Конспект (сценарий) урока открытия нового знания Математика 2 класс Тема: "Уравнение. Решение уравнений способом подбора".
план-конспект урока по математике (2 класс)

Долматова Людмила Валентиновна

Сценарий урока "открытия "нового знания. УМК "Школа России" Математика 2 класс. Тема: "Уравнение. Решение уравнений способом подбора. Разработан в соответствии со всеми требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока математики98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Открытия» нового знания.

Учитель: Долматова Л.В.

Математика 2 класс УМК «Школа Росси»

Учебник «Математика»  2 класс. В 2-х частях. Часть 1/ М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.- М: Просвещение, 2012.

Тема: «Уравнение. Решение уравнений способом подбора».

Дидактическая цель:

Создание условий для формирования умений отличать уравнения от других математических записей,  выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение..

  1. Формировать у детей представления об уравнении; умение  находить значение неизвестного числа способом подбора и выполнять проверку.
  2. Развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения; организационные общеучебные умения, в том числе, умение исправлять свои ошибки.
  3. Способствовать стремлению учеников совершенствовать математическую речь, культуру поведения при фронтальной работе и  работе в парах.

Методы: продуктивные: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации: фронтальная, в парах, самостоятельная.

Средства обучения: доска, карточки, компьютер, проектор. экран, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности.  

 /1-2 мин/

Цель:

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

- Ребята, давайте повернёмся друг к другу, улыбнёмся и пожелаем  удачи.

Предлагаю занять свои рабочие места.            

- Много лет тому назад один античный мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся» (Слайд 1)

- В чём же заключалась его мудрость?

- А для чего вы учитесь?

- Для чего вы учите математику?

- Очень ли важен урок математики?

- Тогда и я желаю вам удачи! Отправляемся за новыми знаниями.

Девиз нашего урока:

« С малой удачи начинается большой успех»  Слайд 2.

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Вы с ним согласны?

Не будем терять времени

Улыбаются, делятся хорошим настроением.

Включаются в учебную деятельность.

Поддерживают диалог.

Дают самостоятельные ответы.

Высказывают собственные мнения.

Личностные УУД:

самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2. Актуализация знаний. Фиксация затруднения в деятельности.

/4-5 мин/

Цель:

Подготовить мышление ребёнка к осознанию потребности в построении нового способа действий.

- Чтобы назвать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам выполнить задания в карточках.  Внимательно прочтите их, обсудите  в парах, а затем объясните свой выбор.   Чья пара будет готова дать ответ, поднимите руки.

Карточка № 1.

24+3 =                                                                                                                                                    

 Как называется данное выражение? Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.                                                                                                          

1)Числовое                                                                                                                                                        2). Буквенное

Карточка № 2.                                                                                                                                                           Объясните, как называется данное выражение?         + 4 = 12                      

  Как оно решается?                                                                                                                                               Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.        

      1. Подберем число, чтобы запись была верной.                                

      2. Поставим любое число.

Карточка № 3.                                                                                           

  53 – 3 > 20         Как называется данное выражение?                                                                       Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.    

 1) Равенство                                                                                  

 2) Неравенство

Карточка № 4.                                                                                                                                                    Напишите, как называется данное выражение?                                                                                             а + 5, где  а = 7                                                                                                                                                   Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой  выбор. Каким способом будете его решать?                                                                      

   1. Подбираем число, чтобы запись была верной.          

   2. Подставим вместо буквы а число 7 и сосчитаем.        

   Напишите решение.

 - На мониторе  компьютера  поочередно выставляются записи числовых и буквенных выражений Слайд 3

1) 24 + 3 =      2)  + 4 = 12       3) 53 – 3 > 20     4) а + 5,  где  а = 7    

После проверки. 

- А теперь попробуйте каждый выполнить следующие задания:

Карточка № 5.  (Слайд 4)                                                

      Как называется данное выражение?     х + 4 = 12                                                                                       Решите его.  Если не сможете, напишите “не можем решить”.

 

Работают по карточкам в парах.

