Урок математики 3 класс "Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное".
план-конспект урока по математике (3 класс)

Гарлюпина Елена Петровна

Предмет: математика

Тип урока: комбинированный

Тема: «Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное».

Класс: 3

Цель: знакомство с письменным приёмом умножения трёхзначного числа на однозначное.

Задачи:

  Дидактические:

-в совместной деятельности с учащимися «открыть» алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное число;

-на примере пчелы расширить представления детей о мире, насекомых, о взаимосвязях в природе.

  Развивающие: способствовать развитию мыслительных операций (синтеза, анализа, обобщения).

  Воспитательные: воспитывать уважение к окружающему нас животному миру.

Необходимый раздаточный материал: учебная презентация, карточки с примерами, карточки с уравнениями, карточка с названием праздника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации учебной де-ти

Дидактические средства

Формы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

Планируемые результаты

1.Мотивация к учебной деятельности

Вызвать интерес учащихся, настроить на работу на уроке.

Словесный метод: беседа

-Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

А с чего мы начинаем каждый урок?

-Создадим друг другу хорошее настроение:

 улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов в освоении нового.  Крепко обнимите себя и скажите:
«У меня сегодня всё получится!»

 -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести.

Тихо сели девочки,

 Тихо сели  мальчики.

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Ф

Личностные:

положительное отношение к урокам математики.


Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи слушать и понимать речь других

2.Актуализация знаний

Активизировать знания учащихся для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы.

Словесный метод: беседа

Практический метод: устный счёт

-Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай  до жаркого пота,
Работай  без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом!

- Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

Мы такие?  Вот  сейчас и проверим.


- Мы начнём урок с устного счёта. От чего зависит успех на этом этапе урока.  Как вы думаете?

*Устный счёт*

-Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав русскую народную загадку:

«Лежит кучка поросят, кто ни тронет –   завизжат».

-Сомневаетесь в ответе? А если вы решите устно примеры, а затем запишите ответы в порядке возрастания и соотнесете их с буквами, записанными около каждого примера, то получите ответ на загадку.

Ы  4 х 8 – 27 : 3
Ё  6 х (89 – 83) + 8
П  6 х 7 + 28
Ч  100 – 6х 9
Л  90 – (3х6 +30)


70, 46, 44, 42, 23 (пчёлы)

– Да, ребята, это пчёлы – неутомимые труженики. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке.– Пчелу почитали  во все времена. Мёд считали пищей богов.  На Руси в день Святой  Зосимы отмечали праздник пчелы.  А когда отмечали этот праздник? Не знаете? А узнать хотите? Но тогда задачку устно  вы решите.

От внимательности, быстроты реакции, наличия знаний.

Устно находят значения выражений, располагают числа в порядке убывания, читают слово (пчелы)

Ф

Презентация (слайд 1)

Контроль

Познавательные:

учатся осуществлять актуализацию изученного материала.

Предметные: учатся устно находить значение числовых выражений, применяя правила порядка действий

Регулятивные:

учатся слушать поставленные вопросы и отвечать на них.

Коммуникативные:

учатся строить ответы на вопросы, слушать собеседников.

3.Постановка темы и цели урока

Формирование у учащихся умений  ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности.

Словесный метод: учебный диалог

Практический метод: решение задачи

-Одна семья пчёл за лето производит 198 кг  мёда Сколько кг мёда произведут 4 семьи?

-В чём проблема?

-Что нужно сделать?

 -А мы же на прошлом уроке учились умножать трехзначные числа?

-Сформулируйте тему урока.

 

-Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке?

Что может быть источником информации для решения этой проблемы?

Дети затрудняются в ответе

Не можем быстро посчитать устно 198*4

Вывеси алгоритм  умножения

А  здесь с переходом через разряд

Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное

Формулируют цель урока

-свой опыт

-учитель

-учебник

Ф

Презентация (слайд 2)

Контроль

Коммуникативные: активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.

Личностные: вносить свой вклад для достижения общих результатов.

4.Усвоение новых знаний

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока; побуждать учащихся самим искать решение задачи.

Словесный метод: беседа

Практический метод: выведение алгоритма умножения

Наглядный метод: алгоритм умножения

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Попробуйте использовать свой опыт.  Посовещайтесь в группах, попробуйте вывести алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное с переходом через разряд.

-Но сначала давайте вспомним правила работы в группах.

Уважать позицию товарища

Не обижать и не обижаться

Слушать и слышать друг друга

Участвовать всем

Быть внимательным

Соблюдать тишину

-Желаю вам успешной работы.

-Сколько килограммов  меда можно взять у 4 семей?

-Наши дальнейшие  действия.  

*Объяснение в учебнике*

*Открывается запись «День пчелы празднуют 30 апреля»*

Алгоритм  умножения

  1. Пишу…
  2. Умножаю единицы…
  3. Умножаю десятки…
  4. Умножаю сотни…
  5. Читаю ответ…

Открывают тетради и записывают число, классная работа

Учащиеся работают в группах, затем один представитель от каждой группы доказывает выдвинутую гипотезу.

Ответы учащихся

Проверить наши предположения

Ф

Г

Презентация (слайд 3, 4

Взаимоконтроль

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Предметные: правильно употреблять в речи математические понятия, - выполнять учебное задание, используя известные способы, алгоритм.


Коммуникативные: ясно формулировать ответы на вопросы педагога.


Регулятивные: учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Личностные: не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

5.Первичное закрепление

Установить осознанность восприятия. Учить выбирать рациональные способы решения.

