Решение нестандартных задач
материал по математике (4 класс)

Курганская Ольга Петровна

внутрипредметный модуль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_nestandartnyh_zadach_4_klass.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

  Содержание внутрипредметного модуля «Решение нестандартных задач» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

  Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Цели курса:

-формировать у обучающихся умения и навыки по решению нестандартных задач;

-изучение курса предполагает формирование у обучающихся интереса к предмету,

развитие их математических способностей;

- развивать исследовательскую и познавательную деятельность обучающихся;

-создание условий для самореализации обучающихся в процессе учебной деятельности.


Задачи курса:

-вооружить обучающихся системой знаний и умений по решению нестандартных задач;

-сформировать навыки применения данных знаний при решении разнообразных задач различной сложности;

-способствовать развитию у обучающихся поисковой активности, наблюдательности,

сообразительности, смекалки;

-способствовать формированию познавательного интереса к математике.

 

 Место курса в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года.

В 4 классе всего 20 часов в год.

Планируемые результаты изучения курса

В результате освоения программы курса «Решение нестандартных задач» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

- Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

-Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

- Воспитание чувства справедливости, ответственности.

-Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

-Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

-Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

-Конструировать алгоритм решения задачи.

-Включаться в групповую работу.

- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

-Аргументировать свою позицию, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

-Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

-Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

-Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

-Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

-Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

-Объяснять  и обосновывать выполняемые и выполненные действия.

-Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

-Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

-Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

-Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

-Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

-Конструировать несложные задачи.

-Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

-Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

-Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

-Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты:

-выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

-применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

-самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.


Тематическое планирование

4 класс

1. Решение задач на нахождение площади прямоугольника (1 ч)

2. Решение задач на движение (4 ч)

3. Решение задач на движение в противоположных направлениях (6 ч)

4. Задачи на движение в одном направлении (2 ч)

5. Решение задач с графиками, диаграммами (4 ч)

6. Решение логических задач (3 ч)

Литература

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви-

тия логического мышления младших школьников // Начальная школа. —

2009. — № 7.

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

3. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд-

ности. — М., 2006.

4. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоло-

мок. — СПб. : Союз, 2001.

Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005

Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. - М.: ВАКО, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по математике "Решение нестандартных задач"

Кружок по математике "Решение нестандартных задач"...

Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников.

Развитие логического мышления - одна из важных задач обучения. Широкие возможности в этом отношении открывает решение школьниками нестандартных задач. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамкам...

Решение нестандартных задач для подготовки к олимпиаде по математике в начальной школе

Решение нестандартных задач на развитие логики и мышления помогут справиться младшим школьникам с олимпиадными заданиями....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ

Статья на тему: "Использование краеведческого материала при обучении младших школьников решению нестандартных задач". В настоящее время в обществе отмечается возрастающий интерес к изу­чению народных ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ

В настоящее время в обществе отмечается возрастающий интерес к изу­чению народных традиций, истории, культуры, природы своего родного края. Данная потребность реализуется через национально-региональны...

рабочая программа "Решение нестандартных задач" 4 класс

Рабочая программа включает пояснительную записку и планирование занятий факультатива. Олробирована в 2013 - 2014 учебном году. Хорошие результаты в олимпиадах и компьютерном тестировании....