Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках математики
статья по математике (4 класс)

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Остапенко Вера Андреевна, учитель начальных классов

МБОУ Рассветовской СОШ

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках математики

 Я, учитель начальных классов, основной целью своей работы  считаю: «Общее развитие каждого ребенка в единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного». Последние 5 лет я продолжила работу над темой: «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках математики».

Психолого-педагогическое обоснование актуальности поисково-творческой работы.

        Учащиеся 1-4 классов, дети 6-10 л. имеют возбудимость в достаточно высокой степени. У них интенсивно хотя и неравномерно развиваются психические процессы. Восприятие является по определению психологов, свежим, широким и острым (хотя и мало дифференцированным). Лучшие всего у них развито непроизвольное внимание, направленное на всё новое, неожиданное, яркое, наглядное (хотя и оно неустойчиво из-за слабых тормозных  процессов).

К началу занятий в школе у детей очень живое воображение, с характерными чертами необузданной фантазией. Младшие школьники очень эмоциональны, им присуще длительное устойчивое, радостное и бодрое настроение.

Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны. Дети с удовольствием занимаются на уроках по предметам эстетического  цикла (рисование, лепка, музыка). Исходя из этого характеристики особенностей психических (познавательных) процессов, данных в книге Л. М. Фридмана, К. Н. Волкова «Психологическая наука - учителю» (М. 1985 г.), и из личного опыта наблюдений, общения, сотрудничества с детьми младшего школьного возраста в течении 40 лет, я могу понять причины внешней активности детей в образовательном процессе; желание быть первым, быстрее всех поднять руку, выкрикнуть ответ – это ещё не показатель мыслительной активности, которая определяет значимость учебных задач для ребёнка интерес не только к яркой внешней стороне учебного процесса, но и к самому содержанию учения (к материалу и способам добывания информации).

Поэтому меня давно интересует проблема развития активности в «мыследеятельности», считаю постоянным атрибутом в конструировании урока поиск, обдумывание методических приёмов, применение которых позволило бы активизировать мыслительную деятельность моих учеников.

На ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины.

Задачи которые я поставила в изучении проблемы:

  1. Создание ситуации успеха, психологического комфорта в учёбе и условий,  обеспечивающих развитие интеллектуальных качеств.
  2. Преодолеть слабость произвольного внимания в этом возрасте можно если менять в течение урока содержание работы учащихся делать краткие паузы на занятиях.
  3. Необходимо постепенно увеличивать объём словесно логической, смысловой         памяти.
  4. Уделять внимание работе детского воображения, ставить задачу постепенного развития и совершенствования воссоздающего воображения, т. к. мышление и воображение тесно связаны. Чтобы активизировать мыслительную активность детей, необходимо заниматься развитием творческого воображения, организовывать учебные ситуации, когда на основе переработки прошлого опыта создаются новые образы.

Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требование самой жизни, определяющие во многом это направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Реализация данного направления нашла своё практическое отражение в осуществлении развивающего обучения, основной характеристикой которого является активность и самостоятельность учащихся во всех видах учебной работы.

Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую должен решать учитель.

Интенсивное продвижение детей в развитии достигается в процессе всей учебно-воспитательной работы: в приобретении знаний, в овладении навыками, в формировании побуждения к учению.

Средством, позволяющим организовывать целенаправленную и систематическую работу над развитием учащихся в процессе обучения математике, являются учебные задания. Выполняя их, учащиеся овладевают новыми знаниями, приёмами умственной деятельности закрепляют и совершенствуют умения и навыки.

Одной из центральных задач начального курса математики является формирование у учащихся прочных и сознательных вычислительных навыков. Навык формируется в процессе многократных упражнений, тем не менее при выполнении тренировочных упражнений не следует ослаблять работу над развитием учащихся. Этого можно достигнуть, используя в процессе обучения такие задания, которые побуждают учащихся не только к воспроизведению, но и требуют наблюдения, анализа, сравнения.

В 1 классе предлагаю такие задания:

Продолжи ряд чисел

2, 4, 6, 8, …  …  …

1, 4, 7, 10, … … …

Чем отличаются и чем похожи данные фигуры.

Где квадратов больше справа или слева.

Чем отличаются и чем похожи данные выражения

2+5                3+2                6-3                8-3

2+6                4+2                7-3                9-4

Найди результат, пользуясь решенным примером

3+5

3+6

3+7

3+8

В процессе изучения нумерации чисел очень часто предлагают сравнить два числа, например 15 и 45. И сколько разнообразных ответов можно услышать. Для выполнения таких заданий ученики должны уметь устанавливать взаимосвязь между числами, проявлять наблюдательность. А это способствует не только осознанному усвоению материала, но и умственному развитию. Во II классе даю такие задания что сходного и различного вы находите в примерах 15+19=34                15+9=24

В чём сходство и различие пар чисел.

