урок по математике в 1 классе по теме "Название компонентов при вычитании"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Смарж Елена Юрьевна

Технологическая карта урока по математике в 1 классе по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность" - знакомство с названиями компонентов при вычитании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_1_klass_konspekt.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «КОЛЮБАКИНСКАЯ СОШ»

РУЗСКИЙ РАЙОН МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Открытый урок по математике в 1 классе.

Автор:Смарж Елена Юрьевна, учитель начальных классов

         Предмет: Математика  (Учебник №2, стр. 29. Тетрадь №2, стр.16)                

Класс: 1 класс

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного обучения)

Тема

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Цели

Образовательные: Познакомить с названиями компонентов при вычитании.

Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умение выполнять устно и письменно арифметические действия.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, самостоятельной работе.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;

 выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 7).

Личностные:

Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике.

Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану.

Средства формирования этих действий: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средства формирования этих действий: технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;  

выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 

Средства формирования этих действий: учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД

Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их;

Средство формирования этих действий: технология проблемного диалога.

 Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.  

Средства формирования этих действий: организация работы в парах

Оборудование:

 учебник «Математика» Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.1 класс 2 часть;

рабочая тетрадь к учебнику «Математика» Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.1 класс 2 часть;

набор цифр и моделей чисел

Ход урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации

Формируемые ууд

Промежуточный контроль

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала.

Поприветствовать детей. проверить готовность детей к началу урока. Эмоционально настроить обучающихся на учебную деятельность.

слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

фронтальная, индивидуальная.

Л-принятие образа «Хорошего ученика», развитие интереса к математике.

К- Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им;

наблюдение учителем за организацией детьми рабочего места.

II.Актуализация знаний

(проблемно-диалогическая, игровая, мультимедиа технологии;

методы – опрос, демонс) Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  1. Устный счет.

2.Самостоятельная работа.

СЛАЙД № 3

1. Устный счёт. (5 мин)

   Покажите   ответ:

 Увеличь  на 2:

 8    7    6   3    5

СЛАЙД № 4

 Уменьши на 2:

 4    6    2    5    10

СЛАЙД № 5

   2.Игра «Гол-мимо»

4-1=3      6+2=8    

5-4=1     5+2=7

9-5=4     3+6=9

-У вас такие же примеры на парте, как у меня на доске.

-Решите их и подпишите ответы.

1.Выполняют задания (устные ответы показывают с помощью веера цифр)

2.Выполняют вычисления, подписывают ответы на листочках с примерами.

(2 уч-ся у доски соединяют примеры с числами по бокам)

фронтальная, индивидуальная.

Л- развитие интереса к математике.

К- Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; Слушать и понимать речь других.

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

уважительно относиться к позиции другого;

П- Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

ориентироваться на странице в учебнике ;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

 

Устные ответы, наблюдения учителя, выполнение задания.

III.Самоопределение к деятельности.

- На какие две группы можно разделить примеры, записанные на мячах?

-Разложите в два столбика.

СЛАЙД № 6

-Поднимите руку, у кого также, как у меня?

-Сколько примеров на сложение?

-Прочитайте пример вместе с ответом по-разному.

-Сколько примеров на вычитание?

-Прочитайте пример вместе с ответом по-разному.

-Можно ли их прочитать, используя термины, как в сложении?

-Попробуем? Получилось?

-Примеры на сложение и вычитание.

выкладывают в два столбика таблички с примерами.

(3+6=9; 3 плюс 6 равно 9; 3 увеличить на 6 получится 9; 1 слаг.3, 2 слаг,6, сумма равна 9.)

(5-4=1; 5 минус 4 равно1; 5 уменьшить на 4 получится 1)

        

Пробуют прочитать, испытывают затруднение.

фронтальная, индивидуальная

Выявление места и причины затруднения

Цель: обсуждение затруднений

устная работа

СЛАЙД №

- Почему не получилось? (Выявить причину затруднения)

- Значит, чего мы ещё не знаем?         

- На какой вопрос нам предстоит ответить?

Как называются числа при вычитании?

фронтальная

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Значит, какая тема нашего урока?

СЛАЙД №

Цель:  узнать и запомнить названия компонентов при вычитании;

Определяют цель урока и задачи

фронтальная

Работа над новым материалом

СЛАЙД №

(Учитель вывешивает на доску рисунок, на котором нарисована ветка. На ней 4 яблок, а 2 оторвались. Всего на рисунке 6 яблок.) Составьте задачу.

-Сколько яблок было на ветке сначала? (6)

(Учитель выкладывает на полотно цифру 6.)

