Урок по математике 3 класс по теме: «Компоненты арифметических действий»
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Упорова Олеся Юрьевна

Цели:

• развивать внимание, логическое мышление учащихся, наблюдательность, способность видеть различные варианты решения задач, классификации примеров, способность сравнивать, самостоятельно проводить анализ, делать выводы;

• создать условия для уяснения зависимости компонентов от значения арифметического действия при классификации и при решении простых уравнений;

• закреплять умение составлять и решать уравнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_matematike_3_klass.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по математике 3 класс

Тема: Компоненты арифметических действий

Цели:

• развивать внимание, логическое мышление учащихся, наблюдательность, способность видеть различные варианты решения задач, классификации примеров, способность сравнивать, самостоятельно проводить анализ, делать выводы;

• создать условия для уяснения зависимости компонентов от значения арифметического действия при классификации и при решении простых уравнений;

• закреплять умение составлять и решать уравнения.

Оборудование: дидактический материал для устного счёта, карточки для самостоятельной работы, веер цифр и знаков арифметических действий, карточки контроля «Да» и «Нет».

Ход урока

I. Организационный момент.

– Мы начинаем наш урок.

– Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддержать товарища.)

II. Постановка цели и сообщение темы урока.

Игра «Живые числа».

Сейчас 11 ребят возьмут карточки с числами и построятся у доски. Контролёр станет около меня. («Числа» занимают свое место.)

– Числа, назовите себя. (Каждый из учеников, изображающих числа, называет себя: 10, 15, 18, 27, 44, 55, 62, 77, 82, 99, 100.)

- Контролёр, как ты думаешь, на какие группы можно разделить данные числа? Сейчас мы это узнаем у ребят. Я начну фразу, а вы закончите:

Числа делятся на... (чётные и нечётные; однозначные и двузначные).

Теперь я дам задание «числам», а контролер проследит, верно ли они его выполнили:

Двузначные числа, встаньте вдоль доски в порядке возрастания!

(«Числа» строятся. Число 100 оказалось «лишним».)

У ч и т е л ь (обращается к числу 100). Почему ты оказалось лишним?

Число 100. Потому что я трехзначное число, а не двузначное.

(«Лишнее» число и контролёр занимают свои места.)

Учитель (обращается к ребятам-числам). Переверните, пожалуйста, свои карточки - на обратной стороне записаны буквы. Что получилось?

10

15

18

27

44

55

62

77

82

99

К

О

М

П

О

Н

Е

Н

Т

Ы

(Получилось слово КОМПОНЕНТЫ.)

– Что такое компоненты? (Так можно назвать числа при сложении, вычитании, умножении, делении.)

Верно, так называются числа    участники арифметических действий: сложения, вычитания, умножения, деления.

– При выполнении каких заданий мы можем встретиться с математическими компонентами? (При решении задач, примеров.)

– Вы правы. О чём мы будем говорить на уроке, в чём упражняться?

Дети отвечают.

Действительно, тема нашего урока «Название чисел в записях действий». Мы будем упражняться в их правильном чтении и учиться их находить.

III. Чистописание.

– В чём мы упражняемся на чистописании? Для чего мы это делаем? (Мы упражняемся в письме цифр. Мы это делаем, чтобы правильно и красиво писать числа.)

Действительно, мы учимся красиво и правильно записывать цифры.

– Скажите, а чем отличается цифра от числа? (Цифр всего десять. Чисел множество. С помощью цифр записываются любые числа.)

Задание. Перепишите в тетрадь цифры, с помощью которых записаны все числа на карточках.

Запишите в тетради данные цифры в порядке убывания.

Проверка на слух. Взаимопроверка.

(1, 0, 5, 8, 2, 7, 4, 6, 9.)

(9, 8, 7, 6, 5, 4, 2, 1, 0.)

IV. Минутка теории.

1. Веер знаков арифметических действий.

а) Чтобы узнать, «сколько всего», нужен знак... (Дети показывают «+».)

б) Для того чтобы сравнить два числа, применяют знак... (Дети показывают «-».)

