Единицы времени: Год. Неделя. Месяц.
учебно-методический материал по математике (4 класс)

Шаруда Елена Николаевна

 Народ всегда умел ценить время и сочинил много  пословиц про время .

А вот Владимир Иванович Даль сочинил сказку  «Старик-годовик». 

- В старину люди делали зарубки, отмечая дни. Этот способ был не очень удобен. Тогда был составлен календарь. Сначала  был отрывной календарь. Гораздо позже был составлен табель-календарь. В наше время существует множество различных видов календарей: карманный, настольный, перекидной, восточный, электронный и т.д. 

Цели: способствовать развитию умений пользоваться табелем – календарём, определять по календарю количество дней в месяце, рассчитывать продолжительность каникул.

Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомятся с табелем – календарём; научатся применять знания о единицах времени при выполнении практических заданий с опорой на календарь, решать текстовые задачи арифметическим способом.

Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научаться слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-4_klass.docx42.53 КБ

Предварительный просмотр:

Областное    казённое     общеобразовательное  учреждение «Тёткинская     школа-интернат для  детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект урока по математике 
в 4 «а» классе

«Единицы времени: Год. Неделя. Месяц.»

Подготовила  учитель начальных классов :

Шаруда Елена Николаевна

        

2018 год

Тема: Единицы времени: Год, месяц, сутки.

Цели: способствовать развитию умений пользоваться табелем – календарём, определять по календарю количество дней в месяце, рассчитывать продолжительность каникул.

Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомятся с табелем – календарём; научатся применять знания о единицах времени при выполнении практических заданий с опорой на календарь, решать текстовые задачи арифметическим способом.

Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научаться слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины: единицы времени; год; сутки

ХОД УРОК :

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд: 1

Сядьте удобно и повторяйте за мной :

    Я в школе на уроке

   Сейчас я начну учиться

   Память моя крепка

   Я готова к работе

  Я работаю!

Слайд: 2

II. Актуализация знаний.

 Устный счёт.

1.   На столах у вас карточки. Считаем, находим ответ  и только тогда выходим к доске:

1. Множители 8 и 6. Найди произведение.

2. Делимое 54, делитель 9. Найди частное.

3. Найди произведение чисел 4 и 6.

4. Найди частное чисел 45 и 9.

5. 63 уменьши в 7 раза.

6. 35 уменьши в 5 раз

2. Прочитайте числа на карточках и расположите их в порядке возрастания:

  523000, 603421, 7690, 14000, 67325, 354639

 61400,  402354,  8720,  17000, 76523,  453962

3. Сравните эти числа.

4.Увеличить каждое число в 10 раз  (Козарез Катя)

   Уменьшить на 1000   (Ерёменко Ольга)

5. На доске геометрические фигуры:  

- Назовите фигуры .

- Какая  «лишняя»?

- Написать формулы нахождения площади.:  

S  =  а    а        S  = а  в         S = (а  в) : 2 

Слайд : 3                

Подберите соответствующую единицу измерения:

Яблоко -150…(г)

Портфель -  3 …(кг)

Цистерна молока – 200 …(л)

Слон – 4 …(т)

Ш. Работа над новым материалом:

1.  Загадка. Его никто никогда не видел,

                   не знает, где оно началось и когда закончится.

                   Но каждый человек с ним встречается постоянно.  

                  Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. (время)

Слайд; 4

Сегодня на уроке продолжим знакомиться с единицами времени.

Говорят: Время – дороже денег.

 Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.

Слайд :5

 Век живи, век учись.

 Обещанного 3 года ждут.

  Делу время, а потехе час.

 День да ночь, сутки прочь.

 Упустишь минуту – потеряешь час.

Минута час бережёт.

 Народ всегда умел ценить время и сочинил много  пословиц про время .

А вот Владимир Иванович Даль сочинил сказку  «Старик-годовик». Я буду читать , а вы мне должны помогать

Слайд : 6

«Вышел старик - годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.  Махнул старик - годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз».

- Что за первые три птицы вылетели из рукава старика - годовика? Назовите их (декабрь, январь и февраль) Почему вы так думаете?

Слайд : 7

«Махнул старик - годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, и на полях появились цветы».

Какую следующую тройку птиц выпустил старик-годовик? (март, апрель, май).

Слайд :8

«Махнул старик - годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало душно, жарко, знойно».

О каком времени года идет речь в этой части сказки? (июнь, июль, август)

Слайд: 9

«Махнул старик - годовик в четвертый раз - полетели еще три птицы. Подул  холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы»

Каких теперь птиц выпустил старик - годовик? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Слайд: 10

«А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев» Кто отгадает эту загадку? (дни недели)

Слайд :11

«Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая- черная. Махнет птица крылом раз - станет светлым-светло, махнет другой- станет темным-темно»

Кто отгадает последнюю загадку? (день, ночь – сутки)

Слайд: 12

Слайд 13.