18 и 88                46 и 14

В заданиях такого характера ученик должен прибегнуть самостоятельно к наблюдению, проанализировать полученные данные и их обобщить.

Как изменится сумма в данных примерах? Как изменится слагаемое

17+9=26                17+10=27                17+11=28                17+12=29

Чтобы ответить не этот вопрос, нужно сравнивать, только тогда можно установить закономерность изменения суммы.

Перепишите числа в порядке возрастания. Вставьте недостающее число, чтобы каждое следующее было на 2 единицы больше предыдущего

                                17,21,13,25, …  …

Многие задания требуют от учащихся сообразительности, которая обусловливается системой знаний, а также общим развитием. Поэтому следующее задание более сложно, чем предыдущие.

Можно ли сказать не вычисляя будет ли ворожения в каждом столбике одинаковым?

(17+3)+7        (18+9) + 2

17+(3+7)        (18+2)+ 9

(17+7)+3        (10+2)+18

На сколько 44 меньше 81?

Ряд логических рассуждений должны сделать ученики на выяснение причинно-следственных связей в упражнения такого типа.

Почему изменяется значение суммы?

13+7+20        13+9=22        13+11=24        13+13=26

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - дидактическая игра. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает лучше усвоить учебный материал.

Использую очень многие игры, например «Помоги белке найти дупло», «Определи маршрут самолёта», «С какого цветка упала капля» и др.

Игровые и занимательные задачи способствуют воспитанию интереса к математике, развитию внимания, мышления.

Для развития активности и внимания провожу устный счёт с элементами игры.

Игра «Весёлый счёт»

  1. 15        

13                18        15

                11                

17                        16

12                11

- Назови и покажи всё число от 11 до 20 записанные черным цветом, а затем красным.

- Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные черным и красным цветом одновременно.

Задание

- Найди сумму всех чисел записанных красным цветом?

- Найди сумму всех чисел записанных чёрным цветом.

Найди сумму чисел, которые встречаются дважды.

        3        6        2

5                7        5

Во сколько раз >, < числа в Δ? На сколько >, < числа в кружке и т. д.

Из каких геометрических фигур составлены рисунки? Каких геометрических фигур больше в данном рисунке? На сколько больше?

В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют заниматльные задачи:

Две большие галки

Шли домой с рыбалки.

В сумке каждая из них

5 сельдей несла больших

Сельди засалили

Посчитать забыли

Сколько сельдей галки принесли с рыбалки?

При изучении сложения и вычитания чисел в приделах 100 отвожу на каждом уроке 10-15 мин на работу с заданием развивающим логическое мышление.

Для этого предлагаю такие задания:

  1. Заполни пропуски

  (+)=32

-•:•=1

        2) 54 * 6 = 27*3                поставить знаки

        134*133-13

  1. Исправь ошибки

        80 – 6 = 74                67 – 23 = 47

        52 + 14 = 62        24 + 30 = 27

  1. Сравни                 5 ц * 500 кг

                        4 дм 5 см * 5 дм 3 см

  1. Составь два квадрата из 8 палочек, из 7 палочек.
  2. Каких фигур больше? Δ или 4-х угольников.

  1. Поставь нужное число вместо    ?

  1. Запиши все числа, которые можно вставить в окошко, чтобы записать была верной

        761 < 67 +

         + 26 < 35 др.

  1. Сложи из палочек фигуру. Убери 5 палочек, чтобы осталось 5 квадрата. Найди 2 разных решения

  1. Сколько разных признаков у мальчиков

Продолжи закономерность

        

Существенное влияние на активизацию мыслительной деятельности оказывает создание проблемной ситуации, когда учитель ставит перед учениками такой вопрос, из которого они не могут выйти, т. к. у них не хватает для этого каких-то элементов знаний.

        Центральным в проблемной ситуации то неизвестное, которое должно быть раскрыто учениками, и те знания, которыми они обладают для решения поставленной проблемной задачи.

        Элементы проблемности на уроках математики в начальных классах могут иметь место при рассмотрении различных задач, упражнений.

  1. Постановка вопроса. У мальчика 5 руб. Карандаш стоит 3 руб. Хватит ли этих денег, чтобы купить карандаш?  

- На костюм расходуется 3 м. ткани. В куске имеется 13 м. Хватит ли этой ткани, чтобы сшить 5 костюмов?  (Подобные задачи – вопросы побуждают детей учиться правильно считать).