в) Чтобы увеличить число на несколько единиц, надо использовать знак... (Дети показывают «+».)

г) Чтобы уменьшить число на несколько единиц, надо... (Дети показывают «—».)

е) Чтобы увеличить число в несколько раз, используют... (Дети показывают знак «х».)

ж) Чтобы уменьшить число в несколько раз, нужен знак...

(«:»).

з) Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужен знак ... («:»).

2. Компоненты записей арифметических действий.

-  Повторим названия чисел в записях арифметических действий.

- Участники действия «сложение» называются... (слагаемые и сумма). Числа, которые складываются - ... (слагаемые). Результат сложения - ... (сумма).

- Участники действия «вычитание» называются... (делимое, делитель, частное).

И так далее.

- Как вы думаете, почему мы повторяем правила? (Нам пригодятся эти правила при решении примеров, уравнений, задач.)

Физкультминутка.

Учитель.        Поднимает руки класс.

Дети.                Это раз! (Поднимают правую руку).

Учитель.        Повернулась голова.

Дети.        Это два/ (Поворот головы влево.)

Учитель.        Руки вниз, вперед смотри.

Дети.          Это три! (Руки опустили вниз, смотрят вперед.)

Учитель.         Руки в стороны пошире.

Дети.          Развернули на «четыре»! (Руки в стороны.)

Учитель.         С силой их к плечам прижать.

Дети.          Это пять!

Учитель.          Всем ребятам тихо сесть.

Дети.            Это шесть!

V. Устный счет.

Ну-ка, в сторону карандаши!

Ни костяшек, ни ручек, ни мела.

Устный счет! Мы творим это дело

Только силой ума и души.

- Итак, пришло время устного счета.

1. «Цепочка».

1) Посмотрите на доску:

3 × 3 × 2 : 3 × 5 : 10 × 8 : 4 × 2 : 4 =

- Какое задание нужно выполнить? (Нужно решить цепочку.)

- Какие знания нам в этом помогут? Что повторим? (Повторим таблицу умножения. Она поможет нам решить цепочку.)

- Какая цифра нам не понадобилась для записи наших «живых чисел»? (Это цифра 3.)

2) Давайте вспомним таблицу умножения и деления на 3:

а) повторим таблицу умножения по порядку;

б) повторим таблицу деления в любом порядке.

3) Применим знания таблицы умножения и решим «цепочку».

4) Объясните вычислительный приём, который применяли. Дети отвечают.

2. Цифровой веер.

- Примеры читаем, ответ показываем.

78 – 26 =        32 + 49 =

56 + 34 =        36 – 19 =

24 + 9 =        100 – 75 =

3. Игра «Молчанка».

Учащиеся слушают задание. Ответ показывают при помощи веера.

1) Сумму чисел 3 и 2 увеличить в 3 раза.

2) Произведение чисел 2 и 10 уменьшить на 20.

-  Подведем итог. Что повторяли? В чем упражнялись? Когда пригодятся эти знания? (Мы повторят компоненты арифметических действий, таблицу умножения и деления. Эти знания пригодятся при решении задач, примеров.)

VI. Решение задач.

1. Математический диктант.

- Я буду диктовать задачу, вы будете решать и решение записывать в тетрадь.

1) Лошади различают 4 цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий), а кошки на 2 цвета больше. Сколько цветов различают кошки?

Решение:   4 + 2 = 6 (цв.).

2) Речной рак живёт 20 лет, а рабочая пчела - в 4 раза меньше. Сколько лет живёт рабочая пчела?

Решение:   2 0:4 = 5  (лет).

3) Вася решил 7 примеров, а Петя отвлекался и решил 4. Кто решил примеров больше и почему? На сколько больше?

Решение:   7-4 = 3  (пр.).

- Подведем итог. У кого эта работа сегодня получилась? VII. Закрепление изучаемого материала.

1. Работа по цепочке: решение уравнений.

- Посмотрите на доску. Какое задание нужно выполнить?

