Арифметические действия с нулём
план-конспект урока по математике (3 класс)

Бибикова Ольга Николаевна

Урок  математики для 3 класса Планета Знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystviya_s_nulyom_moy_urok.docx40.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока  

Учебный предмет: математика.

Класс:  3Б

Тема:  Арифметические действия с нулём.  
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

УМК: «Планета Знаний».

Авторы учебника: М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова.

Цель урока: повторить и обобщить знания табличного умножения и деления и случаи умножения и деления с числами 1 и 0.

Задачи:

 продолжить работу над свойствами цифры 0; повторить с учащимися выполнение действий над натуральными числами в разнообразных ситуациях; организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы  закрепить умение решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки, знания таблицы умножения; нахождение площади и периметра прямоугольника, развивать мышление, математическую речь, интерес к математике.

Планируемые результаты образования.

Предметные: имеют представления о том, как правильно использовать в речи названия компонентов арифметических действий; умеют сопоставлять свойства сложения и умножения.

Личностные УУД: мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; испытывают желание оказания помощи в обучении товарища.

Метапредметные (критерии сформированности  оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

регулятивные: контролируют свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; оценивают результат своей деятельности; познавательные: выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса; слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя); решают поставленную задачу.

Структура урока:

  1. Организационный этап. 2 мин
  2. Актуализация знаний. Устный счёт. 5 мин
  3. Сообщение темы и целей урока.3 мин
  4. Усвоение новых знаний и способов действия. 12 мин

  1. Физкультминутка. 2 мин
  2. Работа над пройденным материалом. 8 мин
  3. Подведение итогов  3 мин
  4. Домашнее задание. 2 мин
  5. Рефлексия. 3 мин

Ход урока

I.Орг. момент.  2 мин

Весёлый прозвенел звонок

Мы начинаем наш урок.

Поздоровайтесь с нашими гостями.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

II. Актуализация знаний. Устный счет.5 мин

1. Решение примеров, применяя математические законы

Начинаем наш урок с математической разминки

- Вычислите удобным способом, какие законы вы применили при вычислениях?

- Зачем нам нужно знать математические законы?

 6*50

7+563

25+38+75

50*7*2

(10+8)*3

(90+9):9

 2.Занимательные задачи

. Индюшат, их 240,

    Водит Катя на пригорок.

    А на речке уток 200.

    Как закрякают все вместе!

    Хороши все птицы эти!

    Сколько их? Считайте, дети!

    (240 + 200 = 440.)

В кармане у Коли монеты звенели,

      Когда он бежал, они песенку пели.

      По 10 копеек 6 было монет.

      40 копеек ушло на обед.

      За 8 копеек линейку купил,

      10 копеек друзьям одолжил.

      Осталась в кармане лишь самая малость.

      Сколько копеек у Коли осталось?

      (10 • 6 – 40 – 8 – 10 = 2.)

3. Геометрический материал.

На доске прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см. Найдите периметр этого прямоугольника. Что значит найти периметр?. Найдите площадь..

А если площадь прямоугольника равна 20   см2. Одна сторона 5 см. Чему равна вторая сторона?

III. Сообщение темы и целей урока. 3 мин

Подведение к теме урока.

Загадки о нуле  

1.Шел Кондрат в Ленинград,

А навстречу двенадцать ребят

.У каждого по три лукошка,

В каждом лукошке – кошка,

У каждой кошки – двенадцать котят,

У каждого котенка –

В зубах по четыре мышонка.

И задумался старый Кондрат:

Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград? (ответ)
2. По дороге два мальчика шли

И по два рубля нашли.

За ними еще четыре идут.

Сколько они найдут? (ответ)
3. Сколько лет в яйце цыплёнку,

Сколько крыльев у котёнка,

Сколько в алфавите цифр,

Сколько гор проглотит тигр,

Сколько мышка весит тонн,

Сколько в стае рыб ворон,

Сколько зайцев съела моль,

Знает только цифра (ноль..)

