Урок математики "Квадрат. Наши проекты. Оригами»
план-конспект урока по математике (2 класс)

Сурова Елена Владимировна

Технологическая карта урока математики УМК "Школа России" 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         Технологическая карта изучения темы

Предмет:

Математика

Уровень образования:

Начальное общее образование

Учитель:

Е.В. Сурова

Образовательное учреждение:

ГБОУ СОШ №134 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко

Тип урока:

Урок открытия новых знаний, комбинированный урок

Форма проведения:

Беседа, презентация, поиск проблемы, исследование, составление проекта

Время проведения:

20.02.2020г

Участники:

Обучающиеся 2 класса

Тема

Квадрат. Наши проекты. Оригами

Цель темы

Познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника, сформировать представление о геометрической фигуре - квадрат через совместную познавательную деятельность, научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин квадрата, решать текстовые задачи и уравнения, развивать внимание и логическое мышление, подготовить к выполнению проекта, развивать интерес к математике. 

Планируемый результат

-  Сформировать навык определения геометрических фигур по сторонам и углам;

- Познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника;

- Научить чертить квадрат на клетчатой бумаге,

- Научить решать задачи на нахождение длин сторон квадрата;

-Закреплять вычислительные навыки в выполнении письменных вычислений изученных видов в пределах 100 при решении примеров и задач.

-Научить этапам выполнения работ в технике оригами, работать в парах и группах, работать с дополнительной литературой и компьютером.

- Развивать внимание и логическое мышление.

Формирование УУД

Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

    - осознание учащимися ценности изучаемого способа построения квадрата и нахождения длин его сторон;

- осознание практической важности полученных знаний о квадрате;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

- умение принимать и сохранять цель урока;

- умение находить способы решения поставленной цели по построению квадрата и нахождению его периметра;

- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

    - сохранение знания о квадрате, как геометрической фигуре;

- умение распознавать геометрические фигуры и правильно их называть;

- умение построения квадрата в тетради.

Новые технологии и методы обучения

Технология метода обучения в сотрудничестве, технология метода проектов, информационно-коммуникативная технология, технология сотрудничества, технология исследовательского (проблемного) обучения, групповая, игровая, здоровье-сберегающая технология;

Методы: словесный, наглядный, практический, исследовательский, проблемно-поисковый

Основные понятия

Квадрат, прямоугольник, проект, оригами

Межпредметные связи

Технология, окружающий мир, информатика, литературное чтение

Базовый учебник:

 Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И «Математика» 2 класс Москва «Просвещение» 2012г (2 часть)

УМК: «Школа России»

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование:

для учителя: учебник, набор геометрических фигур, мультимедийное оборудование, ЭОРы; для учеников: учебник , ручка, простой карандаш, линейка, модель прямого угла

Образовательные ресурсы

Компьютер, проектор, презентация, интерактивная доска; электронное приложение к учебнику (диск);

 интернет ресурсы: https://nsportal.ru/, https://multiurok.ru/, https://videouroki.net/, https://urok.1sept.ru/, https://uchitelya.com/, https://kopilkaurokov.ru/, геометрические фигуры 

Медиапродукты: презентация, технологическая карта урока, школьные видеоролики «Физкультминутка», «Гимнастика для глаз»

Аннотация

Урок проводится в форме беседы, совместного поиска проблемы на основе взаимодействия друг с другом, коллективного исследования, с выполнением различных заданий, направленных на повторение знаний и открытие нового через деятельностный метод, подготовки к составлению проекта. На уроке использованы: презентация, поделки, выполненные детьми в технике оригами, модели прямых углов. а также задействованы функции интерактивной доски.

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.
  3. Проверка домашнего задания???
  4. Повторение изученного на прошлых уроках.
  5. Усвоение нового материала.
  6. Отработка.
  7. Контроль.
  8. Объяснение домашнего задания.
  9. Рефлексия.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формирование УУД

I этап.  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цели: 

-актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Решают примеры на доске (устно) Проговаривают правила поведения на уроке.

Позитивный настрой на урок.

Повторение правил поведения на уроке.

Здравствуйте!

- Мы начинаем наш урок. Сегодня хороший день. К нам пришли гости. Поприветствуем гостей. Я рада вас видеть. Аккуратно садитесь.

- С каким настроением вы начинаете урок? А знаете, что надо сделать, чтобы настроение улучшилось?

- Надо улыбнуться.

- Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. А теперь вы порадуйте всех своей улыбкой. Улыбнитесь друг другу! И подарите свою улыбку нашим гостям.

И скажите мне, пожалуйста, для чего вы учите математику?

