Конспект интегрированного урока математики и ОБЖ. Тема: Лесные пожары
план-конспект урока по математике (3 класс)

Булатова Ольга Александровна

Цели:

  1. Дать детям представление о лесных пожарах, объяснить их  причины и последствия. Сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара. Совершенствовать навыки устного счёта, умение решать задачи изученных видов.
  2. Развивать внимание, память, логическое мышление.
  3. Воспитывать любознательность, умение правильно вести себя в нестандартных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_obzh.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект интегрированного урока математики и ОБЖ.

Тема: лесные пожары.

Цели:

  1. Дать детям представление о лесных пожарах, объяснить их  причины и последствия. Сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара. Совершенствовать навыки устного счёта, умение решать задачи изученных видов.
  2. Развивать внимание, память, логическое мышление.
  3. Воспитывать любознательность, умение правильно вести себя в нестандартных ситуациях.

Оборудование:

  1. Компьютерная презентация.
  2. Памятки «Что делать, если вы попали в зону лесного пожара».

  1. Организационный момент.
  2. Определение темы и целей урока.

- Ребята, отгадав загадки, вы узнаете тему нашего урока.

Весной веселит, 
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Лес)

Слайд №1

- Кто из вас бывал в лесу?

- Чем вам нравится лес?

- Что дает лес человеку? (ответы детей)

- Лес всегда рад помочь человеку. Он согреет, накормит, удивит, научит…

Математическая разминка.

(Когда вы выполните все задания, то узнаете много интересного о лесе)

-Найдите 1/5 от 5 метров.

(Толщина ствола дуба около 1 метра).

- Найдите разность чисел 1000 и 945.

(Дуб может достигнуть в высоту 55 метров).

- Сколько получится, если 55 уменьшить в 11 раз?

(Корни дуба уходят в почву на глубину 5 метров).

- Чему равно произведение 250 и 2?

(Сосна может прожить до 500 лет).

- Во сколько раз 500 больше, чем 10?

(Общая длина корней сосны достигает 50 метров).

- Высота сосны на 10 метров меньше, чем длина корней.

( Высота сосны около 40 метров).

- У леса есть страшный враг. Разгадав загадку, вы узнаете о нём:

     

 Рыжий зверь в печи сидит.

      Рыжий зверь на всех сердит.

      Он от злобы ест дрова

      Целый час, а может два.

      Ты рукой его не тронь,

       Искусает всю ладонь (огонь)

Слайд №2, 3

- Тема нашего урока: “Лесные пожары”.

Слайд №4

- Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке?

-  Проверьте свои предположения.

Слайд №5

- Сегодня на уроке мы узнаем:

  • какими бывают  лесные пожары;
  • как называется наука о пожарах;
  • как люди борются с лесными пожарами;
  • что нужно делать, чтобы не допустить пожара в лесу;
  • как правильно вести себя во время пожара;
  • поупражняемся в решении задач.

2. Новая тема.

- Лесной  пожар - это стихийное, неуправляемое распространение огня по лесным площадям. Причины возникновения пожаров в лесу:

  • Естественные (молния, засуха);
  • Антропогенные   (по вине человека).

-Назовите причины, когда пожар может произойти по вине человека.

Слайд №5

- В зависимости от того, где распространяется огонь, пожары делятся на низовые, верховые, подземные.

Слайд №6

        Низовой пожар  сгорает лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т. п. Скорость движения пожара по ветру 0,25—5 км/ч. Высота пламени до 2,5 м. Температура горения около 700 °.

Слайд 7,8

Верховой пожар: охватывает листья, хвою, ветви, а в случае падения горящих деревьев и травяно-моховой покров почвы и подрост. Скорость распространения от 5—30 км/ч. Температура от 900 °C до 1200 °C

Верховой пожар - страшное зрелище. Весь лес охвачен огнем, который поднимается выше крон деревьев. Огненная лавина движется с большой скоростью, все уничтожая на своем пути. Сгорают деревья и все остальные растения, гибнут звери и птицы. Трудно спастись даже человеку.

Слайд 9, 10

Подземные (почвенные) пожары  чаще всего связаны с возгоранием торфа. Распространяется со скоростью до 1 км в сутки. Могут быть малозаметны и уходить на глубину до нескольких метров, поэтому представляют дополнительную опасность и крайне плохо поддаются тушению.
(Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой)
Температура горящего торфа около 600 °C

Когда горит торфяник – это явление очень страшное и очень опасное. Едкий дым врезается в глаза, очень трудно дышать... Горячая земля под ногами означает только одно: вы в большой опасности. Во время горения торфа, огонь часто уходит под землю, где выжигает целые участки, образуя пустоты. Провалиться в такое пекло проще простого, последствия обычно плачевные. Двигаясь в таких условиях, прощупывайте перед собой дорогу длинным шестом. Это будет выглядеть почти так же, как при перемещении по болоту.

Слайд 11

- Наука о лесных пожарах называется ЛЕСНАЯ ПИРОЛОГИЯ.

Слайд 12

- Люди, которые занимаются этой наукой,  анализируют  и собирают огромное количество научного материала о лесных пожарах. Вот несколько примеров.

