адаптированная рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс)

Анна Михайловна Молчанова

Рабочая программа по математике для учащихся с задержкой психического развития  (вариант 7.2. разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС НОО МБОУ «Тарбагатайская СОШ» Тарбагатайского района, программы «Математика 1-4 классы» авторов М.И. Моро, Ю.М. Калягиной, М.А.Бантовой, Г.В. Бильтюковой, С. И. Волковой, которая входит в программу учебного курса «Школа России», планируемых результатов начального общего образования, методических рекомендаций к адаптированным программам. Адаптированная  образовательная программа адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptir_matematika.doc829 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Рабочая программа

                           По       математике    (адаптированная 7.2)

                           Класс    4

                           Количество часов    136

                           Учитель: Молчанова Анна Михайловна

                                 

                                                Тарбагатай 2020

                                   Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для учащихся с задержкой психического развития  (вариант 7.2. разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС НОО МБОУ «Тарбагатайская СОШ» Тарбагатайского района, программы «Математика 1-4 классы» авторов М.И. Моро, Ю.М. Калягиной, М.А.Бантовой, Г.В. Бильтюковой, С. И. Волковой, которая входит в программу учебного курса «Школа России», планируемых результатов начального общего образования, методических рекомендаций к адаптированным программам. Адаптированная  образовательная программа адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы.

Значение предмета «Математика» в общей системе коррекционно-развивающей работы:

Овладение математическими знаниями, умениями и навыками представляет для обучающихся с ЗПР довольно существенные трудности. Хотя обычно они более успешны в математике, чем в русском языке, все же общие со всеми детьми с ОВЗ трудности переработки информации, недостатки опосредствования, невладение приемами произвольной регуляции внимания, активизации памяти существенно затрудняют усвоение образовательной программы по математике. Проблемы связаны и с недостаточным уровнем дошкольной подготовки, эмоциональной неустойчивостью, поведенческими нарушениями.

Минимальные мозговые повреждения, имеющиеся у большинства обучающихся с ЗПР, обычно не приводят к фактической невозможности самостоятельного решения составных арифметических задач, как это бывает у умственно отсталых школьников. Однако при достаточно выраженной ЗПР, послужившей основанием для вывода о необходимости специальных условий обучения, существует множество других причин, затрудняющих решение задач, приводящих к ошибкам в вычислениях и прочим трудностям.

В первую очередь это недостаточность системы произвольной регуляции из-за которой обучающиеся в подавляющем большинстве характеризуются как невнимательные. Они допускают разнообразные ошибки, недостаточно контролируя как процесс, так и результат своей деятельности. Типичным признаком наличия минимальных мозговых повреждений являются трудности удержания числовой информации. Недостатки произвольной организации деятельности проявляются нелепыми действиями, не позволяющими достичь результата. Иногда подобные мало адекватные действия рассматриваются как проявления церебрастении (мозговой слабости).

Достаточно высокая мотивация получения результата, весьма типичная для младших школьников с ЗПР, иногда побуждает их искать способы достижения результата, иррелеватные собственно содержанию задания. Чаще же неуспех провоцирует отказ от деятельности. Педагог должен уметь дифференцировать неуспешность описанного типа от истинного непонимания сущности математики. Специфическое расстройство формирования счетных навыков (дискалькулия) наблюдается относительно редко. Вместе с тем у некоторых обучающихся подобное расстройство выражено отчетливо. Поскольку дискалькулия достаточно разнообразна, то вывод о ее наличии должен сделать логопед и психолог. Соответственно, работать над ее преодолением учителю также следует совместно с этими специалистами.

Увеличение срока обучения на этапе «вхождения» в процесс образования позволяет в полной мере компенсировать недостатки предшествующего обучения, использовать уже имеющиеся элементарные математические знания и создать более полноценную базу для овладения математикой. На уроках математики у школьников формируются универсальные учебные действия, что имеет особое значение для дальнейшего обучения. Через математическое содержание урока проходит процесс формирования аналитико-синтетической деятельности как основы, которая позволит в дальнейшем сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать, что в свою очередь на следующем этапе будет способствовать осознанию своих действий при выполнении учебных задач и их  программированию.