- Где в жизни используется математика?

1.Устный счет.

-Итак, мы начинаем урок с устного счета.

- Пожелайте друг другу удачи на уроке. Настраиваемся на работу.

Попробуем расшифровать тему урока.

На доске примеры:

9+9   7+7   6+6  8+8  10+10  8+4  50+50

12-А   14-В    16-Д   18-К   20-Р   100-Т

КВАДРАТ

Определяем цели урока.

 Какую заметили закономерность и какое выражение оказалось не по правилу закономерности? (8+4)

К какой большой и важной теме в будущем на подводят такие примеры? (умножение)

Хорошо, откройте тетради, запишите число, «Классная работа» и тему урока «Квадрат»

Регулятивные УУД 

умение контролировать  свою  готовность  к 

уроку)

 

Личностные УУД 

чувство необходимости  обучения

 

  II этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цели: закрепление знаний детей

-подготовка к изучению нового материала.

Участвовать в выполнении заданий

Организовать фронтальную работу по закреплению геометрического материала

 -Обратите внимание!

-На доске разместился автомобиль из геометрических фигур.

-Рассматриваем его.

-Из чего он состоит (из геометрических фигур)

-Каких? (кругов, квадрата и прямоугольника).

-Тему прямоугольник мы недавно закончили, что помним по ней? (прямоугольник состоит из прямых углов, у прямоугольника противоположные стороны равны)

-Как мы научились определять прямой угол? (с помощью модели)

-Обратите внимание на кабину грузовика (это квадрат)

Что можно сказать о сторонах квадрата? (они равны)

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

III этап. Постановка учебной проблемы.  

Цели:

-организация формулирования темы урока учащимися;

-организация постановки цели урока учащимися.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

 Ставить цель урока.

Организовать работу детей по построению из  геометрических фигур прямоугольника (квадрата). Контроль над выполнением задания

- Представим, что наш автомобиль находится на ремонте. Как называют людей, которые занимаются ремонтом автомобилей? (автослесари)

-Нам срочно нужен автослесарь! (выходит ученик)

-Разбираем наш автомобиль по деталям для ремонта. Какие детали видим? (квадрат, круги, прямоугольник)

-Чем похожи квадрат и прямоугольник? (прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны.

-Чем отличаются? (у квадрата все стороны равны)

-Как доказать? (сгибаю я или ученик)

Регулятивные УУД.

 умение самостоятельно ставить учебные задачи, планировать работу

IV этап.Зрительная гимнастика

Выполнить упражнения

Организовать выполнение упражнений

-Наши глазки устали, а меня для вас сюрприз от выпускников этого класса

«Гимнастика для глаз» видеоролик

Коммуникативные УУД

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

V этап. Открытие нового знания.

Цели:

- изложение нового материала урока;

- организация работы по первичному закреплению изученного.

- учить детей самоорганизации в решении проблемной ситуации

Работать аккуратно с материалами для построения квадрата

Выполнить задание по построению квадрата.

Включить детей в практическую деятельность.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов по построению квадрата.

Обеспечить

контроль

за выполнением

Организовать работу учащихся по построению квадрата в тетради,

-Чтобы слесарю отремонтировать кабину, ему необходимо выполнить чертеж ее в тетради.

-Наш слесарь возвращается на место, а мы ему поможем в своих тетрадях, посмотрим, у кого точнее получится чертеж.

-Для этого открываем учебники на с.34 и находим задание 3.

-Читаем вслух задание. Обращаем внимание на то, что нам предложена длина только одной стороны, как мы определим длину других сторон?

-Для чего нашему автослесарю необходимо знать сумму длин всех сторон? (предположительно)

-Если появились вопросы по заданию, озвучиваем.   Выполняем.

-Помним о точности исполнения чертежа, от этого будет зависеть правильный ремонт нашего автомобиля.

-Что заметили при нахождении периметра (сумма состоит из одинаковых слагаемых, готовимся к умножению)

(Взаимопроверка)

-При выполнении задания какую важную информацию получили по новой теме урока? (у квадрата все стороны равны)

-Читаем правило на нашей странице вслух (один ученик)

-Обращаем внимание на задание 1 и 2. Выполняем.

-Коллективно проверяем правильность выполнения задания. Молодцы!  (1,2, 4)

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве 

Коммуникативные УУД умение работать в паре, слушать и слышать друг  друга

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою работу и работу товарища. Познавательные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

VI этап Физкультминутка

Цель:

-организация процесса релаксации.

Выполнить упражнения

Организовать выполнение упражнений

-Еще один сюрприз от учеников нынешнего 6 класса

Коммуникативные УУД

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения  и следовать им.