2. Когда задачу в два действия нужно преобразовать в задачу в одно действие и наоборот.

3. Преобразовать задачу в обратную.

        4. Даётся задача с недостающими данными или лишними.

        5. Решение задач разными способами.

        В проблеме, поставленной по задаче, должен быть элемент новизны, который возбуждает активность ученика и стимулирует его к поиску.

        В учебнике математике специально даются задачи, которые нужно решать параллельно на одном и том же уроке и использовать для постановки проблемы перед учащимися.

        Задачи из учебника математики для 1 класса, в которых есть слово дороже, но решаются по-разному.

        Тетрадь стоит 9 рублей, альбом на 3 руб. дороже. Книга стоит 16 руб., это на 7 руб. дороже красок.

        Варьирование условий задач в формирование приёмов поиска различных способов их решения путём постановки проблемных вопросов очень важны для развития активного и самостоятельного мышления учащихся.

        Разнообразная подача математического материала эмоционально воздействует на детей. Дополнительные сведения познавательного характера способствуют активности учащихся. С этой целью даю задания такого характера.

        - Наибольшая глубина Азовского моря 14 м, это в 160 раз меньше глубины Чёрного мор, которое на 1780 м глубже Балтийского моря. Определите наибольшую глубину Балтийского моря.

        - В водах океана в среднем на 1000 г. воды приходится 35 кг соли. В Азовском море солёность воды составляет 2/5 океанской. В Чёрном море в 1 кг воды на 4 г. больше соли, чем в Азовском. Узнайте, сколько граммов соли в 1 кг черноморской воды?

        - Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный 70 т. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе?

        В таких задачах заложена смена деятельности детей (они слушают, думают, отвечают на вопросы, считаю, находят значения выражений и их записывают, изучают интересные факты, это способствует расширению их кругозора, общему развитию и побуждает к самостоятельному познанию нового).

        Изложенная мной система работы по активизации мыслительной деятельности направлена на формирование умственных действий детей. Дети учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильные обобщения, учатся делать выводы. Использование на уроках математики опорных схем, таблиц, способствует лучшему усвоению материала, побуждает детей активнее мыслить.

        В результате систематической работы по активизации мыслительной деятельности учебная деятельность моих учащихся активизировалась, дети любят математику, качество знаний при переходе из начальной школы в среднюю сохраняется.

        Под влиянием моей методики развития мыслительной активности дети овладевают интеллектуальными операциями: умеют наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать; классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку, основанию; применять, переносить, кодировать знания в виде рисунков, схем; отвечать на тестовые задания и вопросы; объяснять, обосновывать, искать несколько способов, вариантов решения задачи.

        В учебном процессе на уроках математики используют технологии  интегрированного обучения, метод проектов, проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.

        Особое место в интеллектуальном развитии младших школьников на уроках математики занимает игровая деятельность. Игровая форма занятий, создаваемая на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступает как средство побуждения стимулирования учащихся к учебной деятельности.

        Для развития у обучающихся сознания значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий, развития у детей коммуникативной компетенции и развития исследовательских умений применяю метод проектов.

        Для формирования самоконтроля использую метод обучения в сотрудничестве. На уроке с применением данного метода возникает ситуация ответственности каждого ученика не только за результат своей части работы, но и за результат всей группы.

        Для решения проблемы развития каждого ребёнка используют многообразие организационных форм обучения. На уроке в зависимости от учебной задачи организую индивидуальные, групповые, фронтальные способы её решения или сочетание этих способов. Основные формы проведения уроков – диалог, что является и средством развития и средством воспитания школьников.

        Литература:

    1. Волина В.В.;  «Праздник числа»; М;1993г

    2. Мельникова Т.А., Математика 1-4, Развитие логического мышления.

        Комплекс упражнений и задач. Волгоград, 2013

    3. Чилингирова Л.; Играя, учимся математике. 1993.

    4. Жильцова Т.В., Обухова Л.А.;  Наглядная геометрия., Москва, 2004.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики в 3 классе

В материале  раскрыты теоретические основы развития интеллектуальных способностей младших школьников и представлена система работы  на уроках математики в 3 классе....

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Актуальность.         Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения (ФГОС)— средство обеспечения планируемого уров...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики...

Об интеллектуальном развитии младших школьников на уроках математики

Статья посвящена проблеме интеллектуального развития младшего школьника  на уроках математики.  Представлены пути решения задачи выявления способов интеллектуального развития младших  ш...

«Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики средствами игровой технологии».

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще мн...