Юный математик
рабочая программа по математике (1 класс)

Нина Николаевна Дружкова

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_matematik.docx44.91 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

по внеурочной деятельности

«Юный математик»

(общеинтеллектуальное направление)

для 1 класса.

Срок реализации программы: 1 год.

                   

        

                                     Пояснительная записка

Внеурочная деятельность - одна из сфер жизнедеятельности школьников, в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в современной школе, выступая одной из форм организации свободного времени учащегося, организуемой по направлениям развития личности, по желанию и интересам учащихся и их родителей.

Рабочая программа  «Юный математик» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

«Юный математик» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу  включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место в учебном плане.

Данная программа рассчитана на 33 учебных часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 35 минут. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст – 7 лет, 1  класс).

Цель программы: обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся (научить их счёту, сформировать умения выполнять арифметические действия, решать текстовые задачи и др.) и развить умения и навыки в том, чтобы познакомить с основами конструкторско-практической деятельностью и формировать элементы конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и навыков учащихся.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • познакомить учащихся с историей возникновения математики и геометрии как наук;
  • учить решению нестандартных творческих задач;
  • учить моделировать различные математические объекты;
  • учить поиску и рациональному использованию необходимой информации;
  • воспитывать любознательность, сообразительность, настойчивость, целеустремленность;
  • содействовать развитию творческого воображения, логического мышления, развитию кругозора путем выполнения нестандартных задач и выполнения упражнений нового вида;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли, рассуждать.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приёмов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратеги решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Методы работы:

  • упражнения, задачи;
  • беседа;
  • игры.

Формы работы:

  • групповые занятия;
  • индивидуальные занятия.

             Методы и приемы педагогической техники

Учителем применяются в педагогической деятельности следующие методы обучения:

  1. деятельностный,
  2. поисковый,
  3. эвристический,
  4. исследовательский,
  5. практический,
  6. наглядный,
  7. самостоятельный,
  8. метод моделирования и конструирования,
  9. метод создания игровых ситуаций,
  10. метод проектов,
  11. метод программированного обучения,
  12. проблемное обучение,
  13. разноуровневое обучение,
  14. индивидуальное обучение,
  15. обучение в сотрудничестве:

а) совместное обучение в малых группах;

б) обучение в командах на основе игры, турнира;

в) индивидуальное обучение в командах.

Виды контроля знаний.

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • участие в математических конкурсах, праздниках, турнирах, олимпиадах;
  • выполнение практикумов, самостоятельных творческих работ.

Формирование универсальных учебных действий

К концу 1 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:

Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;  умение сохранять заданную цель,

умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.

Познавательные -  операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.

Коммуникативные -  потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Содержание программы

Тема 1. Арифметические забавы

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Игры «Волшебная палочка», «Лучший счетчик», «День и ночь», « Магазин» и др.

Тема 2. Логика в математике

Знакомство с понятиями «множество», «элемент множества», решение нестандартных задач, решение и составление ребусов, математические головоломки, анализ содержания задач, разнообразное комбинирование поисковых действий, обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными    условиями.

Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием

Пространственные представления, понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз», геометрические узоры, закономерности в узорах, симметрия, фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии, расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички),части фигуры, место заданной фигуры в конструкции, расположение деталей, выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции, поиск нескольких возможных вариантов решения,  составление и зарисовка фигур по собственному замыслу, решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

Календарно – тематический план

№ п/п

   Темы учебных занятий

Кол-во часов

   Содержание

Сроки проведения

план

факт

                                                     Арифметические забавы

1.

Интересная математика

1

Решение нестандартных задач

2.

Как люди научились считать

1

Правила счета у древних людей. Отношение «много» и «один».

3.

Числовые игры

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

4.

Соображалки

1

Задачи с некорректными данными.

5.

Задачи на внимание

1

Решение занимательных задач

6

Волшебница- линейка

1

Шкала линейки. История возникновения линейки.

7

Праздник чисел

1

Игры «Отгадай число», «Задумай число»

8

Числа - великаны

1

Построение математических пирамид.