-Сколько яблок оторвалось? (2)

(Учитель выкладывает цифру 2.)

-Какой знак поставим в выражении? (Минус.)

-Сколько яблок осталось? (4.)

-Прочитайте первое равенство, которое получилось, используя термин «уменьшить на…». (6 уменьшить на 2, получилось 4.)

-Какое число мы уменьшали? (6.)

-Как, по-вашему, может называться это число, которое уменьшали?

-Оно называется УМЕНЬШАЕМОЕ

-Какое число вычитали? (2.)

-Как, по-вашему, может называться это число, которое вычитали?

-Оно называется ВЫЧИТАЕМОЕ.

-Что в результате получилось? (4.)

-Результат вычитания называется РАЗНОСТЬ.

-Прочитайте равенство, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».

-Какая тема урока?

СЛАЙД №

(На стенде вывешиваются названия чисел)

- Ну, вот вы сделали свои предположения.

-Давайте ещё раз послушаем объяснение.

СЛАЙД №

(мультфильм)

фронтальная работа

Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания

Устная работа.

Повторение названия компонентов при вычитании.

СЛАЙД №

-Ещё раз повторим: 10-6=4

 - Как называется самое большое число в записи? (1 число)

 - Как называется число, которое вычли? (2 число)

 - Как называется число, которое получили в ответе? (результат)

 - Что ещё называется разностью?

СЛАЙД №

ИГРА «ДА» или «НЕТ»

-Я буду читать высказывания и показывать на числа. Если это высказывание верно, то вы хлопаете в ладоши, если нет, тогда встаёте.

(4-1=3;

1 – это вычитаемое, (ДА)

 4- это сумма, (НЕТ)

4 – это уменьшаемое (ДА)

3- это разность, (ДА)

4-1 – это разность, (ДА)

9-3=6

6 – уменьшаемое, (НЕТ)

6 –это разность (ДА)

3 – это разность (НЕТ)

9 – это вычитаемое (НЕТ)

9 – это уменьшаемое (ДА)

уменьшаемое

вычитаемое

разность

Сам пример

- Если это высказывание верно, то хлопают в ладоши, если нет, тогда встают.

фронтально-индивидуальная

Практическая деятельность

(проблемно-диалогическая технология; методы – опрос, практикум, самостоятельная работа.)

1.Работа в тетради с печатной основой

Стр. 16, №1

2.Работа по учебнику.

стр.29.

3.Устная работа.

Повторение названия компонентов при вычитании.

СЛАЙД №

-Откройте тетради, найдите задание №1.

-Равенства, в которых пропущены уменьшаемые, вставить числа красным цветом, а равенства, в которых пропущены вычитаемые, - синим.

(1 столбик вместе)

-Запишите пропущенные числа.

СЛАЙД №

- Откройте учебник стр.29

 -Прочитайте задачу №2.

-Запишите решение задачи.

-У кого такая же запись как у меня?

-Как называются числа 6,4,2?

-Как называется выражение 6-4?

-Прочитайте равенство, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» разными способами.

-Ещё раз повторим:

 - Как называется самое большое число в записи?

 - Как называется число, которое вычли?

 - Как называется число, которое получили в ответе?

 - Что ещё называется разностью?

открывают тетради с печатной основой

самостоятельно выполняют задание 2-3 столбика

Читают задачу, самостоятельно решают и записывают в тетрадь.

Читают выражение с использованием терминов «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»

(уменьшаемое 6, вычитаемое 4, разность 2; разность чисел 6 и 4 равна 2)

уменьшаемое

вычитаемое

разность

Сам пример

фронтальная работа

индивидуальная

фронтально-индивидуальная

П-осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию.

Р-осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую само регуляцию при возникновении затруднений.

К-выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; используют критерии для обоснования своего суждения.

Л-осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваемого содержания.

Итоги урока. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

СЛАЙД №

- Вот и подошёл к концу ещё один урок.

         -Какую цель ставили?

-Оцените свою работу с помощью «Светофора»

Кто всё понял и запомнил –зелёный

не всё понял-жёлтый, ничего не понял и не запомнил – красный.

-Какие трудности возникли? Почему?

Узнать и запомнить названия компонентов при вычитании.

Поднимают сигнальные карточки разных цветов (красный, жёлтый, зелёный)

фронтально-индивидуальная

П-ориентируются в своей системе знаний.

Р-оценивают собственную деятельность на уроке.

Л-проявляют интерес к предмету.

Устные ответы