А теперь давайте вспомним , что делал Старик –годовик? (выпускал птиц)

-А что это за птицы ?  А почему три месяца? (месяцы одного времени года )

-Что значит четыре крыла? ( дни недели)

-Что означает чёрно-белое перо? ( день и ночь)

-Значит Старик волшебник и есть год .Который состоит из : времён года , месяцев , недель , суток,

Слайд 14.

-Это и есть тема нашего урока .Месяцы , недели , сутки , год

- Каким понятием можно назвать все эти слова? ( единицы времени)

Слайд 15

-Посмотрите и ответьте , что это ?  (календарь)

- Конечно , это календарь для детей , но на котором много информации.

- Что вы можете рассказать по этому календарю?

(Четыре времени года , названия 12 месяцев , количество дней в каждом месяце , количество месяцев)

4. Работа с календарями. (Практическая работая)

Слайд 16

- Это тоже календарь .  

 - В старину люди делали зарубки, отмечая дни. Этот способ был не очень удобен. Тогда был составлен календарь. Сначала  был отрывной календарь. Гораздо позже был составлен табель-календарь. В наше время существует множество различных видов календарей: карманный, настольный, перекидной, восточный, электронный и т.д. 

Но все они показывают год, месяцы, дни недели. Но задача у них одна и та же.

Практическая работа с табелем – календарём.

- Что же такое календарь ?

-Календарь –это перечень дней года , разбитый на недели и месяцы. Календарь очень удобен и прост в использовании.

- Я думаю , что вы умеете пользоваться календарём .Рассмотрите календари , которые у каждого на столе . Чем они отличаются друг от друга? ( картинкой и годом) Самое главное в календаре это какого он года. Посмотрите и выберите тот календарь , который соответствует году , который уже заканчивается? (2018) Назовите год.

- Выберите календарь 2019 года ,  года который наступит через 1,5 месяца.

- Год разделён на месяцы, в каждом месяце определённое количество дней  30 или 31.

-Назовите месяцы в которых 30 дней.9(апрель , июнь, сентябрь . ноябрь)

-Назовите месяцы в которых по 31 дню( январь, март, май, июнь, август , октябрь, декабрь).

-Какой месяц  не назвали? (февраль)

-Что вы знаете о феврале?

-Это самый короткий месяц , в котором 28 или 29 дней. Когда делили год на месяцы и сутки , то месяцу февралю  не хватило  дней. А это значит , что в феврале всего 28 дней . Но за три года по минуткам скапливается время и на четвёртый год добавляется ещё один день 29 февраля .Год в котором 29 дней принято называть високосным.

- По этому , когда спрашивают сколько в месяце дней , отвечают 30 , 31 ,28 или 29.

- А на вопрос сколько в году дней ?

- 365 или 366 дней.

Слайд 17.

Есть народная мудрость: считать месяцы по косточкам рук. Сожмите руки в кулачки и начинайте счёт: выпуклость -31 день, впадинка – 30.

Слайд :18

- Почему  одни цифры чёрного цвета , а другие красного? ( рабочие и выходные)

- С какого месяца начинается новый год? Какой это день недели?

- С какого месяца начинается новый учебный год?  Какой это день недели?

- Найдите и обведите свой день рождения.

Слайд 19

-Прочитайте слова : год, месяц , неделя , сутки.

- Выберите правильный ответ.

1. Назови промежуток времени , равный периоду обращения Земли вокруг Солнца?

    - Сколько дней в году?  ( 365-366)

2. Назови промежуток времени, равный периоду обращения Луны вокруг Земли?

  - Сколько дней в месяце?  (30 ,31 ,28 или29)

3. Назовите промежуток времени , равный периоду обращения Земли вокруг своей оси?

   - Сколько часов в сутках? ( 24 часа)

4. Назови промежуток времени , который состоит из понедельника, вторника, среды, четверга , пятницы , субботы и воскресенья?

  - Сколько дней в неделе? (7)

-Что объединяет все эти слова ? (время)

   

Слайд :20

А это вся таблица  единиц времени , с которой мы уже познакомились.

Чтение таблицы.

Слайд 21

5. Физкультминутка :

Раз — подняться, потянуться

Два — согнуться, разогнуться.    (Под счет дети выполняют наклоны,)

Три — в ладоши три хлопка,      (Хлопаем в ладоши.)

Головою три кивка.                     (Движения головой.)

На четыре - руки шире.

Пять — руками помахать.            (Движения руками.)

