Урок математики в 1 классе по теме: Название чисел при вычитании.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Фадюшина Лариса Петровна

Цели урока: 
1. Познакомить с названием чисел при действии вычитания. 
2. Учить пользоваться соответствующей терминологией: «уменьшаемое, вычитаемое, разность», «минус». 
3. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение. 
4. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 е классе.

10 февраля, понедельник, 2020г.

Тема урока: Название чисел при вычитании.

Тип урока: урок введения нового знания. 

Цели урока: 
1. Познакомить с названием чисел при действии вычитания. 
2. Учить пользоваться соответствующей терминологией: «уменьшаемое, вычитаемое, разность», «минус». 
3. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение. 
4. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество. 

Задачи:

- познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:

- регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

- познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять самоконтроль, взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.
Ожидаемые результаты: 
- учащиеся должны знать названия компонентов и результата действия вычитания, уметь читать разности чисел, пользуясь математической терминологией; 
- повышение активности на уроках; 
- улучшение результатов обучения. 

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические. 

Педагогические технологии: 
- личностно – ориентированного обучения; 
- объяснительно – иллюстративного обучения; 
- словесной продуктивной и творческой деятельности; 
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

- здоровье сберегающего обучения (физминутки, правила посадки)

Формы организации деятельности детей: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Оборудование: учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1

класс, часть 2; компьютер, мультимедийный проектор; карточки для самостоятельной

работы, презентация, тетради рабочие.

Ход урока

1слайд

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Тут задачи и примеры,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи-
За работу, в добрый час!

- Скажем девиз урока: Математика – гимнастика ума!

- Попробуем вместе тему урока определить.

- Кто догадался по какой теме будем работать на уроке? (Название чисел при вычитании)

- Какие задачи поставим? Чему будем учиться на уроке математике?

2. Сообщение темы и целей урока

Думать, решать, смекать,

Логически размышлять,

В тетради красиво писать,

В паре и группе работать успевать,

Правила запоминать,

Знания крепкие добывать!

Научиться правильно называть числа при вычитании!

- Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа при вычитании, будем решать весёлые задачи и примеры.

- Все вы помните сказку «Теремок». Скажите, что случилось в конце сказки? (медведь сломал домик, и все звери разбежались)

- Так вот медведю стало стыдно, и он построил новый дом. Но чтобы собрать всех зверей в теремок нужно выполнить задания. И так начинаем.

2 слайд

3. Каллиграфическая минутка

Мы тетради свои откроем,
И с наклоном их положим.
Сядем ровно, не согнёмся, 
За работу мы возьмёмся.

От первой точки записываем число – 10 февраля.

От второй слова - классная работа.

На минутке чистописания сегодня дежурит цифра, догадайтесь сами.

- Прописываем цифру 7.

- Состав числа 7 повторим, у доски Женя Тофан.

- А познавательное стихотворение С. Маршака про число 7 прочитает Д. Гнатенко.

Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у вас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь — приятель ваш.

3 слайд

4. Устный счёт

  - Кого же первого мы заселим в наш теремок? Отгадайте загадку

А) Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки. (мышка)

 - Она принесла нам карточки для некоторых ребят (Егор, Саша, Вася, Маша, Даша, Вероника) и весёлые задачи.

  • Ну-ка сколько здесь ребят на горе катается? Трое в саночках сидят, один дожидается.
  • Четыре зайца шли из школы и вдруг на них напали пчёлы. Два зайчика спаслись едва, а сколько не успело?
  • Семь малюсеньких котят, что дают им – всё едят. А один сметаны просит, сколько же котят?

4 слайд

Б) Зелёная, скользкая, в траве затерялась? (лягушка-квакушка)

 - Составим задачу по картинке. (На солнышке грелись 5 лягушат. Из пруда выплыли ещё 2 лягушонка. Сколько стало всего лягушат?) Каким выражением можно записать решение задачи? Какие ещё два равенства можно вывести из данного?

5 слайд

В) Добродушен, деловит, весь иголками покрыт. Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель… (ёжик)

Игра «Доброе утро!» (Дети закрывают глаза, «спокойной ночи». Читаю пример. «Доброе утро». Открывают глаза и говорят ответ).

2 + 8 =

10 – 7 =

9 – 5 =

4 + 3 =

0 + 7 =

6 слайд

Физминутка (8.57)

7 слайд

5. Новая тема

 - На какие 2 группы можно разделить примеры, которые мы сейчас решали? (примеры на сложение и вычитание)

- Как называются числа при сложении? Какое правило о взаимосвязи компонентов сложения мы знаем? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое)

- А сейчас мы узнаем, как называются числа при вычитании.

- Посмотрите, как теремок. Сколько птиц сидит на крыше? (5)вывешиваю на доску число 5.

- 2 птицы улетели. (вывешиваю на доску). Сколько осталось? (3)

- Составим выражение. (5-2=3) Какой знак поставим? Кто сможет прочитать?

