Программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" (с КТП)
рабочая программа по математике (4 класс)

Мудрак Ольга Васильевна

Описание программы  - цели,задачи, планируемые результаты, содержание материала, КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika2ch.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»

     Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

     а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.

Задачи:

Обучающие: 

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
  • сформировать умение учиться.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
  • обучать различным приемам работы с бумагой,
  • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные: 

  • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
  • расширение коммуникативных способностей детей,
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной  деятельности «Занимательная математика»

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
  • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.
  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты:

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
  • Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Создание объёмных фигур из бумаги: цилиндр, куб, конус, четырёхугольная пирамида, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида.
  1. Содержание программы

№п\п

Тема

кол-во часов

Различные системы счисления

8  часа

Числовые головоломки.

10  часов

Геометрические фигуры.

10  часов

Логические задачи.

6 часа

Признаки  умножения и  делимости.

8 часа

Решение занимательных задач.

10 часов

Гимнастика ума

17 часов

                                              Всего

69 часов

  1. Содержание курса внеурочной деятельности.

Тема занятия

Содержание

занятия

План

Факт

1-2

 Вводное занятие «Математика – царица наук»

Определение интересов, склонностей учащихся

02.09

03.09

3-4

Различные системы счисления

Греческая и римская нумерация.

Цель – познакомить учащихся с миром различных чисел, с историей их открытия.

Иероглифическая система древних египтян, старинные системы записи чисел, римские цифры

09.09

10.09

5-6

Индийская и арабская система счисления.

Счёт и цифры индейцев Майя

16.09

17.09

7-8

Древнерусская система счисления

Древнерусская система исчисления, славянская нумерация

23.09

24.09

9-10

Эти удивительные числа

Двоичная система счисления. Перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления. Арифметические действия в двоичной системе счисления.

30.09

01.10

11-12

Числовые головоломки.

Числовые ребусы.

Цель – выработать у учащихся умение охотно и сознательно мыслить

Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить.

07.10

08.10

13-14

Галерея числовых диковинок. Решение старинных  задач.

Методы перебора и способы решения задач

14.10

15.10

15-16

Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана.

Использование знаково-символических средств для

моделирования ситуаций, описанных в задачах.

21.10

22.10

17-18

Знакомство с  числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение

числового кроссворда (судоку).

28.10

29.10

19-20

Арифметическая викторина.

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические

головоломки. Занимательные задачи.

11.11

12.11

21-22

Геометрические фигуры.

Треугольник, задачи с  треугольниками.

Цель – развитие пространственного воображения, математической интуиции, логического и аналитического мышления учащихся, стимулирование интереса к науке геометрия.

Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Задачи на построение замкнутых самопересекающихся ломаных. Исторические сведения о развитии геометрии.

18.11

19.11

23-24

Четырехугольники. Геометрические головоломки.

Сотни фигур из четырех частей квадрата, из семи частей квадрата. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля.

25.11

26.11

25-26

Знакомство с пространственными фигурами.

Различные способы складывания бумаги. Прямоугольный параллелепипед. Цилиндр.

02.12

03.12

27-28

Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур.

Решение разнообразных задач на измерения, вычисления и построения (учащиеся знакомятся с геометрическими объектами и их свойствами).

09.12

10.12

29-30

КВН «Занимательная геометрия».

Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка. Задания Незнайки.

16.12

17.12

31-32

Логические задачи.

Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание.

Цель – научить ребят решать не только конкретные задачи, но и помочь приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать незнакомые задачи.

Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное     количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.

23.12

24.12

33-34

Задачи на сравнение и на равновесие

Задачи по теме: «Сколько надо взять?» Задачи на отношения «больше», «меньше».

13.01

14.01

35-36

Задачи с многовариантными решениями.

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

20.01

21.01

37-38

Признаки  умножения и  делимости.

Признаки умножения.

Цель – познакомить учащихся со способами решения задач на делимость, предлагаемых на различных олимпиадах, сформировать умение проводить простейшие умозаключения.

Устанавливать делимость без выполнения самого  деления. Решение задач на использование признаков делимости.

27.01

28.01

39-40

Признаки делимости на 2,3,5,9.

Решение задач на использование признаков делимости. Задача на развитие воображения.

03.02

04.02

41-42

Признаки делимости на 4,6,8

Решение задач на использование признаков делимости. Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.

10.02

11.02

43-44

Конкурс  «Газета любознательных».

Проектная деятельность: конкурс на лучшую математическую газету

17.02

18.02

45-46

Решение занимательных задач.

Старинные задачи. Решение шутливых задач.

Цель – предоставить возможность проследить за развитием математической мысли с древних времен.  

Способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику.

24.02

25.02

47-48

Задачи от противного.

Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».  

03.03

04.03

49-50

Задачи  на движение по реке.

Геометрическая разминка. Логическая задача «Колумбово яйцо».

10.03

11.03

51-52

Задачки со сказочным сюжетом.

Зрительный диктант.  Игра «Не пройди дважды».  Игра «Пифагор».

17.03

18.03

53-54

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Топологические задачи. Пентамино.

31.03

01.04

55-56

Гимнастика ума.

Комбинаторные задачи.

Цель – формирование у учащихся первоначальных представлений о комбинаторике.

Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.

 Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений.

07.04

08.04

57-58

Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками.

Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.

14.04

15.04

59-60

Знакомство с принципом Дирихле.

Цель – сформировать понимание отличия интуитивных соображений от доказательства; развивать умение различать в задаче условие и заключение.

 Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.

21.04

22.04

61-62

Круги Эйлера. Решение задач.

Цель – сформировать понимание геометрических  схем, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления.

   Это новый тип задач, в которых требуется найти некоторое пересечение множеств или их объединение, соблюдая условия задачи.

28.04

29.04

63-64

Магический квадрат.

Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. Игра «Дорисуй из частей».

05.05

06.05

65-66

Знакомьтесь: Пифагор!

Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»; игра «У кого какая цифра»

12,05

13.05

67-69

Заключительное занятие    «Математическая  викторина».

Головоломки, ребусы, занимательные задачи.

19.05

20.05

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". "

Предлагаю полное планирование программы по внеурочной деятельности курса "Математика и конструирование" для 1-4 классов. Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, планируемые резуль...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Курс математика и  конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....

рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...