Словесный метод: беседа

Практический метод: выполнение задания из учебника

– Дорога пчелы начинается от улья.  На каждом улье есть леток -  вход  в улей. Около него всегда толпится много пчёл.  Но пчёлы прекрасно знают  алгоритм и никогда не нарушают его. То есть те,  кто прилетел с работы входят по нижней части летка,  а те, кто улетает  - по верхней.

-И мы сейчас,  соблюдая алгоритм,  решим №1  из учебника  с объяснением .

Решают  №1 с объяснением у доски

Ф

Контроль

Предметные: правильно употреблять в речи математические понятия, - выполнять учебное задание, используя известные способы, алгоритм.

6.Самостоятельная работа

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Практический метод: выполнение упражнения на карточках

-Ульям на пасеке обычно присваивают номера. Есть они и у нас.  Что нужно сделать, чтобы их открыть?

*317. 3    89.5    234.4   349.2*

Выполнить самостоятельную работу

И

Карточки с заданиями

Контроль

Личностные: умение признавать собственные ошибки; формирование математической компетенции; быть толерантным к другому мнению.


Предметные:  умножать трехзначное число на однозначное письменно.


Регулятивные: проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.


Коммуникативные: высказывать своё мнение при обсуждении задания.

7.Включение в систему знаний

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Словесный метод: беседа

Практический метод: решение уравнений

-За всю свою недолгую жизнь протяженностью в 2 месяца пчела собирает несколько грамм нектара.  А сколько – вы узнаете, поработав в парах.

 -Молодцы, ребята, вам всего по 9 – 10 лет, а вы уже многое знаете и умеете. Как вы думаете, в каком возрасте пчела начинает заниматься сбором нектара и пыльцы? Решив уравнения, вы узнаете ещё  одну тайну пчелы.

Х:3=138     х:2=194         х:6=0

-Найти разность значений уравнений

-От рождения до 6 дней – пчела убирает в улье.
От 6 до 12 – дней кормит личинок и матку.

От 12 до 19 дней – строит из воска соты.
От 19 до 26 дней – охраняет улей, принимает нектар и пыльцу.
В возрасте 26 дней пчела вылетает на сбор нектара и пыльцы.
В почтенном пенсионном возрасте, около 40 дней, пчела приносит в улей воду. Далеко от улья она уже не улетает.

На доске работают по одному представителю от ряда

Ф

И

Карточки с уравнениями

Контроль

Познавательные:  формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по применению алгоритма умножения  трехзначного числа на однозначное; сопоставлять информацию, полученную на уроке, с жизненными ситуациями.


Коммуникативные :

учатся договариваться в паре и приходить к общему ответу в совместной деятельности, учатся владеть диалогической формой речи.

Учатся формулировать собственное высказывание.

Личностные:

Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.

Регулятивные:

учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты деятельности в паре.

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

8.Итог

Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся

Словесный метод: беседа

– Наш необычный урок подходит к концу. Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного  насекомого, которое всю жизнь работает на благо других ничего не прося в замен. Ведь без опыления растений не будет ни семян, ни плодов. Чем больше пчёл вылетит на работу, тем больше урожай мы соберём.  Тем краше будет наша Земля от благоухающих цветов. И если вы, увидев весной пчелу, остановитесь и не будете в ужасе бежать от неё или убивать, боясь её укусов,  а восхититесь этой неутомимой работницей,  я буду считать, что наш сегодняшний урок прошёл не зря. Запомните: даже укус пчелы, который для нее является смертельным, человеку полезен. Ничего кроме пользы мы от пчелы не получаем. Помните об этом и уважайте её.

-Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок?

-Какую задачу ставили на урок?

-Удалось решить поставленную задачу?

-Каким способом?

-Где можно применить новые знания?

Слушают учителя

Подвести итог

Ф

И

Контроль

Регулятивные:

учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке.

9.Рефлексия

Мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения), осмысление своих  действий и самооценка.

Словесный метод: беседа

Практический метод: оценка своей деятельности

Дополните фразы:

  • Я узнал…
  • В ходе работы удалось научиться…
  • Порадовался тому, что…

Определите,  какое у вас настроение после нашего урока.

Оценивают свою деятельность

Ф

И

Презентация (слайд 5)

Самооценка

Регулятивные:

учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке.

10.Домашнее задание

Дать информацию и инструктаж д/з

Чтобы закрепить новое знание я предлагаю вам выполнить задание внизу на стр.89 учебника и любые номера по выбору на этой странице.



Предварительный просмотр:

День  пчелы

празднуют

30 апреля.



Предварительный просмотр:

317*3

89*5

234*4

349*2



Предварительный просмотр:

Х : 3 = 138

Х : 2 = 194

Х : 6 = 0


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ы – 4 Х 8 – 27 : 3 Ё – 6 Х (89 – 83) + 8 П – 6 Х 7 + 28 Ч – 100 – 6 Х 9 Л – 90 – (3 Х 6 + 30)

Слайд 2

Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное

Слайд 3

-Уважать позицию товарища -Не обижать и не обижаться -Слушать и слышать друг друга -Участвовать всем -Быть внимательным -Соблюдать тишину

Слайд 4

Алгоритм умножения 1.Пишу… 2.Умножаю единицы… 3.Умножаю десятки… 4.Умножаю сотни… 5.Читаю ответ…

Слайд 5

Дополните фразу: Я узнал… В ходе работы удалось научиться… Порадовался тому, что…