Какое число у нас получалось в загадках? (нуль)

Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

Правильно, мы будем размышлять о нуле. Тема нашего урока    «Арифметические действия с нулём».

 Сегодня я  принесла вам интересную историю о нуле. Но для того, чтобы узнать, что это за история вам придется немного потрудится.

- Откройте тетради. Запишите  в тетради  число, классная работа.

Минутка чистописания.

Показ и запись числа 0. А если этот нуль увеличить на 10 единиц, какое число у меня получится? Показ цифры 10. Напишите нуль чередуя с цифрой 10 до конца строки.

 

IV. Усвоение новых знаний.12 мин

1.Совместное открытие новых знаний. Практическая работа.

 - У меня 6 конфет. Я отдала 6 конфет Дружку. Если я отдала,  сколько конфет у меня осталось? У меня ничего не осталось иными словами нуль. Это можно записать так 6 - 6= 0. Я хотела, чтобы Дружок со мной поделился. Но он зарычал и ничего мне не дал. Сколько он мне дал? Ничего не дал или иными словами он мне дал нуль.  Сколько у него осталось после того , как он мне не дал? Можно записать 6 – 0 =6. Посмотрите в вазе 5 яблок. Я бы очень хотела положить  вазу ещё  яблоко, но у меня нет яблок. Сколько станет яблок, если я ничего не положу, иными словами нуль яблок. Сколько яблок станет? Можно записать 5+0=5

Вывод. Мы видим, если из числа вычесть одно и тоже число, то получиться нуль. Если из числа вычесть 0, или прибавить нуль, то получиться тоже число.

2.Работа по учебнику

а)  Откройте учебник  на стр. 94.

Прочитайте правило.  Что показывает квадратик?(Здесь могут стоять любые числа?). Повторите это правило. Молодцы вы сами вывели это правило.

б)  Продолжим размышлять о нуле.. Задание № 2  стр. 94. Работа в парах, а мы с вами поработаем коллективно. О чём нужно помнить, выполняя это задание? (порядок выполнения действий)

 - Прочитайте первое  задание.  Дети  сначала  выпишем выражения, которые равны первому числу Найдите их.  Запись на доске. Найдите и , выпишете выражения, значения которых равны 0.  

V. Физминутка  

Вы, наверное, устали?

Настало время отдыхать

Предлагаю усталость

Физкультминуткой снять.

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо

Смотрит вверх

Смотрит вниз.

Чуть присела на карниз,

А с него свалилась вниз.

 Раз поднялись, потянулись.

Два согнулись, разогнулись.

Три в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре руки шире.

Пять руками помахать.

Шесть за парты тихо сесть.

  Задание № 3 стр. 94 Устно

Прочитайте задачу.

 - Сколько баллов было у многоборца в самом начале? (Не известно) Обозначим квадратиком.

 - Сколько он добавил к своей сумме вначале? Сколько потом? Можно записать5++5+6

Что произошло потом? Как можем записать? – 11

(а+5+6)-11

Сколько всего баллов он получил? 11 Можем записать

а+11-11 Значит сколько он получил, столько и потерял. Изменилась ли сумма его баллов? Почему? Докажите.

а+0 = а  т. е если к числу прибавить нуль, получиться тоже число.

(По ходу объяснения запись в тетради.)

  Физкультминутка для глаз

Глазки крепко закрываем

До пяти в уме считаем

А теперь мы поморгаем

И работать начинаем.

 -

 - Ребята, мы с вами рассмотрели сложение и вычитание, а как вы думаете, если число умножить на нуль, что получиться?

 - Давайте проверим наше предположение.

Задание из учебника - стр.95. № 5   устно

- Как можно 1000* (2-2)

Так сколько же будет, если число умножить на нуль?. Прочитайте правило. Произведение любого числа на нуль равно  нулю.

  - Посмотрите, как можно записать арифметические действия с нулём.

VI.        Работа над пройденным материалом. 8 мин

1. Задание из учебника - стр.95. № 6, (устно)

 - Сравните результаты вычислений. Закончите предложение   (по очереди)..