Выполняют задания.

После завершения, проверяют свои ответы в форме защиты.

Объясняют свой выбор ответов.

1) 24 + 3 =      2)  + 4 = 12       3) 53 – 3 > 20     4) а + 5,  где  а = 7      

Объясняют,   что 1 - числовое выражение,    2 – пример с окошечком,  3  -  неравенство,

 4 – буквенное выражение.

 

Пробуют выполнить задания карточки №5

 х + 4 = 12        

Проверяют:   не знают, не могут  решить

Познавательные УУД:

общеучебные;

логические.

Коммуникативные УУД:

умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Регулятивные:  выполнение пробного действия.

3. Постановка учебной задачи.

/2-3 мин/

Цель:

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

- Где у вас возникло затруднение?

- Чем эта запись отличается от предыдущих?

- Какова будет ваша цель?

- Чтобы назвать тему урока, предлагаю сыграть в игру «Задуманное число»

- За каждое, правильно выполненное задание, вы получите букву.  Затем из этих букв составите слово, обозначающее название данного выражения. Это  и будет  тема нашего урока. Согласны?   (Буквы выставляются на мониторе компьютера). (Слайд 5)

Задания игры:

1. Я задумала число, прибавила к нему 8 и получила 10. Какое число я задумала?   (2 - буква у)

2. Какое число нужно прибавить к 2, чтобы получилось 9? (7 – буква р)

3. Как называются числа при сложении? (буква а)

4. Найти сумму чисел 16 и 4 (20 – буква  н)

5. У Саши 6 марок, у Кати 5 марок. А у Марата столько, сколько у Саши и Кати вместе. Сколько марок у Марата? (11 – буква в)

6. Как называется число, которое уменьшаем? (уменьшаемое – буква е)

7. На сколько 10 больше, чем 3? (7 – буква н)

8. У Юры 3 яблока, 2 апельсина, 4 банана. Сколько яблок у Юры. (3 – буква и)

9. Каким действием находится неизвестная часть? (вычитание - буква е)

- Значит, тема нашего урока… (Уравнение).

- Молодцы, ребята, тему вы определили. А сможете ли  объяснить, что такое уравнение и как его решить?

- Тогда я предлагаю вам стать юными учеными - исследователями и всем вместе доказать, что же такое уравнение и что значит решить уравнение. Потом проверим, совпадет ли ваш вывод с правилом в учебнике. Готовы? Тогда смело – за работу!

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания игры.

Получают слово:

 у, р, а, в, н, е, н, и, е

Проговаривают тему хором.

Пытаются ответить, но у них не получается.

Настраиваются на исследовательскую деятельность.

Познавательные УУД:

постановка и формулирование проблемы;

поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД:

целеполагание.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

 4. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.

/10-11 мин/

Цель:

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

- Итак, начнем наши исследования?

- Посмотрите, пожалуйста, еще раз на наши выражения (Слайд 3) и скажите, на которую из них похоже наше уравнение?

1) Что нам говорит знак “ = ”?

2) Но все ли числа в нем известны? (х + 4 = 12)

3) Что неизвестно?

4) Чем оно обозначено?

5) Если нам неизвестно число, то, что же нам надо сделать?

6) А как вы думаете, какое число можно вставить вместо Х, чтобы равенство стало верным?

7) Как вы нашли число 8?

- Молодцы!  Ребята, а знаете ли вы, что  сейчас сделали? Сами решили уравнение! Как настоящие ученые-исследователи

 - Давайте, попробуем сделать вывод:

А) Уравнение – это (показываю на знак =,) - это равенство,

которое содержит (показываю на Х) неизвестное число.

Слайд 6:

«Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число».

Б)  - Это неизвестное число может быть любым?

Нужно найти такое число, чтобы равенство было…

Слайд 7:

«Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным».

- Молодцы!  

1).  - Сейчас откройте в учебнике страницу 80 и прочтите правило.

Удалось ли вам  выяснить, что такое уравнение?  

 Прочтите вслух, что же такое уравнение.

