Проект "Математика на кухне".
проект по математике (3 класс)

Мамбеткулова  Токжан  Джамбуловна

Применение математических знаний в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_na_kuhne._proekt.docx616.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проекто-исследовательская               работа

«Математика на кухне»

Работу выполнили : учащиеся  3 класса

                                                                   МОУ « Уральская школа»

                                                                        Руководитель: Мамбеткулова Т.Д

ВВЕДЕНИЕ

Тема исследовательского проекта « Математика на кухне»  Слайд № 1

Актуальность нашего проекта:  Мы с раннего детства дружим с математикой. Начиная с кормления, мы слышим фразу: - Ложечку за маму, ложечку за папу. Так ребёнок понимает, что он не один в семье, всегда рядом два родных человека. Учёные доказали что половину своей жизни женщина проводит на кухне. А значит и мы вместе с мамой. Нам всегда было интересно, хватит ли той или другой кастрюли для приготовления борща или плова. А если в плов положить больше мяса как любит папа. Будет ли он вкуснее? Где это золотая середина? Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили установить зависимость продуктов в питании.      

Целью нашего проекта было: Собрать данные и обработать информацию о применении математических знаний на кухне.                          

                                                                      Слайд №2

Задачи: 

  • изучить единицы измерения, применяемые на кухне;
  • применить полученные знания на практике;
  • рассчитать стоимость  фруктового салата  для семьи.

Гипотеза: Знания законов математики выручают в различных жизненных ситуациях. Если правильно рассчитать количество продуктов на приготовление блюда, то можно научиться  хорошо готовить. Математика служит во благо человеку.

Объект исследования: применение математических знаний в повседневной жизни.

Предмет исследования: кулинарные рецепты; таблицы различных мер веса и объёма.

Предполагаемые результаты: В ходе изучения литературы и материалов сети интернета мы выяснили, что изначально математика возникла из повседневных нужд человека (подсчёты, измерения) и многие годы служила мощным инструментом познания окружающего мира. Значит, если бы математические знания не передавались из поколения в поколение, люди бы надолго застряли на уровне пещерного человека. Мы выяснили, что полученные в школе знания очень помогают при решении практических задач, с которыми мы сталкиваемся постоянно. Проведённые нами исследования помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: математические знания, полученные в школе применимы в жизни. Теоретическая значимость нашей работы заключается в том, что познакомившись с нашим исследованием, многие ученики, на вопрос о необходимости изучать математику, ответят положительно. Практическая значимость её в том, что она может быть использована школьниками для повышения своего образовательного уровня, а также научить применять полученные в школе знания на практике, что сегодня очень актуально.                (Максим )

1.Основная часть

Своё исследование  мы начали  с того, что изучили литературу по данной теме, познакомились с различными таблицами мер веса и объёма и начали сбор информаций.

1.1.Кухонные предметы и математика  

Много предметов кухонной утвари имеют отношение к математике.

Мерный стакан, чайная и столовые ложки тоже имеют свою меру. Классический гранёный стакан, всем известен, как 250 граммов. Любая кастрюля имеет свой объем в литрах, что не маловажно в приготовлении пищи. Я не буду рассуждать  на тему калорийности пищи. У каждого на кухне обязательно есть такая таблица калорий. Она тоже  требует математических вычислений.

Все знают, что без рецепта на кухне никуда. В рецептах кулинарных книг чаще всего указывают не весовое отношение, а конкретное количество продуктов. Но нам бывает нужно сделать перерасчёт количества продуктов, если мы хотим получить меньший или больший объём готового блюда. Зачастую взвешивать каждый продукт не всегда бывает, возможно, а на кухне под рукой всегда есть стакан и ложка – мерные ёмкости. Главное нужно знать, какова масса того или иного количества продукта, умещающегося в одном стакане или в одной столовой ложке и правильно составить пропорцию.            

1.2.Единицы измерения на кухне

Как правило, кулинарные рецепты содержат количество продуктов в граммах. Как же поступить, если вам попался  интересный рецепт и нет весов, чтобы взвесить 100гр. муки, 300гр. сахара или 100гр. тертых сухарей. Для решения этой проблемы существуют таблицы определения веса. Самыми распространёнными единицами измерения являются:     Слайд № 4

Таблица 1.

