Рабочая программа по математике для 1 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по математике (1 класс)

Ракова Ирина Анатольевна
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта началь-ного общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантовой ,Г.В. Бельтюковой и др. «Математика». Используется УМК «Школа России» - учебник для учащихся общеобразователь-ных учреждений «Математика» в 2-х частях, 1 класс, авторы М.И. Моро, М.А Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова, Москва, «Просвещение»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы по математике и на основе авторской   программы М.И.Моро, М.А.Бантовой ,Г.В. Бельтюковой и др. «Математика».

Используется УМК «Школа России» - учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Математика» в 2-х частях, 1 класс, авторы М.И. Моро, М.А Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова,  Москва, «Просвещение», 2014 г.

 Изучение математики  в начальной  школе  направлено на достижение следующих целей:

- математическое развитие младшего школьника 

- освоение начальных математических знаний 

- воспитание интереса к математике

Начальный курс математики призван решать следующие  задачи:

- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу;

- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений;

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений;

- сформировать представление об идеях и методах математики;

- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;

- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Место учебного предмета в учебном плане

          Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 132 часа из расчета 4 ч в неделю ( 33 недели) для обязательного изучения  математики на базовом уровне ступени основного начального общего образования  в 1 классе .

Планируемые результаты освоения предмета

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.

Учащиеся должны знать:

- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания

Учащиеся должны уметь:

- Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20

- Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20

- Записывать и сравнивать числа  в пределах 20

- Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок)

- Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и

- Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной

- Строить отрезок заданной длины

- Вычислять длину ломаной.

Личностными результатами обучающихся в 1 классе  являются формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования ма   тематической сущности предмета (явления, события, факта); - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать    такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

- Познавательный интерес к математической науке.

- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание курса 1 класса

Числа и величины

Числа от 1 до 10. Число 0

Счёт предметов и их изображение, движений, звуков и др. Порядок следования чисел при счёте.Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте. Запись и чтение чисел от 1 до 10.

Число «нуль». Его получение и образование. Равенство, неравенство.

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, знаки сравнения. Сравнение чисел (с опорой на порядок следования чисел при счёте). Состав чисел 2, 3, 4, 5.

Числа от 1 до 20

Название и запись чисел от 1 до 20.Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.Десятичный состав чисел от 11 до 20.Отношения «равно», больше», «меньше» для чисел, знаки сравнения. Сравнение чисел (с опорой на порядок следования чисел при счёте, с помощью действий вычитания).Группировка чисел. Упорядочение чисел.

Составление числовых последовательностей.

Величины

Сравнение и упорядочение предметов (событий) по разным признакам: массе, вместимости, времени, стоимости. Единицы массы: килограмм. Единицы вместимости: литр. Единицы времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа.

Единицы стоимости: копейка, рубль. Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к. Единицы длины: сантиметр, дециметр.

Соотношения между единицами измерения однородных величин. 

Арифметические действия

Сложение и вычитание

Сложение. Слагаемое, сумма. Знак сложения. Таблица сложения. Сложение с нулём. Перестановка слагаемых в сумме двух чисел. Перестановка и группировка слагаемых в сумме нескольких чисел. Вычитание. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Знак вычитания. Вычитание нуля. Взаимосвязь сложения и вычитания. Приёмы вычислений:

а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел;

б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения и вычитания в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0.

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10. С использованием изученных приёмов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Отношения «больше на…», «меньше на…». Нахождение числа, которое на несколько единиц (единица разряда) больше или меньше данного.

Числовые выражения

Чтение и запись числового выражения. Нахождение значений числовых выражений в одно два действия без скобок. Чтение и запись числовых выражений. Свойства арифметических действий: переместительное свойство сложения и умножения, сочетательное свойство сложения

Работа с текстовыми задачами

Задача

Условие и вопрос задачи. Установление зависимости между величинами, представленными в задаче. Планирование хода решения и ответа на вопрос задачи.

