Внеурочное занятие по математике "За чашкой чая"
план-конспект по математике

Подколзина Наталья Алексеевна

Внеурочное занятие по математике 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskiy_konkurs_za_chashkoy_chaya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математический конкурс " За чашкой чая"

Цели: Создание условий для активизации мыслительной  деятельности обучающихся.

Задачи:

  1. Способствовать формированию интереса к урокам математики, развитию логического мышления, математической интуиции, умению анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях.
  2. Формировать информационную культуру, овладение навыками поиска и анализа информации.
  3. Развивать у учащихся коммуникативные компетентности (культуру общения, умение работать в группах)

Ожидаемые результаты: улучшение качества знаний учащихся, развитие интереса к математике  как учебному предмету.

                                                                                                                                                                   

 Оборудование класса:

 Воздушные шары, плакат, скатерти на столы, пустые тарелочки, карточки с заданиями , 2 конверта с геометрическими фигурами, картон цветной, геометр. фигуры ,сладости.

   

«Здравствуйте, гости дорогие!
Люди светские, простые,
Заходите, проходите
Чайку свежего откушать,

Истории наши послушать».

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
От недуга исцеляет,
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.  

                                                                                           

А чай у нас – математический! За каждый правильный ответ вы будите получать сладости и заполнять пустое блюдо.

 Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай- китайское слово. Русские люди торговали с китайцами, китайцы чай называли ча –е, отсюда и стало слово чай.                                                                                                          

Казахская чайная церемония.        

С раннего утра до вечера кипит самовар в гостеприимном доме казаха. Чаепитие у казахов всегда было делом торжественным. Пожалуй, нет другого народа, который бы так же почитал этот напиток. Традиции, связанные с чаепитием, стали важнейшей чертой национального быта и даже характера казахов.     Чаепитие  было  таким  началом торжества, которое всему задавало тон.  Испорченное чаепитие  означало,  что  и  весь  праздник  пошел   насмарку,  потому  чайный  ритуал  соблюдался  по строгости, с бережным сохранением всех его деталей.

Дастархан – это не только традиция пира, но и целая философия гостеприимства. Главное украшение стола, конечно, самовар. Рядом с самоваром ставят посуду — чайник и пиалы.

Молоко и сливки должны быть кипячеными.

К чаю, казахи подают баурсаки, чак-чак, печенье, сдобные лепешки, иримшик, курт, восточные сладости, фрукты, колотый сахар, сливочное масло, варенье, курагу, сушеные персики, изюм, гранаты. Пока гости, не спеша, за разговорами, пьют чай, хозяева готовят основной праздничный дастархан.

Русская чайная церемония.

В России впервые чай появился в 1638году. Монгольский хан прямо – таки насильно вручил пакеты с чаем послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай понравился. И почти сразу же стал родным.

За чайным столом собирались всей семьей, принимали гостей, обсуждали проблемы, вели разговоры по душам. Постепенно чайная церемония в России превратилась в ритуал - для чая отвели определенное время (где-то от 5 до 7 часов вечера), изготовили специальные чайные сервизы, завели манеру пить чай с калачами, пирогами, бубликами, вареньем, медом и сахаром вприкуску. Отличилась наша страна и несколькими национальными "изюминками" в деле чаепития. Это, во-первых, самовар - оригинальный и невероятно удачный прибор для приготовления чая, делающий его ароматным и каким-то особым на вкус.

Кроме того, в России был изобретен подстаканник. Дело в том, что из фарфоровых чашечек раньше чай пили только женщины. Мужчинам полагалось пользоваться стеклянной посудой. Вот для того, чтобы уберечь пальцы от горячего стакана, и было изобретено это приспособление.

 Участники делятся на команды « Умники» и « Знатоки».

Наша команда - « Умницы».

 Наш девиз: Чтоб врачом, моряком

 Или лётчиком стать, надо твёрдо на 5 математику знать!

