Математические диктанты в первом классе. Обзор и примерные математические диктанты.
консультация по математике (1 класс)

Статья. Математические диктанты в первом классе. Обзор и примерные математические диктанты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математические диктанты в  1 классе.

Кривоносова Т.И., учитель высшей категории МБОУ «Родионово-Несветайкая СОШ №7».

      Математические диктанты - одна из форм учебной работы. Используем мы их с целью проверки усвоения детьми математических понятий, сформированности их  вычислительных навыков. Если диктанты проводятся часто, то дети приучаются воспринимать их на слух. Ценность такого умения неоспорима,  она приводит к умению слушать. Математический диктант - одна из альтернативных форм контроля знаний, позволяющая участвовать в нём  всем учащимся сразу.

     Следует помнить, что м.д. проверяет не сообразительность ученика, а его знания. И если ученик надолго задумался, то и большая пауза не поможет, он просто не знает ответа, не знает материала. Единое требование  к содержанию м.д.- ответы на вопросы непременно показывать. Для этого очень важно  организовать проверку диктантов, учитывая, что  дети желают узнать как можно быстрее результаты своей работы. Сразу же, либо в конце урока, учителю следует показать верные ответы, тут же проводится коррекция ошибок. Поскольку у нас безотметочная система в первом классе , с целью формирования самооценки, использую «волшебную линеечку». Для оценивания  ученик  рисуют линеечку , напротив выполненной работы и ставит крестик на том  уровне, которого,  по его мнению, он достиг. При проверке диктанта я ставлю крестик красного цвета, где, по моему мнению, он должен находиться.

Если крестики совпали, обвожу крестик ученика кружком. Уже со 2 класса знакомлю детей с критериями оценок  м.д.,  и они могут сами оценить свою работу. Применяю и такую форму проверки: после слов «диктант окончен» ученики передают свою тетрадь не мне, а товарищу по парте. Теперь он сверяет ответы и ставит оценку. Предлагаю ученикам и такое задание на дом: составить текст диктанта по образцу. В тексты м. д. включаю простые задачи, а если будут составные, то с небольшими числовыми данными.

 Основное назначение м.д.- помочь учителю эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредоточиваться. Исход я из этих целей, использую следующие группы заданий: операционные, в которых нужно вычислять, решать задачи, выполнять преобразования, получив информацию на слух; логические, в которых требуется оценить истинность высказывания, для чего необходимо быть внимательным и сосредоточенным и направленные на  усвоение математической терминологии.

Проведение диктанта  можно организовать так:

1. Учитель читает вслух задания м. д. или начинает показ слайдов презентации. Уч-ся на листочках или в тетрадях записывают ответы.

 2. Прочитывать вслух задания диктантов могут отдельные учащиеся по указанию учителя. Это особенно полезно детям с недостаточной техникой чтения, а также тем, у кого преобладает зрительное восприятие.

3. Полезно время от времени в классе давать всем ученикам тексты диктантов для самостоятельной работы с ними (записав текст диктанта и на доске). Это важно для запоминания правописания математических терминов.

4. Математические диктанты можно давать и для домашней работы под руководством родителей. Это позволит каждому ученику дополнительно спокойно потренироваться в чтении математических текстов, не спеша разобраться в отдельных задачах, проверить свои знания.

       Введение в математический диктант элементов игры, нестандартных заданий помогает детям, интересующимся математикой, поддерживать и развивать интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает затруднения, – понять и полюбить ее.

Тема. «Сравнение предметов и групп предметов»

Цели. Проверить умение выполнять счет предметов; сравнивать предметы по различным признакам: цвету, форме, размеру; ориентироваться в пространстве (справа, слева, вверху, внизу); сравнивать группы предметов (меньше, больше, столько же).

                              Диктант 1

1. В верхней строке нарисуйте столько кружков, сколько помидоров нарисовано на доске (на доске нарисовано 6 помидоров). Раскрасьте третий кружок.