Решение текстовых задач арифметическим способом

Задачи, при решении которых используются: смысл арифметического действия (сложение, вычитание). Понятия «увеличить на…», «уменьшить на…». Решение задач в одно, два действия на сложение и вычитание. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.

Решение задач логического характера. 

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Пространственные отношения

Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между. Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный).

Направления движения: слева – направо, справа – налево, сверху – вниз, снизу – вверх).

Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже).

Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на…

Геометрические фигуры

Распознавание и называние геометрической фигуры: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная (замкнутая и незамкнутая), многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Выделение фигур на чертеже. Изображение фигуры от руки.

Геометрические величины

Длина отрезка. Периметр

Единицы длины: сантиметр, дециметр, соотношения между ними. Переход от одних единиц длины к другим.

Педагогические условия и средства реализации  стандарта:

Формы: урок.

Типы уроков:

  • урок изучение нового материала;
  • урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • комбинированный урок;
  • урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок –  сообщение новых знаний
  • урок-закрепление знаний
  • урок-повторение знаний
  • урок – игра
  • проверка знаний

Методы обучения:

Методы  организации и осуществления   учебно-познавательной деятельности

По источнику передачи и восприятия

учебной деятельности

По логике  передачи и восприятия

информации

По степени самос-ти

мышления

По степени управления

учебной  работой

Словесные

Наглядные

Практические

Индуктивные

Дедуктивные

Репродуктивные

Проблемно-поисковые

Под руководством преподавателя

Самостоятельная работа обучаемых

Рассказ

Объяснение

Беседа

Дискуссия

Лекция

Работа с книгой

Метод иллюстраций

Метод иллюстраций

Упражнения

Лабораторные работы

Практические работы

Методы  стимулирования и мотивации учебной деятельности

Методы стимулирования интереса к учению

Методы стимулирования ответственности и долга

Познавательные игры

Учебная дискуссия

Учебная дискуссия

Организационно - деятельностные игры

Убеждения в значимости учения

Предъявления требований

Поощрения и наказания

Метод  контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Методы устного контроля и самоконтроля

Методы письменного контроля и самоконтроля

Методы письменного контроля и самоконтроля

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос

Устные зачеты

Устные экзамены

Письменные контрольные работы

Письменные зачеты

Письменные экзамены

Письменные работы

Компьютерный контроль

Контрольно-лабораторный контроль

 

Универсальные учебные действия

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

-самоопределение;

-смыслообразование;

-нравственно-этическая ориентация

- целеполагание;

- планирование;

прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- саморегуляция.

-общеучебные;

-логические;

постановка и решение проблемы

- взаимодействие;

- сотрудничество;

- интериоризация.

Приложение 1

Тематический план

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные  и временные представления

8

2

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация

28

3

Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитание

56

4

Числа от 11 до 20. Нумерация

12

5

Табличное сложение и вычитание

22

6

Повторение пройденного за год

6

Итого

132

Приложение 2

Список литературы:

Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011

Моро М.И. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011

        Методическое пособие к учебнику «Математика. 1кл.»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение,2011.

        «Поурочные разработки по математике + Текстовые задачи двух уровней сложности к учебному комплекту М.И. Моро и др. « - М.:ВАКО,2007.

        Контрольные работы по математике. 1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Рудницкая-М.: Экзамен,2007.

        Уткина Н.Г., Улитина Н.В., Юдачева Т.В. Дидактический материал по математике для 1 класса четырёхлетней нач. шк.: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2001.

Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 1 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс. В 2-х частях»/ В.Н. Рудницкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2009



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 1 класс  «Математика»

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления – 8 ч.

1

Предмет «Математика». Счет предметов. Один, два, три… Порядковые числительные «первый, второй, третий…»

1

2.

Пространственные отношения «вверху», «внизу», «слева», «справа».

1

3.

Временные отношения  «раньше», «позже», «сначала», «потом».