 Если разделить нуль на любое число , то получиться нуль (вывеска правила)

2.Самостоятельная работа по карточкам в парах.

Это задание по нашей сегодняшней теме.

Напомните мне ее пожалуйста.

 - У вас на столе лежат карточки с примерами. В некоторых допущены ошибки. Вам нужно, работая в парах, найти и исправить эти ошибки. А затем мы проверим.

5*0=5

20-0= 20

0*13= 0

55+0=56

0:4=4

0+28=0

0:35=0

79-0= 78

- Давайте проверим, что у вас получилось. (проверяем по цепочке, примеры на доске, по очереди каждая пара)

В начале урока я вам обещала рассказать интересную историю о нуле. Кто будет слушать внимательно, тот узнает ещё одно правило о нуле.

Сказка  

    Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только нуль отличался ленью и нечестностью. Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии. Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегла долина, которую пересекли четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики?

Числа решили объединиться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.

Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Все исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Нуль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.

Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число, стоящее в паре с нулем оказалось в проигрыше и было расстроено.

    Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.

А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулем. С тех пор ни одно число не делится на нуль.

Какое новое правило вы узнали из сказки?

ПОМНИТЕ, делить на нуль нельзя! (открываю последнюю вывеску)

  Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать, да добра наживать. 

VII. Итог урока 3мин

Вот и закончился урок.

Пора подводить итог.

Вспомните, какой была тема урока?

 - Как выполнить сложение с числом 0?

- Как выполнить вычитание с числом 0?

- Сформулируйте правило умножения на 0.

- Сформулируйте правило деления числа на 0.

 - Что нового мы узнали на уроке?

VIII. Домашнее задание 2 мин

 с. 98, №1,(а, б), с. 99,№7

IХ. Рефлексия 3 мин

Ребята, кто понял, разобрался в нашей сегодняшней теме. поставьте на полях, рядом с числом восклицательный знак.

 - Если у кого – то какие – то вопросы остались, поставьте вопросительный знак.

 - Если вообще ничего не понял, поставьте жирную точку.

 - Мне хочется узнать, кто из вас поставил восклицательный знак, (вопросительный, точку) поднимите руку? Не расстраивайтесь, если кто -то что - то не понял  мы ещё будем работать над этой темой и у вас всё получиться. Сегодня на уроке все дети молодцы хорошо работали. На следующем уроке у нас будет самостоятельная работа, и вы все получите оценку.  . Встаньте.  

- Урок окончен! Спасибо!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление изученного материала по теме «Четыре арифметических действия».

В этом уроке идёт отработка навыков вычислительных дейсвий на основе изучения карело-финского эпоса "КАЛЕВАЛА" Эти разработки уроков напечатаны в журнале  "Нравственно-патриотическое воспитание"...

Презентация к уроку математики 3 класс по теме:"Арифметические действия с трёхзначными числами

Урок -закрепление по математике 3 класс "Арифметические действия с трёхзначными действиями" На уроке испльзуется краевой компонент ( Природа Хабаровского края)...

Математика 3 класс «Порядок выполнения арифметических действий в выражениях без скобок, состоящих из трёх действий»

Цель: Ознакомить с правилом порядка выполнения действий в выражениях  без скобок, состоящих из трёх действий. Урок-путешествие по сказке А.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино" с исп...

урок с родителями по математике в 3 классе ТЕМА: « Порядок выполнения арифметических действий в числовых выражениях без скобок и со скобками, состоящими из 2-3 действий »

урок проходит в групповой работе, на урок приглашены родители учеников, они принимают активное участие в ходе урока...

Подготовка к ВПР по математике (арифметические действия с числами, решение задач арифметическим способом)

Данная презентация подготовлениа для проведения устного счета в 4 классе и позволяет в сжатой наглядной форме проводить подготовку к ВПР по разделам "Арифметические действия" и " Решение задач арифмет...

Математика. Тема:"Группировка множителей. Арифметические действия. Использование свойств арифметических действий в вычислениях".

Математика. Тема:"Группировка множителей. Арифметические действия. Использование свойств арифметических действий в вычислениях"....