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «математика» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:

- расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности использовать математические знания в быту (подсчитывать денежные суммы, необходимое количество каких-либо предметов для определенного числа участников, ориентироваться во времени и пространстве, определять целое по его части и т.п.);

-  развитие возможностей знаково-символического опосредствования, что повышает общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают осознанно используемые математические символы, схемы, планы и т.п.);

- увеличение объема оперативной памяти;

-совершенствование пространственных и временных представлений;

- улучшение качества учебного высказывания за счет адекватного использования логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»);

-появление и развитие рефлексивных умений;

-развитие действий контроля;

- совершенствование планирования (в т.ч. умения следовать плану);

- вербализация плана деятельности;

- совершенствование волевых качеств;

- формирование социально одобряемых качеств личности (настойчивость, ответственность, инициативность и т.п.).

Общая  цель обучения математике является формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программы основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом, воспитание ума и воли ребенка с ЗПР.

В соответствии с АООП определяются общие задачи предмета:

-Сформировать представления о числах и величинах, арифметических действиях, выработать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме и научить использовать счетные навыки в практической жизни.

-Уточнить представления о геометрических фигурах, пространственных отношениях, сформировав необходимые пространственные представления и научив пользоваться измерительными инструментами.

-Научить решать простые и составные текстовые задачи, оперировать с результатами измерений и использовать их на практике.

-Формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем.

-Формировать учебное высказывание с использованием математической терминологии.

-Корригировать недостатки познавательных процессов и познавательной деятельности в целом  за счет поэтапного формирования действий, необходимых для овладения учебной программой.

-Воспитывать волевые качества, позволяющие преодолевать трудности организации и недостатки регуляции деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

        На уроках математики решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические коррекционные задачи обучения детей с пониженной математической готовностью:

  • изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычислений;
  • ознакомление с элементами буквенной символики, с геометрическими фигурами и величинами;
  • формирование практических умений (измерительных, графических);
  • формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.

С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса в программу более широко включены геометрический материал, задания графического характера, а также практические упражнения с элементами конструирования.

Общая характеристика учебного предмета и коррекционно- развивающее значение предмета:

Включение учебного предмета «Математика» в качестве обязательного для детей, получающих образование по варианту 7.2, определено незаменимостью  этого предмета, как для последующего школьного образования, так и для формирования сферы жизненной компетенции. Без владения навыками арифметических вычислений, решения арифметических задач, приемами измерения и вычисления площадей и объемов человек не может быть успешным в быту. Без базовых знаний по математике и автоматизированных навыков вычислений обучающиеся не смогут осваивать учебные предметы в среднем звене школы.

При составлении рабочей программы выполняются ориентиры, заданные АООП обучающихся с ЗПР и не обнаруживающие отличий от ПрАООП ФГОС НОО.В ходе изучения предмета «Математика» обучающиеся постепенно осваивают чтение и запись чисел от нуля до миллиона, классы и разряды, знаки сравнения, единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час).Формируются также понятия о долях величины. Усваиваются названия компонентов арифметических действий, знаки действий, таблицы сложения и умножения, деление с остатком, порядок действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел, способы проверки правильности вычислений. Обучающиеся учатся записывать условие, арифметически решать текстовые задачи, использовать модели в процессе решения.

Изучаются пространственные отношения, взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, между и пр.), а также геометрические фигуры, формы, величины (длина.периметр, площадь) и их измерение. Детей обучают работе с информацией, построению словесных алгоритмов доказательства, заполнению таблиц, прочтению диаграмм и т.п. Таким образом, работа по выделенным направлениям создает базу последующего обучения, формирует аналитико-синтетические способности, возможности предварительного анализа и планирования, контроля результатов деятельности.

В ходе обучения математике происходит тренировка произвольной концентрации внимания, расширяется объем оперативной памяти, но самое главное – формируются элементы логического мышления, возможности установления причинно-следственных связей и разнообразных отношений между величинами. Требования пояснять ход своих рассуждений способствуют формированию умений математического доказательства. Выделение обобщенных способов решений примеров и задач определенного типа ведет к появлению возможностей рефлексии. Математика как учебный предмет максимально насыщена знаково-символическими средствами. Математические символы и обозначения являются средствами, активизирующими отвлеченное мышление. Из всего перечисленного становится очевидной роль математики для общего психического развития любого ребенка.

В обучении ребёнка первый класс несет в себе большое коррекционно-развивающее значение, так как позволяет ввести в курс большое количество заданий предметной деятельности, соблюдать принцип пошаговости при объяснении нового материала, которое обеспечивается большим объемом наглядности. В данном периоде обучения есть возможность формировать навык с соблюдением всех его этапов, с учетом ведущего канала восприятия учебной информации (слуховой, зрительной, тактильной).