 - Наше пожелание всем:

Победившим не хвалиться,

Проигравшим не реветь.

Наша команда « Знатоки»

 Девиз: Пусть ум победит силу.

Пожелаем всем  друзьям

 Сражаться дружно и отважно.

 Кому достанется победа

- Совсем - совсем неважно.

  1. Разминка (по 2 человека).

 Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (3 кг)

 Сколько ушей у 5 мышей? (10)

 У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.)

 Летели 3 страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают)

Сколько пальцев на двух руках?

Сколько букв в русском алфавите?

Сколько букв в слове «школа»?

Сколько слогов в слове «Буратино»?

Сколько дней в неделе?

Сколько сторон у квадрата?

Сколько сторон у шестиугольника?

Сколько десятков в числе 18?

Сколько отдельных единиц в числе 15?

Как назвать число, в котором 10 десятков?

Как называется результат при сложении?

Сколько сантиметров в двух дециметрах?

Сколько пальцев на руке?

Сколько гласных звуков в русском языке?

Сколько слогов в слове «карандаш»?

Сколько букв в слове «урок»?

Сколько месяцев в году?

Сколько сторон у прямоугольника?

Сколько сторон у пятиугольника?

Сколько десятков в числе 13?

Сколько отдельных единиц в числе 16?

Как назвать число, в котором 7 десятков?

Как называется результат при вычитании?

Сколько дециметров в сорока сантиметрах?

Сосчитайкино»,

  1. А сейчас Мальвина всем раздаст салфетки. На обратной стороне салфетки примеры. Вы должны их решить. Если решили  верно, то салфетку кладёте на свой стол.

 45-40,   56+3,   100-60, 99+1, 100-1,48-8, 36-10, 79+1,25+5, 15+5, 36+4,79-9 68-30.

2. А знаете ли вы, сколько чашек чая  вмещается в самовар. А узнаете вы это решив задачу в стране « Задачкино»

( задачи записаны на карточках)

1. Из гостей шел бегемотик.

Он  имел  весьма  круглый  животик.

Говорил: «Так  сегодня  наелся,

Что  булочками  даже  объелся.

16  булок  на  завтрак  раздали,

У  мартышек  4  упали.

Я  их  быстренько  съел,

Аж  живот  заболел.»

 Сколько  булочек  съел  бегемотик

И  получил  весьма  круглый  животик? (10)

2. Решила старушка к чаю  ватрушки испечь.

Поставила тесто да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо — совсем позабыла.

Две штучки — для внучки,

Две штучки — для деда,

Две штучки — для Тани,

Дочурки соседа...

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки.(6)

3. Как-то вечером к медведю

На чай пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, "косой",

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел -

Он считать ведь не умел!

Помогите ему скорей -

Посчитайте-ка всех зверей.(6)

4. Старый дом пошёл на слом.

Мы въезжаем в новый дом.

У него весёлый вид-

Всюду музыка гремит.

Под балконами большими,

Возле новеньких ворот

Разгружаются машины,

Улыбается народ.

Вот, осматривая дом,

Ходит новый управдом.

Он без всякого труда

Говорит кому куда:

-Вам пониже на этаж,

Этот - ваш, а этот - ваш.

Ваш - четвёртый, ваш - седьмой,

Ваш - восьмой.

А наш какой?

- На этаж повыше,

Ваш у самой крыши.

- Если выше на этаж,

То который будет наш? (Девятый)

 Мы за чаем не скучаем

 По две чашки получаем

 Восемь чашек, восемь пар

 Выпиваем самовар

 Чашек пьём всего по паре

 Сколько чашек в самоваре?(16)

Семь тарелок им умыты

8 чашек не забыты

Ложек –дюжина одна(12)

Чистота кругом видна!

Вы готовы дать ответ

Сколько всей посуды этой

Перемыл он сын –проказник

Это было в мамин праздник.(27)

 Задание на смекалку ( кто быстрее)

1. Масса петуха, стоящего на двух ногах, 4 кг. Какова будет масса петуха, если он встанет на одну ногу?

2. Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько часов играл каждый мальчик?

 3.У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье?

4. Брат  и сестра увидели в вазе орехи и стали думать, как их разделить. Брат сказал: « Если мы возьмём по 3 ореха, то одного нам не хватит».

 Сколько орехов в вазе?

Страна « Измеряйкино»

Учитель: На чашку чая Мальвина пригласила двух клоунов. Посмотрите с каким настроением они пришли? ( один с хорошим, а другой очень печальный)

 Мы поднимем ему настроение, когда скажем из каких геометрических фигур оба клоуна состоят ( называют геометрические фигуры.)

 Ну вот, настроение мы ему подняли. А как же сделать, чтобы наш печальный клоун рассмеялся так же, как и его весёлый друг .

( нужно переставить скобку( рот) вверх. Молодцы, ребята!

 И вы получаете печенье , а на какую геометрическую фигуру оно похоже?

Как его нужно есть. Берут руками , кусают и запивают  чаем.

 И ещё  кто-то вас просит о помощи.

 Я несчастная лисичка.

 Ветер дунул посильней

- Я на части развалилась,

Собери меня скорей!

 Мальвина даёт им сахар - в 2-х сахарницах.

   

                                           

Отгадайте ребусы

Раздаются карточки с ребусами.  

 100 л 100 лб

 100 рож 100 лица

 про 100 р ли 100 к

 пис 100 лет сви 100 к

 те 100 ме 100

 Хозяйка : А сейчас музыкальная пауза: Частушки.

 1. Посидеть за самоваром рады все наверняка,

 Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

 2.Самовар поет ,гудит, только с виду он сердит.

 К потолку пускает пар наш красавец самовар.

 3.Самовар пыхтит , искрится, щедрый, круглый, золотой,

 Озаряет наши лица он свое добротой.

 4.Лучше доктора любого лечит скуку и тоску.

 Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.

 Хозяйка: Ну что продолжим математический чай.

 В старину и в наше время пьют чай и ведут интересные беседы.

 Вот и я предлагаю вам.                                                                                                                

Каждый народ имеет и свои пословицы. Русские:

- Чай пить – не дрова рубить.

- Был бы пирог, найдется и едок.

- Выпей чайку, забудешь тоску.

- Мы люди не гордые, нету хлеба, подавай пироги.

- Не красен обед пирогами, красен едоками.

- От чая лиха не бывает.

- Невелик пирог, да много за ним хлопот.

Казахские:

- Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.

- Если чай не пьешь, где силы берешь?

- Первый глоток увлажняет губы, второй – заставляет забыть одиночество, третий исследует внутренности, четвёртый отодвигает горе, после пятого готов поспорить с богами».

V. Загадки.

Ведущая: А сейчас посмотрим, как вы умеете отгадывать загадки.

“Медный бес на стол залез,
По бокам вода играет,
В середине огонь толкает”
 (Самовар).

- Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.
Никогда не ест, а только пьет,
А как зашумит – всех приманит.
(Самовар).

-Был листок зелёным-

Чёрным стал, томлёным,

Был листочек зубчатым -

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине-

Стал он в магазине. (Чай)

-Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал-

Там и пропал. (Сахар)


- Он бывает с толокном, с рисом, мясом и пшеном.
С вишней сладкою бывает, в печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят.
(Пирог).

- Сами не едим, а людей кормим. (Ложка).

- Не живое, а дышит. (Тесто в квашне).

- В брюхе – баня, в носу – решето,
На голове – пупок, всего одна рука, и та, но спине.
(Чайник).

-Кольцо не простое, кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее.

Всем на загляденье…

Ну и объеденье! (Бублик)

- Белый камень в воде тает. (Сахар).

- Я пузырюсь и пыхчу, жить в квашне я не хочу.
Надоело мне квашня, посадите в печь меня!
(Тесто).

