Технологическая карта урока математики "Таблица единиц массы" 4 класс
план-конспект занятия по математике (4 класс) на тему

Арбузова Ольга Анатольевна

Урок содержит элементы проектной деятельности, соответствует ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_4_kl._tablitsa_edinits_massy.docx98.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО Учителя  Арбузова Ольга Анатольевна

Класс 4 б                        Дата      22.02.2018                   Предмет     Математика

Тема урока: Таблица единиц массы

Номер урока в разделе (теме) 2                    Тип урока: Урок решения практических задач

Цель урока: Формирование умений применять полученные знания по теме «Единицы массы» в практических ситуациях через проектную деятельность.

Задачи: Создать условия для составления соотношений единиц массы; выражать массу в заданных единицах; способствовать формированию умений выполнять действия с величинами; сравнивать именованные числа, используя знаки >, <, =; решать задачу и оформлять её вычисление, используя именованные величины; выполнять взаимопроверку учебного задания.

Прогнозируемые результаты:

Предметные

-- Умение соотносить единицы массы.

-- Умение выражать массу в заданных единицах.

--Умение выполнять сложение и вычитание величин .

-- Умение решать задачи с величинами.

--Умение выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное.

Метапредметные:

Познавательные

-- Умение осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

-- Умение подводить под понятия, выводить следствия.

-- Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений.

--Умение проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные

-- Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке.

-- Умение принимать и сохранять учебную задачу.

-- Умение проговаривать последовательность действий.

--Умение отслеживать результат выполненной работы.

Коммуникативные

--Умение слушать и понимать речь других, используя научную терминологию (математическую речь).

--Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

-- Умение работать в группе.

-- Умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные

--Умение применять правила поведения при сотрудничестве.

-- Умение понимать значение границ собственного знания и незнания, осознавать необходимость самосовершенствования.

-- Умение адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха.

-- Умение осознавать личную ответственность за результат совместной деятельности.

Методы обучения : наглядный, словесный, практический.

Формы организации обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:  Учебник «Математика» 4 класс, авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б.Бука.; мульти-медиа проектор, электронная доска, проектные карты, справочные таблицы для каждой группы, сводная таблица результатов.

Используемая педагогическая технология: проектная технология

                                                     Характеристика этапов урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(предметные, универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

-- Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начинаем наш урок!

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

К – принимают учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л применяют правила сотрудничества; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Актуализация знаний

 

1. Проверка
домашнего
задания.

 

2. Устный счет

1) Решение неравенств

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. Учебник с.34-35, № 4,№ 8

--Всем ли было легко выполнить домашнее задание? С какими единицами измерения вы работали дома?

--Да, легко. С единицами массы

Фронтальная, индивидуальная.

Предметные: умеют соотносить единицы массы, выражают массу в заданных единицах, решают задачу с величинами

П – владеют логическими действиями; фиксируют математические отношения между объектами

и группами объектов в знаково-символической форме; используют математические термины, символы и

знаки.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной  форме

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Устные ответы, наблюдения учи-

теля, выполненные задания (решение

задачи, , устные вычисления)

– Вспомните, какие единицы массы изучили, назовите их, начиная с наименьшей.

-- С какими единицами массы мы чаще всего встречаемся в повседневной жизни?

№ 3 стр.36

18т 50 кг и  18050 кг

18ц  и 18000 кг

18000кг  и   180ц

Дети называют единицы массы.

-- С килограммами, граммами (в магазине, в кулинарии и др.)

Дети выполняют задание с комментированием

Фронтальная.

Фронтальная, индивидуальная

2) Решение задачи

3) Работа с величинами

-Решите задачу

Масса колибри, самой маленькой птички на Земле, 2г, а масса страуса, самой крупной птицы, 120 кг. На сколько масса колибри меньше массы страуса?

 

Выразите массу животных в килограммах и граммах.

Масса льва 1ц 50 кг=

Масса слона 3т=

Масса новорожденного кита 8ц=

Масса морской свинки – 1800 г=

Масса сух.черепахи –1000 г =

Масса кролика--  3000 г=

Читают задачу, а затем объясняют, что обозначают данные условия задачи. Решают с проговариванием.

Решение:

120кг=120000г

120000-2=11998г-легче колибри, чем страус

Выполняют задание, используя знания прошлого урока

Фронтальная, индивидуальная

III. Сообщение темы, цели
урока

Работа с электронной доской

Слайд 1

(см.Приложение )

Слайд 2

(см. Приложение )

У нас сегодня необыкновенный урок, урок-проект --  Вы решили создать в школе живой уголок для обучающихся начальной школы. Это очень интересное и полезное, но совсем не простое дело.

На уроках окружающего мира мы уже обговаривали условия создания уголка, однако затруднение вызвал вопрос о питании животных. Сегодня на уроке мы рассчитаем необходимое количество корма и его стоимость для каждого животного в год и предоставим расчеты нашим спонсорам, которые обеспечат закупку кормов.

