интегрированный урок по математике и истории в 3 классе "Единицы времени. Год. Месяц. Неделя"
план-конспект урока (математика, 3 класс) по теме

 Данный урок не только знакомит, но расширяет представление учащихся о хорошо известных  нам единицах времени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_matematike_i_istorii_v_3_klasse.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по математике и истории в 3 классе

 Малашкина Елена Геннадьевна

 Муниципальное Казенное  Общеобразовательное Учреждение

 « Курловская средняя общеобразовательная школа № 2»

  Владимирской области Гусь-Хрустального района г.Курлово

    Тема урока по математике « Единицы времени. Год. Месяц. Неделя

                        по истории « Счет лет в истории»

    Цели: - Формирование у  учащихся представлений о годе, месяце, неделе.

               - Знакомство с табелем – календарем, формирование знаний  порядка следования дней недели, месяцев в году.

                - Углубление понимания изучаемого материала через дополнительные сведения.

               -  Развитие познавательного интереса к математике и истории.

               - Расширение кругозора учащихся.

               - Развитие логического мышления.

               - Развитие навыков контроля и самоконтроля.

                                    ХОД УРОКА

                         И прекрасна и сильна

                         Математика – страна,

                         Тут вежде кипит работа,

                          Все подсчитывают что – то,

                          Всюду можно услыхать: «Раз, два, три, четыре, пять!»

    Тему нашего урока подскажет загадка: «Что идет, не двигаясь с места?»

                                                                                              ( время)

     Считать предметы мы научились в 1 классе. Это просто: один, два, три…

  Измерить расстояние тоже не сложно. А как и чем измерить время? На этот вопрос нам предстоит ответить  сегодня на уроке. ( 1 слайд)

      Гостем на нашем уроке будет еще одна наука. Какая? ( 2 слайд)

     Значит, мы узнаем много интересных исторических сведений. А для этого нам предстоит совершить путешествие …назад. И поможет нам в этом... машина времени (3 слайд)

     Но чтобы привести машину в действие, нужно определить код замка. (4слайд)

   Проверим (5 слайд). Молодцы. Итак, внимание. Пуск! ( 6 слайд)

Оказались мы с вами в Древнем Египте. Самыми древними часами, которые никогда не ломались, оказалось солнце. Утро, день, вечер – не очень-то точные мерки, но этого  было достаточно.

    ГИД (подготовленный ученик) Наблюдая за солнцем, египтяне заметили, что через определенный промежуток  времени на небосклоне появляется яркая звезда - Сириус.(7слайд)

     С появлением Сириуса в Египте отмечали наступление Нового Года. Так появилась хорошо известная сейчас единица времени – ГОД. ( 8 слайд)

Учитель: Оказалось, что промежуток между появлениями Сириуса равен 365 дней.

ГИД: Подсчеты египтян оказались очень точными. Ведь и наш год состоит из 365 дней.

Учитель: Появлению другой единицы времени люди обязаны луне или месяцу.( 9 слайд) Они обратили внимание, что через определенное время луна меняет свою форму от тоненького серпа до круглого диска (полнолуния). Промежуток между полнолуниями назвали МЕСЯЦЕМ.(10 слайд). Ребята, а кто знает, сколько в году месяцев? Кто сможет перечислить их  по - порядку? (11 слайд).

ГИД: А что такое неделя? И почему в неделе именно 7, а не 10 дней?

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит перенестись в Древнее Междуречье. Именно там возникла семидневная неделя.(12 слайд)

     7 была окружена особым почетом. Вспомните пословицы: «Семь бед – один ответ», «Семеро одного не ждут», а сказки «Белоснежка и …», « Сказка о мертвой царевне и о…».

     7 нельзя поделить на равные части, поэтому и назвали 7 – неделя. А то что в неделе 7 дней, это случайность. Именно столько люди могли наблюдать на небосклоне планет, и каждый день был посвящен одной из планет.(13 слайд)

   Если бы им были известны и другие  планеты, возможно неделя состояла бы не из 7, а из 9,10 или 8 дней. ( 14 слайд)

     Вот и подходит к концу наше путешествие и чтобы нам вернуться назад, ответьте на вопрос(15 слайд)

                            Ф-и-з-к-у-л-ь-т-м-и-н-у-т-к-а

      Вот так точно уже в древности люди могли определять время. Сейчас сделать это проще. На помощь нам приходят календари.

      - Умеете ли вы пользоваться календарем?

      - Что можно определить по календарю?

   Самые первые календари появились на Руси в 17 веке и назывались они «месячило» или «месяцеслов». (знакомство с разными календарями)

Работа с календарем: * Какой сейчас год? Сумма цифр этого числа равна 5. Через сколько лет повториться такая же сумма?

  1. Сколько месяцев в году? Назови их по порядку.
  2. Сколько дней в каждом месяце?
  3. Назови дни недели по порядку. Объясни их название.
  4. Назови дни недели, не упоминая названия дней недели.
  5. Какой сейчас идет месяц? Сколько в этом месяце дней? Назови месяцы, в которых столько же дней.
  6. Что в календаре обозначают красным цветом? Сколько в декабре рабочих дней?
  7. Назови зимние месяцы. Сколько дней длится зима?
  8. В каком месяце может быть разное количество дней?

Работа с тестом   «Время. Единицы времени»

Ученик _____________________________________

1.Прочитай названия месяцев: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, сентябрь, декабрь. Подчеркни названия весенних месяцев.

2.Пользуясь календарем, выполни задания:

            а) выпиши названия месяцев, в которых по 30 дней

 _______________________________________________

            б) напиши, какой месяц наступает, когда от начала года пройдет 7 месяцев____________________________________

            в) сколько рабочих дней в мае?____________________

            г) Мама уехала в командировку 23 ноября  на две недели. Какого числа она должна вернуться домой?___________________

           д) Сколько дней продолжаются осенние каникулы, если они начинаются 29 октября и заканчиваются 9 ноября?_____________

Итог урока: Понравился урок? Чем запомнился? Что нового узнали?    С какими единицами времени познакомились?

Д/З  Придумать вопросы классу по календарю.

        С.91 № 3 ( учебник «Математика 3» Моро М.И)

     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе по теме: "Единицы времени: год, месяц, неделя, сутки"

Цель: ознакомление с единицами времени: год, месяц, неделя, сутки.Задачи:1. Формировать у детей представление о годе, месяце, неделе, сутках, познакомить с табелем-календарём.2. Совершенствовать умени...

Конспект урока по математике в 3 классе по теме "Единицы времени.Год.Месяц.Неделя."Программа "Школа России".

Урок по математике в 3 классе построен в соответствии с ФГОС, по учебнику М. И. Моро.Данный урок помогает  учащимся формировать представление о годе, месяце. неделе, познакомить с табелем-календа...

Интегрированный урок по математике и истории по теме "Средние века.Действия с величинами"

В разработке представлен материал для  интегрированного урока в 4 классе. Подобраны задачи по теме "Сложение и вычитание величин" с использованием исторического материала о рыцарях сред...

Единицы измерения времени (сутки, месяцы, неделя)

Цель деятельности учителя:- развитие временных представлений учащихся;- формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения времени;- отработка вычислительных навыков.Планируемые...

Интегрированный урок "Адмиралтейство" ( математика – история Санкт-Петербурга) 4 класс

Закрепление знаний по математике и обобщение знаний об Адмиралтействе. Цели:1. Выявить знания обучающихся об истории и архитектуре Адмиралтейства.2. Отработать и закрепить умение решать задачи на...