А сейчас мы научимся грамотно читать. (математически)

5-уменьшаемое (число, из которого вычитаем, уменьшаем).

2-вычитаемое (число, которое вычитаем).

Разность равна 3 или: разность чисел 5 и 2 равна 3. (читаем хором, по одному).

8 слайд

Б) Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной и стоит среди травы – уши больше головы? (заяц)

Решаем 2столбика примеров, записываем в тетрадь и проверяем друг у друга, называя компоненты вычитания по очереди.

7 – 5=

6 – 4=

7 – 6=

5 – 2=

8 – 7=

6 – 3=

- Послушаем несколько человек, кто готов вслух прокомментировать равенства на вычитания.

9 слайд

6. Работа над задачами

Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост – краса, кто же это? (лиса)

Надо решить задачу! Прочитает вслух Оля Окунева.

Записываем в тетрадь решение и ответ. Читаем пример с названием новых компонентов.

10 слайд

- Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (волк)

- Волк хочет узнать, как вы запомнили название чисел при вычитании, сможете ли вы записать выражения и решить их. Каждой группе по карточке. Кто сколько успеет.

4группы 

Групповая работа. (Дети по очереди озвучивают примеры, называя компоненты)

Уменьшаемое 9, вычитаемое 5. Найти разность. (9-5=4)

Уменьшаемое 10, вычитаемое 8. Найти разность. (10-8=2)

Уменьшаемое 8, вычитаемое 6. Найти разность. (8-6=2)

Уменьшаемое 8, вычитаемое 2. Найти разность. (8-2=6)

11 слайд

7. Итог урока

- Дети, мы сегодня выполнили цели урока? Чему учились?

- Как называются числа при вычитании? Отвечают хором!

Медведь каждому за работу на уроке принёс угощение – поощрение орешки – смайлики. Вы молодцы! (Командиры групп раздают смайлики    Костя, Арлан, Оля, Даша).

- Кому было трудно постройте только фундамент теремка (Руки на парте)

- Кто не всё понял, но работал старательно, постройте только стены своего домика (Руки подняты вверх)

- Кто доволен своей работой и всё понял на уроке, постройте каждый свой теремок и ходите друг к другу в гости (руки домиком).

8. Рефлексия

Спасибо за старание.
Ведь главное – желание,
А навыки и знания
С годами к вам придут.

Прозвенел звонок с урока –
Поиграть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда.

12 слайд

Дети уходят на переменку и танцуют, объединяясь в один общий теремок.

Самоанализ урока

            Все методы, приемы обучения, форма организации учебно-познавательной деятельности, средства обучения обеспечили выполнение дидактических целей.

           Содержание учебного материала было направлено на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

            Все этапы взаимосвязаны между собой. Использованные методы и приемы обеспечили рациональное распределение рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся. На уроке присутствовала атмосфера сотворчества и сотрудничества.

           Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формируют собственное мнение и позицию, используют устную речь для регуляции своего действия.

           Все задания урока позволили работать над формированием общеучебных умений, навыков (ОУУН) (учебно-познавательных, учебно-коммуникативных, учебно-организационных, учебно-информационных, личностные).

          Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий и дифференцированного подхода в обучении, благодаря которым обеспечивается формирование учебно-информационных ОУУН и наиболее комфортный для ребёнка канал приёма информации (модальность – для учителя очень важный параметр, определяющий способ подачи материала и формы самостоятельной работы ученика), с этой целью на уроке применялась мультимедийная компьютерная презентация и осуществлялся дифференцированный подход в подаче учебного материала.

           Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровье сберегающие технологии: физкультурная пауза.

           С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к изучению математики, чувства коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.

            Активная работа, результаты рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоении темы. Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. Все поставленные задачи урока удалось реализовать.


                                                   Структура урока 

1.Психологический настрой учащихся. Организационный момент. 
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. 
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. 
                                  Девиз урока: Математика – гимнастика ума!

2.Актуализация знаний учащихся. 
-Урок начнём с устного счёта: 
Назовите предыдущее число числа 7(6), 5(4), 3(2).

Назовите последующее число числа 8(9), 4(5), 7(8).
Какое число стоит между числами 1 и 3? (2); 7 и 9? (8) 
Повторим состав чисел. Каждый из вас в парах работает с карточкой №1 «Домики». 
(под музыку дети заполняют окошки в домиках, вспоминают состав чисел 10, 8, 9, у доски одна пара выполняет задание)

-Кто не ошибся? 
-Какую работу выполняли? Для чего? 
(Повторяли предыдущее и последующее числа; состав чисел; 
Состав числа нужно хорошо знать для того, чтобы не ошибиться при сложении чисел) 

3.Физминутка для глаз 
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. 
2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. 

