рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (4 класс)

Дроздова Елена Станиславовна

"Расчетно-конструкторское бюро" 4 класс Практическая математика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________/ Лазарева И.В.

Протокол №______от

«____»__________2018г

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР МАОУ «СОШ № 40»

_____________/ Зосина О.А.

«___»__________2018г

«Утверждаю»

Директора «МАОУ СОШ № 40»

_____________/Цыбикжапов Б.Д.

Приказ № _____от

«___»__________2018 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дроздовой Елены Станиславовны,

высшей квалификационной категории

                                                                           ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАСЧЁТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО»

Направление: общеинтеллектуальное

4«В» класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол  №____ от

«___»_________20___г

2017-2018 уч. год

г. Улан-Удэ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Расчётно-конструкторское бюро» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по математике на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа», программы факультатива «Математика в практических заданиях» (автор Захарова О.А.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни.

Основная цель программы:  создание благоприятных условий для  повышения уровня математического развития учащихся посредством решения практических и проектных задач.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

- сформировать представление об идеях и методах математики, как форме описания и методе познания окружающего мира;

- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;

- выявить и развить математические и творческие способности учащихся на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер;

- формировать навыки проектной деятельности учащихся;

- развивать умения работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения наблюдений, физических опытов, простейших измерений.

 Общая характеристика  курса

    Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр.

     Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми практических задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных  ситуациях.

    На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

    На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

      В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

     Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

      В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.

Формы и методы работы:

Формы: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые,  исследовательские.

Виды и формы контроля: самостоятельная работа, проект.

Сроки реализации Рабочей программы: Программа курса «Расчетно - конструкторское бюро»  рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятий 40 минут в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

Структура Рабочей программы:

Пояснительная записка.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

2.Содержание учебного курса.

3.КТП

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения факультативного курса является формирование следующих умений:

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения факультативного курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели деятельности после предварительного обсуждения.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

- Воспроизводить способ решения.

- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

-Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Учащиеся получат возможность научиться:

- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

- Моделировать ситуацию.

- Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).

- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

- Оценивать предъявленное готовое решение

- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.

- Конструировать несложные задачи.

- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (бумага, пластилин и др.) и из развёрток

2. Содержание программы курса

Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры», «Геометрические величины»,  «Работа с данными».

Числа и величины (7 ч)

Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение чисел. Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин.

  Арифметические действия (5ч)

Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа. Рациональные приёмы вычислений.  Способы проверки правильности вычислений.

Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение неизвестного компонента арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (усложненные случаи).

Действия с величинами.

Текстовые задачи (10ч)

Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в противоположных направлениях; определение цены, количества, стоимости ;определение объёма работы, производительности и времени работы.

Моделирование условия задач.

Пространственные отношения (3ч)

Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Объём геометрической фигуры. Единицы объёма (кубический миллиметр, кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр) и соотношения между ними. Фиксирование результатов наблюдений в речи, с помощью таблиц, формул, графиков.

Геометрические фигуры и величины (3ч)

Плоские и пространственные геометрические фигуры.  Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.

Работа с данными (2ч)

Информация, способы представления информации, работа с информацией (сбор, передача, хранение).  Планирование действий ( понятие «алгоритм»).

Проектная работа(2ч)

Учебно – тематический план:

Тема блока, раздела

Количество часов

1.

Путь «Из варяг  в греки»

2.

Славянские цифры

3.

Лесные богатства России

4.

Земли, не освоенные человеком

3 ч

5.

Дневник путешествия по Черноморскому побережью

6.

Сколько соли в соленой воде?

7.

Быстро ли растет человек?

8.

Волосы.

8.

Скорость, с которой течет кровь

9.

Производительность сердца

10.

Сколько стоят деньги.

11.

Проектная работа

  1. Календарно-тематическое планирование «РКБ» 4 класс.

№ урока

Тема урока

Содержание  урока

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметнные результаты

Дата по плану

Дата по

факту

1-2

Путь «Из варяг  в греки»

Чертёж как способ краткой записи задачи.

Задачи с заданным результатом разно-стного сравнения величин.Задачи с заданным результа-том кратного сравнения величин.

Алгоритм умножения столбиком.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир

Использовать

приобретенные

знания и умения в

практической деятельности и  повседневной жизни

Действия с

величинами.

Решение

арифметических

«открытых» задач

3-5

Славянские цифры

Класс миллионов. Постоянная и пере-менная. Буквенное выражение. Значение буквенного выраже-ния

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир

Использовать

приобретенные

знания и умения в

практической деятельности и

повседневной жизни

Познакомиться с

историей древних славян, научиться выполнять дей-стви используя славянскую запись чисел

6-7

Лесные богатства России

Цена. Задачи на определение цены, стоимости, количества

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир

Овладение начальными

сведениями о сущности и

особенностях объектов,

процессов и явлений

действительности

Научиться применять знания по математике

для решения

задач, связанных

с определением

цены, количества,

стоимости

8-10

Земли, не освоенные человеком

Деление с остатком. Деление нацело. Запись деления столбиком

Развитие навыков

сотрудничества

со взрослыми и

сверстниками в

разных социальных

ситуациях.

        

Овладение

начальными

сведениями о

сущности и

особенностях

объектов, процессов и

явлений действительно

Использовать

приобретенные

знания и умения в

практической

деятельности и

повседневной

жизни.

11-13

Дневник путешествия по Черноморскому побережью

Скорость. Задача на определение расстояния,

времени

Формирование уважительного

отношения к иному мнению.

Научиться

использовать

новые знания при

решении  практических

задач

Научиться

строить чертёж

для поиска решения

практических

задач

14-16

Сколько соли в соленой воде?

Вместимость. Объём. Единицы измерения объёма

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

Научиться

использовать

новые знания при

решении  практических

зада

Решать задачи на

нахождение

объёма

людей.

17-19

Сколько соли в соленой воде?

Производительность. Задачи на определение времени работы, объёма работы

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Формирование

умения работать в

материальной и

информационной

среде начального

общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием

конкретного учебного

предмета.

Решать задачи на

производительность

20-22

Быстро ли растет человек?

Деление на однозначное и двузначное число столбиком. Алгоритм деления столбиком

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Научиться

использовать

новые знания при

решении практических

задач

Научиться

строить

равносторонний

треугольник при

помощи циркуля.

23-25

Волосы

Сложение и вычитание величин. Умножение и деление величины на число. Нахождение части от величины и величины по её части

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в разных социальных     ситуациях.

Научиться

использовать

новые знания при

решении практических

задач

Действия с

величинами

26-28

Скорость, с которой течет кровь

Когда время движения постоянно. Когда длина пройденного пути постоянна. Движение в одном направлении

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

Научиться

использовать новые знания при решении

практических

задач

Решение задач на

движение

29-30

Производительность сердца

Когда время работы постоянно. Когда объём выполненной работы постоянен. Производительность при совместной работе. Время совместной работы

Формирование уважительного отношения к

иному мнению.

Научиться

использовать

новые знания при

решении  практических

задач

Решение задач на

производительность

31-32

Сколько стоят деньги.

Когда количество

постоянно. Когда

стоимость постоянна.

Цена набора товаров

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

Научиться

использовать

новые знания при

решении  практических

задач

Научиться искать

рациональный

способ решения

практических

задач.

33-34

Проектная работа

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Книгопечатная продукция

1.Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 4 класс. Тетрадь для  самостоятельной  работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.

2.Захарова О.А. Практические задачи по математике. 4 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...