25 +     = 45;        38 –     = 28;

   × 4= 12;             : 6 = 7.

(Нужно восстановить примеры. Можно вставить числа. Молено проговорить правила. Можно «окошечко» заменить буквой и получится уравнение.)

Ученики по цепочке решают уравнения, проговаривая выполняемые действия.

Первый заменяет «окошечко» буквой и читает получившееся

уравнение.

Второй с места проговаривает правило.

Третий подсчитывает и записывает, чему равно неизвестное число.

2. Самостоятельная работа (задание на выбор).

- Каждый выбирает задание по силам:

вариант а), б) или в),

а) Работа у доски по карточкам.

- Решить простое уравнение.

3 + х + 7        16 – у = 10

Проверка решения на доске коллективная (с помощью карточек «Да» или «Нет»).

б) В тетради самостоятельно.

- Решить составное уравнение.

х – (34 + б) = 15;

х = 55.

Решение составного уравнения записано на доске. В конце работы доска открывается для самопроверки.

в) Совместно с учителем.

- Придумать уравнение, в котором учитель заранее оговаривает, какой компонент в уравнении нужно определить.

Образцы заданий.

• Придумать уравнение, в котором неизвестным компонентом является слагаемое, (х + 5 = 10.)

• Неизвестное число можно найти сложением. Какой это компонент? (у-25 = 5.)

Неизвестный компонент можно найти делением, и он должен равняться двум. Прочитайте свое уравнение.

(6 : х = 3)    или   (4 × а = 8).

- Подведем итог. В чём упражнялись? (Ответы ребят.)

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть,

Сказку можно вам прочесть.

VIII. Работа по учебнику (у доски).

1) Сумму чисел 3 и 5 увеличь в 8 раз.

2) Произведение 7 и 5 уменьши на 5.

3) Разность 46 и 16 уменьши в 6 раз.

4) Выполни действия:

(100-50)-20=           (45 + 5) + 5 =

60 + (40-10)=            (30 + 80)-20 =

- Подведем итог. В чём упражнялись? (Ответы детей.)

IX. Математический диктант по правилам.

«Проверь себя».

– Рядом с номером прочитанного выражения поставь нужный знак арифметического действия.

1. Чтобы найти слагаемое, нужно... («-» - вычесть).

2. Уменьшаемое находим... («+» - сложением).

3. Множитель находим... («:» - делением).

4. Чтобы найти вычитаемое, нужно... («—» ~ вычесть).

5.  Для того чтобы найти делимое, нужно...  («х»  - умножить).

6. Для того чтобы найти делитель, нужно... («:» -разделить).

Самопроверка.

- Поставьте буквы «J1» или «Т» на полях.

- Кому нужно еще поработать с правилами?

X. Итог урока.

В чём упражнялись на уроке? Что повторяли?

Домашнее задание.

- Какое домашнее задание вы хотели бы получить сегодня? Дети предлагают варианты домашнего задания. Например,

решить уравнения, задачу, примеры...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе на тему "Четыре арифметических действия"

Урок математики в 4 классе на тему "Четыре арифметических действия. Закрепление изученного. Экскурсия по заповедным местам  родного края.На уроке закрепляется  изученный материал, ...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Среднее арифметическое"

Конспект урока соответствует современным требованиям ФГОС....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

Конспект урока во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия деление"(УМК "Школа России")

Конспект урока во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия деление"(УМК "Школа России")...

Конспект урока во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия деление: деление на равные части"(УМК "Школа России")

Конспект урока во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия деление:деление на равные части"(УМК "Школа России")...

Карточка-памятка по математике "Компоненты арифметических действий"

Карточка-памятка по математике "Компоненты арифметических действий"...

Конспект урока математики 1 класс тема "Сложение, вычитание, умножение, деление. Названия компонентов арифметических действий. Присчитывание и отсчитывание по 3."

Конспект урока математики 1 класс тема"Сложение, вычитание, умножение, деление. Названия компонентов арифметических действий. Присчитывание и отсчитывание по 3."...