1

4.

Отношения «столько же», «больше», «меньше»

1

5.

Сравнение групп предметов (на сколько больше? на сколько  меньше»)

1

6.

Уравнивание предметов и групп предметов.

1

7.

Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления».

1

8.

Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». Проверочная работа.

1

Числа от 1 до 10.Число 0. Нумерация-28 ч

9.

Много. Один. Цифра 1

1

10.

Числа 1, 2. Цифра 2

1

11.

Числа 1, 2, 3. Цифра 3

1

12.

Знаки «плюс» (+), «минус» (-), «равно» (=). Составление и чтение равенств.

1

13.

Числа 1, 2, 3, 4. Цифра 4

1

14.

Отношения «длиннее», «короче».

1

15.

Числа 1, 2, 3, 4, 5. Цифра 5

1

16.

Состав числа 5.

1

17.

Закрепление и обобщение знаний по теме «Числа 1-5. Состав чисел 2-5»

1

18.

Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок.

1

19.

Ломаная линия. Звено ломаной.

1

20.

Состав чисел 2-5.

1

21.

Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».

1

22.

«Равенство», «неравенство».

1

23.

Многоугольники.

1

24.

Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6. Цифра 6.

1

25.

Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Цифра 7.

1

26.

Числа 8-9. Цифра 8

1

27.

Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Цифра 9.

1

28.

Число 10

1

29.

Число  1-10

1

30.

Наши проекты. Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках.

1

31.

Сантиметр – единица измерения длины.

1

32.

Увеличение  и уменьшение чисел. Измерение длинны отрезков с помощью линейки.

1

33.

Число 0. Цифра 0

1

34.

Сложение с нулём. Вычитание нуля.

1

35.

Закрепление знаний по теме «Числа 1-10 и число)».

1

36.

Проверочная работа знаний по теме  «Числа 1-10 и число 0»

1

Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитание – 56 ч.

37.

Прибавить и вычесть число 1.

1

38.

Прибавить число 2.

1

39.

Вычесть число 2.

1

40.

Прибавить и вычесть число 2.

1

41.

Слагаемые. Сумма.

1

42.

Задача.

1

43.

Составление и решение задач.

1

44.

Прибавить и вычесть число 2. Составление и решение задач.

1

45.

Закрепление знаний по теме «прибавить и вычесть число 2».

1

46.

Решение задач и числовых выражений.

1

47.

Решение задач и числовых выражений.

1

48.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 2».

1

49.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 2».

1

50.

Прибавить и вычесть число 3.

1

51.

Прибавить и вычесть число 3.

1

52.

Прибавить и вычесть число 3.

1

53.

Прибавить и вычесть число 3.

1

54.

Состав чисел 7, 8, 9, 10. Связь чисел при сложении и вычитании.

1

55.

Прибавить и вычесть число 3.

1

56.

Прибавить и вычесть число 3. Решение задач.

1

57.

Закрепление и обобщение знаний по теме: «Прибавить и вычесть число 3».

1

58.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание вида □+-1,□+-2, □+-3»

1

59.

Решение задач изученных видов.  Проверочная работа.

1

60.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание вида □+-1,□+-2, □+-3»

1

61.

Сложение и вычитание  чисел первого десятка. Состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10.

1

62.

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

1

63.

Решение числовых выражений.

1

64.

Прибавить и вычесть число 4.

1

65.

Решение задач и выражений.

1

66.

Сравнение чисел. Задачи на сравнение.

1

67.

Сравнение чисел. Решение задач на сравнение.

1

68.

Прибавить и вычесть число 4. Решение задач.

1

69.

Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3, 4. Решение задач.

1

70.

Перестановка слагаемых.

1

71.

Перестановка слагаемых.  Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9.

1

72.

Перестановка слагаемых.  Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9. Составление таблицы сложения.

1

73.

Состав чисел первого десятка.

1

74.

Состав числа 10. Решение задач.

1

75.

