Юный математик
рабочая программа по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
по внеурочной деятельности
«Юный математик»
(общеинтеллектуальное направление)
для 1 класса.
Срок реализации программы: 1 год.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность - одна из сфер жизнедеятельности школьников, в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в современной школе, выступая одной из форм организации свободного времени учащегося, организуемой по направлениям развития личности, по желанию и интересам учащихся и их родителей.
Рабочая программа «Юный математик» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
«Юный математик» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место в учебном плане.
Данная программа рассчитана на 33 учебных часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 35 минут. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст – 7 лет, 1 класс).
Цель программы: обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся (научить их счёту, сформировать умения выполнять арифметические действия, решать текстовые задачи и др.) и развить умения и навыки в том, чтобы познакомить с основами конструкторско-практической деятельностью и формировать элементы конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и навыков учащихся.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- познакомить учащихся с историей возникновения математики и геометрии как наук;
- учить решению нестандартных творческих задач;
- учить моделировать различные математические объекты;
- учить поиску и рациональному использованию необходимой информации;
- воспитывать любознательность, сообразительность, настойчивость, целеустремленность;
- содействовать развитию творческого воображения, логического мышления, развитию кругозора путем выполнения нестандартных задач и выполнения упражнений нового вида;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли, рассуждать.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приёмов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратеги решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Методы работы:
- упражнения, задачи;
- беседа;
- игры.
Формы работы:
- групповые занятия;
- индивидуальные занятия.
Методы и приемы педагогической техники
Учителем применяются в педагогической деятельности следующие методы обучения:
- деятельностный,
- поисковый,
- эвристический,
- исследовательский,
- практический,
- наглядный,
- самостоятельный,
- метод моделирования и конструирования,
- метод создания игровых ситуаций,
- метод проектов,
- метод программированного обучения,
- проблемное обучение,
- разноуровневое обучение,
- индивидуальное обучение,
- обучение в сотрудничестве:
а) совместное обучение в малых группах;
б) обучение в командах на основе игры, турнира;
в) индивидуальное обучение в командах.
Виды контроля знаний.
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
- участие в математических конкурсах, праздниках, турнирах, олимпиадах;
- выполнение практикумов, самостоятельных творческих работ.
Формирование универсальных учебных действий
К концу 1 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:
Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель,
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
Познавательные - операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.
Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Содержание программы
Тема 1. Арифметические забавы
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Игры «Волшебная палочка», «Лучший счетчик», «День и ночь», « Магазин» и др.
Тема 2. Логика в математике
Знакомство с понятиями «множество», «элемент множества», решение нестандартных задач, решение и составление ребусов, математические головоломки, анализ содержания задач, разнообразное комбинирование поисковых действий, обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными условиями.
Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием
Пространственные представления, понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз», геометрические узоры, закономерности в узорах, симметрия, фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии, расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички),части фигуры, место заданной фигуры в конструкции, расположение деталей, выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции, поиск нескольких возможных вариантов решения, составление и зарисовка фигур по собственному замыслу, решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность
Календарно – тематический план
№ п/п | Темы учебных занятий | Кол-во часов | Содержание | Сроки проведения | |
план | факт | ||||
Арифметические забавы | |||||
1. | Интересная математика | 1 | Решение нестандартных задач | ||
2. | Как люди научились считать | 1 | Правила счета у древних людей. Отношение «много» и «один». | ||
3. | Числовые игры | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. | ||
4. | Соображалки | 1 | Задачи с некорректными данными. | ||
5. | Задачи на внимание | 1 | Решение занимательных задач | ||
6 | Волшебница- линейка | 1 | Шкала линейки. История возникновения линейки. | ||
7 | Праздник чисел | 1 | Игры «Отгадай число», «Задумай число» | ||