На доске слайд «Этапы проекта»

1.Погружение в тему

2. Деление на группы. Извлечение информации.

3.Обработка результатов

4.Защита мини-проекта

Определяют тему, цель урока

Тема урока –единицы массы, цель урока- закрепить полученные знания о единицах массы и применить их в проектной деятельности.

Вспоминают этапы работы над проектом.

Фронтальная

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

К –задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Л – осознают личную ответственность за результаты совместной деятельности

Наблюдение учителя за  восприятием темы и цели

IV. Этап реализации построенного проекта

Знакомство с проектной картой и опорными таблицами

Составление таблицы единиц массы

Деление на группы

Выполнение расчетов

Представление вычислений каждой группой и обработка результатов в общей таблице на электронной доске.

Завершение проекта

-На данном уроке мы проведем работу по 5 направлениям проекта.

На столах у вас лежат проектные карты, посмотрите на них, и начнем работу.

Проектная карта ___ группы

Этапы мини-проекта

Отметка о выполнении

1

Заполнение опорной схемы единиц массы

2

Изучение таблицы  суточной нормы кормов  и цен на корма для животных

3

Расчет количества корма на каждое животное в месяц, год

4

Работа экспертной группы (Питание всех животных живого уголка за год)

5

Подготовка  данных проекта для передачи спонсорам (Совместно с учителем)

1 Этап( Совместно)

 – Предлагаю заполнить таблицу единиц массы в опорную схему, опираясь на учебник (с. 34) и свои знания.

Таблица единиц массы

1 кг  =                 кг

1 ц   =                 кг

1 т    =                 ц

1 т    =                кг

 ( Опорные схемы используем в дальнейшей работе на уроках)

--Сделайте отметку о выполнении в проектной карте.

2 этап (по  группам) Определитесь, кто будет вести расчет для морской свинки, кто –для попугая, кто-для черепахи. Изучите данные таблицы для своего питомца.

--Сделайте отметку о выполнении

3 Этап (Практический)

1 гр. –сколько требуется корма в день, в месяц, в год морской свинке

Морская свинка

Вид корма

Суточная норма

Сухой корм- 1г-1руб

25 г

Сочный корм- 1г—1руб.50коп

70 г

Сено- 1г—3коп

100 г

Всего

Месяц/год

2 гр.д – сколько требуется корма в день, в месяц, в год попугаю

Волнистый попугай

Вид корма

Суточная норма

Сухой корм- 1г-1руб

20 г

Сочный корм- 1г—1руб.50коп

10 г

Пророщенное зерно- 1г—1руб

 5 г

Всего

Месяц/год

3 гр.- сколько требуется корма в день, в месяц, в год черепахе

Черепаха

Вид корма

Суточная норма

Сухой корм- 1г-1руб

45 г

Сочный корм- 1г—1руб.50коп

35 г

Хлеб- 1г—3коп

12 г

Всего

Месяц/год

 --Сделайте отметку о выполнении работы

4 этап 

(Экспертная группа-совместная работа представителей от каждой группы)

Заполнение общей таблицы на электронной доске с целью объединения данных о стоимости корма для каждого животного в год и общей  суммы для всех.

 См.Приложение

--Делаем отметку в проектных картах.

5 этап.  Подведение итогов мини-проекта. Оформление заявки на корма для живого уголка спонсорам.

-- Итак, наш проект успешно завершен, осталось оформить заявку, основываясь на расчетах экспертов.

См.Приложение 3

Дети знакомятся с проектными картами, опорными таблицами

Записывают в опорную схему таблицу единиц массы, делают отметку о выполнении в проектной карте.

Делятся на  3 группы (по расчету: первый, второй, третий) Переходят каждый в свою группу.

Каждая группа изучает данные таблицы для своего питомца. Делается отметка о выполнении в проектной карте.

Выполняют расчеты, записывают данные в таблицу, делают отметку о выполнении в проектную карту.

Эксперт от каждой группы предоставляет данные о своем питомце в общую таблицу.

Рассчитывают сумму для каждого животного за год и общую сумму в целом.

Делают отметку в проектных картах.

Оформляют заявку на корма 

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Групповая

Групповая, индивидуальная

Индивидуальная, фронтальная

Фронтальная

Предметные: используют таблицу величин массы,  соотносят единицы массы, выражают массу в заданных единицах, выполняют умножение и деление многозначных чисел.

П – владеют логическими действиями; фиксируют математические отношения между объектами

и группами объектов в знаково-символической форме; используют математические термины, символы и

знаки, осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме, отслеживают результат выполненной работы.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в группе, уважают мнения других участников образовательного процесса.

Л – понимают значение границ собственного знания и незнания, осознают необходимость самосовершенствования.

Наблюдение учителя  за работой класса

Знание единиц измерения массы, наблюдение учителя о выполнении задания

Контроль над созданием рабочих групп

Наблюдение учителя  за согласованностью действий в каждой рабочей группе

Наблюдение за правильностью подсчетов

Контроль за правильностью оформления документа

Физкультминутка

Организация смены деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки учащихся

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Раз –подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

 Р—принимают и сохраняют учебную задачу, выполняют последовательность действий.