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1

Разноуровневые игры.  Расположение чисел по порядку. Игра «найди числа»

                                                       Логика в математике

10

Больше-меньше, раньше-позже, быстрее-медленнее

1

Закрепление понятий. Математическая эстафета.

11-12

Множество и его элементы

2

Знакомство с понятиями «множество», «элемент множества»,  определение принадлежности элемента множеству.

13

Математическая эстафета

1

Решение олимпиадных задач

14

Математические горки

1

Построение математических пирамид.

15-16

Секреты задач

2

Задачи с лишними или недостающими данными. Нестандартные задачи.

17

Задачи-смекалки

1

Задачи с некорректными данными.

18

Прятки с фигурами

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

19

Математические игры

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Игры «Рыбалка», «Бегущие минутки».

20

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

21

Математическая карусель

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

22

Математические фокусы

1

Порядок выполнения действий в числовых выражениях.

23

Истинные и ложные высказывания

1

Понятия «истина», «ложь».

24

Игра в магазин. Монеты

1

Счет в пределах 20.

25

Математическое путешествие

1

Вычисления в группах, взаимный контроль.

                                           

                                  Задачи с геометрическим содержанием

 26

Веселая геометрия

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов.

27

Танграм – древняя китайская головоломка

1

Составление фигур с заданным разбиением на части,с частично заданным разбиением на частим, без заданного разбиения.

28

Задачи на разрезание

1

Решение нестандартных задач.

29

Задачи на склеивание

1

Решение нестандартных задач.

30

Волшебные спички

1

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание спичек.

31

Путешествие точки

1

Построение математических пирамид. Игра «Русское лото».

32

Геометрическая викторина

1

Решение задач, формирующих геометрическую    наблюдатель-ность.

33

Обобщающее занятие:

КВН

«Математика – царица наук»

1

Методическое обеспечение

Литература для учащихся

  1. Волина В.В. «Попробуй, отгадай!» Книга для детей. – Р-н-Д: Феникс, 2000.
  2. Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула:ООО Издательство « Астрель», 2004.
  3. Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 1 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Школьная пресса», 2003.

Литература для учителя

  1. Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы [Текст] / Н. В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Виноградова Н.Ф. «Сборник программ внеурочной деятельности   1-4 классы». -  М.: «Вентана-Граф», 2011.
  3. Волина В.В. «Праздник числа. Занимательная математика для детей». - М.: «Знание», 2007.
  4. ВолковаС.И., Пчёлкина О.Л. «Математика и конструирование: Пособие для учащихся 1 класса». – М.: Просвещение, 2011. 
  5. Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетней начальной школы». – М.: Просвещение, 2008.
  6. Кочурова Е.Э.Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) - Электрон. дан.-  win/download/741/
  7. Лазуренко Л.В. «Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах». - Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.
  8. Медведева Т.М. «Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика», 2013 – Электрон. дан.- rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti._zanimatelnaya_matematika._1_-4_klassy._fgos.docx
  9. Овьянова С.Х. Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1-4 классов Электрон. дан -text/78/291/15444.php
  10. Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. «Устные упражнения на уроках математики. 1 класс». – М.: «Ювента», 2009.
  11. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Ч.1-М.: Просвещение, 2011.
  12.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса дополнительного образования «Юный математик», 3 класс

Программа курса дополнительного образования «Юный математик» для 3 класса автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, Ι квалификационная категория. Внеклассная работа по матем...

Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»

      Направленность программы «Юный  математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...

Рабочая программа " Творческая мастерская " Юный математик" 1 класс

Это рабочая программа внеурочной деятельности для работы в 1 классе по ФГОС: актуальность данной темы, педагогические принципы, планируемые результаты, календарный план, формы работы и т.д....

Программа "Юный математик"

Тематическое планирование внеурочной деятельности по математике для 2 класса...

Математическая игра: "Юный математик"

Внеклассное мероприятие по математике, способствующее  развитию логического мышления, воображения, смекалки школьников,совершенствованию вычислительных навыков и повышению интереса к математике....