Урок математики. Квадрат
план-конспект урока по математике (2 класс)

Хохлова Ирина Борисовна

Урок математики. Квадрат

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_matematiki.zip232.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия №166 г. Новоалтайска  Алтайского края»                                                                                                                                    

УМК «Школа России»

Тема:

«Квадрат»

                                                     Автор: Хохлова Ирина Борисовна,        

                                                                                                                                                                                                 учитель        

                                                                                                        начальных классов

                                                                                                                                        МБОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска

                                                                                                                                        Алтайского края»

Предметная область: Математика

Тема: Квадрат.

 2 класс

 Цели урока: создать условия для уточнения представлений второклассников о прямоугольнике и познакомить с  

                        квадратом как частным случаем прямоугольника.

 Задачи урока:

  1. Формировать умение чертить квадрат на клетчатой бумаге.
  2. Способствовать развитию геометрической зоркости, умению строить логические рассуждения.
  3. Способствовать осознанию учащимися практической значимости знаний о квадрате и его свойствах.
  4. Воспитывать толерантное  отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

 

Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;  

          - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

         

 Ожидаемые результаты:

            - формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика»;

             - формирование умений действовать в соответствии с поставленной целью;

           - развитие умений узнавать квадраты среди многоугольников;

           - повышение активности на уроках;

           - улучшение результатов обучения.

Стадия

Этап урока

Цель

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1. Психологический настрой учащихся.

Организационный  момент.

Создание благоприятной рабочей обстановки.

Включение учащихся в деятельность.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

-Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

-Откройте тетради и запишите сегодняшнее число:

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Ответы детей.

От своих записей  в тетради дети отступают четыре клетки и записывают число.

Дети вспоминают правила «рабочего»  человека.

2. Стадия вызова.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Создание проблемной ситуации. Осознание неполноты знаний

Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Создание условия  для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

Слайд №2

-Рассмотрите рисунок.

-Назовите геометрические фигуры, из которых составлен домик.

-Какая геометрическая фигура встречается в изображении домика один раз?

(учитель наводит «руку» на изображение треугольника и он исчезает)

-Как, одним словом можно назвать оставшиеся фигуры?

-Можно ли назвать данные фигуры прямоугольниками?

-Почему?

(учитель наводит «руку» на изображение параллелограмма и он исчезает)

-Как, одним словом можно назвать оставшиеся фигуры?

-Как проверить?

-Сколько прямоугольников вы насчитали на рисунке?

-Кто может сказать: на какие две группы можно разделить данные прямоугольники?

(учитель наводит «руку» на изображения прямоугольников и они исчезают)

-Как называются оставшиеся фигуры?

Учитель предлагает детям карточки со списком верных и неверных высказываний и предлагает закрасить простым карандашом подходящее слово в столбце «До изучения»

Учащиеся, рассматривая рисунок, называют фигуры: четырёхугольники, треугольник

(возможны варианты: треугольник, квадраты, прямоугольники)

Учащиеся анализируют изображение и отвечают:

- Один раз встречается треугольник.

Учащиеся анализируют изображение и отвечают:

-Четырёхугольники.

-Назвать прямоугольниками нельзя.

-Крышу нарисовали фигурой, у которой нет прямых углов.

-Оставшиеся фигуры прямоугольники.

-У оставшихся фигур прямые углы, можно проверить с помощью угольника.

Учащиеся анализируют изображение и отвечают:

-Прямоугольников шесть.

В классе найдутся учащиеся, которые смогут ответить:

-Данные фигуры можно разбить на прямоугольники и квадраты.

-Оставшиеся фигуры – квадраты.

Индивидуальные карточки для учащихся

Высказывания

До изучения

После изучения

1. Всякий квадрат является прямоугольником.

Да

Нет

Да

нет

2. Всякий прямоугольник является квадратом.

Да

Нет

Да

Нет

3. Если все стороны четырёхугольника равны, то это квадрат

Да

Нет

Да

Нет

После проверки и сопоставления результатов выясняется, что мнения у детей разные.

-Хватает ли вам знаний, чтобы ответить уверенно на данные высказывания?

-Нет, не хватает.

3.Стадия Содержания.

Постановка учебной задачи.

Реализация плана.

Поиск оптимального решения учебной задачи.

Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.

-Кто сможет сказать тему нашего урока.

-Что вы хотите узнать о квадрате?

