Решение задач на смекалку –

Петух на одной ноге весит 4 кг. Сколько он будет весить на двух ногах?

- Что тяжелее: 1кг ваты или 1 кг гвоздей?

3) Работа с электронным приложением.

Выполняют
самостоятельную разноуровневую работу на карточках.

Самооценивание.

 

Слушают друг друга,

высказывают свое мнение.

  Уметь оценивать правильность выполнения (Регулятивные УУД).

  Строить

высказывания, понятные

одноклассник

ам  (Коммуникативные УУД).

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цели:- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

   Приём «5 пальцев»

- Что нового узнали?

- Чего достигли? Для чего вам это может пригодиться?

- Каким было ваше настроение на уроке?

- Кого и за что вы хотите поблагодарить на уроке?

-Что полезного для здоровья сделали на уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Оценивают свою работу на уроке

Анализировать и

оценивать

результаты

своей

деятельности. (Регулятивные УУД).

  Способность к самооценке (Личностные УУД). 

VII.  Домашнее задание

- Дома я предлагаю вам провести очень интересное исследование. Расспросите своих родителей о том, как менялся ваш вес в зависимости от вашего возраста. Посмотрите на экран. Расскажите, как меняется масса ребёнка с момента рождения до одного года.

- Думаю, что на следующем уроке, вы поделитесь  интересной информацией со своими одноклассниками. Желаю успехов.

Спасибо за работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя. Дополняют ответы друг друга.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 1 классе " Килограмм" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по введению новой величины "Килограмм"....

Технологическая карта урока математики "Таблица единиц массы" 4 класс

Урок содержит элементы проектной деятельности, соответствует ФГОС НОО...

Технологическая карта урока математики "Временные понятия"

Технологическая карта урока математики в 1 классе по ФГОС...

Технологическая карта урока по Математике "Понятие уравнения"

Технологическая карта урока по Математике "Понятие уравнения", 2 класс...

Технологическая карта урока информатики.Тема : "Понятия вверх, вниз, влево, вправо.Лабиринт". УМК "Школа 2100" (1 класс)

Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование знаний о понятий «вверх», «вниз», «влево», «вправо».Задачи урокаДидактические:1 ...

Технологическая карта урока информатики. Тема:"Понятия “равно”, “неравно”, отношения “больше”, “меньше”. Информатика 1 класс: Внимание"(1 класс, УМК "Школа 2100").

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятий “равно”, “неравно”, “больше”, “меньше”. Задачи урокаДидактические:И...

Технологическая карта урока информатики. Тема:"Понятия истина и ложь"(1 класс, УМК "Школа 2100").

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятий “истина и ложь”, создание условий для решения заданий на истинность и ложность высказываний.Задачи урокаДида...