программа кружка "основы ментальной арифметики"
рабочая программа по математике (3 класс)

Щербакова Юлия Викторовна

Программа кружковой работы в рамках внеурочной деятельности "Основы ментальной арифметики" второй год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnaya_arifmetika3kl.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хреновская средняя общеобразовательная школа №1

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по ВР  

___________ Е.В.Михайлова

«_____»______________2020 г.

                 «Утверждено»

                 Директор школы

                _____________О.П.Кадейкина

                Приказ № ___

            от «_____»______________2020 г.

Рабочая программа кружка

«Основы ментальной арифметики»

(в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО)

Программа рассчитана на учащихся 3 классов

Срок реализации - 1 год

Составила

руководитель кружка

Щербакова Юлия Викторовна

(учитель начальных классов)

с. Слобода

2020 - 2021 уч.г

Данная программа является авторской и ориентирована на учащихся 3 классов.    Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.);под-ред.В.А.Горского.–М.:Просвещение,2011г., с учётом требований следующих нормативных документов:.                                                                                

  • Закон «Об образовании в РФ» (в действующей редакции); 
  •    Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного 
    общего  образования  (приказ  Минобрнауки  России  от 17.12.2010  №  1897  "Об утверждении  федерального  государственного  образовательного  стандарта основного общего образования"); 
  •    Федеральные  требования  к  образовательным  учреждениям  в  части 
    минимальной  оснащенности  учебного  процесса  и  оборудования  учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986); 
  •   СанПиН  2.4.2.  2821  –  10  «Санитарно- эпидемиологические требования в общеобразовательных  учреждениях» (утверждены  постановлением  Главного  эпидемиологические  требования  к условиям  и  организации  государственного  сани тарного  врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189); 
  •   Федеральные  требования  к  образовательным  учреждениям  в  части  охраны здоровья  обучающихся,  воспитанников  (утверждены  приказом  Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.); 
  •   Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» 
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
  • Учебного плана МБОУ Хреновская СОШ №1 на 2020-2021 учебный год.
  • План внеурочной деятельности  МБОУ Хреновская СОШ №1 на 2020-2021 учебный год.

Пояснительная записка

  Программа кружка «Основы ментальной арифметики»   рассчитана на 35  часов  в год. Группа занимается 1 раз в неделю  по 1  часу.  Количество детей в группе: 15 человек.

Планируемые результаты освоения программы кружка

 «Основы ментальной арифметики»

1.1 Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения и освоения содержания курса кружка

"Основы ментальной арифметики" в начальной  школе

Личностные УУД

-  развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

-  развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- Сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.

- Применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками.

- Анализировать  правила   игры.  

Коммуникативные УУД:

- Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.

- Включаться  в   групповую   работу.  

- Участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.

- Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.

- Сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.

- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Познавательные УУД:

- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 - Умения выполнять устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать,       распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные

1.2. Планируемые результаты освоения программы кружка

«Ментальная арифметика» в начальной школе

воспитанник научится:

- развитие умений быстрого устного счета (любые примеры на сложение и вычитание однозначных, двузначных и трехзначных чисел соробане, уметь считать ментально однозначные и двузначные числа в 5 действий);

- понимание сути арифметических действий;

- более высокий уровень концентрации и распределения внимания;

- развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной, фотографической, логической и других;

- синхронизация обоих полушарий;

- совершенствование мышления;

- развитие мелкой моторики.

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

• будут легко справляться с решением примеров;

• увеличат скорость и качество запоминания текстов;

• научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова;

• научатся мыслить быстрее.

воспитанник получит возможность:

- новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности;

- мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей;

- положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности;

- обучающийся научится управлять своим вниманием.

Содержание курса

1. Переходы через +50

2. Переходы через -50

3. Переходы через +100

4. Переходы через -100

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего (час)

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Переходы через +50

8

1

7

3

Переходы через -50

8

1

7

4

Переходы через +100

8

1

7

5

Переходы через -100

8

1

7

6

Закрепление

2

-

2

Итого

35

5

30

Перспективное календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Примечание

план

факт

1

.09

Вводное занятие

1

Инструктаж.

2,3

.09

Переходы через +50(+9 +8)

2

4,5

.09

Переходы через +50(+4 +3)

2

6,7,8

.09

Переходы через +50 (МФ +6 +7)

3

9

Закрепление материала

1

10,11

Переходы через -50(-9 -8)

2

12,13

Переходы через -50(-4 -3)

2

14,15,

16

Переходы через -50(МФ -6 -7)

3

17

Закрепление материала

1

18,19

Переход +100 (+9 +8)

2

20,21

Переход + 100 (+4 +3)

2

22,23

24

Переход +100 (МФ +9 +8)

3

25

Закрепление материала

1

26,27

Переход -100(-9 -8)

2

28,29

Переход -100 (-4 -3)

2

30,31,

32

Переход -100 (МФ -9 -8)

3

33

Закрепление материала

1

34

Диагностика ментального счета 

35

Итоговое занятие

1

ИТОГО

35

Используемая литература

1.Х. Шен. «Менар. Абакус1,2,3,4,5,6»

2. Г.П. Шалаева «Решаем задачи»; «Меры измерения»

3. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59.

4. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.

5. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.

6.Михеева Людмила Александровна «Ментальная арифметика»

7..Учебник по ментальной арифметике

8..Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех»

Интернет ресурсы

1.http://menar.ru.com

2.YouTube «Ментальная арифметика для каждого. Онлайн-тренажер «Абакус»

Система оценки достижения планируемых результатов

ФИО обучающегося ___________________________

Возраст (класс) ________

Показатели для мониторинга

Уровень на начало учебного года

Уровень на конец учебного года

Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии

Умение набирать и распознавать числа 1-1000 на абакусе (работа двумя руками, работа пальцами)

Умение складывать и вычитать числа на абакусе простым способом

Умение складывать и вычитать числа на абакусе с пятеркой методом «Помощь брата»

Умение складывать и вычитать числа на абакусе с десяткой методом «Помощь друга»

Умение складывать и вычитать числа на абакусе комбинированным методом

Ментальный счет

Сформиро-ваны увлеченность, толерантное поведение, готовность и способность вести диалог со сверстниками и педагогом

Способен к самостоятельному поиску методов решения практических задач

Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий:

на счётах «Абакус»

при ментальном счете (скорость, кол-во чисел)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Ментальная арифметика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ментальная арифметика"...

Рабочая программа по ментальной арифметике

Ментальная арифметика – это методика развития интеллекта для детей и подростков, которая позволяет им научиться быстро считать без калькулятора....

Программа дополнительного образования «Ментальная арифметика и скорочтение. Скорочтение»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»город Пыть-Ях...