4.Постановка учебной задачи. 
Слайд № 7 
-Сосчитайте количество самолётов. 
(Самолётов 6) 
-Самолёты поднялись в воздух и улетели. Сколько улетели? 
(Улетели 2 самолёта) 
-Какое выражение можно записать? 
(?) 
(В классе кто-то из детей может правильно сказать 6-2) 
-Сегодня мы будем говорить о новом математическом действии «вычитании». С этим действием вы сталкиваетесь в своей жизни каждый день: убираете игрушки, делитесь конфетами, моете посуду и т.д.) 

-Записать выражение на ВЫЧИТАНИЕ можно следующим образом 6-2. 
-Что обозначает каждое число? 
(6 - столько самолётов было; 
2 – столько самолётов улетело.) 
-Знак «-» минус – знак вычитания. 
-Кто из вас сможет составить выражения на действие вычитания? 
(Составление детьми: 8-6; 3-1; 9-6 и т.д.) 
-Кто понял, что такое вычитание? 
(Когда предметы убирают) 
-Что скажете про количество предметов? 
(Предметов становится меньше) 
-Сколько осталось самолётов? 
(Самолётов осталось 4) 

Слайд № 8 
-Такие выражения называются разностью чисел. Скажем хором! 
(Разность чисел) 
-А как же называются числа при вычитании? 
-Число, из которого вычитаем называется … 
(Уменьшаемое) 
- Число, которое вычитаем называется…. 
(Вычитаемое) 
-Результат действия вычитания… 
(Значение разности) 

5. Физминутка. 
Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия мартышек: 

Мы - веселые мартышки, 
Мы играем громко слишком. 
Все ногами топаем, 
Все руками хлопаем, 
Надуваем щечки, 
Скачем на носочках. 
Дружно прыгнем к потолку, 
Пальчик поднесем к виску 
И друг другу даже 
Язычки покажем! 
Шире рот откроем , 
Гримасы все состроим. 
Как скажу я слово три, 
Все с гримасами замри. 
Раз, два, три! 

-Прочитаем выражение 6-2=4 по-разному. Слайд № 9 
( 6 минус 2 получится 4; 
из 6 вычесть 2 равно 4; 
разность чисел 6 и 2 равна 4; 
уменьшаемое 6, вычитаемое 2, значение разности 4.) 

6.Первичное закрепление. Работа с учебником с. 88. 
-Рассмотрите иллюстрацию, расскажите, что делают Маша и Миша? Что обозначают все круги над картинкой? 
(Маша убирает цветы из вазы. Круги обозначают количество цветов, их было 5) 
-Почему круги зачеркнули? 
(Маша убирает 2 цветка, их количество становится меньше) 
-Какое это действие? 
(Вычитание) 
-Какое выражение можно записать по данному рисунку? 
(5-2=3) 
-Что обозначает каждое число? 
(5 это столько было цветов; 
2 столько цветов убрали; 
3 это столько осталось цветов) 
-Прочитаем по-разному данное выражение, пользуясь памяткой. 
( 5 минус 2 получится 3; 
из 5 вычесть 2 равно 3; 
разность чисел 5 и 2 равна 3; 
уменьшаемое 5, вычитаемое 2, значение разности 3.) 
(Аналогично разбирается соседний рисунок) 

7.Итог урока. Рефлексия. 
- С чем познакомились? 
(Познакомились с действием вычитания) 
-Чему учились на уроке? 
(Учились составлять, читать и записывать выражения на вычитание) 
-Что узнали нового? 
(Узнали, как называются числа при вычитании) 

Продолжите мои предложения: 
-Я понял, что… 
-Было интересно… 
-Было трудно… 
-Мне захотелось… 
-У меня получилось… 
-На следующем уроке мы… 

-Спасибо всем за урок. Молодцы!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математике 2 класс на тему "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Закрепление"

Интегрированный урок математике во 2 классе на тему: "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Закрепление."Тип урока: Игра - путешествие....

Конспект урока по математике в 1 классе. Тема "Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)"

Тема урока: Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей Цель: учить названию чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, раз...

Технологическая карта урока математики 2 класс на тему: Название компонентов и результата умножения

конспект урока математики 2 класс -Название компанентов и результата умножения...

урок по математике в 1 классе по теме "Название компонентов при вычитании"

Технологическая карта урока по математике в 1 классе по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность" - знакомство с названиями компонентов при вычитании"...

Урок математики. 1 класс. УМК «Школа России» Тема: Название чисел при вычитании.

Урок математики. 1 класс. УМК «Школа России» Тема: Название чисел при вычитании....

Презентация к уроку математики 2 класс на тему "Название компонентов деления"

Урок-презентация по математике 2 класс на тему "Название компонентов деления".Дети в игровой форме повторяют пройденный материал и узнают новый....

Презентация к уроку математики 3 класс по теме: "Образование и название трехзначных чисел"

В материале содержится презентация к уроку математики 3 класс...