Шесть - за парту тихо сесть.        ( Сесть.)

Слайд 22

6.  РАБОТА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ МАТЕРИАЛА. Старик –годовик оставил вам конверты с заданиями ,найдите первое задание.

1. Задание .

Задача.

   Во время летних каникул Юра провёл июнь и июль у бабушки , потом на турбазе 2 смены по 12 дней .Сколько дней у Юры длились каникулы , если до занятий осталась ещё 1 неделя

— Прочитайте задачу.

— Где отдыхал Юра?

— Июнь и июль – у бабушки и на турбазе 2смены по 12 дней.

— Сколько времени осталось до занятий?

--- 1 неделя.

— Что надо узнать в задаче?

— Сколько дней у Юры длились каникулы.

Краткую запись сделаем в виде чертежа. (12 см)

— Отметим данные задачи на чертеже.

. 30 . 31 . 12 . 12 . 7 .

— Как сосчитать продолжительность каникул?

— Сложением. 30+31+12*2+7=92

— Запишите решение выражением.

— Сколько дней у Юры длились каникулы?

— 92 дня.

— Молодцы!  С этой задачей справились. Улыбается Старик – годовик, доволен.

2. Задание.

Сравни.

480 сек.           6 мин                            240 мин           5 ч

3 недели          36 дней                         2 недели         10 дней

24 час              2 сут                             100 лет             4 века

3. Задание

Найдите значение выражений.

3050-3000         8090-8040          (30000+2000):100

5000+350          35200+164          30000+2000:100

6500-500           16700-520           90000-40000*2

Молодцы с заданиями Старика –годовика справились все .

6. Итог урока.

На столе у каждого по три снежинки :

-Большая снежинка –это оценка 5

Средняя -4

Маленькая -3

Оцените свои результаты и выберите награду за свой труд

7.Тест.

1. Запишите самую маленькую единицу времени.

2. Закончите высказывание одним словом. Время, за которое Земля делает  полный оборот вокруг Солнца это … . (год)

3. Закончите высказывание одним словом. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси это … . (сутки)

4. Запишите, сколько суток в январе. (31 сутки)

5. Запишите, сколько лет в одном веке. (100 лет)

Литература.

1. С. В. Бахтина, Поурочные разработки по математике: 4 класс:

к учебнику М.И. Моро и др.- М.: Издательство «Экзамен», 2010

2. С. А. Веретенникова «Четыре времени года».

3. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В.

Степанова. Математика. Учебник для 4 класса. – 6 изд. – М.

Просвещение, 2010.

4. В. Даль Сказка – загадка «Старик – годовик» - М.: ООО

Издательство «Мелик –Пашаев», 2009

1. Задание .

Задача.

 

   Во время летних каникул Юра провёл июнь и июль у бабушки , потом на турбазе 2 смены по 12 дней .Сколько дней у Юры длились каникулы , если до занятий осталась ещё 1 неделя?

2. Задание.

     Сравни.

               480 сек.           6 мин                            

               3 недели          36 дней                        

               24 час              2 сут        

                 

3. Задание

        Найдите значение выражений.

     3050-3000                  30000+2000

     5000+350                   50000-20000

     6500-500                    9000-200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единицы времени. Год, месяц.

Единицы времени. Год, месяц.- урок математики в 3 классе. Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени».Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификац...

Единицы времени. Год, месяц.

Единицы времени. Год, месяц.- урок математики в 3 классе. Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени».Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификац...

интегрированный урок по математике и истории в 3 классе "Единицы времени. Год. Месяц. Неделя"

Данный урок не только знакомит, но расширяет представление учащихся о хорошо известных  нам единицах времени....

Урок математики. Тема: Неделя, месяц, год – единицы измерения времени

Урок математики во 2 классе по системе Занкова, в соотвествии с ФГОС. Представлен в виде технологической карты, на уроке используется работа в парах, группах...

Урок математики в 3 классе по теме: "Единицы времени: год, месяц, неделя, сутки"

Цель: ознакомление с единицами времени: год, месяц, неделя, сутки.Задачи:1. Формировать у детей представление о годе, месяце, неделе, сутках, познакомить с табелем-календарём.2. Совершенствовать умени...

Конспект урока по математике "Единицы времени. Порядок месяцев. Календарь."

Конспект урока по математике для учащихся 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида....

Конспект урока по математике в 3 классе по теме "Единицы времени.Год.Месяц.Неделя."Программа "Школа России".

Урок по математике в 3 классе построен в соответствии с ФГОС, по учебнику М. И. Моро.Данный урок помогает  учащимся формировать представление о годе, месяце. неделе, познакомить с табелем-календа...