- Попробуйте рассказать мне, что такое уравнение и что значит - решить уравнение?

А теперь расскажите  друг другу в своих парах.  Хожу по классу, слушаю, что они говорят друг другу.

2). – Обратите внимание на запись решения уравнения. Что заметили?

-  А сейчас будем учиться решать уравнения. Давайте отправимся на помощь к ребятам и зверятам 3).Продолжение работы по учебнику (с.80)

- К какому числу надо прибавить 4, чтобы получилось 12? Чья карточка подходит? ( Попытаемся решить методом подбора)

- Теперь сможем решить уравнение на доске?

4).Составим алгоритм решения уравнения.

1.Прочитаем уравнение.

2.Определим неизвестный компонент.

3.Подберём число.

4.Выполним проверку.

Слайд 8: алгоритм

- (Да)

- На пример с окошком, на буквенное выражение.

1) Знак “ = ”-  равенство.

2) Есть неизвестное число.

3) Первое слагаемое

4) Буквой»Х»

5 Узнать, найти это неизвестное число.

6) Число 8.

 

7) (к 4 + 8), или (из 12 - 4)

Удивляются своей находке.

А) Уравнение – это (дети дополняют) - это равенство,

которое содержит (дети дополняют) неизвестное число.

Читают:

«Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число».

Б)  - Нет.

Договаривают: …, чтобы равенство было верным.

Читают:«Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным»

- (Да). 

 

Читают.

Отвечают по желанию.

Работают в парах,  рассказывают, что значит решить уравнение.

2). – Есть проверка.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Ученик (по желанию) выполняет решение на доске:

Решение уравнения.

х +7 = 10

х=3

Проверка:

3+7=10

10=10

Сотрудничают при составлении алгоритма решения уравнения.

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений;

самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем.

Коммуникативные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке, строить речевое высказывание в устной форме.

Физминутка.

/1 мин/

- Ребята, вы хорошо потрудились. Пришло время отдохнуть.

- Пчелки в ульях сидят и в окошечко глядят.                                                                                     Порезвиться захотели, друг за другом полетели: «З – з – з – з…».    

Полетали, прилетели и на место свое сели. 

Встают из-за парт и имитируют движения в соответствии с текстом.

Регулятивные: переключаемость видов деятельности.

5. Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи.

/4-5 мин/

Цель:

Усвоение нового способа действий.

- Давайте попробуем решить уравнения, пользуясь этим алгоритмом решения, и правильно оформить записи. Выполним №1.

1 столбик (2 уравнения) вызываю сильных учеников к доске, по желанию.

-Дальше работаем в парах. 1 ряд – 2 столбик, 2 ряд – 3 столбик, 3 ряд – 4 столбик.

Подхожу к ученикам, слушаю, смотрю, как выполняют задание. Оказываю помощь.

Решают у доски с комментированием.

Записывают.

Работают в парах.

Один ученик объясняет решение верхнего уравнения, второй – нижнего. Записывают оба уравнения.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

 Познавательные УУД:

овладение новым способом действий.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

/4-5 мин/

Цель:

Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.

- Понятен ли вам этот вычислительный приём?

- Как проверить, что вы его усвоили?

Даёт инструктаж по выполнению задания.

- У каждого из вас имеется карточка. На ней записаны выражения.    Выберите только уравнения и решите их способом подбора.

(Карточки в 2-х вариантах)

Вариант 1:                                                                        16-а            у+8=15       х-9=10

24-в=14     30+с            а>12-5

Вариант 2:                                                                        с+24            6+у=14       х-10=1

22-а=12     18+с            х>18+5

- Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат:  в верхнем углу карточки вы видите круг.

- Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь.

-  Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму.  Критерий оценки – правильность подбора значения неизвестного числа и оформление записи.

Вывожу ответы по вариантам  на экран.

 Слайд 9

- Если  нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым.

- Совпал ли ваш прогноз с результатом?

Отвечают:

- Решить примеры самостоятельно.

Прогнозируют результат и выполняют задание.

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по образцу.

