Урок математики 1 класс .Тема "Литр"
методическая разработка по математике (1 класс)

Козлова  Кристина Васильевна

Урок потеме "Литр"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Класс 1

УМК: УМК «Школа России».

Тема: «Единица вместимости- литр».

Цель урока: познакомить с новой величиной – вместимостью и единицей ее измерения – литром; развивать умения решать задачи и примеры изученных видов в пределах 10.

Задачи:

Образовательная

Познакомить с единицей измерения объема «литр»;

Формировать умение с помощью практической деятельности приходить к решению задачи;

Развивающая

Развивать познавательный интерес;

Развивать навыки устного счета;

Развивать речь, умение работать самостоятельно, в паре, группе;

Воспитательная

Воспитывать уважение к другим;

Воспитывать умение работать в команде;

Воспитывать трудолюбие  и дисциплинированность, любовь к математике.

Планируемые результаты:

Предметные:

- содействовать формированию понятия величины вместимости литр;

- формировать умения решать практически нестандартные задачи с новой величиной;

- развивать наблюдательность, внимательность, аккуратность.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу;

- формировать умение совместно с учителем оценивать результаты своих действий;

Познавательные УУД:

-  сравнивать сосуды по вместимости;

- упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности;

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в индивидуальной и парной, групповой  работе ;

- высказывать свою точку зрения;

- уважительно относиться к чужому мнению.

Личностные

- создать условия для формирования интереса к учебной деятельности;

- формировать представления о связи математики с жизнью

Форма урока: урок -  практикум

Технология: проблемно-диалоговая

Оборудование: Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений сосуды для измерения разной ёмкости, практические задания, презентация.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Орг. момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: активизация учащихся

Здравствуйте ребята! Меня зовут Кристина Васильевна! И я проведу у вас этот урок математики.

Слайд 1.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Я готова начинать

Секрет новый открывать!

А вы, со мной?

-Сегодня мы совершим путешествие в научный  центр «Знания», в котором есть лаборатории. А что такое лаборатория?     Что в ней проводится?

Скажите, кто работает в лабораториях? У нас есть план маршрута, я его прочитаю

1.лаборатория  «Вспоминалкина»

2 лаборатория   «Узнавалкина»

3 лаборатория   «Эксперементалкина»

4 лаборатория   «Решайкина»

Отправляемся в путь. Но в лаборатории, должно быть тихо. Там шуметь нельзя! Слайд 2

Давайте вспомним правила поведения на уроке?

Приветствуют учителя. Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их.

Лаборатория - оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований.

Ученые

проводятся разные эксперименты

Коммуникативные УУД

-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им.

Регулятивные УУД:

самоопределение,

саморегуляция.

2.Актуализация знаний

 и фиксация затруднений в деятельности

1.Устный счет

Сейчас мы   с вами посетим   первую лабораторию

Слайд 3

 «Вспоминалкина». Устный счет

Посмотрите у меня записано слово (ЛАБОРАТОРИЯ)

  1. Прочитайте это слово.
  2. Сколько в этом слове слогов?  (7)
  3. Посчитайте количество букв в этом слове? (11)

Молодцы! Хорошо поработали!

Отвечают на вопросы, вспоминая знания, полученные на предыдущих уроках.

-Счет в пределах 10.

Познавательные УУД

-обобщение

3.Постановка учебной проблемы

Цель: организовать постановку цели урока

Слайд 4.

В следующей лаборатории «Узнавалкина»

 Нам ученые предлагают рассмотреть схему, в которой есть кроме величин лишние слова.

Давайте попробуем их найти и исключить.

(это задание вы будете выполнять в группе) 

Слайд 5  и 6

Какие слова лишние (вкус, цвет)

Проверка по эталону.

                                                                                         

                                                                                                                                               

-В чем измеряется длина? (В сантиметрах.)

-В чем мы научились измерять массу на прошлом уроке? (В килограммах.)

 

- Посмотрите на рамку с вопросом. Здесь тоже должна быть величина? Я дам вам подсказку, мы с этой величиной сталкиваемся в нашей жизни почти каждый день.  Назовите эту величину

-Наверное, вам приходилось покупать в магазине молоко, сок, квас, газированную воду.

-А во что обычно наливают жидкости?

(у меня на столе стоят банки, бутылки)

-Правильно, это емкости в которых хранятся жидкости.

Слайд 7

Открыть стол

-Как вы думаете, одинаковое ли количество жидкости помещается в тетра пакет и в пластиковую бутылку?  Почему?  Слайд 8

 ( демонстрация коробка и бутылка)

-У этих емкостей есть одинаковый признак,  по которому они совпадают.

 

- Этот признак называется вместимостью.

- А вот ответив на вопрос в чем измеряется количество жидкости, вы узнаете тему урока.

- Кто уже знает с какой новой величиной измерения жидкости  мы познакомимся?

Слайд 9

Запишем в пустое окошко.

Слайд 9

Тема нашего урока: «Единица вместимости-литр».

 Слайд 10

Какую цель и задачи  поставим на уроке?

Слайд 10.

Обратите внимание как пишется это слово. Слово «литр».

-Ребята, а вы знали , что с понятием литр», мы встречаемся в жизни каждый день, например, покупая литр молока в магазине или бензин на заправке.

Молодцы!