- Маленькое, сдобное колечко съедобное.
Я одна тебя не съем, разделю ребяткам всем.
(Бублик).

 А напоследок:                                                                                                                                                  Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится
Чаем можете лечиться,
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
И в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит
,
Сокрушит любой недуг.
Чай здоровью – лучший друг!

Исполнение песни «Ах, ароматы чая!» (на мотив «Изгиб гитары желтой»)

1. Изгиб гитары желтой

    Ты обнимаешь нежно.

    Сидим у самовара,

    Дымок уходит ввысь.

В беседе задушевной

Вдруг кто-то тихо скажет:

«Как здорово, что все мы здесь                  2 раза

Сегодня собрались!»

2. Ах, ароматы чая!

    И, знаешь, неслучайно

    Веселье, песни, шутки

    В душе моей зажглись.

Отступят все заботы,

И вот воскликнул кто-то:

«Как здорово, что все мы здесь                      2 раза

Сегодня собрались!»

3. Радушные хозяйки

    Накрыли стол богато:

    Пирог, блины, печенье

    И сладости нашлись.

Мы выпьем чашку чая,

Все вместе дружно скажем:

«Как здорово, что все мы здесь                  2 раза

Сегодня собрались!»

Чаепитие

  А сейчас разгадав сюрприз всех приглашаем на чаепитие, но не забудьте о правилах вежливости  о которых мы говорили.

 Дети накрывают на столы первые садятся девочки, а потом мальчики.

1.Пить чай нужно аккуратно.

2.Если чай горячий можно налить в блюдечко и пить из него.

3.Сахар в чае размешивают, не касаясь краёв ложечкой.

4.Справа от блюдечка кладут чайную ложку ( углублением вверх)

5.Пить бесшумно, не дуть в чашку, чтобы чай не расплёскивался по сто

Ведущий 2. Вот настал момент прощанья,

                     Будет краткой наша речь.

                     Говорим вам:

ДО СВИДАНЬЯ!   ДО  СЧАСТЛИВЫХ  НОВЫХ  ВСТРЕЧ!

ЗАДАЧИ

• Мальчик ссыпал вместе песок из четырех кучек, а девочка ссыпала вместе песок из пяти кучек. Сколько кучек песка получилось? (Две кучки, если каждый ссыпал в свою, или одна большая, если весь песок дети ссыпали вместе.)

• Поле пахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7)

• Шли три козленка. Один впереди двух, один — между двумя, а один — позади двух. Как шли козлята? (Друг за другом.)

• Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8)

• Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3)

• Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец вытянули репку. Сколько глаз увидело репку? (12)

• 60 листов книги имеют толщину 1 сантиметр. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2 см)

• У короля были три монеты. Одна из них — фальшивая, она легче по весу. Король взял две монеты и взвесил их на весах. Теперь он мог точно сказать, какая из его монет фальшивая. Как за одно взвешивание королю удалось это определить? (Если при взвешивании одна из монет оказалась легче, то она и была фальшивой. Если обе монеты весили одинаково, то оставшаяся и была фальшивой.)

• На березе сидели две вороны и смотрели: одна на юг, а другая на север.

— У тебя, — говорит первая ворона, — лапки в грязи.

— А у тебя, — отвечает вторая, — клюв в земле.

Как же так: смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Вороны смотрят друг на друга.)

• «Мы только с парохода,

Мы только из похода —

Одиннадцать недель

Гостили на воде».

А сколько это дней? (77)

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТУРНИР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по информатике в рамках организации внеурочной занятости "Редактирование текста"

Презентация содержит краткую информацию для обучения редактированию текста младших школьников....

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»

В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности "История фарфоровой чашки" по курсу "Знакомьтесь: Невский район"

Данное занятие является частью этапа сбора информации в долгосрочном коллективном проекте. На занятие отводится 1 час  по программе «Знакомьтесь: Невский район» (курс рассчитан на обу...