К—проявляют готовность слушать и выполнять задачу

Л—умеют принимать правила, понимать значение  физических упражнений

Выполнение дви-жений
соглас-
но тексту физкультминутки

V. Практическая деятельность

Решение задачи по готовому условию

Задача

Морская свинка за день съедает 195 г корма, а  за год  2340 г. Хомяк съедает за день на 100 г корма меньше. Сколько потребуется корма  на год хомяку? На сколько больше употребит корма за год морская свинка, чем хомяк?

Временной промежуток

Морская свинка

Хомяк

Суточная норма

195 г

?, на 100 г меньше

Годовая норма

71175 г

?

На сколько больше употребит корма морская свинка,  чем хомяк?

Читают задачу, анализируют,

записывают решение
в тетрадь.

 Решение:

1)195-100=95г

2)95*365=34675г

3)71175-34675=36500г

Выполняют взаимопроверку

Фронтальная, индивидуальная.

Предметные:  анализируют условие задачи, видят аналогии и используют их при освоении приемов вычислений, устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты

П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Р – осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, выстраивают последовательность действий, осуществляют контроль результатов

К – осуществляют учет разных мнений, строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи.

Контроль за решением текстовой задачи,

устных ответов,
записей
в тетрадях

 VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных

на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Ребята, понравилось ли вам быть участниками нашего проекта?

-- Что вызвало особый интерес? С какой профессией созвучна была наша работа?

– Хотелось ли бы вам становиться участниками и разрабатывать новые проекты?

Отвечают на вопросы

-Да, понравилось.

-- Интересно было узнать, сколько корма за год съедает каждое животное. С профессией: бухгалтера, животновода, зоолога, продавца зоомагазина.

-- Да, конечно. Это очень интересно.

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний –

отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

К—слушают и понимают речь других, используют научную терминологию

Устные ответы

VIII. Домашнее задание

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

Составить и решить задачу о содержании  в живом уголке  нового питомца или своего любимца дома.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения

Контроль понимания домашнего задания

ПРИЛОЖЕНИЯ

Проектная карта ___ группы

Этапы проекта

Отметка о выполнении

1

Заполнение опорной схемы единиц массы

2

Изучение таблицы цен на корма для животных

3

Расчет количества корма на каждое животное в месяц, год

4

Работа экспертной группы (Питание всех животных живого уголка за год)

5

Необходимое оборудование для содержания животных

6

Составить план мероприятий по организации живого уголка

Выполнено без ошибок

Допущены ошибки

Не выполнено

Морская свинка

Волнистый попугай

Черепаха

Вид корма

Суточная норма

Вид корма

Суточная норма

Вид корма

Суточная норма

Сухой корм- 1г-1руб

25 г

Сухой корм- 1г-1руб

20 г

Сухой корм- 1г-1руб

45 г

Сочный корм- 1г—1руб.50коп

70 г

Сочный корм- 1г—1руб.50коп

10 г

Сочный корм- 1г—1руб.50коп

35 г

Сено- 1г—3коп

100 г

Пророщенное зерно- 1г—1руб

 5 г

Хлеб- 1г—3коп

12 г

Всего

Месяц/год

Всего

Месяц/год

Всего

Месяц/год

ИТОГО:

Таблица единиц массы

1 кг  =                 кг

1 ц   =                 кг

1 т    =                 ц

1 т    =                кг

В родительский комитет 4б класса

                                                                                                                                                                                                                             от обучающихся класса

Заявка на приобретение кормов для живого уголка

Просим приобрести корма в соответствии с таблицей  для содержания животных живого уголка

Перечень кормов

Количество/ г в год

Стоимость /руб.

Сухой корм

Сочный корм

Сено

Хлеб

Пророщенное зерно

Итого/ руб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики «Единицы первого, второго и третьего разрядов» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Единицы первого, второго и третьего разрядов» Цель урока: познакомить с новой счетной единицей – тысячей, с образованием числа из сотен, десятков, единиц...

Технологическая карта урока математики «Единицы массы. Грамм» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Единицы массы. Грамм» Цель урока: создать условия для расширения и углубления знаний детей о единицах измерения массы и формирования понятия «грамм».План...

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Единица площади - квадратный сантиметр"

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Единица площади - квадратный сантиметр"...

Технологическая карта урока по математике (1 класс) по теме "Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами)".

В материале представлена технологическая карта урока по математике для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему «Единицы измерения длины. Километр»

Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему  "Единицы измерения длины. Километр" по учебнику "Математика. 4 класс" М.И...

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Единицы измерения величин"

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Единицы измерения величин"  (урок актуализации знаний и умений ) (ОС «Школа 2100»)....

Технологическая карта урока математики «Единицы длины. Новые единицы длины: миллиметр, километр», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о новой единице длины – миллиметре, километре, способность к измерению длин отрезков в миллиметрах.Задачи урокаДидактические:Научить измерят...