Стакан тонкий и гранёный

250мл

Чайная ложка

5 мл

Столовая ложка

15 мл

1.3. Способы измерения веса продукта без весов    Слайд №5

Если длительные математические подсчеты и изнурительные вычисления не для вас, воспользуйтесь своей рукой. Так, например, давно рассчитано, что 100 г. мяса или рыбы - это кусок размером с женскую ладонь. Если повар мужчина, то он смело может добавлять еще 50 г. для расчетов. Порция крупы, по размеру равная кулаку, будет весить 200 г. Кстати, принципом руки пользуются при расчете необходимой порции для здорового питания. Есть необходимо 4-6 раз в сутки порциями размером с ладонь.                      

Почему нам это стало интересно?               Слайд №6

 Из жизненного опыта, о некоторых математических величинах мы узнавали из сказок. Для проекта мы взяли три русские народные сказки это:

« Колобок», «Каша из топора», «Елена Премудрая ». Мы провели работу со словарями и узнали, что обозначают в кулинарной жизни слова.

    Фунт, пригоршня,  горсть, калькуляция

« Колобок»

«Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две».

C:\Users\Смородинка\Desktop\Новая папка (2)\сказ.jpg

Кулинарная система мер : Пригоршни -  20-25 чайных ложек. Это как горсть, только ладошки сложены вместе. Причем справедливо уравнение: пригоршня > 2 горсти.

«Каша из топора»                         Слайд № 7

C:\Users\Смородинка\Desktop\Новая папка (2)\к аша.jpg

« Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!»

Кулинарная система мер : 

Горсть ~ 6-10 чайных ложек
То, что помещается в ладонь, сложенную «лодочкой». Вроде бы проще простого, а нет — от 1 до 2 столовых ложек.

Сказка  «Елена Премудрая»       Слайд № 8

C:\Users\Смородинка\Desktop\1363676448_15.jpg

                           

Служил  солдат  у царя десять лет, каждый день по три фунта хлеба получал.

Фунт-  Фунт – (от лат. pondus - вес, гиря) - единица измерения массы и веса. Стандартный американский и английский фунт равен -   453 грамм, значит  
3 фунта – 1359  грамм или 1 кг 359 грамм

 Также мы взяли интервью у школьного повара Светланы  Сергеевна,  и узнали, что она использует в своей работе.                          (видео)

После беседы с Светланой  Сергеевной, мы разделили свою работу на теоретическую и практическую часть.

1.Теоретическая часть                           Слайд № 9, 10

В ходе изучения литературы и материалов сети интернета мы выяснили что такое «калькуляция» - и для чего она нужна.                              

  Калькуляция - это расчет себестоимости продукции, являющийся важным   этапом в процессе образования конечной цены на определенный продукт в денежном выражении.  В калькуляцию входит подсчет расходных материалов, механизмов и оборудования, оплата труда работников,  расходы на транспорт и реализацию продукции »

Задача по теме                                 Слайд №11

Чтобы приготовить борщ  для наших учащихся Светлана  Сергеевна сначала решает задачу.

На 50   учащихся она берет кастрюлю равную 10 литрам. По рецепту она должна купить продукты:

                                                          Слайд № 12

hello_html_3c256f81.pngкартофель 1кг • 20 руб

hello_html_2d6e277c.jpgморковку 1кг • 32 руб

hello_html_m77308e51.jpgкапусту 1 кг • 20 руб

hello_html_7101719c.jpgсвёклу 1кг • 20руб

hello_html_m1563933a.jpgлук 1кг • 22 руб.                                        

hello_html_m465b1fcd.jpgрастительное масло 1 л • 82  руб.

hello_html_mad69556.jpg       томат 400гр •   132 руб.

Сколько денег потратили     на покупку продуктов?

Слайд № 13

Как узнать, сколько нужно налить бульона, если продукты должны заполнить ½ части кастрюли?hello_html_4ba1f260.jpg

hello_html_mf210e1e.jpgСколько будет стоить одна порция борща, если мы знаем, сколько было затрачено на продукты?

Решение задачи

1) 10 - (1.34+0.63+1.25+0.10+0.62+0.25+0.35+0.10 ) =5(л)- бульона нужно налить

2) (1.34 • 20) + ( 0.63 • 32) + (1.25 • 20) + ( 0.10 • 20) + (0.62 • 22) + (0.25+82)+( 0.35.132)+ ( 0.10 .43) = 157.82 (руб)- потратили на покупку продуктов

3)157.82 : 50= 3.16  (руб)- стоит одна порция борща.