Данный предмет позволяет на уроках отработать приемы, которые можно усвоить только в процессе взаимодействия «учитель – ученик», с последующей пошаговой отработкой этапов данного приема. Для детей с ЗПР этот процесс, в связи со снижением мыслительных операций, сложный, но временные рамки курса позволяют достичь детьми положительного результата. Это очень важно, так как усвоение приемов решения задач является универсальным методом развития мышления.

В данной программе по математике предусмотрены задания для детей, которые решаются в наглядно-практическом плане, далее предлагаются задания с последующим переходом к наглядно-действенному и знаково-символическому мышлению.

Курс ориентировочно состоит из следующих разделов, обозначенных в ПрАООП в качестве желательных: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Место учебного предмета в учебном плане

        В учебном плане предмет «Математика» начального общего образования учащихся с ЗПР (вариант 7.2)  является обязательным. На его реализацию в форме урока отводится 4 часа в неделю. При 33 учебных неделях в 1 классе планируется 132 урока. Во 2-4 классах по 136 ч (24 учебные недели в каждом классе).

                                      Результаты изучения учебного курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты 

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.

Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

- знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;

- знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;

- использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);

- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;

- находить значения выражений, содержащих 1-2 действия (сложение или вычитание);

- решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.

 - распознавать геометрические фигуры: точку, круг, отрезок, ломаную, многоугольник, прямоугольник, квадрат, линии: кривая, прямая.

  •  в процессе вычислений осознанно  следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
  • использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
  • использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
  • использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
  • выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
  • выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
  • производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
  • использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
  • определять длину данного отрезка;
  • читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
  • заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.

2-й класс

Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делать выбор, какой поступок совершить.

        Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений

Учащиеся должны уметь:

  • использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
  • использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и  соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
  • использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
  • осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
  • использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
  • осознанно следовать  алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
  • решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:

а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;

в) на разностное и кратное сравнение;

  • измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
  • узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
  • находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).

3–4-й классы

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.

Учащиеся должны уметь:

-        использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
  • использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км),  массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
  • использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
  • пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
  • представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
  • выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
  • осознанно следовать алгоритмам  устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных  вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
  • осознанно следовать алгоритмам  проверки вычислений;
  • использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
  • читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
  • решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • находить значения выражений в 2–4 действия;
  • использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
  • сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
  • определять время по часам с точностью до минуты;
  • сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
  • использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
  • использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
  • рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
  • объяснять соотношение между разрядами;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
  • использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
  • использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  • выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
  • выполнять умножение и деление с 1 000;
  • решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  • решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
  • решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
  • осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x – a = b ; a ∙ x = b; x = b; a = b;
  • уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонентов
  • выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
  • строить окружность по заданному радиусу;
  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок,  ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).

                                       Содержание  программы

В основу положено содержание коррекционной программы начальной общеобразовательной школы для детей с задержкой психического развития:

​ изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычисления;

​ ознакомление с элементами буквенной символики, с геометрическими фигурами и величинами;

​ формирование практических умений (измерительных, графических);

​ формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.

Изучение программного материала должно обеспечивать не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование таких приемов умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков развития обучающегося, испытывающего трудности в обучении. С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса начальной математики в программу более широко включен геометрический материал, задания графического характера, а также практические упражнения с элементами конструирования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливаете мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнениям действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

 

Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

  1. Контрольная работа.

Контрольная работа в специальных (коррекционных) классах VII вида проводится на 2 уроках. Задания на первом уроке содержат задачу и геометрический материал (2 задания). Задания второго урока состоят из примеров, уравнений, задания на сравнение (3 – 4 задания).

Негрубыми ошибками считаются:

- замена знаков, не влияющая на логику выполнения задания;

- единичное отсутствие наименований;

- отсутствие пояснений в задаче, неполный ответ;

- незначительные расхождения при измерении;

- замена цифр с последующим верным решением задания;

- отсутствие проверки в уравнениях.

Выставление отметки за работу, содержащую примеры:

«5» - без ошибок, 1-2 самостоятельных исправления

«4» - 1-2 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления или 2 негрубые ошибки

«3» - 2-3 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления и 2 негрубые ошибки

«2» - выполнена ½ часть работы

Выставление отметки за работу, содержащую задачи:

«5» - без ошибок

«4» - 1-2 негрубые ошибки

«3» - 2-3 ошибки (более ½ работы выполнено верно)

«2» - более ½ работы выполнено неверно

Примечание: За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работу оценка снижается на 1 балл (но не ниже «3»).