Исправляют ошибки.

Самоанализ.  (Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил.  Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку).

Регулятивные УУД:

прогнозирование;

самоконтроль;

коррекция.

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество.

Личностные УУД: способность характеризовать и оценивать собственные действия.

7. Включение  в систему знаний и повторение.    

/4-5 мин/

Цель:

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

- Выберите себе то, которое для вас  более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его. Слайд 10:

1 уровень: Найди среди следующих записей уравнения, выпиши их и реши:

30 + х > 40    45 – а = 40        в + 20 = 40

2 уровень: Используя предложенные числа и математические выражения составь 2 уравнения и реши их:

14 + в,  19,  54 ,  х – 80

3 уровень: Реши задачу, используя для решения уравнение:

У Игоря было 15 тетрадей. 8 тетрадей были в клетку, остальные – в линию. Сколько тетрадей в линию было у Игоря?

Прохожу по классу, наблюдаю, какой уровень выбрал каждый из учащихся и кладу рядом с его работой фишку (цвет фишки – уровень сложности выбранного задания)

- Ребята, попрошу вас собраться в группы по цветам фишек. Проверьте своё решение с решением товарищей.

- Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом. Слайд 11

-Кто допустил ошибку? Почему?

Выбирают и выполняют задание.

Самостоятельная работа

Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки.

Сверяют решение с образцом на слайдах.

Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.

Познавательные УУД:

анализ с целью выделения главных признаков;

умение осознанно строить речевое высказывание  в устной форме;

выделение и поиск необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

умение достаточно полно и чётко выражать мысли; интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие.

Регулятивные УУД:

планирование;

контроль;

коррекция;

самооценка.

8. Рефлексия учебной деятельности.

/ 2-3 мин/

Цель:

Самооценка результатов деятельности, осознание каждым ребёнком метода построения границ применения нового знания..

- Вспомните девиз нашего урока. Слайд 2

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.

- Какая тема нашего урока?

-- Помните ли вы, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Тогда скажите,  что же такое уравнение?

- А что значит решить уравнение?  

- Достигли мы успеха?

Чтобы вы ничего не забыли - домашнее задание: стр. 81, под красной чертой.

- Посмотрите. Возникли ли у вас вопросы?

Проговаривают девиз урока.

« С малой удачи начинается большой успех».

- Уравнение.

- Узнать, что такое уравнение и научиться его решать способом подбора.

-Отвечают.

-Достигли.

Записывают задание в дневники.

Регулятивные:

 оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

 умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

умение  аргументировать свои высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составные уравнения. (Урок открытия нового знания. 3 класс. Образовательная система "Школа 2100")

Урок открытия нового знания. 3 класс. Образовательная система «Школа 2100»...

Урок математики Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями Тип урока: Урок «открытия» нового знания 4 класс (Система Л.В. Занкова)

Данный урок способствует организации действий учащихся, направленных на усвоение умения решать примеры на умножение многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями через письменное решение с запис...

Презентация к уроку математики 2 класс. Тема: Уравнение. Решение уравнений способом подбора.

Урок дает учащимся представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную....

Сценарий урока "открытия" нового знания 1 класс

Представлена  подробная  технологическая  карта  урока "открытия"  нового  знания  1 класс по теме "Письмо  заглавной и строчной  буквы Х, х...

Конспект урока открытия новых знаний 1 класс

Конспект урока открытия новых знаний (ОНЗ) в соответствии с требованиями ФГОС НОО 1 класс программа «Начальная школа 21 века». Учитель начальных классов: Балашова Вера Васильевна...

Технологическая карта урока открытия новых знаний. Математика - 3 класс.Тема :"Площадь прямоугольника".УМК "Школа России".

Дана разработка технологической карты урока математики в 3 классе. Тема: "Площадь прямоугольника". Тип урока: "Открытие новых знаний". УМК "Школа России"....

Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Школа России". Тема: "Уравнение. Решение уравнений способом подбора."

Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Школа России". Тема: "Уравнение. Решение уравнений способом подбора."...