Слайд 12

Физминутка «Любопытная Варвара»

Банка, бутылка, ведро, мерный стакан, пакетах.

Ответы детей

Тема «Единица вместимости-литр».

Цель: познакомиться с новой величиной измерения жидкости-литр

Задачи: научиться решать задачи и примеры с новой величиной.

Личностные УУД

- проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные УУД

-уметь высказывать своё предположение;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД

-участие в коллективном обсуждении проблемы;

-умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД

- анализировать, синтезировать, сравнивать информацию.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Практическая работа

 Сейчас мы с вами   исследуем нашу тему. Отправляемся в следующую лабораторию 

Слайд 13.

«Эксперементалкина».

Ученые приготовили нам задание провести эксперимент.

Слайд 14. Посмотрите.

- 1 литр жидкости вмещается вот в эти сосуды (показываю): литровая банка, пакет из-под сока, бутылка.

- А как вы думаете, сколько в один литр вмещается жидкости, если ее измерять стаканами? Сейчас узнаем.

( выходят два ученика)

     Опыт № 1. Два ученика выходят к доске и выливают  воду из литровых сосудов  в коробки и бутылки в стаканы.

- Сколько стаканов вам потребовалось? (4) Сделайте вывод.

Слайд 15.

Вывод: Литровый сосуд вмещает 4 стакана жидкости.

Слайд 16

Следующий эксперимент

- Как вы думаете, куда поместится воды больше: в бутылку или в банку? (Сосуды одинаковой вместимости). Как это сделать? (Нужно измерить вместимость бутылки и банки).

      Опыт № 2. Два ученика выходят к доске. Литровыми кружками они заполняют бутылку и банку. Какой вывод можно сделать?

Слайд 17.

      Вывод: Кастрюля и банка вмещают одинаковое количество воды.

Слайд 18.

   Опыт № 3. Два ученика выходят к доске, и один наполняет банку стаканом, а другой наполняет бутылку литровой кружкой.

-Что же получается: бутылка и банка вмещали одинаковое количество воды, и вдруг оказалось, что они вмещают разное количество воды? Кто догадался, почему так получилось? (Ответы детей)

Слайд 19.

       Вывод: вместимость нужно определять одинаковой меркой.

- Измеряют вместимость (или по-другому – объем) сосудами в литрах. Вспомните, с какими литровыми сосудами мы проводили  опыт № 1

Сокращенно слово литр записывают так:  (на доске: литр – л).

- Кажется, что емкости по размеру разные, а вмещают одинаковое  количество воды.

- Получается, что кастрюля и банка сначала вмещали одинаковое количество  воды, а теперь - разное.

 

- Измерять одинаковой меркой, а не разной.

Коммуникативные:

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные:

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование;

формулирование проблемы.

Динамическая пауза

Слайд 20

Любопытная Варвара

5.Первичное закрепление

Цель: включение нового знания в систему знаний.

А сейчас откроем тетради, запишем число.

Слайд 21

Следующая лаборатория «Решайкина».

Работа в карточках. Посмотрите на слайде.

1. 1) Подумайте, сколько жидкости поместится в ведро, если туда вылить 5 пакетов по 1 литру?

2. Решение задачи с.38, № 4. Один у доски, другие самостоятельно

Слайд 25

Самостоятельная работа.

1. Решите равенства. Вставьте пропущенные числа.

10л -...= 3л                                 ...л +2л = 10л

 ..л - 4л = 6л                        10л = 5л+ ...л                      

Работают в парах. Каждая пара получает карточку с заданием, выдвигают своё решение, приходят к  единому мнению.

Оформление схемы и решения задачи в тетради.

Самостоятельно решают задачи и делают необходимые записи.

Познавательные УУД

-самостоятельное создание способов решения проблемных задач.

Регулятивные УУД

- саморегуляция

Коммуникативные УУД

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-умение оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

самооценивание.

Рефлексия деятельности.

Цель:        

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;        

- оценить собственную деятельность;        

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Наше путешествие по научному центру подошло к концу.

-Что сегодня на уроке мы нового узнали?

Давайте вспомним какую цель ставили на уроке?

(Мы узнали, как называется единица измерения жидкости?)

-Чему научились на уроке?

 - Почему это необходимо знать? Где в жизни применяется эта величина?

- Что такое вместимость?

А сейчас посмотрите на слайд 26

Оцените свою работу на уроке с помощью кружечек разного цвета.

Кружка зеленого цвета-если вам на уроке было всё понятно и вы работали с удовольствием.

Кружка желтого цвета, если было немного трудно и не всё понятно.

Кружка синего цвета-  если было очень трудно и всё непонятно.

Поднимите ваши кружечки!

Хочу поблагодарить вас за урок.  А те, кто работал активно, получают от меня дополнительное солнышко.

Домашнее задание: -Узнайте у родителей или в библиотеке, чем раньше измеряли жидкость

 Выставление оценок.

Спасибо. Урок окончен!

как измерить количество жидкости

литр

сосуд, куда наливают жидкость

водоёмы

Познавательные УУД

-контроль и оценка результатов деятельности: способность к самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики1 класс по системе Занкова

урок математики. 1 класс.учебник Аргинской И.И. Тема урока: Знакомство с различными единицами длины.Сантиметр и дециметр....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4

Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова

КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...