Решение задач и выражений.

1

76.

Обобщение и закрепление знаний.

1

77.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».

1

78.

Связь между суммой и слагаемыми.

1

79.

Связь между суммой и слагаемыми.

1

80.

Решение задач и выражений.

1

81.

Название чисел при вычитании.

1

82.

Вычитание из чисел 6, 7.

1

83.

Вычитание из чисел 6, 7. Связь между суммой и слагаемыми.

1

84.

Вычитание из чисел 8, 9.

1

85.

Вычитание из чисел 8, 9. Решение задач.

1

86.

Вычитание из числа 10

1

87.

Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания.

1

88.

Единицы  массы - килограмм.

1

89.

Единица вместимости -литр.

1

90.

Закрепление знаний по теме «сложение и вычитание чисел первого порядка».

1

91.

Закрепление знаний по теме «сложение и вычитание чисел первого порядка».

1

92.

Проверочная работа  по теме «сложение и вычитание чисел первого порядка».

1

Числа от 11 до 20. Нумерация – 12 ч.

93.

Устная нумерации в пределах 20.

1

94.

Устная нумерации в пределах 20.

1

95.

Письменная нумерация чисел от 11 до 20.

1

96.

Единица длины - дециметр.

1

97.

Сложение и вычитание в пределах 20. Без перехода через десяток.

1

98.

Сложение и вычитание в пределах 20.

1

99.

Закрепление знаний.

1

100.

Закрепление знаний.

1

101.

Решение задач и выражений. Сравнение именованных чисел.

1

102.

Решение задач и выражений.

1

103.

Знакомство с составными задачами.

1

104.

Составные задачи.

1

Табличное сложение и вычитание – 22 ч.

105.

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

1

106.

Случаи сложения: □ +2, □ +3.

1

107.

Случаи сложения: □ +4.

1

108.

Случаи сложения: □ +5.

1

109.

Случаи сложения: □ +6.

1

110.

Случаи сложения: □ +7.

1

111.

Случаи сложения: □ +8, □ +9.

1

112.

Таблица сложения.

1

113.

Решение задач и выражений.

1

114.

Закрепление знаний по теме «Табличное сложение».

1

115.

Приём вычитания с переходом через десяток.

1

116.

Случаи вычитания: 11-□.

1

117.

Случаи вычитания: 12-□.

1

118.

Случаи вычитания: 13-□.

1

119.

Случаи вычитания: 14-□.

1

120.

Случаи вычитания: 15-□.

1

121.

Случаи вычитания: 16-□.

1

122.

Случаи вычитания: 17-□, 18-□.

1

123.

Случаи вычитания: 17-□, 18-□.

1

124.

Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание».

1

125

Закрепление и обобщение  знаний по теме «Табличное сложение и вычитание».

1

126.

Проверочная работа «табличное сложение и вычитание».

1

Повторение пройденного за год – 6 ч.

127.

Обобщение знаний по темам, изученным в первом классе.

1

128.

Обобщение знаний.

1

129.

Контрольная работа за год.

1

130.

Урок коррекции знаний и умений.

1

131.

Обобщение знаний.

1

132.

Итоговый урок.

1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"...

Рабочая программа по математике 4 класс Школа России

Рабочая программа по математике 4 класс Школа России...

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России" Рабочая программа составлена на основе концепции и программы для начальных классов  «Школа России» в 2 ч. Ч.1., Бантова М.А.,  Бельтюк...

Рабочая программа по математике - 1 класс ("Школа России")

МАТЕМАТИКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (132 ч) Программа: ШКОЛА РОССИИ. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика.// Рабочие программы. Предметная линия у...

Рабочая программа по математике 1 класс Школа России

Рабочая программа по математике 1 класс ФГОС...

рабочая программа по математике 1 класс школа России

Данная программа разработана для 1 класса по программе школа России в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по математике 4 класс"Школа России"

Рабочая программа по математике 4 класс"Школа России"...