VII этап  Закрепление нового материала. Практическая работа

Цель – в практической деятельности научиться выполнять чертежи и схемы в тетради.

Выполнить задание

Организовать работу в группе

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Организовать работу учащихся по выполнению задания

Обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

  Кто закончил выполнение этих заданий, могут приступить к выполнению задания №6 под номером 1, вспоминаем предыдущие темы урока, пользуемся черновиками, у кого есть необходимость и составляем задачу по выражению. Один ученик к доске. Наш слесарь работал в бригаде, поэтому коллега слесаря может выйти и оставить задачу, связанную с ремонтом автомобиля. Как вариант - (из 100 км пути наш автомобиль до поломки проехал 25 км до остановки на отдых и 15 км до того, как у него пустило колесо)

-Решить одно уравнение на с.34, №7 (если успеваем по времени)

-Остальные два уравнения и номер 4 будут заданы на дом. Все ли понятно по выполнению этих заданий?

Коммуникативные УУД умение работать в дружно и слаженно, слушать  и  слышать  друг  друга, соблюдать правила поведения на уроке

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою работу и работу товарища.

Познавательные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать свои действия в соответствии с задачей

- умение находить и исправлять ошибки

VIII этап. Контроль и самоанализ.

Самостоятельная работа.

Цель:

организация самостоятельной практической работы

Выполнить задание

 

Организовать работу в группе

Включить детей в практическую деятельность.

-Открываем с.36. Что видим на ней? Что значит, «Наши проекты»? Проект с чем будет вязан? (с техникой оригами) Почему? (выполняется из бумаги, в основном разрезанной на квадраты)

-В это воскресенье команда наших детей (6 человек) представляла школу на мастер-классе по изготовлению подарков. Как это связано с нашей темой, расскажут они сами. Для выполнения проекта необходимо будет разбиться на команды, предлагаю создать 6 команд, к каждому участнику общей команды присоединяетесь вы и образуете новую команду. И так, выступление детей. (показ фото с мастер-класса) Также, я давала задание на выходные делать поделку дома в технике оригами, покажите ваши поделки нам, гостям и друг другу

Познавательные УУД:

Добывать знания самостоятельно, находить ответы на вопросы

Коммуникативные УУД

 - умение планирования своих действий;

-умение работать в команде

IX этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке  

Цели: фиксация нового содержания урока; организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группах).

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Организовать фронтальную работу по систематизации знаний.

Создать

ситуацию для осмысления всей работы на уроке. 

– И так, чему вы научились сегодня на уроке? – - Вспомните цели. Удалось их достигнуть? Понравилось ли вам на уроке? – Что больше всего понравилось? - Что вы открыли  для себя нового?- Понадобятся вам эти знания в жизни?

- Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.

Выставление оценок. Домашнее задание: с.34, №7 (2 и 3 уравнение), №4 с проверкой письменно в столбик.

Спасибо за работу на уроке!

Регулятивные УУД:

Рефлексивные умения:

умение отвечать на вопрос

 (контроль, коррекция, оценка)

Литература:

1. Бахтина С.В. «Поурочные разработки по математике» к учебнику Моро М.И.и др «Математика» (в 2-х частях) М.2012г

2.Ситникова Т.Н. «Поурочные разработки по математике» к УМК «Школа России»  Моро М.И.и др

3. Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И. Математика. Учебник для 2 класса. Часть 2. – М.: Просвещение, 2012г

Интернет ресурсы:

https://nsportal.ru/

https://multiurok.ru/ 

https://videouroki.net/

https://urok.1sept.ru/

https://uchitelya.com/

https://kopilkaurokov.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики "Квадрат" 2 класс

Презентация к уроку математики 2 класс, с применением СДО....

Наши проекты.Оригами. Странички для любознательных ( Логически-поисковые задания)

Цели: представить проект; развивать интерес к математике; развивать умение применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать зада...

Конспект урока математики. Тема: «Наши проекты» 3 класс. (УМК Школа России)

Тема урока: «Наши проекты»Цели урока: учить составлять текстовые задачи; закреплять умения решения текстовых задач;Планируемые результаты:Предметные: закреплять навыки внетабличного делени...

Конспект урока математики. Тема: «Наши проекты» 3 класс. (УМК Школа России)

Тема урока: «Наши проекты»Цели урока: учить составлять текстовые задачи; закреплять умения решения текстовых задач;Планируемые результаты:Предметные: закреплять навыки внетабличного делени...

Урок математики во 2 классе «Оригами».Защита проектов.

Урок математики во 2 классе «Оригами».Защита проектов....