Составления плана:

1.Что обозначает слово «квадрат»? (этот пункт предлагает учитель, если учащиеся не смогли его назвать).

2.Какая фигура может быть  квадратом.

3.Как изготовить квадрат.

4.Чем отличается квадрат от других фигур.

(И так далее. Пункты фиксируются на доске)

Физминутка.

Учитель проговаривает стихотворение:

Хомка, хомка, хомячок!

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз- два- три- четыре- пять!

Хомка сильным хочет стать!

Итак, начинам работу. С чего начнём работать по теме « Квадрат»?

- Слово КВАДРАТ, образовано от латинского слова КВАДРУМ, и обозначает ЧЕТЫРЕ.

-Посмотрите на квадраты и объясните, что у данной фигуры по четыре.

-Что узнаём дальше?

На карточках, которые получают учащиеся, изображены прямоугольники, среди которых есть квадраты.

Слайд №3

-Используя прямоугольный треугольник, докажите, что углы у всех фигур прямые.

-Найдите с помощью линейки или циркуля прямоугольники, у которых все стороны равны.

Учитель оказывает помощь.

Проверка.

-Назовите № фигур, у которых все углы прямые.

-Назовите № фигур, у которых все стороны одинаковой длины.

-Попробуйте сформулировать определение:

Слайд № 4

КВАДРАТ – это….

-Посмотрите на план, скажите, что мы уже изучили?

-Теперь я предлагаю вам карточки, и вы среди фигур попробуйте определить квадраты.

-Что будете делать, что определить какая фигура является квадратом?

Для проверки используется Слайд №5

-Назовите фигуры, которые являются квадратами.

(учитель наводит «руку» на изображения фигур под №№2,3 и они исчезают)

-Думаем, что тема урока: квадрат.

Предположения учащихся.

Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия «хомки».

Глядя на план урока, учащиеся отвечают:

-Узнаем, что обозначает слово «квадрат»?

Учащиеся анализируют изображение и отвечают:

-Четыре стороны, четыре угла, четыре вершины.

-Какая фигура может быть  квадратом.

-Чем отличается квадрат от других фигур.

Учащиеся работают индивидуально.

-Все фигуры имеют прямые углы.

-У фигур под № 4 и № 5 стороны одинаковой длины.

Учащиеся заканчивают определение: квадрат – это прямоугольник, у которой все стороны одинаковой длины.

-Мы узнали значение слова квадрат, узнали, что у квадрата все стороны одинаковой длины и все углы прямые.

-Мы измерим с помощью линейки или циркуля стороны, у квадрата все стороны одинаковой длины.

- С помощью прямоугольного треугольника измерим углы, у квадрата они все прямые.

Выполнение детьми.

Квадраты под № 1 и № 4. У данных фигур стороны одинаковой длины и все углы прямые.

Стадия Размышления

Итог урока. Рефлексия.

Развитие умений соотносить цель и результат.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

-Посмотрите на план и скажите:

- С чем познакомились?

-Чему учились на уроке?

-Что узнали нового?

-Вернитесь к карточкам с таблицей верных и неверных высказываний и закрасьте ячейки со словами ДА, НЕТ в графе «После изучения»

-У кого результаты изменились? Почему?

- У кого результаты не изменились? Почему?

-Что из плана урока мы ещё не выполнили?

-Это будет работа на следующем уроке.

-Домашнее задание:

№ 37, 39, 40 (1) 41 из ТПО № 2.

Спасибо всем за урок.

Высказывания учащихся

Учащиеся возвращаются к карточкам с таблицей верных и неверных высказываний и закрашивают ячейки со словами ДА, НЕТ в графе «После изучения»

Ответы учащихся.

-Мы не учились изготавливать квадрат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики "Квадрат" 2 класс

Презентация к уроку математики 2 класс, с применением СДО....

Технологическая карта урока математики "Квадрат" 2 класс

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Свойства противоположных сторон прямоугольника»Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; способствовать фор...

урок математики "Квадрат"

Тема урока: «Квадрат» (математика, 2 класс, III четверть, урок 84)...

Конспект урока математики "Квадрат"

Данный урок поможет сформировать представления детей о квадрате...

Конспект урока математики "Квадрат" ( 2 класс)

Тема: Квадрат.Класс: 2По УМК «Школа России»: учебник «Математика в 2-х частях» М.И. Моро, М.И. Бантова и др. Цели:образовательные: ввести понятие квадрата; упражняться в построении квадрата при п...