  1. Контрольный устный счет.

        5» - без ошибок

        4» - 1-2 ошибки

        3» - 3-4 ошибки

        2» - 5 и более ошибок

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

М.И.Моро и др. Математика. Программа: 1-4 классы.

Учебники

1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика:  Учебник: 1-4 класс: В 2 ч.: Ч.1.

2. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 1- 4 класс: В 2 ч.: Ч.2.

Рабочие тетради

1. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 1-4 класс: В 2 ч.: Ч.1.

2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 1-4 класс: В 2 ч.: Ч.2.

Проверочные работы 

1. Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1-4  класс.

Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

Электронные учебные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Математика», 1, 2, 3, 4 класс.

(Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.

Технические средства

1. Классная доска.
2. Компьютер.

Календарно-тематическое планирование

Раздел тема

Кол-во часов

Дата проведения

Дата фактич проведения

1

Р: «ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000. ПОВТОРЕНИЕ»(12 ч)

Нумерация. Счет предметов. Разряды
Учебник, ч. 1, с. 3–

2

Выражение и его значение. Порядок выполнения действий С. 6–7

3

Нахождение суммы нескольких слагаемых С. 8

4

Нахождение суммы нескольких слагаемых С. 8

5

Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное С. 10–11

6

Умножение на 0 и 1  С. 11

7

Прием письменного деления на однозначное число
С. 12

8

Прием письменного деления на однозначное число с13

9

Прием письменного деления на однозначное числос14

10

Прием письменного деления на однозначное число

11

Сбор и представление данных. Диаграммы с16-17

12

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» С. 18–19

13

Р:«ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1 000» (124 ч)

НУМЕРАЦИЯ (11 ч)

Устная нумерация. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы С. 21–23

14

Письменная нумерация. Чтение чисел с 24

15

Письменная нумерация. Запись чисел С. 25

16

Натуральная последовательность трехзначных чисел. Разрядные слагаемые С. 26

17

Сравнение многозначных чисел С. 27

18

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1 000 раз
С. 28

19

Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе С. 29

20

Класс миллионов и класс миллиардов С. 30

21

Проект «Наш город (село)» С. 32–33

22

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

С. 34–35

23

Контроль и учет знаний по теме «Числа, которые больше 1 000. Нумерация»

24

Р:ВЕЛИЧИНЫ (13 ч)

Единицы длины. Километр С. 36–38

25

Единицы измерения площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр С. 39–40

26

Таблица единиц площади С. 41–42

27

Палетка. Измерение площади фигуры с помощью палетки с 43-44

28

Единицы измерения массы: тонна, центнер
С. 45

29

Таблица единиц массы С. 46

30

Единицы времени. Год с47

31

Время от 0 часов до 24 часов С. 48

32

Решение задач на время с 49

НРК: определение времени передвижения от села Тарбагатай до ближайших населённых пунктов

33

Единицы времени. Секунда с 50

34

Единицы времени. Век с51

35

Таблица единиц времени  с 52

36

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

С. 53–57

37

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (10 ч)

Устные и письменные приемы вычислений с 60 

38

Прием письменного вычитания для случаев вида
8 000 – 548, 62 003 – 18 032С. 61

39

Нахождение неизвестного слагаемого с 62.

40

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого с 63

41

Нахождение нескольких долей целого с 64-65

42

Решение задач  с 66

43

Сложение и вычитание величин С. 67

44

Решение задач   на уменьшение и увеличение в несколько раз с вопросами
в косвенной форме е 68

45

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» С. 69–75

46

Контроль и учет знаний
по теме «Числа, которые больше 1 000. Сложение и вычитание»

47

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (77 ч)

Умножение на однозначное число (5 ч)

Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 С. 76

48

Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число С. 77

49

Приемы письменного умножения для случаев вида:
4 019 · 7, 50 801 · 4 С. 78

50

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями

С. 79

51

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя

С. 80

52

Деление на однозначное число (16 ч)

Деление 0 и на 1 С. 81

53

Прием письменного деления многозначного числа на однозначное с 82

54

Прием письменного деления на однозначное число. Решение задач    С. 83–84

55

Деление многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули С. 85

56

Решение задач на пропорциональное деление С. 86

57

Деление многозначного числа на однозначное С. 87 

58

Решение задач на пропорциональное деление с 88

59

Деление многозначного числа на однозначное

С. 89–90

60

61

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

С. 91–95

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

С. 91–95

62

Контроль и учет знаний по итогам I полугодия С. 98–99

63

Обобщение и систематизация изученного материала

по теме «Умножение и деление на однозначное число»