2. Слева нарисуйте 3 красных квадрата, а справа 1 зеленый треугольник.

3. Нарисуйте квадрат, а под ним круг. Раскрасьте ту фигуру, которая нарисована ниже.

4. Нарисуйте квадрат, треугольник и кружок так, чтобы треугольник был между кружком и квадратом.

5. Сколько орехов в пустом стакане?

                             Диктант 2

1. Нарисуйте справа на линии столько палочек, сколько на доске треугольников.

http://nsc.1september.ru/2006/16/10.gif_______________________

2. В квартире две комнаты. Из одной комнаты сделали две. Нарисуйте столько кругов, сколько стало комнат.

3. Продолжите закономерность по цвету:

http://nsc.1september.ru/2006/16/11.gif

к – красный, ж – желтый, с – синий

4. У Иры орехов больше 3 и меньше 5. Сколько орехов у Иры? Нарисуйте в рамке эти орехи.

5. Раскрасьте прямоугольники карандашами двух цветов так, чтобы 2 прямоугольника были одинаковыми, а 2 – разными.

http://nsc.1september.ru/2006/16/12.gif

6. У кошки было 3 черных и 2 серых котенка. Каких котят больше: серых или черных?

Запиши число в рамку.

                              Диктант 3

1. Нарисуйте в строке через клеточку 6 треугольников. Ниже начертите 8 палочек.

2. На наборном полотне выставлено 5 домиков. Обведите в тетради на 1 клеточку больше, чем домиков.

3. Аня жила ближе к школе, чем Валя. Кто из них жил от школы дальше?

4. Запишите  соседей числа 4.________

5. Обведите в строке столько клеток, сколько кругов выставлено на наборном полотне (9). Раскрасьте их так: третий – красным карандашом, а седьмой и девятый – синим.

6. Графический диктант.

http://nsc.1september.ru/2006/16/13.gif

7. Заштрихуйте квадрат горизонтальными линиями слева направо (квадрат дан на листочке).

Тема. «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».

Цели. Проверить  умение воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 и соотносить их с соответствующей группой предметов; сравнивать числа в пределах 10, читать простейшие математические записи вида 1 + 1 = 2 и др.; соотносить эти записи с конкретной иллюстрацией (рисунком); выполнять табличное сложение в пределах 10; представлять числа первого десятка в виде суммы двух слагаемых; решать логические и текстовые задачи в одно действие.

                               Диктант 1

1. Запишите цифрами числа: 1, 5, 7.

2. Мальчик поймал 2 рыбок и выпустил их в ведро. Потом он поймал еще 3 рыбок. Нарисуйте в рамке  столько рыбок, сколько всего рыбок стало в ведре.

3. В семье 4 детей: сестер столько же, сколько братьев. Сколько в семье сестер?

4. Запишите числа от 1 до 6.

5. Запишите числа от 9 до 4.

6. Заштрихуйте прямоугольник снизу вверх вертикальными линиями (прямоугольник дан на листочке).

                              Диктант 2

1. Назовите число, которое следует за числом 9; за числом 5.

2. К задуманному числу прибавили 1 и получили 7. Какое число задумали?

3. Какие числа пропущены, если сумма в каждом столбце равна 8?

1

2

 

 

 

 

5

4

4. Дорисуйте фигуры, чтобы количество элементов во множествах было равно.

5. У старика Хоттабыча борода длиннее, чем у доктора Айболита, но короче, чем у Карабаса Барабаса. Чья борода самая длинная?

6. Увеличьте: 9 на 1; 4 на 2; 7 на 1; 6 на 2.

                            Диктант 3

1. Первое слагаемое равно 4, а второе слагаемое равно 2. Найдите значение суммы.

2. Уменьшаемое равно 5, вычитаемое равно 3. Найдите значение разности.

3. Увеличьте 7 на 2.

4. Уменьшите 8 на 3.