Слайд № 14

Остальная калькуляция это затраченная электроэнергия + оплата труда за мытьё посуды + налог на производство. Итоговая цена борща будет:

3 + 2= 5(руб)                              

C:\Users\Смородинка\Desktop\ФОТО Т. ДЖАМБУЛОВНА\фото к презентации\PICT2517.JPG         Фото повара нашего

2. Практическая часть    

ФОТО девочек с продуктами

Чтобы доказать необходимость математики на кухне, мы провели кулинарный опыт – приготовили фруктовый салат. Для начала мы  взяли рецепт и изучили его. Сразу  хотим обратить внимание на рецепт. Он состоит из сплошных цифр. Вот здесь и начинается математика. Мы взяли и взвесили все ингредиенты, а те которые можно было отмерить мерной ёмкостью, отмерили.

Мы выбрали продукты, из которых его будем готовить:                 Слайд № 15 

 Яблоко – 2 шт., апельсин – 2 шт., бананы – 2 шт., груша – 2 шт., йогурт – 4 шт.

Слайд № 16       Калькуляция

Расчет стоимости продуктов для приготовления салата

Таблица 1

       Наименование    

            продукта

Норма расхода

 продуктов

Цена за 1 кг. /1л./шт./

в руб.

Стоимость  продуктов в руб.

Ингредиенты для салата:

1. Яблоко

2 шт.

71,30

25, 53

2. Апельсин

2 шт.

59,60

30,87

3. Банан

2 шт.

70,40

25, 24

4.Груша

2 шт.

107, 90

41, 22

5.Йогурт

4шт.

12, 00

48, 00

Итого:

123, 24

Слайд № 17, 18

Салат «Фруктовый»

1 . Нарезаем кубиками яблоки . И выкладываем в салатницу.

2 . Нарезаем кубиками бананы . И так же  выкладываем в салатницу.

                                                         ФОТО  

 

3. Нарезаем  апельсин, выкладываем в салатницу.

4. Груши так же нарезаем кубиками и выкладываем в салатницу.

                                                               ФОТО

5. Добавить йогурт  и все тщательно перемешать.

                                                                   ФОТО


                                                Вот что получилось!

Задача решена: стоимость  салата  весом  250 гр. для  семьи   подсчитана. Общие затраты составили   ….   рублей. Следовательно, готовить дома не только здорово, но и экономно, выгодно.

При расчете стоимости продуктов  мы умножала, складывали, составляли таблицы, в общем - применяли свои знания по математике на практике, на кухне.   Думаю, что  нам удалось правильно рассчитать продукты для приготовления фруктового салата  дома.  А в будущем нам удастся стать  хорошими  хозяйками  благодаря нашим  знаниям по математике.

Подводя итог  практической работы, мы доказали , что такие математические действия, как: измерение, взвешивание, счёт – это достаточно привычные явления, только на это редко обращают внимание. Без математики не обойтись, будь то пошив одежды, приготовление пищи, строительство домов

3. Заключение

В жизни задачи обычно имеют не одно решение. И нужно накопить определённый опыт, чтобы ориентироваться в жизненных ситуациях и поменьше принимать ошибочных решений. А умения правильно рассуждать, анализировать, подсчитывать способствуют занятия математикой. Она всегда приносила большую пользу и ещё в большей мере продолжает, приносит её сейчас. Значение математики сейчас непрерывно возрастает.  В математике рождаются новые идеи и методы. Всё это расширяет сферу её приложения. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности, где математика не играла бы существенной роли.

И в заключении хочется сказать, что в своём проекте мы убедились ещё раз, что математика нужна всегда и везде. Даже на кухне, при приготовлении салатов, в любой профессии, даже домохозяйкам.

  « Математика – гимнастика  ума» - говорил  великий полководец А.Суворов.

Слайд №  19

C:\Users\Смородинка\Desktop\Новая папка (2)\матем.jpg

Слайд  №20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- Проект "Математика вокруг нас" (презентация проекта)

В работе представлен урок- презентация проекта "Математика вокруг нас". В ходе урока  использован занимательный материал В. Волиной "Праздник числа"...

ПРОЕКТ "Математика на нашей кухне"

Внеклассное мероприятие...

Проект " Математика на кухне"

Применение математических знаний в повседневной жизни....

Исследовательская работа "Математика на кухне"

Исследовательская работа "Математика на кухне"...

Конспект урока математики в 3 классе «Проект «Математика в строительстве»

В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно усвоения только определённой суммы знаний.Для того чтобы поддерживать у обучающихся инте...