           В 1990 г. в Иркутской области выгорело около 300 тыс. гектаров леса. В 1996 г. в Бурятии возникло 29 лесных пожаров, сгорело более 100 жилых домов.                                                                                                                                   1 сентября 2002 г. в Шатурском районе Московской области из-за сильного ветра огонь с горящей травы перекинулся на жилые строения, 12 домов сгорело.

Самый крупный в Сибири лесной пожар, бушевавший на территории Баргузинского заповедника в Республике Бурятия, к утру понедельника полностью локализован на всей площади . Первое возгорание в этом районе было зафиксировано еще после сухой грозы. Спустя четверо суток огонь охватил уже 265 гектаров. Борьба с ним затруднена, прежде всего, сложным рельефом, на котором практически нет площадок, пригодных для посадки вертолета, и большим количеством болот. В борьбе с пламенем используется только ручные инструменты и ранцевые огнетушители. 

Слайд 13,14

Когда пожар пройдет, взору открывается унылая картина. Тут и там торчат черные, обугленные стволы деревьев, похожие на высокие пни, обгоревшая почва местами покрыта золой. Вокруг на большом пространстве не видно ничего живого - ни листика, ни травинки.

Слайд 15

Спустя 80-100 лет может восстановиться лес, близкий к исходному типу, такой, какой был до пожара. Но может произойти и смена господствующих древесных пород. Например, на месте выгоревшего сосняка сформируется березняк, на месте ельника - осинник и т. д.

        

  1. Решение задач

№1

Участок леса, охваченный огнём,  имеет прямоугольную форму. Длина участка 56 км, а ширина в 7 раз меньше. Найдите площадь данного участка.

№2

Пожарные потушили  3/4 площади этого участка. Сколько квадратных километров леса ещё объяты пламенем?

№3

При тушении пожара были задействованы  477 парашютистов-десантников из соседней области - это 3/5  от всех пожарных, принимавших участие при тушении пожара. Сколько всего человек тушили пожар?

  1. Правила безопасности при пожаре в лесу.

- Для уменьшения риска возникновения пожаров огромное значение имеет соблюдение установочных правил пожарной безопасности. Запрещается бросать в лесу горящие спички, окурки. Если вы решили разжечь костер, то надо знать, как правильно это сделать.

Работа в группах

- Обведите кружком правильные  варианты ответов:

а) Дети не должны разводить  в лесу костер одни, без взрослых.

б) Придя с друзьями в лес, сразу же  разожгите костёр.

     в) Костер лучше разводить под деревьями.

     г) Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться.

     д) Обязательно наблюдайте за горящим костром.

    е)  Вовсе не обязательно наблюдать за горящим костром.

     ё) Костер лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой       надо снять дерн и разводить костер в образовавшейся яме.

     ж) Уходя, надо погасить костер: залить водой или засыпать землей.

- Итак, что же делать, если вы попали в пожара?

Памятка

Что делать, если вы попали в зону пожара?

  1. Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.

  1. Если вы видите, что своими силами пожар потушить невозможно, то нужно срочно покинуть зону огня.

  1. Идти надо в наветренную сторону, перпендикулярно кромке пожара, по просекам, дорогам, берегам ручьев и рек.

( учитель объясняет по схеме, как правильно выйти из опасной зоны.)

  1. При сильном задымлении рот и нос необходимо прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды.

     5.Особую опасность на пути представляют падающие деревья, по этому                остерегайтесь их.

     6. Нельзя бежать в загоревшейся одежде! Лучше сбросить её или загасить огонь, катаясь по земле.

5. Итог урока.

- Давайте проверим, как мы все это запомнили.

 Тест.

1. Как называется наука о лесных пожарах

а) экология;

б) пирология;

в) геология.

2. При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при торфяном.

3. При каком пожаре горят кроны деревьев

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при подземном.

4. Как тушат только что начавшийся пожар

а) сбивая пламя веником из зеленых веток;

б) накрывая пламя собственной одеждой;

в) задувая пламя.

5. Неконтролируемый процесс горения, что это-

а) Лесной пожар;

б) Пожар;

в) Торфяной пожар.

( правильные ответы: 1-б; 2-а; 3-б; 4-а; 5-б.)

 (Проверка по окончанию выполнения теста).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока математики и истории по теме "Решение задач. История Древней Греции"

     На интегрированном  уроке математики и истории учащиеся совершили виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, чтобы продолжить знакомство с историей и культурой этой удивительной страны.  На уроке ...

Конспект интегрированного урока (математика+технология) по теме "Периметр прямоугольника. Оригами "Кораблик"

Конспект можно использовать во 2 классе по теме "Периметр прямоугольника"...

Конспект интегрированного урока (математика + окружающий мир), 4 класс. Тема: Решение задач. Московский Кремль.

Конспект интегрированного урока (математика + окружающий мир), 4 класс. Тема: Решениие задач. Московский Кремль....

План конспект интегрированного урока математики и окружающего мира в 4 классе Тема: «Обобщение знаний учащихся по теме "Величины" на основе краеведческого материала»

Закрепляются знания учащихся по величинам с использованием краеведческого материала "Моя малая Родина" (Республика Калмыкия")....

Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.

Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...

Конспект интегрированного урока математики и технологии в 4-м классе по теме: «Палетка. Изготовление палетки. Измерение площади с помощью палетки».

Цель: создание условий для решения учебных и практических задач средствами предметов математики и технологии.Задачи урока:Учить искать приближённое значение площади, построить соответствующий алгоритм...