5. Среди чисел каждой пары найдите то число, которое больше, и обведите его в ряду чисел красным карандашом: 9 и 8; 5 и 3; 1 и 4.

6. Найдите лишнюю по форме фигуру.

7. Соломинка выше Пузыря, а Лапоть ниже Пузыря. Кто выше: Лапоть или Соломинка?

Тема. «Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание»

Цели. Проверить умение читать и записывать числа от 0 до 20; выполнять табличное сложение и вычитание в пределах 20; представлять все числа от 2 до 20 в виде суммы двух слагаемых; решать текстовые и логические задачи в одно действие.

                                 Диктант 1

1. Запишите число, которое предшествует числу 12, 13...

2. Увеличьте 10 на 1.

3. Уменьшите 19 на 1.

4. Какое число меньше 15 на 1?

5. На сколько 12 больше 7?

6. Первое слагаемое 7, второе 4. Найдите сумму.

7. Сколько надо прибавить к 5, чтобы получить 12?

8. Чему равна сумма, если первое слагаемое 6, а второе 7?

9. В гараже было 5 машин, приехало еще 3 машины. Сколько машин стало в гараже?

                                Диктант 2

1. 10 – это 7 и еще сколько?

2. От какого числа надо отнять 5, чтобы получилось 7?

3. Найдите значение разности чисел 15 и 9.

4. Увеличьте 7 на 5.

5. Уменьшаемое 12, вычитаемое 8. Найдите разность.

6. У брата 5 тетрадей, у сестры столько же. Сколько тетрадей у брата и сестры вместе?

7. Гребенчатый тритон линяет каждые 7 дней. Сколько раз пройдет линька у тритона за 14 дней?

8. Запиши, чему равен х, если 7+х=11

                                 Диктант 3

1. Даны числа: 10, 3, 7. Запишите то число, которое является значением суммы двух других.

2. Даны числа: 15, 9, 6. Запишите то число, которое является значением разности двух других.

3. Запишите число, в котором 1 десяток и 3 единицы.

4. Разность чисел 5 и 3 увеличьте на 10.

5. Запишите число, которое меньше 12 на 1.

6. Когда из бидона взяли 3 литра молока, то в нем осталось на 7 литров больше, чем взяли. Сколько литров молока было в бидоне?

7. Бутылка с соком стоит 9 рублей. Пустая бутылка стоит 3 рубля. Сколько стоит сок?

8. Графический диктант.

http://nsc.1september.ru/2006/16/15.gif

Для создания диктантов использовался материал  из книги Максименко Н.А. «Математика: занимательные сказочные    экологические задачи на уроках в начальной школе». (Волгоград, 2006.)  Дидактический материал составлен на основе учебника «Математика», 1 класс, «Начальная школа 21 века», Вентана граф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка "Математическая цепочка. Математический диктант"

Очень удобно устный счёт на уроках математики заменять математической цепочкой. Математическая цепочка помогает организовать внимание детей, развивает навыки устного счёта, развить самоконтроль учащих...

Графический диктант для первого класса

На своих занятиях я использую этот графический диктант. Распечатайте на одной стороне листа диктант, а на другой анализ результатов. Получается бланк для ребёнка, а на другой стороне готовый  рез...

Примерный список того, что должен знать ребенок, поступающий в первый класс

При поступлении в 1 класс многих родителей интересует, что должен знать ребенок, поступающий в первый класс...

Примерные тексты диктантов для 2 класса (Школа России) 1 полугодие

Материал полезен для обобщения тем и в конце четвертей или семестра...

Примерная социально - психологическая характеристика ГПД первого класса

Особенности составления социально-психологической характеристики группы продленного дня для первого класса...

Примерная социально-психологическая характеристика группы продленного дня первого класса

Особенности составления социально-психологической характеристики ГПД первого класа...

Примерный план математического кружка в 4 классе

В данном документе представле примерный план математического кружка в 4 классе "Юный Пифагор"...