Учебник, ч. 2, с. 4

64

Скорость. Единицы скорости С. 5

65

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием
С. 6

66

Нахождение времени движения по известным расстоянию и скорости  с7

67

Связь между величинами: скоростью, временем и С. 8

68

Умножение чисел, оканчивающихся нулями (9 ч)

Умножение числа на произведение С. 12

69

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями с 13

70

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся

нулями с 14

71

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями  с 15

72

Решение задач на встречное движение с 16

73

Перестановка и группировка множителей с 17

74

Повторение пройденного.с 20-23

75

Повторение пройденного.с 20-23

76

Контроль и учет знаний по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями»

77

Деление на числа, оканчивающиеся нулями (13 ч)

Деление числа на С. 25

79

Деление с остатком на 10, 100 и 1 000 С. 27

80

Задачи на нахождение четвертого пропорционального
С. 28

81

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями С. 29

82

Прием письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями С. 30–32

83

Прием письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями С. 30–32

84

Прием письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями С. 30–32

85

Решение задач на противоположное движение с 33

86

Решение задач. Закрепление приемов деления с 34

87

Повторение пройденного. С. 35–37

88

Повторение пройденного. С. 35–37

89

Проект «Математика вокруг нас» С. 40–41

90

 Умножение на двузначное и трехзначное число (12 ч)

Умножение числа на сумму  С. 42

91

Прием устного умножения на двузначное число с 43

92

Письменное умножение с 44

93

Письменное умножение на двузначное число  с 45

94

Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям  с 46

95

Решение задач  с 47

96

Прием письменного умножения на трехзначное число с48

97

Умножение на трехзначные числа, в записи которых есть нули с 49

98

Письменный прием умножения на трехзначные числа в случаях, когда в записи первого множителя есть нули

с 50

99

Умножение на двузначные и трехзначные числа. Закрепление изученного материала с 51

100

Повторение пройденного с 54-56

101

Повторение пройденного с 54-56

102

Деление на двузначное число (12 ч)

Письменное деление на двузначное число С. 57

103

Письменное деление с остатком на двузначное число
С. 58

104

Прием письменного деления на двузначное число

С. 59

105

Прием письменного деления на двузначное число

С. 60

106

Прием письменного деления на двузначное число
С. 61

107

Прием письменного деления на двузначное число

С. 62

108

Решение задач. Закрепление пройденного С. 63

109

Прием письменного деления на двузначное число

С. 64

110

Прием письменного деления на двузначное число
с 65

111

Закрепление по теме « Письменное деление на двузначное число» с 66

112

Повторение пройденного. С. 67, 70–71

113

Повторение пройденного. С. 67, 70–71

114

Деление на трехзначное число (10 ч)

Письменное деление на трехзначное число с 72

115

Прием письменного деления на трехзначное число с 73

116

Прием письменного деления на трехзначное число с 74

117

Прием письменного деления на трехзначное число с 75

118

Прием письменного деления на трехзначное число с 76

119

Проверка деления умножением. Закрепление с 77

120

Повторение пройденного С. 82–85

121

Повторение пройденного С. 82–85

122

Контроль и учет знаний по теме «Числа, которые больше 1 000. Деление на трехзначное число»

123

Закрепление по теме «Письменное деление на трех-

значное число

124

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (13 ч)

Повторение изученного
(обобщение
и систематизация знаний)
.

С. 86–113

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

Итоговый контроль и учет С. 114–115

135

Анализ и работа над ошибками

136

Обобщение и систематизация изученного материала
С. 78–85


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по математике 2 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (индивидуальное обучение на дому).

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Математика" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осно...

Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс. «Начальная школа 21 века»

Адаптированная рабочая прграмма по математике (для интегрированного класса). 3 класс. Программа "Начальная школа 21 века". В программе расписаны на каждый урок УУД + вид деятельности для детей с ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класс специальной( коррекционной) школы.

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класс специальной( коррекционной) школы....

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (СКК VII) вида по программе "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса предназначена для специальных коррекционных классов VII вида, создаваемых на базе общеобразовательных школ для детей с задержкой психическог...

Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс (8 вида)

Рабочая программа составлена на основе "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида подготовительный, 1-4 классы", авторы составители М. Н. Перова, В. В. Эк под редакцией В...

Адаптированная рабочая программа по математике класс 2 VIII вида

Адаптированная  рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена  в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы.Цель: Создание  благопри...