8 | Числа - великаны | 1 | Построение математических пирамид. | ||
9 | Игра-соревнование «Весёлый счёт» | 1 | Разноуровневые игры. Расположение чисел по порядку. Игра «найди числа» | ||
Логика в математике | |||||
10 | Больше-меньше, раньше-позже, быстрее-медленнее | 1 | Закрепление понятий. Математическая эстафета. | ||
11-12 | Множество и его элементы | 2 | Знакомство с понятиями «множество», «элемент множества», определение принадлежности элемента множеству. | ||
13 | Математическая эстафета | 1 | Решение олимпиадных задач | ||
14 | Математические горки | 1 | Построение математических пирамид. | ||
15-16 | Секреты задач | 2 | Задачи с лишними или недостающими данными. Нестандартные задачи. | ||
17 | Задачи-смекалки | 1 | Задачи с некорректными данными. | ||
18 | Прятки с фигурами | 1 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. | ||
19 | Математические игры | 1 | Сложение и вычитание в пределах 20. Игры «Рыбалка», «Бегущие минутки». | ||
20 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. | ||
21 | Математическая карусель | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. | ||
22 | Математические фокусы | 1 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях. | ||
23 | Истинные и ложные высказывания | 1 | Понятия «истина», «ложь». | ||
24 | Игра в магазин. Монеты | 1 | Счет в пределах 20. | ||
25 | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах, взаимный контроль. | ||
Задачи с геометрическим содержанием | |||||
26 | Веселая геометрия | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. | ||
27 | Танграм – древняя китайская головоломка | 1 | Составление фигур с заданным разбиением на части,с частично заданным разбиением на частим, без заданного разбиения. | ||
28 | Задачи на разрезание | 1 | Решение нестандартных задач. | ||
29 | Задачи на склеивание | 1 | Решение нестандартных задач. | ||
30 | Волшебные спички | 1 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание спичек. | ||
31 | Путешествие точки | 1 | Построение математических пирамид. Игра «Русское лото». | ||
32 | Геометрическая викторина | 1 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдатель-ность. | ||
33 | Обобщающее занятие: КВН «Математика – царица наук» | 1 |
Методическое обеспечение
Литература для учащихся
- Волина В.В. «Попробуй, отгадай!» Книга для детей. – Р-н-Д: Феникс, 2000.
- Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула:ООО Издательство « Астрель», 2004.
- Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 1 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Школьная пресса», 2003.
Литература для учителя
- Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы [Текст] / Н. В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Виноградова Н.Ф. «Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы». - М.: «Вентана-Граф», 2011.
- Волина В.В. «Праздник числа. Занимательная математика для детей». - М.: «Знание», 2007.
- ВолковаС.И., Пчёлкина О.Л. «Математика и конструирование: Пособие для учащихся 1 класса». – М.: Просвещение, 2011.
- Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетней начальной школы». – М.: Просвещение, 2008.
- Кочурова Е.Э.Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) - Электрон. дан.- win/download/741/
- Лазуренко Л.В. «Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах». - Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.
- Медведева Т.М. «Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика», 2013 – Электрон. дан.- rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti._zanimatelnaya_matematika._1_-4_klassy._fgos.docx
- Овьянова С.Х. Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1-4 классов – Электрон. дан -text/78/291/15444.php
- Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. «Устные упражнения на уроках математики. 1 класс». – М.: «Ювента», 2009.
- Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Ч.1-М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса дополнительного образования «Юный математик», 3 класс
Программа курса дополнительного образования «Юный математик» для 3 класса автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, Ι квалификационная категория. Внеклассная работа по матем...
Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»
Направленность программы «Юный математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...
Рабочая программа " Творческая мастерская " Юный математик" 1 класс
Это рабочая программа внеурочной деятельности для работы в 1 классе по ФГОС: актуальность данной темы, педагогические принципы, планируемые результаты, календарный план, формы работы и т.д....
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления "Клуб юных математиков" 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления "Клуб юных математиков" 2 класс
Рабочая программа...
Программа "Юный математик"
Тематическое планирование внеурочной деятельности по математике для 2 класса...
Математическая игра: "Юный математик"
Внеклассное мероприятие по математике, способствующее развитию логического мышления, воображения, смекалки школьников,совершенствованию вычислительных навыков и повышению интереса к математике....